Москва

Все отзывы о фильме «Бойня №5»

Slaughterhouse-Five, США, 1972
9
relay
94 отзыва, 11940 оценок, рейтинг 1489
19 января 2010

" Я был там"
Безусловно, лучшая экранизация Курта Воннегута младшего. Даже те, кто считает её плохой экранизацией, признают это (остальные четыре известных мне экранизаций они считают куда более плохими). В интервью журналу "Филм коммент" в 1985 году Курт Воннегут сказал: "Я весьма признателен Джоджу Рою Хиллу и компании "Юниверсал Пикчерз"», которые создали безукоризненную экранизацию моего романа „Бойня номер пять“. Каждый раз, когда я смотрю этот фильм, я пускаю слюни и радостно хихикаю, потому что он необычайно гармонирует с теми чувствами, которые я испытывал, когда писал этот роман".
В промежутке между вестерном "Буч Кэссиди и Санденс Кид" с Полом Ньюмэном и Робертом Редфордом и "Афёрой" ( с ними же) режиссёр Джордж Рой Хилл снял удивительно линейное кино о нелинейном времени. Странноватый главный герой Билли Пилигрим (Майкл Сакс) с постоянно умиротворённым лицом, казалось бы, в беспорядочном порядке скачет во времени из одного эпизода своей жизни в другой. Причина и порядок этих путешествий (и этого умиротворения) удивительно просто ( хотя и крайне спорно) объясняется в самом конце фильма, а отсутствие чрезмерного пафоса, свойственному многим антивоенным фильмам, придают "Бойне №5" особенное очарование.
Тем не менее картина не менее антивоенна, чем "Апокалипсис сегодня" Копполы или "Взвод" Стоуна. Будучи непосредственным свидетелем бомбардировки Дрездена 13-15 февраля 1945 года и считая её абсолютно бессмысленной, Воннегут (и вслед за ним Джордж Рой Хилл) не показывают погибших там немцев ( оценочный диапазон необычайно широк- от 25 тысяч до почти миллиона, в СССР признавалась цифра в 135 тысяч ) невинными жертвами, ни законно покаранными монстрами. По мнению авторов картины, их просто пожрал запущенный механизм войны, хотя смысла в этом не было никакого.
был там". Таким простым ответом Билли закрывает рот историку-"патриоту", защищающий необходимость отрицания бессмысленности бомбардировок Дрездена.
"Мы имели право мстить"- упорно бубнит в ответ историк. Хотя и прекрасно знает, что смысла в ковровых бомбардировках городских площадей (в отличии от бомбардировок транспортных узлов и промышленных объектов), вообще нет, они оказали минимальное воздействие на ход войны, что тогда , что во Вьетнаме. К тому же ковровые бомбардировки гражданских объектов оказывали обратное, мобилизующее действие на боевой дух немцев ли, британцев, советских людей или тех же северных вьетнамцев и только помогало военной пропаганде в создании образа бесчеловечного врага.
Беспрестанное чередование сцен мирной и сытой американской жизни Билли с существованием в плену у немцев и в заточении на далёкой планете не превращает фильм в подобие калейдоскопа. Наоборот, шаг за шагом развивается линия бессмысленности мести вообще и военной мести в частности. Хотя режиссёр не стал слишком настаивать на забавно-абсурдной теории Воннегута об отсутствии свободы воли и предопределённости всех исторических событий, чем вызвал на себя огонь фанов писателя. Отсутствие в фильме любимого героя и рупора этой теории, писателя-фантаста Килгора Траута, рассматриваемого фанами как пародию Воннегута на самого себя, только усиливает антивоенную составляющую фильма. Ведь если всё предопределено, то и сопротивляться бессмысленно. Правда, писатель рекомендует уделять внимание только хорошим моментам своей жизни, но хрен от этого слаще не становится. Режиссёр же всё-таки намекает на психическое нездоровье Билли. Не правда ли, напоминает "Фонтан" Аронофски, только на 30 лет моложе?
Графически картина просто прекрасна и производит впечатление аутентичности, особенно сцены в плену. Тяжелый молчаливый взгляд голодных и раздетых русских пленных на зажравшихся пленных англичан, намеренно отворачивающихся от них, добродушный взгляд друга Билли Эдгара Дерби ( Юджин Рош), ненавидящий и мстительный- мафиози Пола Лаззаро (Рон Лейбман), строго-надменный взгляд потомственного вояки-немца (Фридрих фон Ледебур), глуповато-влюблённый молодого солдата, холодно-безразличные глаза эсэсовца, ненавидящие- члена гитлерюгенда, усталый и испуганный- беженки…Это можно продолжать до бесконечности.
Глянцево-журнальные кадры коттеджа Билли и его богатой жёнушки Барбары (Холли Ниар) и естественная красота украденной прямо в рабочем виде инопланетянами порнозвезды Монтаны Уайлдхэк (Валери Перрин) только создают необходимую контрастность сценам плена и разрушенного города. Несмотря на то, что в нём много трагических и трагикомичных сцен, фильм получился очень светлым и человечным.

7
0
7
Sergey Gureev
96 отзывов, 700 оценок, рейтинг 361
29 марта 2012

Экранизация Воннегута, которую сам он считал "безукоризненной", получившая приз жюри в Каннах-1972.

Серьезная большая работа, но свинья, кажется, заложена в самом тексте - уж больно он хорош в вербальном формате, со всеми нюансами, интонациями, рефлексиями и, главное, флешбэковой-флешфорвордовой структурой, более органично представленной и воспринимаемой в рамках книги. Несмотря на довольно точное, аккуратное и порой даже любовное отражение событийной канвы в фильме, вне текста история многое теряет (тут я расхожусь в оценках с основной массой восторженной критики).

Хороший мощный акцент на Дрездене, а вот остальные пласты книги, скорее, проседают. Но смотреть все равно полезно. Впрочем, пожалуй, только при условии знакомства с романом.

2
0
9
Анна Эррез
18 отзывов, 26 оценок, рейтинг 51
4 декабря 2010

Фильм, снятый по автобиографическому одноименному роману Курта Воннегута. 13—14 февраля 1945 года он стал свидетелем бомбардировки Дрездена авиацией войск союзников. Курт Воннегут вместе с другими военнопленными чудом выжил и после вытаскивал трупы из-под обломков.
Сюжет сначала кажется не линейным и не последовательным: периодически выскакивает то военный эпизод, то мирная жизнь, то планета Тральфамадор с порноактрисой Монтаной Уайлдбек. Только позже становится понятно, что главный герой Билли Пилигрим путешествует во времени. Он настолько уверен в этом, что предсказывает свою смерть во время офтальмологической конференции, где он рассказывает о тральфамадорцах. И он дейстивительно погибает от пули, выпущенной Полом Лаззаром.
В фильме, как и в книге война показана с "изнанки" - здесь нет победителей и проигравших, все одинаково измучены войной. Есть так же тема неравенства и резкого контраста: военнопленные вместе с Пилигримом идут в лагерь с лучшими условиями, а за ними из-за колючей проволки наблюдают грязные и голодные заключенные. После, когда все идут через Дрезден, такой жизнерадостный и почти карнавальный. После бомбардировки, в невозможности всех убеждал американец, перешедший на сторону немцев, и активно призывающий к сотрудничеству, Дрезден превратившийся в руины и свалку трупов. Да и сам момент, когда Билли достает из грязной куртки (которая, по мнению одного из американских командующих была дана, дабы оскорбить Пилигрима) бриллиант, тоже наталкивает на определенные мысли. Кстати, этот же "камешек" он потом подарит своей жене, которая его боготворит, и готова ради него похудеть. Однако она не успеет т.к. погибнет в автокатастрофе, спеша к Билли в больницу. Кстати,он попадает в больницу из-за крушения самолета,которое он предвидел и пытался выбраться из самолета, прежде чем взлететь. Поскольку ему это не удалось, то предрешенное свершилось. Прибывают спасатели и находят его, лежащего в снегу и повторяющего " Schlachthof fünf, Schlachthof fünf, Schlachthof fünf" (Скотобойня номер пять). Именно эти слова немцы во время войны заставляли учить американских военнопленных ("чтобы не случилось, запомните: "Шлахтхоф фюнф").
Бесценный военный опыт, который получает Билли во время войны, переодически "всплывает". Будучи в больнице, он слышит как его сосед-историк с довольным видом рассказывает о том, что напишет книгу о войне. Он считает, что Дрезденская бомбардировка была несомненно важным стратегическим ходом, но Билли Пилигримм строго прерывает этот монолог своим "Я там был".
Несомненно, что экранизация книги, в свое время, запрещенной цензурой, показывает войну глазами простого человека: бессмысленную и беспощадную мясорубку, не останавливающуюся ни перед чем, где нет ни победивших ни проигравших. Думаю, и фильм и книга передают одинаковое впечатление, про что сам Воннегут говорил: «Я весьма признателен Джоджу Рою Хиллу и компании Universal Pictures, которые создали безукоризненную экранизацию моего романа «Бойня номер пять». Каждый раз, когда я смотрю этот фильм я пускаю слюни и радостно хихикаю, потому что он необычайно гармонирует с теми чувствами, которые я испытывал, когда писал этот роман».

2
0