Документальный |
Сергей Тютин |
1 января 2008 |
26 минут |
ОРТ-шная запись 2003-го года, всего-навсего страница о Маяковском из школьного учебника литературы, с акцентом на Бурлюке. Ни слова о трех ветвях футуризма, ни слова о Лифшице, который научил Давида Бурлюка стихотворчеству и показал французских символистов, а как новатор на голову выше пожалуй даже Маяковского, Бурлюк же вовсе поэт -- никакой. Не могу судить о живописи Бурлюка, но в фильме не были упомянуты его конкуренты на этом поприще -- Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, параллельно с которыми они начинали художественные выставки.
Бурлюк -- просто талантливый организатор событий футуризма. Процитированные в фильме его слова в музее Маяковского о том, что с него все начиналось, говорят либо о непонимании того, что, в сущности, происходило и о масштабах происходивших явлений (те же Маяковский, Пастернак, которые начинали с футуризма), либо о желании легкой славы.
Словом, прочитав "Полутороглазого стрельца" Б. Лифшица, воспоминания Н.Хурджиева или Сергея Боброва можно получить на порядок больше знаний, а заявленная в названии фильма тема футуризма не раскрыта.