Фильм

Фильм Прощание

The Farewell (2019, США, Китай), IMDb: 7.5

Выбор «Афиши»
6.8
7.5
1/11

Хит «Сандэнса», уютная трагикомедия о чрезмерной заботе

Китаянка Билли (Аквафина) живет в Нью-Йорке и сильно любит всех своих многочисленных родственников, но особенно скучает по оставшейся в Китае бабушке. Вскоре выяснится, что бабушка тяжело больна, а любвеобильная семья, чтобы навестить ее, скажет, что родственники съезжаются на свадьбу внука, который жениться пока, впрочем, не планировал. Критики от фильма в восторге, зрители — тоже (на «Сандэнсе» ему отдали приз зрительских симпатий). Перед нами вероятный номинант на «Золотой глобус» и, скорее всего, «Оскар». К тому же «Прощание» — уже вторая за два года китайская картина, пользующаяся сногсшибательным международным успехом (первая — «Безумно богатые азиаты», в которой тоже, кстати, снялась находящаяся на пике популярности Аквафина). У «Азиатов», впрочем, с «Оскаром» не сложилось за счет, возможно, превалирующей комедийности. Поэтому, кажется, у более размеренного и уравновешенного «Прощания» дебютантки Лулу Ванг шансов, действительно, больше.

СтранаСША, Китай
РежиссерЛулу Ванг
Продолжительность1 час 40 минут
Дата выхода25 января 2019
Дата выхода в России17 октября 2019
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Прощание»

7

Растопившая сердца инди-драма с Аквафиной про смерть и Поднебесную

Ассимилировавшаяся в Нью-Йорке семья китайцев — мама, папа, Билли (Аквафина) — узнает о том, что их любимая бабушка, оставшаяся на родине, умирает на четвертой стадии рака. Но поскольку в Китае сообщать о болезнях не принято, большая и шумная компания родственников говорит бабуле, что они все хотят ее навестить в связи со свадьбой кузена. Членам семьи приходится подыгрывать, но выросшей в США Билли очень сложно понять и принять такие семейные, с позволения сказать, ценности.

По прилету в Китай Билли выходит из аэропорта, и ее сразу встречают десятки рук встречающих таксистов, из машины она видит недостроенные панельки, которые, скорее всего, так и не дождутся кинутых дольщиков, а тусклое небо светит беспросветно серым. Чуть позже на кладбище у могилы дедушки выяснится, что похоронные и скорбные обряды у китайцев почти как у русских: хоронить непременно в земле, а не развеивать прах, и оставлять у памятника любимую еду покойного. Вообще все это потрясает русского человека не так сильно, как и американца, и поначалу фильм кажется такой «Нелюбовью» на мажорной ноте с прививкой китайского Нового года, где все немного скрывают боль и правду, но по итогу оказывается скорее «Трудностями перевода» с Аквафиной вместо Йоханссон и бабулей вместо Билла Мюррея.

Сложностям перевода поддаются социальные нормы и традиции. Сам факт болезни для китайцев будто страшнее смерти — для этого, конечно, нужно понимать национальный контекст в целом. Исторически сложилось, что народ Китая очень сильно зациклен на постоянном приумножении благ, каких‑то талисманах, тотемах, травах, долголетии, — и в конце концов этим обусловлена такая популярность супергеройского кино в Поднебесной. Жизнь буквально повязана на вере в сверхсилы. Потому решение семьи скрыть от бабушки ее болезнь никому из родственников, кроме Билли, не кажется морально противоречивым анахронизмом. Несколько угнетает, что весь фильм проговаривается примерно одна мысль: на Западе жизнь принадлежит человеку, а на Востоке — семье. Да и сама тема с культурными различиями где‑то через час начинает утомлять. На свадьбе исполняют «Killing Me Softly», а затем какую‑то милую китайскую песню. Но, безусловно, подкупает, что такое прогрессивное для Китая кино снято с позиции американской постановшицы Лулу Ванг, родившейся в Китае, но в детстве иммигрировавшей в Штаты. И сама Билли по фамилии Ванг — ее проекция, так как и история автобиографична. Бабушка Лулу узнала о своем диагнозе шесть лет назад и до сих пор борется с болезнью.

«Прощание» — второй за год громкий азиатский фильм после «Паразитов», строящийся на тлетворности семейной лжи. Элегантная мелодрама Ванг под этой идеей скрывает вещи куда более тонкие, чем надрывной гран-гиньоль Пон Чжун Хо. Прощание происходит не только с бабушкой, но и со своей родиной. Семья из двадцати человек не видит друг друга годами и разъезжается по континентам, но съезжается только чтобы кого‑то проводить в последний путь. Во многом именно тема утраченного гражданства делает картину настолько востребованной на Западе и заявляет о ее серьезных шансах в нынешнем наградном сезоне.

Традиция крепко врать по Ванг иллюстрируется аккуратными вкрадчивыми деталями: поезд несется в подземке и разделяет Билли с бабушкой по разные стороны станции, национальный рисунок с рыдающим пупсом предательски наблюдает со стены туалета. Семья чинно сидит за столом, где еда ездит по кругу и олицетворяет лживую поруку бесконечных праздников, где родственники даже толком не могут пообщаться по душам, и выходит в символ круга жизни, грустного и непримиримого, как финал с выкриком, пугающим птиц на ветке, переходящим в нежно исполненную на китайском песню «I Can't Live Without You». Конец безошибочно отсылает к первому кадру с бабулей на фоне аппликации горного озера в цветах в на стене. Никогда нельзя правильно проститься, но всегда можно помнить, как бабушка учила правильному тибетскому дыханию. Выдох. И снова вздох.

20 октября 2019
9

Фильм не про китайцев и разные менталитеты, фильм про отношение людей к жизни. Можно с лёгкостью заменить место действия на Россию и поймать себя на мысли, что среди своих друзей, сеседей, родственников и коллег ты слышал такие же фразы, мысли. Фильм, просто про жизнь.

21 октября 2019
1

Фильм ни о чем , вообще. Безсмысленные бытовые разговоры, нудный фильм полный жалости и соплей. Я интроверт, но еле до сидел. Не идите на это ГАВНИЩЕ!!!!

21 октября 2019
7Если вы нормально относитесь к медленным фильмам, "Прощание" - это неплохой вариант для Вас.

«Больные умирают не от рака, а от страха перед ним.»

Правильно ли не говорить человеку о его скорой смерти? — Наверно, нет, а может быть все-таки, да?

И это лишь один из нескольких десятков вопросов, которые задает зрителю Лилу Ванг. «Прощание» относится к тем фильмам, после которых всегда остается какой-то осадок. Вот титры подходят к концу, а вопросов, всплывающих в голове, становится все больше и больше.

С первых минут фильма возникает ощущение, что ты попал туда, куда не должен был попасть. Будто ты не смотришь кино, а подглядываешь за жизнью настоящей семьи. Даже несмотря на все комичные моменты, история выглядит крайне реалистично. За ней хочется следить. Одной из причин такого эффекта, безусловно, является биографичность. Лилу Ванг узнала о смертельном диагнозе своей бабушке в 2013 году.

«Прощание» — это своеобразный фильм-сравнение. Почти каждая сцена показывает отличия и сходства. Китайский и американский менталитеты. Три поколения. Сходства и отличия между героями, которые остались жить в Китае, и те, кто уехал за лучшей жизнью в другие страны. Лилу Ванг ловко сравнивает и умудряется держать строгий нейтралитет во всем этом.

Этот фильм понравится не всем. Это медленное кино, построенное на диалогах и деталях. Главная героиня, вопреки жанровым правилам, стоит на месте и просто наблюдает за происходящим со стороны, совсем не пытаясь как-то противостоять окружающей среде. Но как это не парадоксально этот фильм не мог быть другим.

«Прощание» не только дает зрителю пишу для размышления, но и приносит настоящее визуальное и эстетическое удовольствие. Дальние планы, неоновое освещение. Все это выглядит просто волшебно.

18 ноября 2020
9

О загадочных китайцах, которые не говорят близким о болезни, готовые «..переложить бремя переживаний на себя..»

17 октября 2019
6правдивая ложь

В эпоху фейковых новостей свадебный перфоманс для заболевшей бабушки - не такой уж большой проступок. Перед нами пространное, но довольно честное мигрантское киновысказывание о том, где жить лучше - в современном Китае, Америке или Японии. Тут есть место и разговорам о богатстве и инвестициях в детей, и массажу подожжёными банками, и метафоричным птицам, несколько раз залетающим к главной героине в дом, то в Америке, то в Китае.

25 октября 2021
Все отзывы
Читайте также
Лучшие иностранные фильмы 2019 года
Лучшие иностранные фильмы 2019 года
Лучшие иностранные фильмы 2019 года
26 главных кинопремьер октября
26
главных кинопремьер октября
26 главных кинопремьер октября
5 фильмов кинофестиваля «Амфест», которые нельзя пропустить
5
фильмов кинофестиваля «Амфест», которые нельзя пропустить
5 фильмов кинофестиваля «Амфест», которые нельзя пропустить
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Фантастический триллер «Клон»: Карен Гиллан из «Стражей Галактики» сражается сама с собой
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость