
Ее назвали Джой, по-нашему — Радостью; девочка и подавала, и питала надежды, с детства хотела стать изобретательницей. Взрослая жизнь, как водится, оказалась прозаичнее. Папа с мамой разошлись, и мать навеки вперилась в телевизор, а отец перебегал от одной женщины к другой, пока не вернулся в свой бывший дом приживалом. Сама Джой родила двух детей от мужчины, мечтавшего стать певцом — но так и не ставшего. Они развелись, но и после развода тот продолжал жить и петь в подвале ее дома. Сводная сестра заходила, только чтобы покритиковать, единственная подруга худо-бедно утешала. Из родственников в Джой продолжала верить только бабушка. Ее молитвами героиня и нашла неожиданную палочку-выручалочку — самоотжимающуюся швабру, придумав которую Джой обрела славу и деньги. Это, кстати, правдивая история, и говорящее имя героини настоящее, а вовсе не вымысел зацикленных на символах сценаристов.
Еще пару фильмов назад Дэвида О.Расселла надо было специально представлять в рецензиях — такой, мол, подающий надежды «маленький Скорсезе». Сегодня, после успеха драмеди «Мой парень — псих» и плутовской «Аферы по-американски», всем и так ясен потенциал этого режиссера, одного из самых ярких в современном голливудском кино. Очевидно и то, что именно его молитвами Дженнифер Лоренс стала в Штатах молодой актрисой №1, которую никто не вздумает презрительно низводить до статуса звезды «Голодных игр». Вероятно, «Джой» не лучший фильм для обоих, недаром он обошелся единственной оскаровской номинацией (для Лоренс, естественно). Однако вместе с тем это самое гармоничное, цельное и зрелое их сотрудничество.
Здесь нет эксцентрики и бравады предыдущих картин: это спокойная, вполне традиционная житейская мелодрама о реализации американской мечты. Забитая и вечно усталая мать-одиночка, дойдя до ручки, вдруг уверовала в себя и сумела преодолеть обстоятельства; сможешь и ты — на таком немудрящем лозунге зиждется успех подобных фильмов, издавна бывших фундаментом Голливуда. Однако Расселл не ограничивается повторением расхожих штампов. В его интерпретации история Джой не о том, что терпение и труд (плюс непременная вера в себя) все перетрут, а о реванше фантазии, неожиданно берущей верх над реальностью.
Для нас американцы — нация прагматиков и коммерсантов; «Джой» ломает стереотип, раскрывая в них мечтателей и эскапистов. Недаром мать героини (Вирджиния Мэдсен) после расставания с мужем-чудаком (Роберт Де Ниро) навеки приковывает себя к кровати, возлегая на которой смотрит бесконечный, как сама жизнь, сериал — мини-шедевр Расселла, фильм в фильме. Она вся там, по ту сторону экрана, среди роковых красавиц и вероломных злодеев, чей возраст и внешность не меняются с годами. Моментально вспоминается «Приглашение к любви», мыльная опера, за событиями которой следит большинство жителей городка Твин Пикс, не замечая при том, что сами они — персонажи сериала. Такова же судьба членов многолюдной семейки Джой. Да и она — наиболее прагматичная из всех родственников — не расстается с бумажными фигурками, вырезанными ей еще в детстве: другая деталь, достойная «Твин Пикса». Дух Линча витает над «Джой» еще и потому, что здесь заняты сразу три актрисы из его фильмов — упомянутая Мэдсен, исполнительница роли оптимистки-бабушки Дайана Лэдд и сыгравшая роль очередной мачехи Джой Изабелла Росселлини. Странные люди из странного мира, от которого не оторваться, даже если в кадре обсуждаются скучные вопросы домашней уборки.
В какой-то момент на горизонте предсказуемо появляется богатый и влиятельный герой Брэдли Купера — воплощенный принц, — но Расселл обходится с этим обязательным компонентом сюжета остроумно: мужские стати этого красавца, кажется, вовсе не интересуют целеустремленную Джой. Апофеоз успеха Джой не встреча с подходящим кавалером и не коммерческая прибыль от продажи швабр. Ей удается обрести веру в себя и внутреннюю гармонию после того, как, попав в эфир «Магазина на диване», она рассказывает миллионам домохозяек (таким же бесправным, как она) о своем изобретении. Оказавшись в телевизоре — то есть, получив гражданство вожделенного Зазеркалья, — она вдруг стала всемогущей. «Джой» больше сказка про Алису, которая дошла до конца доски и выиграла шахматную партию, чем поднадоевшая история Золушки, снявшей грязную одежду и севшей на трон. К слову, переодеваться в красивое платье для телеэфира Джой демонстративно отказывается, оставаясь в привычной белой рубашке и штанах. В этом простодушном амплуа Лоренс куда убедительнее, чем в макияже хищной красотки из «Аферы по-американски».
Осталось рассказать о еще одной главной героине фильма: швабре. Кажется, Расселл нашел совершенно новую, при этом емкую и эффектную метафору американской мечты. Швабра ассоциируется с грязью и тяжелой неквалифицированной работой, унизительной по определению. Но стоит изобрести скрытый механизм отжима, и она превращается в инструмент очищения от грязи — и уже не требует от того, кто им орудует, гнуть спину и пачкать руки. Так сама Джой стирает, будто ластиком, все ошибки, совершенные ей и близкими, чтобы начать биографию заново. Отныне она чиста, как белоснежные снежинки из финальной сцены, которые неожиданно счастливая героиня ловит ртом. Фильм заканчивается, радость только начинается.
Основная проблема этого фильма - что его сюжет высосан из пальца. Безусловно, все эти замечательные люди, которые придумали облегчающие быт вещи типа швабры с отжимом, ножей для чистки картофеля, щеток для собирания волос с одежды и прочего барахла, продающегося с телеэкрана - достойны всякого уважения, но тот пафос, который приложен к знаменательному изобретению этой самой швабры, вступает в явный конфликт с масштабом события:)
Возможно, это разница менталитетов, но мне вся эта история показалась уж слишком прямолинейной (чтоб не сказать примитивной).
Что критично - главная героиня не вызывает сочувствия и симпатии... Большинство членов ее семьи просто омерзительны. Лоуренс хорошо играет, но успех ее Джой был мне почти неприятен, а сцена с бумажными фигурками в конце просто вызвала смех. Очень беспомощный и заурядный фильм, как по мне.
Какая же редкая, точнее нет, часто встречаяющаяся муть..
Бездная, измученная бытом и родней домохозяйка изобретает самоотжимающуюся швабру и во т оно счастье.. Именно это чудо необходимо всем, всем домохозяйкам.
Опять Купер и Лоуренс (но в Мой парень псих хотя бы было где улыбнуться), тут же до крайности тошнотно.
У Де Ниро роль второспенна, потому вытащить весь фильм он не может.
Нет, "это" не стоит почти 2х часов времени.
сколько же потенциально прекрасных голливудских фильмов так и не стали шедеврами калибра гоголевской "шинели" только потому, что у режиссеров не хватило мужества обрезать последние 15 минут фильма
и великая драма выживания маленького человека в жестоком мире, раз за разом, становится очередным голливудским трэшаком с неизбежным хэппи-эндом
99% историй в реале заканчиваются на том эпизоде фильма, где, оставшись без копейки, с двумя просроченными закладными на дом, Джой сломалась бы и отправилась бы на панель / спилась бы / подсела на наркоту и т.д.
но как продать миллионам зрителям такую правду жизни? - да никак. и потому вынужден ломать свое творческое "я" уже режиссер, которому, как и его героям, хочется славы, денег, успеха
вот так и не становятся прекрасными гоголями гадкие голливудские утята масс-культуры
правда жизни, которую невозможно продать - никому не нужна
а ведь неплохой мог бы получиться фильм, а получилось - "не верю!"

Донья Швабрионе и её семейка Аддамс.
Фильм а-ля Тарантино, но про швабру, где вместо крови и орудий насилия культ хлопковых нитий и дешевого пластика.
А если серьёзно, то фильм странный, сейчас много таких, набралось уже достаточное количество для отдельного жанра. Сидишь вот на таком арт-хаусном шедевре, смотришь и думаешь: либо режиссёрский замысел так грандиозен, но не хватает внутренней эстетики оценить его по-настоящему либо фильм откровенно слаб, хотя что касается Джой, то в нем есть масса зацепок, которые могли бы его вытащить.
Для меня фильм спасал только Брэдли Купер и особенно в те моменты, когда камера подъезжала особенно близко...)
А так - трояк)

Один из немногих фильмов за последнее время, который захотелось посмотреть до конца. Хотя фильм однозначно не шедевр, а так же не могу согласиться, что фильм чему-то учит... но все же есть о чем подумать, что уже неплохо... Можно посмотреть.

Редкостное г. Не советую. Очень ждала этот фильм, Лоуренс играет очень хорошо, но сам фильм нудный и слишком затянут.
К главной героине вопросов нет: самореализовалась, сделала бизнес - молодчина. Но в остальном это фильм об омерзительном семействе, которое сначала затюкали талантливую девчонку, затем навязали тупого юриста из-за которого чуть все не накрылось, а после успеха бизнеса попытались еще и бизнес у дочки отжать. Не понимаю, зачем воспевать оду отвратительным персонажам. И ладно бы они тянули на супер-злодеев, так нет, они примитивны и мерзки как постельные клопы, как коммунальный смрад. Полфильма проспал. Ставлю 3 балла.

Фильм ни о чем. Второсортная картина, где если бы не Де-Ниро - вряд ли бы вообще кто-то на него пошел. Но Де-Ниро здесь играет весьма второстепенную роль. Для фильма о построе нии бизнеса в америке - не тянет. Не триллер, не комедия. Из интересного - только опыт продаж по телевизору, относящийся к 80м годам. В общем, зря потраченное время.
Сюжет - редкий примитив. Очень перекликается с сериалами, которые любит мать главной героини: персонаж Дженифер Лоуренс сталкивается с непреодолимыми для всех препятствиями, но чудесным образом в силу какого-то стечения обстоятельств, надавив на другого персонажа, все разрешает. Сама при этом ничуть не меняется и, Боже упаси, без всякой внутренней работы. И это самый яркий персонаж фильма. Все остальные характеры плоские и не запоминающиеся, даже таланту Де Ниро режиссер позволяет раскрыться только в начале фильма. Что же касается идеи фильма, то кратко её можно выразить так: "любая разведённая, угнетенная жизнью домохозяйка, ничуть не меняя своей жизни или себя, может изобрести какой-нибудь примитивный девайс (не только швабру, но и бархатные плечики!!!) и так достичь своей мечты". Вас это занимает?