История про несправедливо уволенного директора бумажной фабрики Брюно Давера, готового на все, лишь бы вернуть свою работу.
Триллер, Комедия, Криминальный |
Коста-Гаврас |
2 марта 2005 |
1 час 57 минут |
- Чему вас научила безработица, мсье Давер?
- На малый срок она мобилизует, а на долгий губит все?
- А вы, на каком этапе?
- На полпути
Спустя два года тщетных поисков Бруно Давер понимает, что работу, соответствующую его высокому статусу, на которую он с большим основанием мог надеяться вначале, ему уже просто так не дадут. Сокращенные только что и от того более привлекательные кандидаты со страниц своих безупречных резюме так и просятся, чтобы их взяли. Но, что же теперь - опуститься до уровня мелких сошек? Заниматься этикетками на упаковку? Быть в подчинении у женщины? Но вот он видит рекламу бумажной фабрики, где химик, такой же, как и он, говорит клиентам о достоинствах своей компании. Именно место мсье Машвера, этого химика, решает занять Давер.
Он устанавливает личности пятерых кандидатов с более привлекательными резюме и приступает к их устранению. Вдобавок нужно избавиться от безукоризненного мсье Машвера и тогда долгожданная работа постучится в дверь. Но не раньше. Если же этих мер не принять, то все рухнет и со счастливой жизнью придется распрощаться навсегда.
Гильотина, фильм Коста-Гарваса, рассказывает о том, на что может решиться взрослый безработный человек, отец семейства, чтобы вернуть себе доброе имя. А имя его сильно подпорчено - его жене приходиться работать в двух местах на малопривлекательных работах, сын, лишенный карманных денег, ворует и рискует угодить за решетку и главное, кончаются деньги для поддержания того жизненного уклада, опуститься ниже, которого значит совсем потерять лицо.
На всем своем пути по устранению конкурентов, Давер, лишь один раз решает, что та ноша, которую он на себя взвалил, слишком тяжела для него. Он записывает признание на диктофон, говорит подобающие случаю слова. Крепко сжимает рукоятку орудия убийства несчастных “бумажников” и… засыпает.
Но вот уже утро. Пора приниматься за работу. Сколько там осталось, двое? Трое, вместе с этим засранцем Машвером. Мсье Давер не распускает нюни. Этим он нам и нравиться.
Ясно, чем привлек фильм братьев Дарденов, выступивших продюсерами фильма. Смотришь фильм и думаешь: какая жуть, должно быть, находит на человека, который проворачивает такое дельце, чтобы потом счастливо зажить под лоном бумажной фабрики, путь к которой он себе расчищает. Поднимающие в своем творчестве социальные темы, Дардены своей гипер-реалистичностью добиваются больше умозрительного эффекта, а чаще просто наводят скуку.
В Гильотине же, смотря, как приятный во всех отношениях мужчина крошит простофиль-конкурентов, сквозь смех осознаешь, какая это незавидная доля – быть безработным.