Историко-сатирический фильм "Донская повесть" - это художественный киноматериал о методах формирования казачьих таборных поселений-лагерей на оккупированных и разграбленных прусским юнкерством землях. Подлинна история о трагической судьбе крепостной хуторянки, ставшей гаремной любовницей красновского атамана-комиссара Кошевого (главаря одной из мародерских карательных банд, члены которых занимались фискальной продразверсткой и насильной вербовкой в "боевые" чекистские сотни нищих крестьян с подавлением очагов сопротивления помещичьим "революционным" порядкам) и умершей во время родов на руках ее мужа-есаула, который сдал чужого ему ребенка в монастырский казарменный приют, рассказана нашими артистами невзирая на полит-цензуру, иронично и правдиво. В эпизоде с босыми музыкантами, играющими по приказу белого командира "интернационал" вместо монархистского гимна, трагикомически разоблачается суть выдуманного "гражданского классового конфликта", состоящая в разделения всей феодальной территории на аграрные этно-анклавы.Тема национальной (сословной) исключительности, которой озабочен малограмотный казак, называющий в трудовой анкете свою профессию "землероба" (землекопа - жандармского охранника колониальной земли) остроумно высмеяна в сцене идеологического спора о происхождении мифического ленина, которого никто никогда не видел. И которого не случайно донские цыгане-османе считают своим, поскольку свободу милицейско-бандитскому произволу дали именно наместнические чиновно-купеческие структуры, которые и курировали все криминально-военные акции. В фильме показано, как черносотенские урки насиловали и убивали беззащитных женщин с детьми, чьих мужчин ранее отправили на "империалистическую войну". В эпизоде, где герой Евгения Леонова под дулом пистолета заставляет кормящую мать делиться молоком, намекают на это. В диалогах между персонажами раскрывается причина масового оказачивания (закрепощения) населения в южных хлебородных областях. Которые делили между собой капиталисты-колонизаторы.