В 1870-е годы Королевский Кумбрийский полк посылают в Судан защищать Британскую империю от повстанцев. Влюбленный и не желающий воевать гвардеец Гарри Фавершэм (Леджер) срывает с себя погоны, но, получив знак трусости — четыре пера, пробирается в Судан и становится разведчиком. Индийский режиссер Шекхар Капур («Мистер Индия»), покоривший своей языческой энергетикой Англию XVII века в «Елизавете», в данном случае терпит поражение: к XIX веку нравы изменились, надо как-то поддерживать беседу, артикулирова нно выражать чувства, уметь выяснять отношения. Все это Капуру глубоко чуждо.
Приключение, Мелодрама |
16+ |
Шекхар Капур |
8 сентября 2002 |
2 часа 5 минут |
30 |
70-е годы XIX века. Честь подавлять восстание арабов в Судане выпадает Королевскому Кумбрийскому полку. Но гвардеец Гарри Фавершэм (Леджер), сын генерала, лучший из лучших, не хочет идти на войну. Он хочет жениться на хорошенькой Этни Юстас (Хадсон) и в последний момент срывает с себя погоны. Предательство не может остаться безнаказанным: верные друзья-офицеры посылают Гарри три белых пера, символы трусости. Четвертое от себя добавляет невеста. Чтобы доказать, что он не курица, униженный дезертир пробирается в Судан, прикидывается арабом и становится разведчиком.
Американские критики все как один набросились на «Четыре пера» за то, что фильм воспевает империализм и пренебрегает меньшинствами, хотя, казалось бы, поставлен индийцем, который сам не так давно освободился от колониального рабства. Но это — причуды зрения. Жанр, выбранный Шекхаром Капуром, — старомодный приключенческий эпос (старый юношеский роман «Четыре пера» до этого экранизировался шесть раз, последний раз в 1939 году) — не подразумевает политкорректности (аборигены в нем всегда будут Пятницами), а подразумевает небо, просторы, пробковые шлемы, плащи и шпаги, брошенную на утесе возлюбленную. Но проблема с индийскостью Капура действительно есть, только иного рода. Не то чтобы он подлизывался к белому человеку, он его вообще, как бы это сказать, не чувствует. Его стихия в другом: пышущие жаром кишки, зов зверской плоти, языческая энергетика, с помощью которой ему удалось покорить Англию XVII века в «Елизавете». Но тут век не XVII, а XIX, нравы изменились, надо как-то поддерживать беседу, артикулированно выражать чувства — все, что Капуру (единственному на сегодняшний день режиссеру, пришедшему в Голливуд из Болливуда) глубоко чуждо. Поэтому весь первый час, происходящий в Англии, он покорно тащится от объяснения к объяснению в ожидании, когда же наконец посадят на корабль. Он согласился снимать этот фильм ради другого — ради бойни, которую устроят арабы нашим в пустыне. Но бойни, как правило, быстро заканчиваются, и приходится снова возвращаться в цивилизованный мир, помадить волосы, неохотно выяснять отношения и неловко прикидываться благовоспитанным белым человеком.