
Кинокартина «Подлинная история банды Келли», вышедшая в отечественный прокат 27 февраля, на самом деле никакая не подлинная, и надо сказать спасибо режиссеру фильма за то, что он говорит об этом уже в первом экранном титре. Кстати, забавно, что в 1906 году вышла немая картина с точно таким же названием «Подлинная история банды Келли», которая считается первой полнометражной лентой в истории мирового кино. Впрочем, помимо стопроцентной правды, в этом анти-вестерне отсутствует и сама как таковая история легендарной австралийской банды разбойников. Картина Джастина Курзеля, прославившегося визионерским стильным «Макбетом», а затем сильно напортачившего при экранизации одноименной популярной компьютерной игры «Кредо Убийцы», выглядит фрагментарно и больше напоминает красочный видеоклип, где сюжет отходит на второй план. Зритель должен зацепившись взглядом за главные образы прочувствовать картину где-то в своем подсознании, увидеть ее внутренним взором.
Нэд Келли — австралийский Робин-Гуд, о котором еще при жизни было сложено немало легенд, прожил всего 25 лет, но успел за это время наворотить делов, что о нем и спустя 140 лет после смерти продолжают говорить и снимать фильмы. Впрочем, далеко не все считают его борцом с британскими колониальными властями, а называют обычным преступником с большой дороги и безжалостным убийцей (Нэд застрелил 16 полицейских). Вот и сам режиссер-австралиец, как складывается ощущение, не до конца определившийся, на чьей он стороне, подает нам историю об оголтелом и довольно глупом отморозке, которого, вроде как, и жизнь заставила переступить черту, но, вроде как, он и сам не против такого расклада. На другой стороне мы наблюдаем британскую власть в лице двух разных офицеров, которые, в общем-то, точно такое же отребье, только с жетоном. Поэтому понять и принять кого-либо из героев почти невозможно. Они все со скверной, все омерзительны и порочны. Мужчины сплошь убийцы, а женщины — шлюхи.
При всей маскулинности фильма, где фактурный, зачастую обнаженный по пояс Джордж Маккэй (Нэд Келли), которому не страшен ни снег, ни холод, наряду с самой природной жестокостью в лице Рассела Кроу (небольшая роль наставника молодого Нэда), и прочих суровых мужских образах с оружием в руках (Чарли Ханнэм, Николас Холт), ребята из банды Келли любят наряжаться в женские платья. Они это делают якобы для придания себе сумасшедшего вида при нападениях, но волей неволей задумываешься, что все не так однозначно. Правда, как это должно повлиять на раскрытие образов и что должен подумать сторонний наблюдатель не особо знакомый с фольклором Австралии, остается загадкой. Возможно на этом южном континенте, в самом низу классической географической карты, расположился настоящий ад, и теперь тут обитают люди, погрязшие во всевозможных грехах.
«Подлинная история банды Келли» своей жестокостью и декадентством рифмуется с недавней работой другого австралийского режиссера Дженнифер Кент «Соловей». И в той и в другой картине затрагиваются бесчинства британских офицеров, угнетающих, как сосланных каторжников, так и ни в чем не повинных или освободившихся переселенцев, а в «Соловье», говорится еще и о настоящем геноциде коренного населения. Во многом схожи и мотивы главных героев, среди которых месть и безысходность, а также схожа и атмосфера фильмов, с бескрайним мистическим лесом (в обеих картинах, пусть и по-разному, он внушает первобытный страх), в котором постепенно сходят с ума члены банды Келли. Но как бы там ни было, о национально-освободительных движениях, борющихся с произволом властей или о благородных грабителях, речи в них не идет. А в «Подлинной истории банды Келли» и вовсе видны лишь безумство, да шкурный интерес.
Поскольку Джастин Курзель снимал какую-то свою собственную историю, больше похожую на еще один миф, рассказанный подвыпившим аборигеном у ночного костра, то и объективную оценку дать этой картине совершенно невозможно, как и попытаться ее адекватно проанализировать. «Подлинная история банды Келли» привлекает аудиовизуальным нарративом, благодаря широкоугольной камере Эри Вегнер и отменной австралийской натуре, мощному музыкальному сопровождению от брата постановщика Джеда Курзеля и хорошему монтажу Ника Фентона. Фильм, будто спектакль, поделен на три части и вследствие немного инфернального финала, после выхода из кинотеатра остается легкое ощущение эйфории, которое начинает улетучиваться при попытках осмысления картины и постановки столь надоедливого вопроса: что же хотел сказать автор?!
Парень из прерии
Э́двард (Нед) Ке́лли— австралийский бушрейнджер (разбойник), известный дерзкими ограблением банка и убийствами полицейских был казнён когда ему было 25 лет. Предания и баллады о подвигах Неда Келли, где он предстаёт как «благородный разбойник», появились ещё при его жизни и стали неотъемлемой частью австралийского фольклора. Отношение к Неду Келли в стране далеко от однозначного: часть австралийцев считает его безжалостным убийцей, часть — символом сопротивления колониальным властям и воплощением национального характера.
Если судить по биографии самого Неда Келли (впечатляющий и великолепный Джордж Маккей) - фильм полностью следует её точности - рассказывая за короткий период её основные вехи: где отец Неда - ирландец Джон (Рэд) Келли, был сослан на Землю Ван-Димена (теперешнюю Тасманию) за кражу двух свиней, и в дальнейшем был посажен за кражу телёнка (хотя, в фильме - крадёт телёнка сам Нед); Нед путешествует с разбойником Гарри Пауэром (у которого здесь - отдельный сюжет и в исполнении впечатляющего Рассела Кроу с бородой), а мать действительно встречается с его отчимом - молодым калифорнийцем Джорджем Кингом. Чтобы прокормить семью мать Неда даёт своё тело за деньги местному наглому сержанту (Чарли Ханнэм), а отец носит женскую одежду - которая для самого Неда в дальнейшем станет жизненно-важной. Известность Неда Келли положил начало - констебль Александр Фицпатрик: 15 апреля 1878 года он явился в участок с простреленной рукой и обвинил в вооружённом нападении почти всю семью Келли - и у него здесь особая роль между Недом и правосудием, и Николас Холт создаёт один из своих самых сильных и сложных образов. Банда Келли - Нед, его братья и помощники - в женских платьях "нагоняет ужас" на местные окрестности и банки. "Я стану как корабль-броненосец "Монитор"! - говорит Нед о картине корабля которую видит у Фицпатрика, и придумывает свои знаменитые "железные доспехи" от пуль. "Я просил о справедливости и не получил ничего! Мы украденные люди на украденной земле!" - пишет Нед в будущее письмо своей дочери.
Биографический фильм от режиссёра Джастина Курзеля, основанный на романе Питера Кэри, принесшем автору вторую Букеровскую премию с прекрасной музыкой Джеда Курзеля - бунтарское кино о борьбе людей с общечеловеческой несправедливостью, где эта самая несправедливость - как "кость в горле". Вспоминается фильм "Банда Келли" (2003) Грегора Джордана с более традиционной подачей истории и сюжета по сравнению с новым фильмом, который сам по себе - тот ещё "сундук сокровищ". Перед нами минималистичная постановка (где обстановка и костюмы - "условность" в предложенных обстоятельствах) в духе "театрального эксперимента" среди пустынных прерий Австралии - где борьба и дух самой истории - никуда не делись, а приобрели гротескные и символические формы общечеловеческой истории и трагедии.