Трогательная история любви нескладной поварихи Тоси и первого парня на деревне бригадира Ильи на фоне ударного труда и дружного быта счастливых советских людей.
Комедия |
0+ |
Юрий Чулюкин |
7 марта 1962 |
1 января 1961 |
1 час 32 минуты |
Девчата не идет в стравнении ни с одним современным комедийным романтическим фильмом. Настолько он чистый,открытый,нежный, нет даже намека на пошлось. Это и есть истинный юмор,когда можно смеяться жизни,а не стянутым трусам в кадре...
Стоит посмотреть этот фильм хотя бы ради того,чтобы узнать куда девается нос при поцелуе))))))
Очень добрый, старый советский фильм. Он как друг в минуты грусти поднимет настроение, заставит улыбнуться. Смотришь фильм и с головой погружаешься в атмосферу того времени, в котором живут героини фильма:хохотушка и озорница Тося, уверенная в своей неотразимости Анфиса, всегда готовая придти на помощь мама Вера, степенная Надя,счастливая Катя. Хотя все героине разные, но им присуще одно, они все хотят любить и быть любимыми, создать семью. Фильм повествует о простой и наивной любви, об искренних отношениях, которые к сожалению в наше время довольно редки.
Буквально вчера посмотрела этот фильм. Улыбалась с начала и до самого конца. Я выросла на этих трогательных, черно-белых, красивых фильмах. Когда жила в Питере у нас с соседками по общежитию даже была такая традиция: в слякотные осенние дни мы готовили на общей кухне горячий, пахучий шоколад, кутались в пледы и смотрели старые советские комедии. "Девчат" мы смотрели чаще всего, потому что они олицетворяли наши переживания, такую общую личную жизнь. Когда у каждой своя история, своя любовь, своя нежность и свои характер, но под одной крышей:) Тем кто ни когда не делил маленькое пространство с "чужими" людьми смотреть этот фильм просто ОБЯЗАТЕЛЬНО!! Потому что он действительно чудесный. А этот искренний, настоящий юмор. Жаль, что такого кино практически не осталось пусть даже они "пропагандистские", но разве они несут что-то злое. Я вот точно знаю, что нет:)
Если бы я посмотрел «Девчат» в году так 1962-63, то, не раздумывая, подал бы свою трудовую книжку куда-нибудь на лесоповал в глухую тайгу, столь велико очарование тех человеческих отношений, которые транслировали советские фильмы того периода. Кажется, что режиссеры 50-70-х как «Отче наш» воспринимали заповедь о воспитательной функции кино, ставя ее во главу угла. Сегодня она же оказалась одной из многих в ряду других функций, и, кажется, вовсе вышла из фавора. Элементы реальных отношений, основанных на непонимании, фрустрациях и недоверии проникают даже в мультфильмы, что и говорить о полнометражном кино, стремящемся ко все большему раскрытию некоей горькой «правды жизни». А если кто-то и пытается реабилитировать воспитательную функцию, то все равно всё портит цинизмом большого города, властными институтами или сексуальными коннотациями. Потому, как бы наивно не выглядели «Девчата», их с удовольствием смотрят спустя пятьдесят лет. Советские кинематографисты знали секрет бессмертия.
У «Девчат», конечно, воспитательная функция становится во многом пропагандистской. В то время по всему Союзу были развернуты грандиозные стройки, а опыт сталинского периода подсказывал, что на той же Колыме нет ничего хорошего. Платили очень много вплоть до 6000, но при этом не все выживали в тяжелых климатических условиях и в той социальной конфигурации, которую составляли «вольнонаемники», в 36 г. так и вовсе «зэки». Не все реально могли вернуться обратно. Собственно, репутация у таких строек, была не безупречна, а страна огромная и обустраивать её как-то надо. В этом смысле вокруг «Девчат» существует много споров на форумах в Интернете: насколько в политическом и социальном контексте отвечает действительности та ситуация, которую показал в своем фильме Чулюкин. Однако, это уже вопрос не только истории, но и восприятия разных поколений: были ли отношения между людьми в советском союзе многократно лучше, чем сейчас, или это искаженные воспоминания людей, для которых Советский Союз и его стройки были единственной молодостью. К сожалению, по историческим источникам это не так просто проследить, да и стройки, наверное, различались. На БАМ комсомольцы ехали куда с большим рвением, чем на Дальстрой.
Тося Кислицина — это мифологема, собирательный образ комсомольца, такого, каким он должен быть. В душе она коммунист от рождения. Во-первых, ее воспитало общество, читай, росла в интернате. Для Тоси не существует какого-либо буржуазного единоналичия: все, что в комнате девочек, все общее, особенно варенье. Тося вам не Анфиса, она даже никогда не целовалась. Тося та уникальная женщина, какой ее хотела видеть партия: не только активистка и труженица, но еще и в перспективе хорошая мать и верная жена. Наконец, у Тоси практически не бывает упаднических настроений. Она не запьет, даже если с ней приключиться какая-то беда. Товарищи всегда помогут, в любом случае. Опять же, Тося не Анфиса, не вертихвостка, а, стало быть, близка многим женщинам, которые увидели в ней себя, обманутых коварными мужчинами и потрясающими кулаком в воздух, что были бы они вот такими красивыми…
Несмотря на достаточно избитый сюжет («спор парней на девушку»), благодаря антуражу, актерской игре, да и что там, тому самому избитому сюжету, «Девчата» стали большим хитом. Википедия пишет, что Румянцеву даже окрестили «русским Чарли Чаплином», настолько пришелся по душе международному зрителю ее комедийный талант. Во многом это произошло еще и потому, что наравне с комедийной составляющей, «Девчата» затрагивали женскую проблему личной устроенности-неустроенности. Там очень много говорится о любви и о семейной жизни в нелюбви. Причем, раскрывается ни один женский типаж. Это вам и верная, но обманутая жена, и профурсетка, с которой только гуляют. Есть и женщина, которая живет с мужчиной лишь ради комфорта. Вот так, смешно-смешно, но «Девчата» очень, по сути, верно отвечают на вопросы женщин даже сейчас. Единственный спорный момент — это история Нади, которая в оригинале комфорту жизни с прорабом предпочитает настоящее чувство. В фильме складывается впечатление, что ее все устраивает и, возможно, она и правда питает что-то к Ксан Ксанычу.
Простые с виду «Девчата» оказываются вовсе непростыми. Оставаясь популярными в течение многих десятилетий они умело сочетают в себе классическую комедию положений, социальные реалии и социальную утопию, вызываю приятное чувство ностальгии по тем, временам и отношениям, которых, возможно, никогда и не было. Дружба, любовь и подлинный энтузиазм — это те непреходящие и востребованные чувства, спрос на которые никогда не упадет.
«100 лучших фильмов всех времён и народов»-
«Девчата» (СССР, 1961).
Душевная, красивая, весёлая история старого, доброго времени…
Здравствуйте. Недавно утвердил 15-й фильм в почётный список о лучших лентах. Им стала занятная работа советского периода, под названием «Девчата», режиссёра Юрия Чулюкина, по одноимённой повести писателя, прозаика Бориса Бедного.
«Девчата»… Уже исходя из этого, можно понять, что речь сегодня пойдёт о… Да-да! О прекрасном роде человечества! О женщинах… О тех, кто не даёт нам (мужчинам) покоя. О тех, кто лишает нас сна, аппетита, желания заниматься какой-либо деятельностью. Но! В то же время, кто может поддержать нас, утешить, взбодрить и воодушевить на невообразимые подвиги, идеи, события! О них… Красой подобной утренней зари и лунному свету ночью. О них, чья магия и сила хранит в себе легенды древних предсказаний… О них, чей святый долг и честь пред миром столь высок… О женщинах поговорим мы здесь…
Уф… Чуть было не перешёл на прозу… А как же иначе? Сами видите, что дамы, леди и сеньориты делают с людьми. И какой это человек, интересно бы знать, назвал их слабым полом? Кто бы он ни был – он ошибался. Раз из-за одной только Елены Троянской пало могущественное государство, то, что могут остальные? Страшно себе представить…
Но… Отойдём от древности и вернёмся к нашему кино…
Итак. «Девчата».
Это добрая и житейская история о милой девушке, по имени Тося Кислицына (Надежда Румянцева), которая, окончив кулинарное училище, приезжает в одно уральское лесное промышленное хозяйство устраиваться на работу поваром. Учитывая столь необычное место, мы смело можем предположить, что девушка с характером. И так оно и оказывается… Неожиданно для себя, Тося знакомится с так называемым «первым парнем на деревне» лесорубом Ильёй Ковригиным (Николай Рыбников) и… влюбляется в него… Всё бы ничего, но Илья бабник и таких, как Тося, у него треть села. К тому же девушка не высокого роста, что явно бросается в глаза. Однако истинное чувство, затаившееся в душе обоих, недалеко и, кто знает, что будет дальше?..
Очень красивый фильм. Душевный. Навеял сразу столько воспоминаний из своей биографии…
Например, лесное хозяйство. В свою былую юность (до 25 лет), я провёл один зимний сезон в лесу, в качестве помощника лесоруба. Серьёзная эта была работа... Никогда не забуду свой первый день. Получилось похоже, как у героини фильма. Главный валит деревья, там же их распиливает, отрезает сучья, а мы потом должны были их складывать в кучу и ждать трактора. Пока ждём - сжигаем все ветки (они хозяйству без надобности)… Так вот… Было -15 градусов, укутаны все были с головы до ног. После тщательного инструктажа, главный лесоруб стал валить деревья. Одно упало, второе. Третье. Тут, не допилив четвёртое, он мне что-то кричит. Везде шум. Я укутан. Уши не совсем чётко слышат. Вижу, руками машет, мол, уходи оттуда. Смотрю на него, оцениваю ситуацию. Думаю: «Чего это он? Вроде, далеко стою». И тут, рядом со мной, как упало что-то. Я, аж, подпрыгнул. Такой сильный удар по земле был, что ходуном всё пошло. А ведь, это, меня ещё не задело. Даже веткой. В стороне оказался… Так что, я очень хорошо понимаю Тосю. Мечешься, как говорится, из угла в угол, а куда упадёт - не знаешь. И длину рассчитать сложно… Кстати! Если вам выдастся случай поработать с лесорубами, учтите главное правило – не бегите назад от дерева. Можете не успеть. Бегите всегда в сторону от него. Ну и, будьте бдительны…
Ещё мне понравились шутки с едой во время знакомства с соседями. Такой хороший у девушки аппетит! Даже немного завистно стало… Белая зависть, разумеется.
Музыкальное оформление тоже на высоте. Заглавная песня «Хорошие девчата» и «Старый клён» очень красивые… Такие, без сомнений, становятся народными. Композитор Александра Пахмутова и поэт Михаил Матусовский постарались на славу.
Что же касается актёрской игры, то даже придраться не к чему… Что главные герои, что второстепенные – смотреть было одно удовольствие… Когда, к примеру, Тося плакала то, её горе можно было почувствовать. Когда ребята шутили, можно было посмеяться. И даже, когда наступали серьёзные моменты, они тоже чувствовались… Вот она, школа настоящего кино…
Ну, а диалоги… Ещё один фильм, который можно разобрать на цитаты.
«Любишь?».
«Кого это?!!».
«Гречку».
«Обожаю».
«С тумбочками у нас хорошо, а вот, по части подушек, бедствуем.
«Что же, мне на тумбочке спать?».
«Ты раньше где-нибудь работала?».
«Нет ещё…».
«Едут тут всякие… Ни профессии, ни подушек… Одна морока с вами!».
«А я вот никогда замуж не выйду, правда, мам Вер? Одному ведь лучше. Хочу — халву ем, хочу — пряники».
«Эх, и здоровая! Раскормила я тебя, Надежда, на свою погибель. Получишь ты у меня завтра добавки!».
«Простите, вы в какое время работаете?».
«С восьми до четырёх, а по субботам…».
«Вы работаете в век кибернетики и атомной энергии! А людей кормите в хижине!».
«Да был тут один, облезлый. А как звать, не знаю».
«Да ты что! Это же её жених!».
«Разреши тебя домой проводить?».
«Я и сама дойду. Здесь медведей нет».
«А разве девушку провожают только из-за медведей?».
И так далее… Хоть, весь фильм цитируй.
Словом, смотрите старое доброе кино. А кто сомневается, что такая лента не актуальна современному, искушённому зрителю, могу сказать, что, хоть люди и стали несколько жёстче относиться друг другу, а не перевелись ещё ни романтики, ни мечтатели, ни милые, весёлые, непоседливые и наивные девушки, такие, как Тося. Просто, с душой надо, чтобы это понять и увидеть…
10 из 10.
Благодарю за внимание.