Москва
7

Фильм
Битва за Алжир

La battaglia di Algeri, Италия, Алжир, 1966
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
Антивоенная драма Джилло Понтекорво про рождение нации

В разгар войны за независимость Алжира французский полковник-парашютист Матье (Мартен) получает задание уничтожить вождя городской герильи Али по прозвищу Острие (Хаджадж) и тем самым восстановить в мятежной колонии «закон и порядок».

  • �Битва за Алжир – афиша
  • Битва за Алжир – афиша
  • Битва за Алжир – афиша
  • Битва за Алжир – афиша
  • Битва за Алжир – афиша
Исторический, Драма, Криминальный
18+
Джилло Понтекорво
31 августа 1966
2 часа 1 минута

Другие фильмы Джилло Понтекорво

Участники

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Михаил Трофименков
82 отзыва, 82 оценки, рейтинг 277
4 мая 2007

В разгар войны за независимость Алжира французский полковник-парашютист Матье (Мартен) получает задание уничтожить вождя городской герильи Али по прозвищу Острие (Хаджадж) и тем самым восстановить в мятежной колонии «закон и порядок».

Вчерашний борец с нацизмом, ставший карателем и мастером пыток, — против мелкого воришки, превратившегося в национального героя. Слепые стены и лабиринты Касбы, древнего арабского квартала Алжира, — против его европеизированного центра из стекла и бетона. Война для Понтекорво — не ожесточенная схватка, а кропотливая работа, чью технологию он поднимает до уровня высокой трагедии, борьба камня и подтачивающих его капель воды. Красота фильма — в ритме этих «капель» Сопротивления: проза военных сводок становится поэзией. Женщины, проносящие под накидками бомбы в европейские бары, методичны и жестоки: их правота — правота набегающего на берег прилива. Так же методичны, жестоки и уверены в своей правоте парашютисты, взрывающие дома, где укрылись террористы. Понтекорво не отводит камеру от тел случайных жертв мясорубки; он убежден, что на их, по-видимому, бессмысленно пролитой крови вершится таинство рождения нации.

3
0

Отзывы

7
mortal_vombat
103 отзыва, 548 оценок, рейтинг 181
21 января 2013

Даже сегодня этот фильм чрезвычайно актуален.
(Более того, именно сегодня 20.01.2013 – так случайно совпало – я скачал и посмотрел этот фильм, и через полчаса прочел новость: в результате столкновений власти с боевиками в Алжире убито 50 человек; конфликт произошел из-за вторжения «миротворцев» Франции в соседнее гос-во Мали).
Для своего времени фильм, должно быть, вообще был полным шоком.

Другое дело, что оценивая его сегодня, в 2013 году, можно сказать - условные "злодеи" поплатились, и платят по колониальным счетам до сих пор - теперь ежегодно происходит "битва за Париж". Да и другие битвы – например Оллана с Депардье – корни которых лежат куда глубже, чем конфликт условных «богатых» и «бедных».
Так что - история по-прежнему , это очень дорогой репетитор, а мы с завидной регулярностью надеемся на халяву на экзамене.

2
0
9
Андрей Александрович
213 отзыва, 1024 оценки, рейтинг 519
23 ноября 2012

При просмотре сразу напрашивается сравнение с фильмом-ровесником о другой освободительной войне - "Я - Куба".

Если по форме "Битва за Алжир" проигрывает - трясущаяся простоватая манера съемки неореалистов к середине шестидесятых уже устарела и смотрится хуже, чем роскошная работа Калатозова, то по содержанию фильм Понтекорво значительно серьезнее.
По мере сил режиссер пытается объяснить причины войны, показать без гнева и пристрастия лица и мотивы противостоящих сторон.

Иронично, что фильм о подпольщиках, преследуемых и загоняемых по узким переулкам Казбаша снимался уже в независимом, победившем Алжире, где вчерашние затравленные революционеры стали властью, радостно пользовались всеми ее привилегиями и увлеченно грызлись между собой.

Конечно, при всем желании режиссера встать над схваткой, не удалось преодолеть определенный скос в сторону повстанцев. Если французы - полиция, десантники, местные колонисты-"черноногие" предстают сытыми, хорошо одетыми господами в пробковых шлемах, то противостоящие им повстанцы - все как один соль земли, с чистыми лицами, исполненными праведного гнева, одержимые светлой идеей.
Французы в ресторанах или особняках, алжирцы грязные, но гордые, одетые в отрепья на узких улочках.

Невольно симпатия зрителя сама сдвигается к революционерам.

Совсем не затронута тема раскола внутри самого алжирского общества, а ведь многие, особенно торговые и культурные круги арабов были против войны за независимость, как и часть французов симпатизировала повстанцам.
А в фильме две нации, два мира просто и монолитно показаны противостоящими друг-другу.

Ничего не сказано о том, что французы пришли в Алжир - пиратское, рабовладельческое государство, а ушли, оставив дороги, ирригацию, отстроенные города, какие-никакие, но медицину и образование.
А Алжир с тех пор погряз во внутренних склоках, борьбе очередных диктаторов с очередными исламистами.

Так же умалчивается, что сама "борьба алжирского народа" усердно поддерживалась и подкармливалась деньгами и оружием со стороны соцлагеря, а не была спонтанным восстанием угнетенных.

Сам Понтекорво, во многом ограничиваемый во время съемок обстоятельствами, предельно конкретно высказался о гражданской войне в следующем, гораздо менее известном, но более талантливом фильме - "Кеймада".

При всех "но" необходимо признать, "что "Битва" яркое, многогранное полотно, реалистичная, полудокументальная зарисовка со множеством ярких персонажей и редкой способностью уловить камерой малейшие штрихи и детали происходящего. По случайному взгляду или жесту открыть настроение персонажа или смысл события.

И со стороны французов, и со стороны алжирцев задействованы отличные актеры, причем у алжирцев работают большей частью случайные люди с улицы, что еще более подчеркивает реализм происходящего.

Понтекорво дали целый город, как съемочную площадку, десятки тысяч горожан, как массовку, и он с честью отработал полученное доверие.

Остается только предполагать, чего стоило при съемках в уже независимом Алжире представлять вчерашних врагов - французских солдат и полицейских достаточно честными и справедливыми людьми, попытаться хоть частично, но показать и их точку зрения на войну.

Так что, если абстрагироваться от некоторой политической ангажированности, перед зрителем выступает грандиозная панорама.

Смотреть стоит, даже сейчас. Фильм нисколько не устарел, наоборот, в свете нынешних событий и борьбы арабской улицы происходящее на экране приобретает дополнительный смысл.

2
0
7
Сквонк
177 отзывов, 392 оценки, рейтинг 509
3 февраля 2011

Не знаю даже, с чего начать. Хочется одновременно заявить, что запретил бы этот фильм в законодательном порядке на всей территории цивилизованных стран (и что Франция совершенно справедливо его не показывала у себя годами). С другой стороны, хотелось бы покрутить его по федеральным телеканалам в прайм-тайм. Здесь все, или почти все, что вы хотели бы знать о первопричинах, истоках, корнях исламского подполья, терроризма вообще, взрыва в Домодедово, террора в Ираке и на Северном Кавказе, в частности и, наконец, по большому счету, сегодняшней революции в Египте. Ситуации везде разные, а "Битва" объясняет почти все. С ума сойти. Блестящее кинодейство в почти документальной стилистике еще в 1966 году рассказало о партизанской войне алжирцев за независимость аж в 1950-х годах. Создание банд-формирований (ака партизан, ака бандитов, ака бойцов сопротивления - нужное и "идеологически верное" подчеркнуть), поддержка террора населением, бомбы в аэропортах и кафе, закладываемые симпатичными добрыми женщинами, женщины в парандже, проносящие оружие через блок-посты, фанатичная вера в правое дело и невероятная мощь, основанная на ней, и кровавые последствия, и бесплодность силового подхода в борьбе с террором и плоды равнодушия большинства к проблемам меньшинства. Фильм удивительно сделан и при всем своем минимализме кажется огромной кинематографической жирной глыбой. За кадром точно щелкает хронометр, пока в кадре считают трупы. Вместо оператора со стажем по улицам столицы пока еще колонии как будто бы гуляют грязные стрингеры, для которых снять, где крови больше и крики слышнее - главная радость жизни. Разворачиваясь из маленького спрессованного клубочка нерешенных проблем в широкое полотно террористического беспредела с одной стороны и беспредела французских силовиков с другой, фильм традиционно уходит от суда над правыми и виноватыми. Объктив жрет мельвилевские по силе психологического давления в кадре сцены с аппетитом телерепортера, в отдельные минуты уносясь куда-то под небеса эстетствуя панорамировать мусульманскую Касбу. Фильм состоит из правильно отмеренных и холодно нарезанных блоков насилия, спайка которых видна даже невооруженному глазу. Высокомерие белого человека к черным. Презрение в ответ на презрение, ненависть в ответ на ненависть. Око за око, зуб за зуб. Невидимая пунктирная стрелочка. Организация народого фронта, больше похожего (ну, как мы теперь знаем) на какую-нибудь организацию "Братья-мусульмане". Невидимая пунктирная стрелочка. Пара убийств полицейских. Стрелочка. Блок-посты в Касбе. Стрелочка. Рассредоточение партизанской войны, в которой уже кажется участвует все мусульманское население. Стрелочка. Пружина выпрямляется со все нарастающим визгом. Массовое убийство мирного арабского населения в ответ на теракты ("ах так, а мы вот так"). Стрелочка. Массовые теракты боевиков среди мирного белого населения в ответ. Стрелочка. Пружина. Вой сирен. Столица погружается в хаос.

По большому счету сегодня уже не важно, кто там за кого дрался, и чего хотели выступающие. Из истории известно, что алжирцы своего добились, только 1960-е показали, что к собственному государству они были все-таки не готовы. Не важно и то, что бандформирования (ака партизаны, ака бандиты, ака бойцы сопротивления - нужное и "идеологически верное" подчеркнуть) в середине 1950-х еще не были религиозно-направленными, и по структуре и умению воевать выглядели по-детски наивно. И сам месседж фильма, который, как это не смешно звучит, спродюсировл один из алжирских террористов, о том, что война есть зло, дайте свободу народу, иначе насилие не прекратиться, тоже, в общем-то не сильно уже важен. Он, по правде говоря, устарел. Поражает другое. Во-первых, насколько вообще не изменились тактические примеры партизанской (ака террористической, ака военно-освободительной - нужное и "идеологически-верное" подчеркнуть) войны за 60 лет. Не изменились способы терактов, методы формирования группировок, причины, понятно и неибежно и справедливо вызвавшие к жизни злобу и ненависть к белой цивилизации. Не изменились способы (совершенно бесплодные и бессмысленные) борьбы с террором (см. сегодняшний Ирак). Собственно, меняется только оболочка, внешние картинки, нутро человеческое и социальное, вонючее тогда, остается вонять и посейчас. Кто-то хочет территории шариата, кто-то религиозного государства, кто-то другого президента, разницы нет. Однако после "Битвы за Алжир" просто удрученно приходишь к пониманию, что справиться и свести на нет какой угодно террор где угодно в настоящее время практически невозможно (сегодняшний Алжир как доказательство в том числе). Идеологическая и национальная и структурная мощь феномена, к тому же возведенная в степень поддержки обычного народонаселения (которое как бы против убийства белых детей, "но ведь у нас они тоже детей убивают, так что так им и надо"), нечаянно исследованного авторами фильма, тогда видимо снятого по каким-то иным соображениям, поражает. Достаточно проследить какие-то пару 10-минутных блоков насилия фильма: вот под музыку Морриконе арабы достают тела своих близких, вот миловидное лицо арабской девушки, затолкнувшей сумку с бомбой под скамью в зале ожидания аэропорта, вот под музыку Морриконе белые достают тела своих близких. Ни шаха, ни мата. Бесконечный тупик, ноль поделенный на ноль, абсолютно патовая ситуация.

2
1
9
ЕКАТЕРИНА УРЗОВА
357 отзывов, 385 оценок, рейтинг 138
7 марта 2018

Фильм Понтекорво рассказывает о небольшом периоде длиной в несколько месяцев в 1957 году. Тогда, не в силах справиться с террором, устроенным ФНО против мирных граждан города Алжир, власти ввели в город 10 парашютную дивизию. Это история о противостоянии террористов Джаффара, взрывающих бомбы в кафе и на стадионах, и парашютистов подполковника Матье, которые всеми способами стараются прекратить террор.

Бойцы ФНО убивают мирных граждан, чтобы привлечь внимание общественности. Мальчик-араб стреляет в полицейского просто потому, что тот – полицейский. Европейцы травят старика-мусульманина. Араб расстреливает из автомата горожан, прогуливающихся по улице. Французские полицейские отбивают у обезумевшей толпы подростка-араба. Солдаты, борясь с забастовкой, выбивают двери лавок и магазинов, хозяева которых поддерживают стачку. Парашютисты раздают хлеб в арабских кварталах. А вот они же пытают схваченных бойцов ФНО… Это не противостояние положительных и отрицательных героев, это жизнь, это люди со всеми своими пороками и добродетелями. Здесь нет монстров и нет святых.


Я не утверждаю, что фильм «Битва за Алжир» достоверен на 100 процентов. Могу отметить, что, говоря о Али Ла Пуанте, герое ФНО, не было сказано, что в прошлом он был сутенером. По некоторым данным, схрон, где прятался Ла Пуант, выдал Ясеф Саади. Здесь же это совершенно другой человек. Понятно, что если сам Ясеф в фильме снимается и если он один из продюсеров, то он не станет показывать, что это он сообщил, где скрывается Али. В «Битве за Алжир» Али Ла Пуанта пытаются пленить колониальные парашютисты Матье/Бижара, тогда как на самом деле этим занимались легионеры Жанпьера. Забастовку в фильме рисуют как всеобщую, тогда как таковой она так и не стала. Но тем не менее, это, на мой взгляд, наиболее правдивый и талантливый художественный фильм про войну в Алжире.

P.S. Вообще, конечно нужно было назвать фильм на русском так, чтоб люди понимали о чем речь идет. Он же не «Битва за Алжир», но «Битва за город Алжир». Но у нас, увы, это мало кто знает почему-то.

0
0
5
scheet
618 отзывов, 619 оценок, рейтинг 104
23 декабря 2016

Как и всякий фильм на основе реальных событий, "Битва за Алжир" погружает в подобие документальности. Это достаточно сухо, потому как реальная жизнь часто не развлечение, и совсем не выдумка сценариста. Но это и хорошо, так как возникает серьёзный настрой на доверие. Ведь кто сказал, что история, это скучная дисциплина? И всегда есть возможность сравнить: что и кто двигало алжирцами, когда в 60-е годы распадалась мировая колониальная система, и кто двигал в 21 веке современными украинцами, или соседями алжирцев, египтянами чуть ранее? Ведь попытки алжирцев изменить власть в стране выглядели очень слабыми и робкими, даже не смотря на первую фазу террора. А деятели национального фронта, в составе которых был такой человек как Али, смотрелись довольно жалко. Колониалисты-французы не вызвали отвращения, хотя тоже действовали временами жёстко. Полковник, тот вообще вышел очаровашкой. Так или иначе, посмотреть на город Алжир конца 50-х, прочувствовать накал настроений, воздух свободы, увидеть лица жителей - всё по-своему интересно. Забавно, что сняли всё это итальянцы, видимо у французов ещё не был забыт горький привкус от потери колоний. Ну или алжирцы не захотели видеть кинематографистов из метрополии принципиально.

0
0

Читайте также

Подборки Афиши
Все