Приключение, Фантастика |
16+ |
27 марта 2013 |
31 октября 2013 |
1 час 42 минуты |
losultimosdias.es |
Испания, Мадрид 2013 года. Жизнь этого блистательного мегаполиса идет по своей обыденной колее — люди просыпаются, засыпают, работают и с громкими скандалами увольняются, до остервенения влюбляются и с пубертатным неистовством занимаются любовью, а также, как завещано в Библии, плодятся и размножаются себе во благо. Но рано или поздно всему приходит конец. Эпидемия агорафобии поражает все больше и больше людей, которые сходят с ума; улицы пустынны и безжизненны, грязь и смрад вокруг. И в эти не самые прекрасные моменты представитель славного безликого офисного планктона Марк вместе с собственным боссом Энрике отправляются по Моисееву пути спасения.
Одним из самых привычных и наиболее привлекательных способов уничтожения человечества кинематографистами различных мастей были эпидемии, причем распространенными видами такой чумы на зрительские головы были или вирусы в духе Эболы, или нашествия кровожадных зомби. Тема эпидемий в мире кино давно уже окончательно превратилась в один большой и скучный шаблон и ничего нового и интересного сказать на эту тему в принципе невозможно было. Вплоть, пожалуй, до 2013 года, когда испанские братья-режиссеры Дэвид и Алекс Пастор, ворвавшиеся в мир кино своей дебютной работой, фильмом «Носители» 2009 года, который был не столько фильмом ужасов или фильмом-катастрофой, сколь семейной драмой, разыгранной на фоне эпидемиологического ужаса, и написавшие сценарий к культовому сериалу «Ковчег», тяготеющему к притчевости в своем нарративе, выпустили в свет свой второй по счету полнометражный фильм — «Последние дни»/«Эпидемия», продолживший по сути художественные изыскания в теме эпидемий, и сравнимый по своей философской составляющей со «Слепотой» Фернанду Мейреллиша, «Концом света» Торрегросы и отчасти, в меньшей степени своей, с «Эпидемией» Фон Триера.
Фильм «Последние дни» очень точно и емко раскрывает проблемы человеческих взаимоотношений, внутренних и внешних конфликтов через призму такой специфической фобии, психического расстройства, как агорафобия, необьяснимая боязнь открытого пространства и людей в нем, боязнь перспективы. Символичные ключи данного фильма лежат в пространстве боязни общения людей между собой, в пространстве ухода от внешней реальности в реальность виртуальную, вымышленную и фантомную, в которой люди создают улучшенные аватары самих себя, подменяя реальность обыденного и обычно крайне печального собственного бытия яркой игрой виртуальных моделей. Фильм братьев Пастор, двигающийся по извилистой тропе постапокалиптического нарратива, усложненного метафизическими и религиозными отсылками в финале, с новыми Адамом и Евой в постиндустриальном Эдеме, является в чистом виде драмой о парализирующей и паразитирующей силе страха, об отчужденности и одиночестве, ведущих на путь самодеструктивного и аберрантного поведения, деградации, приводящей к дегуманизации и деэволюционным процессам.
Фильм «Последние дни» — это ни в коей мере не хоррор, ибо толп жаждущих крови и плоти зомби в этой картине ждать не следует; это и не триллер, хотя напряженных и выдержанных в духе саспенса сцен в фильме хватает с лихвой, и совсем не фантастика в духе «Я — легенда», ибо природа всех происходящих в картине событий относительно прозаична. Движимой силой сюжета ленты и главных ее героев становится не стремление поразить зрителя масштабом, не превратить картину просто в лощенное голливудское зрелище, а мысль философская, которая в финале звучит отчетливо и чуть навязчиво, не позволяя зрителям самим додумать возможные варианты событий, облекая сущность фильма в прямолинейность и делая ее не столько авторским пректом, сколь неординарным жанровым образчиком с несколько остывшим потенциалом повествования.
Звезда фильма «Бункер», испанский актер Ким Гуттьерес исполняет несколько непривычный для своего амплуа загадочного мачо образ обычного человека, воплощая в своем герое, принадлежащем к офисному планктону, типические/архетипические черты, которые, впрочем, стираются по мере трансформации персонажа. Удачно вторит ему Хосе Коронадо, играя собственного героя драматично и насыщенно. Собственно, фильм удачно слеплен с точки зрения мискаста благодаря данному актерскому дуэту.
Фильм «Последние дни», также известный как «Эпидемия»(российские локализаторы как всегда в своем духе), определенно можно расценивать как удачную попытку разрыва шаблона в теме фильмов-катастроф о рзнообразных эпидемиях, косящих человечество подчистую. Мрачное, философское и органично сделанное испанское кино, которое вполне может понравится как любителям нетривиального артхауса, так и ценителям качественного мейнстрима.