Москва

Все отзывы о фильме «Бык»

Россия, 2019

Рецензия Афиши

7
Максим Сухагузов
60 отзывов, 386 оценок, рейтинг 633
19 июня 2019

Фильм про 1990-е, победивший на «Кинотавре»

1990-е, бандиты и разборки в некоем городке в Подмосковье или еще дальше. На одной из заварушек себя проявляет лидер молодежной группировки Антон Быков по прозвищу Бык (Юрий Борисов), которого подмечают старшие воротилы и даже вызволяют из отделения милиции, но взамен просят об услуге — припугнуть кавказскую мафию на рынке, что ничем хорошим не может закончиться, как мы помним по другому фильму с фразой «бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе».

Главный герой из 1990-х, который заботится о своей маме, переживает за брата, держит под замком свое большое бычье сердце, потому что оно и так болит от несправедливости вокруг, — слишком узнаваемый кинообраз, чтобы просто так заскочить на эту территорию. Роль удается за счет артиста Юрия Борисова, который умеет творить какие‑то чудеса со своим речевым аппаратом и психофизикой — вспомните его наркозависимого диджея в «Хрустале» или юродивого танкиста в «Т-34». Здесь Борисов делает зычный голос, как у Данилы Багрова, чтобы разговаривать рублеными фразами.

У Быка даже есть своя «бригада», но в отличие от истории про Сашу Белого фильм выстроен так мозаично, что зритель, скорее всего, даже не запомнит клички его товарищей — Македонский (Александр Самсонов), Дуглас (Сергей Двойников) и Савой (Александр Левин). Полноценная сюжетная арка есть только у Дугласа, который охотно документирует на поляроид все похождения, но в итоге эти же снимки его и погубят, хотя могли бы сложиться в живую фотовыставку про жизнь 1990-х. То же самое происходит с самим фильмом: кадры интересные, но они не складываются в уникальное высказывание про перепаханную эпоху с пресловутой присказкой «лихие».

«Бык» Бориса Акопова снимался тем же продюсерским центром «ВГИК-Дебют» в той же Твери, где ковался «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», который тоже укладывался в новый тренд на переосмысление наследия русских 1990-х. С «Хрусталем» фильм Акопова роднит не только временной пласт и наличие Юрия Борисова в кадре, но и, как в «Тесноте», стремящаяся вырваться наружу героиня — ее играет подрастающая stay-tuned-звездочка Стася Милославская из сериала с говорящим названием «90-е. Весело и громко». В этом фильме уже не так весело, но местами все же громко: в кино про 1990-е обязательно прозвучат магнитофонные хиты тех лет, что тоже уже превратилось в определенный штамп, но радует, что помимо «Ласкового мая», «Миража» и песни «Оля и СПИД» гремят, например, музыкальные номера трагически сгинувшей панк-группы «Химера» или шансон-караоке во всамделишном исполнении авторитета по кличке Моисей (Игорь Савочкин).

Очищающий финал с посвящением родителям и с Борисом Ельциным, который по телевизору просит прощения у страны и уходит в отставку, вообще копирует прием из недавнего фильма «Нашла коса на камень» Ани Крайс, который закрывал тему 1990-х более сатирически, — и, казалось бы, куда уже дальше. Но нет: как выясняется, хоронить этот «парк лихого периода» можно бесконечно, а новое поколение кинематографистов, не сговариваясь, все еще готово использовать его в качестве узнаваемого фона для своих историй.

Хотя в этом есть доля эксплуатации повторяющихся из фильма в фильм декораций, образов и определенного отношения к 1990-м, в «Быке» это именно что фон, который дебютант Акопов использует, чтобы выстроить жанровое кино. В нем есть что‑то с прицелом на популярные фильмы про английских фанатов, «Бойцовой рыбки» Копполы или «Злых улиц» Скорсезе.

В чем фильму точно не откажешь, так это в абсолютно киношном мышлении режиссера-дебютанта, чье умение небанально разводить мизансцены и приводить под единый знаменатель накопленные эмоции сразу же бросается в глаза. Тут есть многофигурные сцены вроде полета камеры одним планом в переполненном событиями клубе, за что еще один выпускник ВГИКа, Глеб Филатов, уже получил приз за лучшую операторскую работу на «Кинотавре». Сам Борис Акопов по первому образованию успешный артист балета: видимо, отсюда произрастает его природное чувство ритма, за счет которого дышит кино, даже если местами оно вторичное.

В лучшие моменты «Быку» удается ухватить приметы эпохи и превращать их не просто в декор, а в элемент драмы: так, например, видеокассета, на которой поверх «Тома и Джерри» записано немецкое порно, внезапно становится фоном одной из самых страшных сцен. Сам Акопов — 1985 года рождения (на момент действия фильма ему было около 12 лет), поэтому некоторые эпизоды, которые другой режиссер снял бы по стандарту бандитского кино, дают необычный детский ракурс на происходящее. Фильм даже начинается с того, что маленькая сестра вдруг прибегает на «стрелку» к Быку. По сюжету гибель одного из персонажей просто случайно застают дети — это почти реальный случай из детства Акопова, отсюда в начале «Быка» стоит титр о правдивости истории. Возможно, без этой переклички с детским взглядом не сложился бы и весь фильм.

«Быка» хотели отправить в Канны, но в итоге его международная премьера состоится на кинофестивале в Карловых Варах. В программе «Кинотавра» «Бык» был показан в один день с каннской «Дылдой» Кантемира Балагова, чья дебютная «Теснота» тоже была обращена в 1990-е, а вторая шагнула и того дальше — в послевоенные 1940-е. Борис Акопов тоже признается, что готовит сценарий про период Великой Отечественной войны. Как же жаль, что новое поколение толковых режиссеров-визуалов избегает что‑то формулировать про современность, которая куда больше нуждается в осмыслении. Если не они, то кто? Только представьте, как было бы здорово, если бы они своими умениями вывели на экран хотя бы долю нынешнего бурления без оглядки на минувшее, как это, например, сделала Нигина Сайфуллаева в фильме «Верность» (пускай и вечную тему любви), но удостоилась только утешительного диплома «Кинотавра». Поэтому победу на фестивале «Быка» можно рассматривать как большой аванс молодому автору, которому пора строить новый мир, а не копаться в развалинах старого.

Причем в одном из эпизодов «Быка» прорыв в современность почти даже ощущается — смешно, что сцена рейва, снятая в клубе «Плутон», в силу цикличности моды выглядит почти точно так же, как сейчас. Забраться на табуретку и высказать что‑то сокровенное про далекое прошлое из детства — вообще самое простое и даже приятное, что может быть в творческой саморефлексии. Гораздо сложнее проговорить драму сегодняшнего дня. Но кто сказал, что режиссер — легкая профессия?

8
1
10
ВР-тринадцать
121 отзыв, 466 оценок, рейтинг 338
6 сентября 2019

ШКОЛА БАЛАБАНОВА ЖИВЕТ И ПОБЕЖДАЕТ
Фильм честный и в своем повествовании и в количестве и качестве приложенного труда. Это не метафоричная чернуха, которую так любят возить на международные фестивали, а красивая, правдивая и очень грустная история. Любителям монеточки наверное лучше не ходить, потому фильм о том, как и за что в 90-х убивали людей. К сожалению, все в этом фильме правда, которую жившим в то время может и хочется забыть, но следует помнить, чтобы больше этого не повторилось.

1
0
7
АНДРЕЙ БОНДАРЕВ
249 отзывов, 1705 оценок, рейтинг 296
31 января 2021

Диалектика переходного периода (из ниоткуда в никуда)

Вторая волна ностальгии по переломным девяностым постепенно захлестывает нашу культуру, но чем дальше мы отдаляемся от того периода, тем больше субъективные воспоминания довлеют над историческими фактами. И мы все больше погружаемся в миф, который продуцирует наш президент - в девяностые был абсолютный беспредел и хаос.
Не будем строги к документальной точности ленты - пускай она хромает, стоит обратить внимание на посылы самой истории. В которой главный герой выступает метафорой молодой страны - безотцовщиной с большим сердцем, что свернул на кривую дорогу - и пути обратно уже нет. Вокруг сердца вообще построен круг метафор - от помидора сорта "бычье сердце" до разрыва аорты в финале.
Таня, femme fatale картины, которая мечтает вырваться за пределы душной родины, вдруг обнаруживает, что любовь, похороненная в ее сердце, взаимна - но фатальный механизм запущен, он ставит между любовью и страданием знак равенства.
Без сомнения, история приглаженная, кинематографично закрючкована, но она рождает какие-то переживания в собственном сердце, заставляет подумать - каковы были те годы в моем восприятии - и запоминается сильными сценами. И, конечно, весь конструкт держится на мощных актерских плечах Юры Борисова. А глубина - в его выразительных глазах.

1
0
9
ОЛЬГА ФРОЛОВА
53 отзыва, 592 оценки, рейтинг 262
29 августа 2019

В день Российского кино я посмотрела этот фильм. Тем, кто не понимает зачем это сняли - что бы помнили! Легко и хорошо снимать «сопливо-розово-гламурные» сказки, а снимать про боль, безисходность без рек крови и со смыслами - это задача сложная, с которой в данном фильме справились на все 100%!!!
Этот фильм основан на реальной истории, так же, как и фильм Торонтино «Однажды..., в Голливуде». Но Торонтино очень сильно «сгладил острые углы»..., в том числе и благодаря этому, его фильм удался.
А вот нашу историю никто «не припудривал» и «не румянил»..., и получилась она, как минимум не хуже, чем у Торонтино.
Сходите, посмотрите! Этот фильм достоен внимания!

5
0
1
Бобер Бобров
82 отзыва, 177 оценок, рейтинг 234
22 августа 2019

Очередной выкакеш российского умершего кинематографа.

2
6
3
Юрий Камышников
30 отзывов, 126 оценок, рейтинг 62
5 сентября 2019

Скучный, фальшивый, дилетантский фильм с избитыми штампами о "лихих" 90-х. Трудно предположить, за что фильм получил главный приз главного российского кинофестиваля. Видимо, остальные фильмы были еще хуже. Обидно за российское кино

0
2
1
Сергей Назаров
11 отзывов, 58 оценок, рейтинг 17
29 сентября 2019

Не понравилось. Фильм про псевдо 90-е. Скучно, не интересно.

0
2
9
Алексей
6 отзывов, 20 оценок, рейтинг 15
23 августа 2019

Отличная игра актеров и съемка для такой тяжелой темы...

8
0
9
Анастасия Райш
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 12
24 августа 2019

Фильм супер! Я осталась в восторге, одна маленькая история большой страны в период разборок и лихих 90-х. Очень зацепил главный герой, без всякой американской концовки где главный герой побеждает всех, спасает землю и президента заодно. Вообщем фильм про жизнь, про человека сильного духом, советую!

12
0
1
Пользователь Афиши №3899295
17 отзывов, 17 оценок, рейтинг 9
22 августа 2019

Неудачная попытка потягаться с фильмом Алексея Балабанова «Брат».

4
7
1
ВИТАЛИЙ БОЙЦЕВ
8 отзывов, 58 оценок, рейтинг 7
31 августа 2019

Постоянно смотрю участников «Кинотавра», и всегда восхищала в картинах какая то абстрактная глубина и актерская игра, но в этот раз вообще не понял,как эта картина могла стать победителем «Кинотавра -2019» и чего в ней вообще может хоть как то понравиться? Собрали просто всю самую грязь и черноту, особо не заморочившись хоть какой то логикой и сюжетной линией и выкатили на экраны. Ну сплошной, ничем не прикрытый, грязный примитив.Какое отношение это вообще может иметь к культуре и искусству. Если бы этот фильм показали в 90-х я бы еще понял, а сейчас то куда смотрит министерство культуры? Типа посмотрите как было и как стало, так можно и в наше «светлое» время такой же «чернухи» набрать. Нет уж, извините,но с «братьями,сестрами и антикиллерами» это творение рядом не стояло.

2
2
9
Ксения Сотникова
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 5
25 августа 2019

Фильм фантастичнский!!!! Оооочень понравился. Такая ностальгия по 90м. И режисер и актеры- просто отлично сделали свою работу. Фильм держал меня два дня. Давно такого не смотрела!!!

4
0
9
Витя Мякинов
2 отзыва, 5 оценок, рейтинг 4
31 августа 2019

отличный фильм,пропитанный темой,духом тех лет,одна из миллионов историй 90-х...концовка с Ельциным👌👌👌

1
0
9
Василий Десятов
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 4
27 августа 2019

Хорошее кино. Серость, унылость. Мало кино снимают про еще недавнее время, а если снимают то про бандитско-ментовский героизм или про веселье жмурок. А здесь по другому сняли.

4
0
1
Andrey Shelkov
6 отзывов, 7 оценок, рейтинг 4
23 августа 2019

Полностью согласен про выкакеш. Уныло, скучно, нет ни одного момента, который берет за душу. В общем. Лучше сходить на другое кино.

7
7
8
Vitaly Shaposhnikov
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 1
5 октября 2019
Отличный фильм о настроении и состоянии страны

Отличный фильм о настроении и состоянии страны в девяностые. Правдиво. Сейчас в воспоминаниях жизнь выглядит по-другому, а она видимо была такой.
Держит в напряжении

1
0
2
Vasily Nechaev
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг -1
11 апреля 2020
Никаких девяностых в этом наивном фильме не показали.

Скучное, наивное кино с музыкой 80-х. Никакими девяностыми в нём и не пахнет.
Лучший фильм о 90-х, это документальный сериал "Криминальная Россия".

0
1
1
Евгений Фомин
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг -2
23 августа 2019

Для чего этот фильм? Где смысл? Где идея?
Еще раз напомнить какое днище говнище было в 90ы. Грустный, честный, правдивый и мерзкий фильм.

3
5