Фильм

Фильм Духless

Россия, 2012
1/34

Экранизация модного московского романа про топ-менеджера в поисках смысла жизни с Данилой Козловским в главной роли

СтранаРоссия
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 40 минут
Дата выхода4 октября 2012
Дата выхода в России4 октября 2012
Официальный сайтДухless
Возрастное ограничение18+
Самые ожидаемые события
Сын известного советского актера Льва Прыгунова («Как закалялась сталь», «Битва за Москву») сначала проявил себя как клипмейкер (самая заметная его работа на этом поприще — клип на песню Земфиры «Искала»), а в 2002-м вдруг снял свой полнометражный дебют — триллер «Одиночество крови». Шесть лет спустя последовал второй фильм Романа — «Индиго».
Рецензия «Афиши» на фильм «Духless»
3Оптимистический реквием по гламуру нулевых

Молодой банкир Макс в свободное от инвестиционной аналитики время спит с длинноногой певицей, нюхает кокс и строит карьерные планы. Налаженный ход жизни ломает неудачная попытка войти в клубный бизнес, а также общее ощущение духовной пустоты. Выход из тупика подсказывает симпатичная политактивистка — банкир пока не готов присоединиться к ней на баррикадах, но совместные прогулки по парку все же открывают некоторые перспективы.

Экранизация книги Сергея Минаева подоспела к моменту, когда описываемый ею кусок жизни — на стыке большого бизнеса и мелкого криминала — утратил энергию, драйв, прыть, а также страсть к самолюбованию. Будущие историки должны быть благодарны создателям фильма: можно не тратить сотни часов на просмотр корпуса постсоветских фильмов «про гламур», а ограничиться одним. «Духлесс» — это энциклопедия штампов, банальностей, общих мест, которыми принято описывать жизнь обеспеченных горожан 2000-х: тачка, блондинка, офис с белой стенкой, вернисаж со светской хроникой и неизменная спутница банкира/бандита/блондинки — белая дорожка через стодолларовую купюру. Как и положено в «кино про гламур», «Духлесс» своих героев одновременно воспевает и осуждает — но здесь колебания между двумя эмоциями настолько стремительны, что стрелка кажется застывшей на середине шкалы, где-то рядом с отметками «Апатия» и «Скука». Иногда в монохромно-стальной гамме случаются проблески подлинного чувства (к примеру, когда депутат Государственной думы РФ от «Единой России» Мария Кожевникова кричит: «Пидорасы, бл…дь, е…аные!») — в это почему-то веришь; в остальном это двухчасовой гимн людям, равнодушно занимающимся неинтересным делом, и безотказный клипмейкерский автоматизм, с которым снято это кино, оказывается удивитель­но адекватным материалу. Впрочем, линию с группой протестных активистов ­занесло в фильм не из литературного первоисточника, а, так сказать, свежим ветром перемен — по ходу дела группировка превращается из ячейки движения PETA в подобие арт-группы «Война», а под конец вообще строит баррикады в Столешниковом. К сожалению, проблема с этой сюжетной линией — примерно та же, что и с протестным движением в целом: политактивисты не спешат вернуть жизни героя-банкира утраченный смысл, а вместо этого хватают его за груд­ки и сообщают, что он говно. И вместо упоения новыми невиданными далями, которое как бы обещает финальный побег героя к подруге-активистке, «Духлесс» оставляет какое-то элегическое послевкусие, звенящую ноту тоски по красивой, но уже недоступной жизни — примерно в том же ключе герои русского шансона тоскуют по былому из-за воображаемой решетки: «Тачки, шмотки из коттона, видеомагнитофоны, ах, как было клево той весной!»

17 сентября 2012
7

Дорогие рестораны, кокаин в туалетах ночных клубов, офис с панорамным видом на город, актрисы и модели, сами напрашивающиеся к тебе в постель, - так живет Макс, топ-менеджер одного русско-французского банка. Жизнь удалась? Но благополучие, как это нередко бывает в кино, может рухнуть в мгновение ока.

Книга Сергея Минаева, имеющая подзаголовок "Повесть о ненастоящем человеке, вышла в свет в 2006 году и вызвала нешуточный переполох. Роман ругали все кому не лень, его склоняли на разные лады - но, тем не менее, все читали. Читали, потому что просто не было другой такой книги, в которой бы Россия нулевых во всем своем богатом кичливом уродстве была бы столь узнаваема. Объективные художественные достоинства были уже совершенно неважны - книгу читали уже потому, что в ней шла речь про "здесь и сейчас".

Шесть лет спустя в прокат выходит экранизация минаевского романа. Между Россией-2006 и Россией-2012 целая пропасть. Нет смысла пояснять, что фильм по книге, достоинства которой целиком и полностью лежат в области отражения духа времени, потеряет свою актуальностью задолго до того, как будет снят. Разумеется, и режиссер, и продюсеры понимали это - почему и предприняли попытку осовременить историю, перенеся действие романа на шесть лет вперед. В кадре рестораны, популярные в 2012 году, иномарки последнего модельного ряда, музыка, которую сегодня можно запросто услышать в качестве рингтона - да и нужно ли перечислять все эти мелочи, когда одного слова "полиция" на борту бело-синей машины достаточно, чтобы понять, о каком времени идет речь? Но создатели фильма не ограничились механической заменой рэпера Сереги на Васю Обломова - они вмешались в текст и на сюжетном уровне. Самый вопиющий пример такого вмешательства - неожиданный хэппи-энд, очевидная попытка подстроится под зрительские интересы.

Роман заканчивался гибелью главного героя - после всех событий для него уже не было места на этом свете. Хэппи-энд, которым обзавелся фильм, носит совершенно деструктивный характер. Финал, в котором Макс как бы идет навстречу новой жизни, лжив - у Макса не может быть никакой другой жизни, кроме той, которую он вел. Он не просто критикует общество потребления, не просто является частью его - он формирует это общество. Неужели он займет позицию Юли и станет верным соратником Авдея? Нет. Любовь Макса к Юле собственническая, он предлагает ей переехать к нему на квартиру - в его планах приручить Юлю, "одомашнить", выдернуть ее из кружка оппозиционеров. Такой финал работает против основного посыла фильма, очерняет старательно выведенного главного героя. Живучесть героя - одно из качеств прежнего Максима, той циничной акулы бизнеса, которую мы видим в первой половине фильма. Если он остался жив в финале - значит, с ним не произошло того духовного перерождения, которое не позволило бы человеку цепляться за жизнь после случившегося.

Смущает и то, что при всем негативе, который авторы изливают на представителей крупного бизнеса, они максимально лояльны к членам революционного кружка. Акции группировки "Краски" местами комичны, местами нелепы, но в их адрес не раздается ни одной иронической ноты - сплошная идеализация. На самом же деле, одна крайность ничуть не лучше другой. При этом вдвойне странно благосклонное отношение авторов к союзу Юли и Макса. Когда Макс предлагает Юле приехать к нему в гости и может быть остаться - она приезжает, несмотря на то, что это фактически согласие играть по его правилам. И когда Юля в финале звонит Максиму - это ее осознанный выбор, который расходится с ее обличительными сентенциями. И тут опять какая-то двусмысленность - зачем режиссер полтора часа высказывает свою солидарность с идеями революционеров, а потом вдруг радуется отнюдь не революционному порыву своей героини. В этом видится отсутствие личного отношения авторов фильма к ситуации, они сопереживают борцам с несправедливостью, потому что это модно, и клянут московский гламур, потому что все так делают.

И получается, что двусмысленный финал портит неплохую в общем-то картину с блестящей актерской работой Данилы Козловского и виртуозными съемками Федора Лясса. Эти двое помогают пошлым банальностям вроде офисных будней, плясок под светомузыку и кокаина через зеленую банкноту ожить и даже выглядеть искренне. Максим в исполнении Козловского воспринимается не как обобщенный образ поколения, а как персонаж чувствующий и настоящий. Следить за героем не надоедает, выбор, встающий перед ним, актуален и для зрителя. Это делает фильм удачным примером жанрового кино, которое портит только амбивалентность авторов по отношению к своим персонажам. Впрочем, для массового зрителя этот недостаток вряд ли будет иметь большое значение.

22 июня 2012
1

Почему писаки на вроде Минаева считают, что топ менеджеры крупных компаний это мажоры, которые нюхают кокс и трахают моделей? Я как человек, который делает мероприятия для топов крупного бизнеса уже более 7-ми лет могу смело заявить, что штампы, которые используются в фильме полная чушь и враньё, а точнее плод больного воображения господина Минаева. Меня уже просто тошнить от сальных диалогов в Российских фильмах, кто вообще придумал и решил, что все актёры всегда должны говорить, как будто они в комеди на сцене выступают. Сплошной продакт плэсмент… В итоге, фильм нужно бойкотировать и не ходить и не спонсировать размножение подобного низкосортного кино в Российском прокате.

29 сентября 2012
3

Закрадывается подозрение, что это было сродни нашему ответу Чемберлену. Простите, Бегбедеру и его 99 франкам. Только есть одна небольшая проблема, - не вышло, т.е. совершенно не вышло. Вычурно, слабо, излишне претенциозно. Глянец, либо сам по себе напрашивающийся, либо который пытались создать, разбился о шаблонность постановок и превратился в желтую газетенку. Притянутые за уши проблемы идеологического и морального толка с развитием сюжетной линии не развиваются, а только вырождаются. На ура получилась двухчасовая демонстрация самобичевания, незрелости недореволюционного слабоумия и маразматических поступков.

9 октября 2012
3

«Посчастливилось» посмотреть фильм еще на ММКФ-2012. Тогда в июне мне было удивительно, что «Духлесс», фильм, далекий от авторского или фестивального кино, открывал Московский Кинофестиваль. И было очень интересно, связано ли как-то право открывать Фестиваль с тем, что одну из ролей исполнил сын Никиты Сергеевича, главного человека на этом самом Фестивале?.. Ты вот сидишь в зале, смотришь фильм в рамках ММКФ и в этой атмосфере должен в итоге проникнуться замыслом авторов, что «общество гнилое» и что «плохо, когда всё покупается». Смотрите, мол, дорогие зрители, к чему это может привести. "Посмотрите сами" - хочется им сказать.
А что касается художественной составляющей фильма, то ее нет. Фильм в целом ни о чем и полон и дурацких штампов. Не веришь ничему, что тебе показывают: ни людям на баррикадах, ни офисным работникам, ни главному герою. Я имею непосредственное отношение к банковской сфере и могу сказать, что преуспевающие топ-менеджеры, добившиеся всего самостоятельно, выглядят совсем иначе. Вот собственно и все.
Не тратьте время на просмотр!

1 октября 2012
1

Друзья, извините, но это кино для быдла. Ясно, что Духлесс-книга тоже не для литературоведов, но, как минимум, для людей ищущих и немного мыслящих. С книгой фильм ничего общего не имеет, как здесь многие уже отметили. Фильм снимался долго и муторно, события вырваны из контекста произведения, приправлены бредовыми идеями создателей кино, чтоб "пипл хавал" или на злобу дня, поэтому ощущения, что перед тобой единая целая картинка с моралью не возникло. Возникло омерзительное ощущение, что наши готовы испохабить любую хорошую идею лишь бы снять аморфного Артемку Михалкова и депутатшу Машу и срубить бабла. О профессионализме или творческой отдаче, о красивой картинке, о бюджете, о воплощенной задумке Минаева и говорить нечего, да и зачем, сиськи, клубы, дебиловатые мальчики с непонятно откуда возникшими возможностями, мат не к месту, пошлость, опломб - народ итак будет смотреть и деградировать. Очень жалею, что потратила время на эту чушь.

22 октября 2012
Все отзывы
Читайте также
Лучшие фильмы про Россию
Лучшие фильмы про Россию
Лучшие фильмы про Россию
Лучшие русские фильмы
Лучшие русские фильмы
Лучшие русские фильмы
«Питер Пэн и Венди» vs «Русалочка»: почему одни диснеевские мультфильмы лучше осовременивать, а другие — не стоит?
«Питер Пэн и Венди» vs «Русалочка»: почему одни диснеевские мультфильмы лучше осовременивать, а другие — не стоит?
«Питер Пэн и Венди» vs «Русалочка»: почему одни диснеевские мультфильмы лучше осовременивать, а другие — не стоит?
Онлайн-премьеры недели: «Идол», «Бэби-тур», «Манифест», «Шоу Эрика Андре»
Онлайн-премьеры недели: «Идол», «Бэби-тур», «Манифест», «Шоу Эрика Андре»
Онлайн-премьеры недели: «Идол», «Бэби-тур», «Манифест», «Шоу Эрика Андре»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость