Спасаясь от ужасов войны (а точнее, от не менее ужасных картин освобождения), довольно еще молодая Чезира (София Лорен) вместе со своей тринадцатилетней дочерью Розеттой отправляется в сельскую горную глубинку. Но от войны так просто не убежишь, и последние отголоски застарелых преступлений и столкновения армий доносятся и в этот тихий уголок, где живут вполне веселые люди, а также не по годам мудрый Микеле (Жан Поль Бельмондно), которого все называют ни много, ни мало - «Профессор». Он ненавидит войну во всех ее проявлениях, но становится заложником страшных событий. Не менее суровая доля выпадает и на долю городских беглянок – случайно попавшие в деревню арабские военные жестоко их насилуют, ломая жизнь если не матери, то дочери точно.
Яркая и выразительная (кто–то сегодня может сказать, что через чур уж яркая и через чур выразительная) игра Софии Лорен привела ее к беспрецедентному до того времени случаю – получению Оскара как лучшей актрисе (в пару к победе на Каннах в подобной же номинации), что было в первый раз в истории премии, когда подобную награду получила иностранка, сыгравшая в картине на иностранном языке. Бельмондо на ее фоне, конечно, не теряется, но становится в результате лишь фоном мыслей о том, сколько сильная и яркая пара позже получится у Лорен с Мастрояни.
По большому счету – фильм-прощание с неореализмом как таковым. Нет, это не последняя картина, которую Де Сика сделал в сотрудничестве с Чезарре Дзаваттинни, но их следующие плоды совместного творчества будут располагаться уже в совершенно иных жанровых и стилистических нишах. Позади – серьезные и смелые работы, создавшие образ итальянского кинематографа того поколения. Впереди – более легкомысленные темы, но и более внушительные финансовые сборы, что тоже, согласитесь, не последнее дело.
Фильмы, где исполнитель главной роли конкретно блистает и приковывает внимание зрителя от и до, достойны уважения независимо от времени их создания. В данном случае это удалось Софи Лорен - ведь не зря же бытует мнение, что это её лучшая роль. И даже несмотря на то, что в последней части фильма её героиня заметно сбавила внешней привлекательности, и даже как-будто бы постарела(что впрочем оправдано сюжетными событиями), кроме удовольствия наблюдать за ней ничего не замечаешь. Хотя помимо показанной истории "хорошей матери" в фильме можно посмотреть на итальянский народ времён Второй Мировой: ведь война у каждой страны была своя, переживания и надежды тоже. Или же, если взять Бельмондо: оказывается бесстрашным полицейским и суперменом он стал в более зрелом возрасте, эдесь же его герой очкарик-интеллигент - крайне неожиданное зрелище.
Роль Чезиры сделала Софи Лорен звездой, после этого уже никто не сомневался в ее актерском таланте. Она сыграла мать так, как можно было бы только прожить, прочувствовать самому, пронести через себя. Безусловно, самая трогательная сцена в фильме, когда союзники-турки насилуют мать и дочь. Теперь Розетта уже никогда не будет тем прежним ребенком-подростком, война горько заставила поплатиться.
Современному зрителю фильм может показаться где-то скучным, потерявшим актуальность и свою пиковую остроту. Нас уже не удивишь кадрами ревущих самолетов,отчаянными лицами людей. Но есть в этом фильме что-то острое, социально глубокое и впечатляющее.