Союз нерушимый
Неудивительно, если вы не знаете о том, что такое Новочеркасский расстрел. Этот инцидент был окончательно рассекречен только в 90-е, а погибшие и осужденные были реабилитированы уже посмертно. В 1962 году в заводском городе Ростовской области бушевал мирный протест: зарплаты рабочим снизили, а цены на продовольствие, которое и так тяжело было достать без связей, подняли. Неадекватной оказалась реакция местных властей, которые заручились поддержкой самых высоких чинов, приехавших выявлять зачинщиков и подавлять беспорядки. Солдатам раздали боевые патроны и отправили стрелять по беззащитной толпе. Погибли 26 человек. Всю эту трагедию в фильме «Дорогие товарищи» мы наблюдаем глазами Людмилы Семиной (Юлия Высоцкая), завсектора горкома, привилегированной, но прилежной и искренней чиновницы, которая теряет во время страшно окончившегося митинга свою дочь.
С такими фильмами, как «Дорогие товарищи», нельзя все на свете предугадать и снимать, изначально ориентируясь на потенциальный зрительский успех. Да, кое‑что можно все же предусмотреть: так, Андрея Кончаловского явно давно вела судьба к фильму о расстреле в Новочеркасске. Его жена, актриса Юлия Высоцкая, там родилась. Сама картина по своей сути могла быть только антисоветской, а у прижизненно признанного классиком Кончаловского давно есть зуб на ту власть: его без пяти минут гениальную картину «История Аси Клячиной» на долгие годы клали на полку. Впрочем, в 1990 году, после того как закончилась уже почти целая эпоха, с полки фильм сняли и даже вручили Андрею Сергеевичу Госпремию. Кончаловский — это и порождение советского строя, его дорогой товарищ и его же отщепенец: с одной стороны, он — сын автора гимна СССР Сергея Михалкова, с другой — вечно испытывал гонения со стороны властей и при первой возможности уехал снимать за рубеж. Но сейчас, впрочем, вернулся (живет в Италии, но работает в России — надо полагать, это очень удобно) и дает комплиментарные путинскому режиму интервью.
Всю эту информацию о связях режиссера с давно ушедшей страной необходимо проговорить скороговоркой хотя бы потому, что «Дорогие товарищи» — отчетливо политическое кино. Главная героиня — не последний человек в горкоме Новочеркасска, она по жизни следует линии партии, фанатично патриотична. В то же время она волею режиссера оказывается внутри важного исторического эпизода, очень показательного для всей той эпохи, символизирующего тоталитарность любого государства, даже самого социалистического на словах. Людмила встает перед моральным выбором — в ней трепещет материнский инстинкт, она ищет пропавшую дочь, но эти ее поиски очевидным образом нарушают гэбистскую подписку о неразглашении, которую ее заставляют дать. За несколько часов до силового подавления мирных беспорядков она сама кричала на партсобрании, что нужно стрелять по гражданским, по всем этим «зачинщикам» и «хулиганам» (эти обезличивающие, обесчеловечивающие, обвиняющие слова — неотъемлемая часть советского русского языка), но тогда она даже представить себе не могла, что попасть под руку и приклад, оказаться одной из безвинно виновных может самый дорогой для нее человек.
В то же время ничего этого уже давно взрослому поколению, не заставшему СССР, знать не потребуется. «Дорогие товарищи» — это кино на экспорт, в котором ничтоже сумняшеся проговорены вслух все, возможно, неочевидные для иностранцев советские реалии. Фильм начинается с диалога двух любовников, Людмилы и первого секретаря горкома — между прочим, женатого человека. В жизни, наверное, трудно было бы предположить, чтобы советские люди, только проснувшись, тут же в самоочевидных выражениях принялись бы усердно проговаривать друг другу известные им обоим советские реалии. Но даже эти исторические сноски, присутствующие в фильме в достаточном, но не чрезмерном количестве, не режут ухо и глаз. И это не случайная удача постановки — скорее показатель многолетнего мастерства Кончаловского, который в своем статусе режиссера-космополита и ветерана кинематографии может себе позволить спокойно снимать кино, понятное всем, в том числе зарубежным критикам на Венецианском фестивале, и никто его за этот просветительский порыв не осудит. Но кое-чего запланировать Кончаловский не мог бы при всем желании — небуквальной и неожиданной актуальности своей картины в глобальном масштабе. Все сошлось.
Постсоветское пространство переживает очередной кризис, выразившийся в Беларуси — стране, которая меньше других советских республик изменилась с момента распада нерушимого Союза, где, кстати, Юлия Высоцкая начинала когда‑то свою карьеру актрисы. С другой стороны, сегодня жителям дальнего зарубежья куда проще будет объяснить знакомые каждому советскому гражданину ощущения от жизни под колпаком, под контролем государства, который, как известно, всегда осуществляется под прикрытием самых благих намерений, а также за «железным занавесом», благо границы между государствами по миру так до конца и не открылись. Коронавирусный локдаун действительно многое изменил — в том числе сделал «Дорогих товарищей» универсально понятными.
Впрочем, и изначально это чуть ли не самый ясный, четкий и точный фильм всей венецианской программы. «Дорогие товарищи» — это апофеоз лаконичного режиссерского стиля Кончаловского, снимающего скупо, но метко, с не бросающейся в глаза, но исторически достоверной стилизацией места действия.
Больше всего эта картина похожа на «Рай», но на этот раз в фильме нет никакой эзотерики, разговоров с Богом и прочего наносного. Только точнейшая реконструкция событий со всеми реальным действующими лицами — Анастасом Микояном, Фролом Козловым. Единственное авторское допущение — протагонистка, блестяще сыгранная Высоцкой, точно знающей, что ей нужно изобразить в кадре. Она — главное режиссерское орудие во многих поздних фильмах этого постановщика (если уж «Дорогие товарищи» не получат «Золотого льва», то актерский приз Юлии не дать будет просто судейской ошибкой).
Лишь на полях основного действия Кончаловский допускает визуальную метафорику: ощенившаяся собака, которую Людмила видит ровно в тот момент, когда теряет шанс разыскать свою дочь; лицемерно радостная песня, играющая по советскому радио, когда случайная пуля убивает невиновную свидетельницу погромов. Эти детали не выпячиваются и не бросаются в глаза, а воспринимаются как обычные приметы жизни, ведь в экстремальные моменты любые детали всегда кажутся символичными.
Наконец, пусть иностранцам фильм может показаться политически противоречивым, но для российского зрителя, знающего во всех деталях прискорбную отечественную действительность, эта картина точно западет куда‑то глубоко вовнутрь. После «Дорогих товарищей» еще больнее ощущать, что ничего толком не меняется, что у власти всегда сможет подняться рука на народ, что на любом высокопоставленном заседании найдется крикун, который заявит, что мирный протест — это происки проклятых церэушников. Налицо тотальная неисправимость лихих людей, живущих на этих пустошах.
Как говорит один из важнейших героев фильма, отец Людмилы, который в ключевой момент достает из сундука дореволюционную форму и икону, тем самым намекая на неизменность тоталитарности любой русской власти: «На Дону Бога нет». А в современную Россию Бога пока не пускают через «железный занавес», который совсем недавно снова закрылся.
«Дорогие товарищи!» – новый фильм Андрея Кончаловского, рассказывающий о засекреченном расстреле мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году, удивительным образом рифмуется с событиями многострадального 2020 года, не расстрелами, конечно, а социально-политической активностью населения, и не только в Хабаровске и в Беларуси, но и в США. Любопытно, кстати, и то, что совсем недавно вышел американский фильм Аарона Соркина «Суд над чикагской семеркой», повествующий о протестах во время съезда Демократической партии США в Чикаго в августе 1968 года, во время которого, как выяснилось позже, чикагские полицейские превысили свои полномочия и о последовавшим за этим не самом справедливом суде над зачинщиками.
Выйди эти картины годом ранее, к ним все равно было бы приковано общественное внимание, в особенности это касается фильма Кончаловского, потому что, во-первых, он затрагивает весьма горькие и ужасные события времен Хрущевской оттепели, чуть ли не главного советского хорошего времени, а во-вторых, это и, правда, мастерски сделанная работа, которую по банальному интересно смотреть, при этом абсолютно не важно, как вы относитесь к советскому прошлому или и вовсе к нему не относитесь. Но осенью 2020 года, эти фильмы выглядят куда свежее и актуальнее, и кажется, что их снимали не о тогда, а о сейчас. И если забыть о Соркине и США с их митингами, движениями и забастовками, и говорить лишь о более близких и понятных нам с вами вещах, творящихся под боком прямо сейчас, то приходит грустное осознание того, что за 60 лет, прошедших с тех кошмарных событий, народ и власть по прежнему далеки друг от друга.
Но проблематика фильма заключается еще и не только в отдаленности власти от народа, но в и отсутствии четких и верных ориентиров для жизни (как людей из власти, так и из народа), а также лицемерия со стороны работников горкомов, обкомов, исполкомов и далее по списку по отношению к гражданам, и пресмыкания и лебезения перед своими начальниками. Хотите сказать, сейчас как-то по-другому? ХХ съезд КПСС развенчал культ личности Сталина, но при нем цены на товары снижались, а при Хрущеве – стали расти, да и где, спрашивается, был Хрущев раньше?! А сейчас мол на костях топчется, а при живом Сталине боялся всю правды раскрыть. Хотите сказать, сейчас как-то по-другому? Союза уже как нет 30 лет, а мы так и не знаем, чем гордиться в своей истории, а чего стыдиться, кому можно памятник, а кому лучше не стоит, да и куда плывем на своем русском ковчеге, тоже не очень-то и понятно.
Расстрел мирной демонстрации рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода и весь тот ужасный конфликт теплых июньских дней 1962 года в «Дорогих товарищах!» показывается не со стороны советского народа, а от лица местной власти и, в частности, главной героини фильма – ответственной партработницы, завсектором горкома, фронтовички и матери-одиночки Людмилы Семиной, великолепно сыгранной Юлией Высоцкой, родившейся, между прочим, в том самом Новочеркасске. Во время образовавшейся сумятицы Люда теряет дочь-студентку и пытается всеми правдами и неправдами ее отыскать, хоть живую, хоть мертвую. Идеологическая борьба и материнский долг, недовольство повышением цен и партийный паек из подсобки магазина, дед белогвардеец и любовь к Сталину, и другие противоречия, и компромиссы, вплетающиеся в повседневную жизнь, достигают пика во время манифестации, но не являются уникальными для героини Высоцкой. Все мы чем-то жертвуем, на что-то закрываем глаза и подыскиваем местечко потеплее. Не знаю, что хотел сказать этим фильмом Андрей Кончаловский, у которого свои собственные отношения, как с советской, так и с нынешней властью, но для меня это и остросюжетный драматический фильм о чудовищных исторических событиях, и одновременно, актуальное высказывание о дне сегодняшнем.
Несколько занудноватый фильм, построенный на нервах раскулаченного донского казачества и отчаянной борьбы за коммунизм — много истеричных женских выходок, кухонных размышлений и подписок о неразглашении. Ну, хорошо, что разгласили на весь каннский мир.
Браво! Фильм достойнейший. И очень русский. В Европах и не поймут ничего и очередной раз понапишут про нас дрянь какую-нибудь, потому что всё давно по-своему поняли и решили. Этот фильм для нас, для России. Его раз в год по культуре надо показывать, как и фильмы: Француз Смирнова, Морфий Балабанова, Чекист Рогожкина, Иван Денисович Панфилова.
..я бы в любом случае пошел бы на этот фильм, просто потому , что Андрон Кончаловский режиссер.. и этим все сказано
но, ближе к премьере, появились опасения, быть разочарованным..
еще тут призы международные посыпались (помним про Звягинцева).. думаю, антисоветчина, галимая..) да и , многоуважаемый историк Евгений Юрьевич Спицын, прошелся по фильму..
но нет..
все оказалось очень хорош о.
отличный фильм.
С интересом хожу на Кончаловского, но тут что-то не срослось у него. Хорошее, приятное глазу чб, какие-то узнаваемые мелочи, замечательные эпизодические роли. Но, к сожалению, история про мятущуюся парт-работницу не удалась ни сценаристу, ни Высоцкой. Как-то плоско все. И вот вроде бы должны мурашки побежать вот тут, когда едут в машине с кладбища и поют. Но что-то никак.... И не жалко никого. Все марионеточные какие-то, кроме отца и дочки... Хотя сама история разумеется ужасна. А вот киновоплощение немного нелепое.
Замечательная картина! Операторская работа на высоте, режиссёрская выше всех похвал!!! Фильм цельный. Советую каждому увидеть эту работу. Думаю он сможет заставить каждого задуматься или, на худой конец, хотя бы на мгновение посмотреть на истину с разных колоколен.
Спасибо всем причастным!
К сожалению, фильм не удался.
Актриса, играющая главную героиню - просто не справляется...
История зачем-то переврана. Зачем генерала Иссу Плиева (человека, отдавшего приказ на расстрел мирной демонстрации) показали в вместо Матвея Шапошникова (который реально был против раздачи боевых патронов солдатам)???
Нельзя не отметить отличный кастинг и яркие актёрские роли: Логинов, КГБшник, отец героини - прекрасны, даже продавщица в магазе - классная. И лица новые или во всяком случае, не избитые.
В фильме много нестыковок: выехали из города герои крайне рискованно и с трудом, а вернулись легко и просто? (А ведь блокада стояла и на въезд и на выезд).
Жаль...ожидания были иными
Новочеркасск. Июнь 1962. По стране вступает в силу распоряжение ЦК об удорожании продуктов питания, одновременно с этим на местных заводах падает заработная плата. Народ, уставший строить коммунизм себе в убыток, массово негодует, начинается забастовка и стихийный митинг. Неслыханная акция в союзе советов. Прибывшие Микоян и ко стягивают войска. Работница горсовета Людмила на собрании выступает с предложением расстреливать зачинщиков и преступников, на кухне сетует, что Сталин бы всё поправил, в постеле задается неправильными и опасными вопросами, а в тишине смотрит на собаку с щенятами и переживает за дочь, которая среди бастующих...
Кончаловский, кажется, хоть и говорит про советских тиранов в теплых тонах на интервью, в фильме занимает несколько иную позицию. Похоже, модный дед замахивается на идею Левиафана-государства, которое с человеком никогда по человечески не обойдется. С самых первых кадров и до конечных титров вопиюще белой полосой идет тема простых людских связей. Политика - не то, чтобы зло, она просто имеет неодушевлённую логику. А вот люди, творящие её - другая субстанция. Тут можно сидя в машине и глядя, как кровь закатывают в свежий асфальт, порассуждать о том, что вообще-то все бастующие правы. И что отдающий приказ на огонь, тоже бастовать бы пошел.
ГБшник цербер, но на могилку свозит. Летёха - сапог, но по-человечески поймет. И человеческое прорастет, конечно, из могил тех, кого вспоминать нельзя.
История реальна, если вы вдруг не знали (ну вдруг). С тех пор, как узнал (лет 12) принципиально не покупаю мясо марки Микоян. Официально убито 26 человек (фильм этого и придерживается), неофициально - больше. Много больше. Тут снайперы гб убивали с крыш, а потом на военных свалили; у очевидцев - военные дали очередь поверх голов толпы, но не подумали, что дети на деревья залезли смотреть. И когда трупы детей посыпались с крон, толпа обезумела и рванула на танки... Теперь уже не важно, наверное.
Важно, что это не остановить. Один ушел (или его ушли), другой пришел. Нам говорят, вы должны все свои жизни - родине, но мы же ведь более чем сложны... вроде бы...
Людмила спрашивает в экран: «Ведь будет лучше?!», а мы сидим в 2020 и...
- что говорить-то?
- Ну скажи: Дорогие товарищи....
- А дальше что?
- Дорогие товарищи... не знаю...
Фильм ожидаемо прекрасен и гениален - эпоха, проблемы, сюжеты. Высоцкая хороша в роли женщин сложной судьбы, ее партнёры по фильму хорошо ее оттеняют. Показана действительность и метания той жизни. Хороший фильм.
Фильм чудовищно бездарный. Даже не ожидала такого позорища от Кончаловского. Игра Высоцкой просто без комментариев. Нет слов. Пошлая пародия на жалкое недоразумение. Если дадут Оскара, я буду хохотать и апплодировать.
Мастерски снято. А содержание - с гнильцой. Что ж, всё один к одному.
Хороший фильм! Не верьте ничему. Сходите обязательно. Правильно что сделали чёрно-белым. Юля просто талант!
В зале неожиданно была молодежь(студенты). Смотрели до последнего титра и дослушали песню.А может,товарищ,товарищ, мы станем-таки лучше. Спасибо создателям!
очередная антисоветская поделка. спасибо министерству культуры, главная задача которого - очернить наше прошлое. это чтобы "шикарное" настоящее не вызывало такого отторжения?? видимо, так.
Почему чёрно белый формат фильма? Что у Кончаловского денег не хватило на цветную плёнку или современные видеокамеры?
Очередные антисоветские помои! Это дно, друзья! Не ходите! При "кровавом совке" господин Усманов сидел, а при пупенах олигархствует и кино спонсирует. Кончаловский, не стыдно?!
Кончаловский прозападный человек, в отличии от его брата - настоящего патриота и так себе режиссёра, с моей точки зрения. Правду можно подавать по разному. В "правде" Кончаловского нет любви к Родине, нет любви к народу русскому и советскому, но есть желание угодить коллективному Западу и получить одобрительную премию оттуда - деньги очень нужны. Кончаловский - режиссёр мне нравится ("Лев зимой", "Одиссей"...), но Кончаловский - человек с отчётливой гнилью. И эта внутренняя гниль проявляется именно тогда, когда он пытается показывать "правду" про нас. Если бы он сделал хоть один фильм, где покажет, как американцы уничтожали индейцев, эксплуатировали негров, Как они паразитируют на всей планете, уничтожая страны и миллионы людей, как они процветают на кровавые деньги... Но такого фильма он НЕ сделает.