Москва
6.8

Фильм
Думаю, как все закончить

I'm Thinking of Ending Things, США, 2020
Запутанный триллер Чарли Кауфмана про вечное сияние мутного разума

Девушка (ее зовут то ли Люси, то ли Лючия, то ли Ивонна; ее играет восходящая звезда Джесси Бакли) хочет расстаться с парнем (его зовут Джейк, а играет его Джесси Племонс), но пока она думает, как все закончить, они едут по заснеженной дороге к его родителям — и это будет та еще поездочка! Новый метанарративный фильм режиссера и сценариста Чарли Кауфмана («Нью-Йорк, Нью-Йорк», «Аномализа») — экранизация книги канадца Иэна Рида, откуда-то из конца девяностых — середины нулевых, когда майндфак-триллеры были в чести, а коронованными лидерами среди них числились «Шестое чувство» и «Малхолланд-драйв». Поскольку про такое кино принято говорить без спойлеров, но крайне многозначительно, скажем только то, что по духу оно близко к «Вечному сиянию чистого разума» и «Быть Джоном Малковичем» (к которым Кауфман писал сценарии), а финальным твистом — к шокирующим развязкам М.Найта Шьямалана. Вообще, довольно символично, что в начале 2020-х годов Шьямалан снимает для Apple TV, а Кауфман — для Netflix. Подобное кино окончательно осело в стримингах, так же прочно, как «Думаю, как все закончить» оседает в голове. Впрочем, это вовсе не означает, что картина Кауфмана — шедевр. О ней интересно думать, ее любопытно обсуждать, но сам ее просмотр местами превращается в мучительный процесс. Все дело в том, что самый, кажется, умный кинематографист Голливуда превратился в самого нудного. У фильма многообещающее начало, классная середина и невероятно тоскливый финал. Возможно, Кауфману, как и его лирической героине, стоило лучше подумать, как все закончить.

  • Думаю, как все закончить – афиша
  • Думаю, как все закончить – афиша
  • Думаю, как все закончить – афиша
  • Думаю, как все закончить – афиша
  • Думаю, как все закончить – афиша
Триллер, Драма
Чарли Кауфман
28 августа 2020
2 часа 14 минут
netflix.com
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Чарли Кауфмана

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

8
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
6 сентября 2020

Сюрреалистический хоррор Чарли Кауфмана о невозможности любви

Молодая женщина (Джесси Бакли) всего пару месяцев встречается с молодым мужчиной (Джесси Племонс), и уже чувствует, что ничего из этого не выйдет, но еще не решилась ему об этом сообщить. Вместо этого она соглашается поехать с ним на машине, несмотря на метель, знакомиться с его родителями (Дэвид Тьюлис и Тони Коллетт), которые живут на ферме у черта на рогах.

Вот Кристофер Нолан здорового человека: сдвиги во времени, смещение точек зрения, квантовая физика, тщетные попытки понять, что вообще происходит — и при этом все два часа у тебя ощущение, что с тобой беседуют, а не снимают скальп. Другой вопрос, что беседует, кажется, Ганнибал Лектер (даже мертвые ягнята имеются), и потом немного хочется повеситься. У Чарли Кауфмана только что вышел дебютный роман про кинокритика, что же касается «Закончить», это не оригинальный сценарий, а экранизация одноименной книги канадца Иэна Рэйда — уже интересно, учитывая, как непросто Кауфману, если верить ему самому, даются адаптации.

Героиню зовут то ли Люси, то ли Лючия, то ли и вовсе Эми, и она то ли студентка-физик, то ли официантка, а возможно, поэт или художник — версии по ходу все время меняются. У ее увальня-бойфренда хотя бы есть надежное имя Джейк, но к нему тоже чем дальше, тем больше вопросов. Фильм делится на три части: в первом акте герои едут к родителям, во втором — проводят вечер на ферме, и в третьем, самом длинном, едут, стало быть, обратно. Параллельно мы видим сценки из жизни старенького школьного уборщика, который печально драит коридоры.

Реальность трещит по швам — сперва почти неуловимо, потом все более решительно. Это может быть мимолетный взгляд прямо в камеру, или будто бы услышанная чужая мысль, или странно перепутанное слово — а могут быть действительно радикальные трансформации: вроде человека, внезапно постаревшего на пару десятилетий. Что за дела? И при чем тут уборщик? Разгадать этот ребус сильно раньше времени, в общем, не сложно (тем более, что есть знаменитые фильмы с похожим сюжетом), но там дальше открывается столько причудливых деталей и сплетений, что момент истины, собственно, не имеет особенного значения.

Это почти что хоррор — хотя подозрительный подвал в родительском доме имеет больше отношения к Фрейду, чем к Шьямалану (чей чудный «Визит» тут пару раз вспоминается). Поездка на машине превращается в мучительный опыт даже без помощи инфернальных хохотушек и прочей линчевщины, которая проявится позднее. Если бы закадровый голос героини сразу не сообщил, что они с Джейком встречаются, догадаться об этом было бы непросто: между предполагаемыми возлюбленными нет и намека на связь, и просто находиться с ними в машине — серьезное испытание для зрителя, которое Кауфман усложняет клаустрофобическим монтажом, метелью за окном и даже форматом кадра, почти квадратного.

Неловкие паузы, тяжелые взгляды, необъяснимые (до поры) перемены настроения, и весьма своеобразный выбор тем для разговора. Джек из породы поверхностно начитанных мужчин, тянущихся к энциклопедическим знаниям — по одной из версий, они познакомились во время барного «Что? Где? Когда?» — и не чуждых высокому. Он своим ровным скучным голосом цитирует Вордсворта, добрую минуту монотонно перечисляет любимые мюзиклы, пересказывает интересные (возможно) факты о Муссолини и замечает, что посмотрел слишком много кинофильмов. Но и героиня не отстает: то зачитает чужую поэму, будто бы собственного сочинения, то с выражением оттараторит большой кусок из знаменитой ругательной рецензии Полин Кейл на «Женщину под влиянием» Кассаветиса.

Здесь, на территории печальной автосатиры и расщепления культурных кодов, Кауфман, кажется, сильнее всего — в фильме есть по-настоящему блистательные моменты, особенно в средней части. Но когда он уходит в откровенный сюрреализм, это выглядит и эффектно (снимал фильм, кстати, польский оператор Лакуш Зал, работавший с Павлом Павликовским и на «Довлатове» Германа), и неожиданно плосковато. Будет и анимационная говорящая свинья, изъеденная червями, и песня из мюзикла «Оклахома!», и даже балет, но эти чудеса никак не складываются в цельную и пронзительную картину, какая получилась у Кауфмана с Мишелем Гондри в великом «Вечном сиянии чистого разума».

В том фильме через зябкий зимний туман отчаяния все же сквозила спасительная нежность, этот излучает холодный свет безнадежности — даже у Чарли Кауфмана, как выяснилось, оставался запас пессимизма и депрессии. Будто бы проанонсированный в начале тяжелый разговор о любви, об «отношениях» (которые героиня якобы думает, как закончить), постепенно мутирует в жестокий монолог о принципиальной невозможности человеческого контакта как такового, о бренности, о сожалениях, которые покрывают ровным слоем человеческую жизнь, пока не сложатся в сугроб, из‑под которого уже не выбраться.

Это очень интересная и по-своему блестящая работа, стоит посмотреть. Но если вам ее посоветует кто‑то из близких — может быть, не дружите больше с ним.

2
0

Отзывы

9
Типичный критик
456 отзывов, 457 оценок, рейтинг 624
1 ноября 2020

Мысль ближе к истине

Люси подумывает расстаться со своим бойфрендом Джейком, но вместо этого едет с ним в гости к его родителям на отдалённую ферму. В дороге молодые люди беседуют на самые разные темы, а когда прибывают на место, Люси замечает, что в доме родителей Джека происходит что-то странное. Да и сами потенциальные родственники ведут себя очень подозрительно.
Фильм рассказывает о девушке, которая едет со своим парнем к его родителям в загородный дом. Люси пишет стихи и картины, изучает квантовую физику в университете: "ганглии" и "вирус бешенства". Она думает расстаться с ним, хотя их отношения ещё не совсем долгие, и мы слышим мысли девушки об окружающей действительности: "Это идея всегда со мной", "Джейк хороший, но ничего не сдвинется", "Люди остаются в отношениях которые не спасти", "Мысль ближе к истине". За городом - мрачная красота, а всё происходит в снежный день и снежный тёмный вечер. Паралельно - нам показывают эпизоды с пожилым мужчиной - уборщиком в местной школе. У родителей Джейка - большой дом со своей фермой. Милые разговоры в машине - сменяются разговорами "ни о чём" и за столом в родительском доме. И всё бы ничего, но на месте начинают происходить странные вещи: Люси видит свою собственную жизнь в этом доме - как "чью-то чужую", люди исчезают, родители то молодеют, то стареют, а на стене висит фото с ребёнком, в котором себя узнают и Люси, и Джейк.
Всё это возможно происходит в мыслях Люси, в мыслях Джейка, а возможно в мыслях того пожилого, школьного уборщика. И что это: любовь и воспоминания о прошлом или больное старческое сознание? Ответ определит каждый для себя сам.
«Думаю, как всё закончить» — новая работа режиссёра Чарли Кауфмана, сценариста «Вечного сияния чистого разума», «Быть Джоном Малковичем». Картина основана на одноименном романе канадца Иэна Рейда.
Глубокий, тревожный, оригинальный и впечатляющий режиссёрский и актёрский фильм (Джесси Бакли и Джесси Племонс - просто великолепны и незабываемы) о попытке понять окружающую жизнь. "Воспарение над действительностью" и попытка её понять: как люди влияют на нас и что мы испытываем перед ними - обман или самообман. "Люди статичны и время идёт сквозь людей как ветер" - говорит Люси. Нобелевская речь перед залом с "живыми трупами", или одинокое кафе с мороженым в заснеженном поле в тёмный и снежный вечер - это всё тайные мысли, воспоминания и желания которые помогают человеку жить и понять что-то для него самое важное. Вобщем, "мысль ближе к истине".

0
0

Подборки Афиши
Все