Режиссер картины Иван Болотников — документалист. И он 12 лет назад уже снимал документальный фильм про советского писателя и поэта Даниила Ювачева, более известного как Хармс.
Новый «Хармс» — его игровой дебют (и вполне традиционный байопик), в котором рассказывается об отношениях обэриута с его ближним кругом (женщинами, друзьями, коллегами), цитируются произведения заглавного героя, а его самого играет польский актер и театральный режиссер Войтек Урбаньский. События фильма охватывают период с 30-х до начала 40-х годов, на экране мелькает черно-белая хроника, за кадром звучит музыка группы «Аукцыон».
Биография, Драма |
16+ |
Иван Болотников |
23 июня 2017 |
2 ноября 2017 |
1 час 35 минут |
Сам не фанат жанра контррецензии, но не удержусь чтобы не сказать - прежде чем выдвигать с позиций профессионального знатока претензии к одной реконструкции, хорошо бы вначале предъявить другую, собственную, на которую вот уж не жалко, поди, было бы убить годы аспирантуры - или, возможно, мы что-то пропустили из блестящих монографий последних лет? Фильм же такую реконструкцию предлагает, и он хорош, един и строен (хотя вовсе не однобок и ни на секунду не зануден, какой бедной чувственностью надо обладать, чтобы это не оценить), что лишает нас необходимости оглядываться на, скажем так, букву аутентичности (тогда как с её духом, право слово, всё в полнейшем порядке). Что наслоения между временными слоями самого повествования, что переклички и комбинации между отснятым сейчас и элементами хроники - оправданны, местами до совсем остроумного. Весьма убедительна в каждом из разных своих планов музыка. Отменна актёрская игра, благодаря которой, да плюс ещё ненавязчивой, но тонкой драматургии пусть даже не главные перипетии сюжета не только "играют", но и, я б сказал, поют! Вообще, полтора часа в кинозале обогащают и утешают - невзирая на эпитафии, винить в которых вот уж следует не режиссёра, а как она имеет место быть отечественную историю.
Какой прекрасный фильм.Наконец увидел стоящий фильм российский.Конечно вся биография Хармса там не уместилась,но хорошо хоть сняли про него наконец.Мне понравилось.
Я обожаю Хармса, очень хорошо знаю его творчество (занималась профессионально в университете и аспирантуре). Конечно, мечтала увидеть адекватный фильм про обэриутов.
И вот, наконец, мы идем с мужем на "Хармса". Я (с надеждой): "Ну, вообще у них все неплохо и весело было до самого конца 20-х". Муж: "Тогда главное, чтобы они не начали с конца". Увы, он оказался прав. Фильм сделан по образу и подобию "Утомленных солнцем" с обязательным некрологом в конце. Этакая панихида по обэриутам. Всем сразу. Тосклятина такая, что мы иззевались.
Я (выходя из зала, удрученная): "Похоже, только Рязанов умел снимать смешно о серьезном". Муж парирует: "Да, а все остальные только серьезно о смешном".
Обидно то, что актеры-то были великолепные, Хармс - будто сошел с фотографий, такой, каким он, наверно, и был (и дело не во внешности, конечно). И даже заметный польский акцент его меня не смутил. Не менее достоверно выглядят Эстер, Марина, Маршак, Введенский... Прекрасные костюмы и декорации. Но сценарий и режиссура, как мы и боялись, по старому шаблону: об обэриутах привыкли говорить только в трагическом ключе, поэтому даже слабые попытки показать, как они умели веселиться, какие устраивали интересные литературные и философские дружеские посиделки (возможно, нашему современному поколению, часто обуреваемому неизбывной тоской, скукой и творческой пассивностью, несмотря на более или менее сытые времена, было бы хорошо этому поучиться - умению радоваться жизни и творить), выглядят не очень убедительно и так же тоскливо, как весь фильм.
Резюме: посмотреть, конечно, стоит, чтобы увидеть живого Хармса и его окружение. Но ничего нового режиссер не сказал. Да и ничего старого, кажется, тоже.