Летом 1984-го юморист Борис Аркадьев (Алексей Агранович), раскрученный в программе «Вокруг смеха» благодаря одному хитовому номеру про фотографа и обезьянку, возвращается с гастролей в Юрмале с копченой курицей и развивающейся хандрой. Он уже почти свыкся с тем, что закупорил свой творческий потенциал, хотя за рюмкой иногда еще ехидно вспоминает о литературных амбициях и дебютном романе с говорящим названием «Проклятье». Люди при погонах в основном используют его в качестве той самой ручной обезьянки: разбудить ночью и отвезти развлекать кого-то из генералов — обычное дело. Но вот по телевизору все чаще передают об успехах советской космической программы, а однажды ему выпадает случай лично пообщаться с космонавтом, и Аркадьев кроме шуток задумывается о высоком, а может быть, просто о том, что и в космосе тоже болтаются «космические обезьянки».
Идея сделать из судьбы советского комика будто бы «Луи» нашего разлива была слишком привлекательной, чтобы кто-нибудь когда-нибудь ее не реализовал. Концерты по всей стране, цензура и общее ощущение «под колпаком» — благодатная почва для материала. В «Юмористе» эта формула не совсем реализована до конца, но неудивительно, что ближе всего к ней подобрался именно человек западной сценарной закалки Михаил Идов, который недавно помогал Алексею Попогребскому («Оптимисты») и Кириллу Серебренникову («Лето») по-новому декорировать советское прошлое, отпел в клипе с Монеточкой 90-е, а теперь вот снова заговорил про ментальный 1984-й в полнометражном дебюте.
Борис Аркадьев — вымышленный персонаж, но при этом как бы собирательный образ всех советских юмористов тех лет, а для того, чтобы придать плодам фантазии Михаила Идова чуть больше автобиографичности, он выписан еще и человеком еврейских корней, скрывающим свою фамилию под псевдонимом. При этом в фильме упоминаются реальные коллеги Аркадьева вроде Жванецкого, Карцева и Хазанова. Забавно, что жену Бориса Аркадьева в фильме сыграла как раз Алиса Хазанова, которая кое-что знает о жизни в семье юмориста.
Как всегда у Идова, когда-то придумавшего сериал под названием «Лондонград», возникает этот наверняка предумышленный, но вполне естественный ракурс на наше, но как-то не по-нашему. С одной стороны, «Юморист» по настроению напоминает современный американский сэдком вроде «Коня БоДжека», а с другой — вполне себе работает на территории картины «Высоцкий. Спасибо, что живой», которая тут напрямую цитируется. Юморист Аркадьев ведет себя как такой типичный хулиганский стендап-комик — цапается с друзьями по цеху, много пьет, спит с девицами на гастролях (эффектный выход Полины Ауг), а еще рисует пенисы с крыльями вместо автографа поклонницам (появление Юлии Ауг). Отсылка к современной комедии вполне себе конкретная и имеет целый сквозной образ телевидения, который проходит через фильм — сначала в виде зловещего белого шума по телевизору, затем в виде видеокассеты с эротикой и, наконец, c записью легендарного выступления Эдди Мерфи «Delirious», которое засмотрели до дыр русские комедианты, что не могло не повлиять на зарождение современного стендапа в России.
В финале эта линия проговаривается в виде довольно лобового обращения к современной комедии от лица советского генерала, который высказывает нехитрую пророческую мысль, что в будущем надо бы разрешить всем шутить про секс, взятки и политику, потому что это помогает выпустить пар и, наоборот, прибрать к рукам и завуалировать все это. Высказывание об отношениях власти и артистов — что может быть банальнее, но и одновременно актуальнее везде и всегда. Если в фильме «Лето» противопоставление «система — человек» красиво нивелировалось мелодраматической историей, то в «Юмористе» оно становится чуть ли не центральным. Распад личности главного героя тут зеркалится с гниющим ощущением распадающейся системы, где руководители страны умирают один за другим, а генералы падки на порно и грязные слухи из артистической среды (их подвозит из Голливуда герой Юрия Колокольникова в парике и очках, но практически в роли самого себя). Даже приземление советских космонавтов, о котором вещают по телевизору, на самом деле выглядит не как успешный полет, а как крушение.
Запараллелить космонавтику и жизнь пьющего юмориста, казалось бы, неожиданный ход («Космос и водка» — так формулируют русскую идею в фильме, а еще мелькают сигареты «Космос» и постер «Космической одиссеи»), если бы набирающий обороты артист Алексей Агранович, которого Идов подглядел у того же Серебренникова в «Гоголь-центре», в этом году уже не сыграл приближенного к космосу человека в сериале «Частица вселенной» Алены Званцовой. Там Агранович исполнил въедливого психолога в Звездном городке, который тоже много пил и общался с космонавтами по связи, пытаясь вывести их на чистую воду. Безусловно, актер органичен в этом амплуа, поэтому Идов умело этим пользуется, иногда даже давая Аграновичу непростые сверхкрупные планы, с которыми тот вроде бы даже справляется.
Вообще надо отдать должное режиссеру-дебютанту. Идов неожиданно в меньшей степени полагается на сценарные костыли (кроме разве что программного заявления к финалу, но и оно ловко подбивается инфернальным смехом) — это типичный сценарий режиссера под самого себя. В основном тут все сделано на уровне режиссуры — внятной и в то же время такой бархатной, как будто теплыми руками аккуратно работают холодным скальпелем, что уже в будущем может тянуть на режиссерский почерк. Вполне себе живые, домашние и герметичные эпизоды соседствуют с двумя мощными центральными сценами, которые из горизонтальной истории отправляют героя в вертикальную плоскость. Одна из них как раз про общение с космонавтом, которая решена как такой сакральный диалог практически с Богом о жизни и смерти. А вторая — в бане (бывшей церкви), где Аркадьев как раз напрямую сталкивается со смертью, при этом все за счет обстановки и ракурсов эффектно выставлено как древнеримская трагедия с предательством Цезаря.
Да, наверное, еще можно перечислить ощутимые заслуги фильма вроде хорошего саундтрека от композитора Дэвида Мейсона, работы малоизвестного чешского оператора Александра Суркалы и еще целого латышского съемочного цеха. Но это все вам расскажут создатели фильма со сцены на премьере, если «Юморист» доберется до проката (пока он стал только фильмом открытия кинофестиваля «Движение» в Омске, где мало прессы для взвинчивания полноценного ажиотажа вокруг фильма), поэтому хочется скорее перейти к обсуждению финала картины. Так вот, избегая спойлеров, концовка тут практически скопирована из финала второго фильма «Духless», сценарий к которому тоже писал Михаил Идов. Этот эпилог так же максимально двояко не проясняет, пошел ли главный герой на сделку со своей совестью, да и вообще стоит ли воспринимать все это за реальность. Больше похоже на прощальный взлет ракеты в космос.
Сильное, смелое, многоплановое, полное глубоких метафор высказывание Михаила Идова в отношении прошлого, настоящего и будущего нашей страны, созданное, как у советских юмористов на эзоповом языке, в котором подлинный смысл фильма читается между строк.
На поверхностном, массовом уровне восприятия это, конечно, собирательная зарисовка про сложность жизни творца в самом расцвете душного позднесоветского застоя, когда свобода творческого самовыражения была жестко ограничена рамками дозволенного, про грани отношений творческой интеллигенции и власти и про двойные стандарты образа мира и жизни homo soveticus. В этом отношении Идов практически полностью воспроизводит трагедию советского интеллигента из «Осеннего марафона» и «Отпуска в сентябре», снятых в 1979 году.
На более глубоком, метафоричном уровне Идов идет гораздо дальше и советских лент и проблем уже ранее осмысленных им же в «Лете» и Германом мл. в «Довлатове». Тонкими штрихами мастера в фильме он показывает, что нынешняя Россия ничуть не изменилась, в сравнении с эпохой застоя. Совсем как сегодня, в «Юмористе» в августе 1984 года по телевизору все время рассказывают про агрессивную политику США, в космосе разваливается все, что только можно, страна непонятно зачем воюет на Ближнем Востоке, а концерты рэпера Фейса запрещаются, также как концерты Хазанова 35 лет назад.
Но самое главное, что в великолепно снятой финальной сцене в бане, как в метафоре Древнего Рима, в котором Цезарь давно ничего не решает, Идов ярко показывает – как и кто на самом деле принимает все решения в стране и почему в ней ничего не меняется десятилетиями и не будет меняться дальше. Великолепный фильм, которому просто нет аналогов в современном российском кино!
Давно я не замирал в кинотеатре по окончании фильма, все потребность куда-то бежать пересиливает слабые эстетические и этические стороны прокатного кино, но тут совсем не так. Это больше, чем хороший фильм - это компактное высказывание, не распыляющееся на все подряд темы, без лишних украшательств (эпоха показана достаточно лаконично).
В картине немало метафор: начиная с той, когда главного героя тошнит, лишь только его просят помолчать и не шутить, продолжая римской тираноубийственной баней-амфитеатром, напоминающей даже о гладиаторских боях, и заканчивая самой обширной метафорой то ли одиночества, то ли славы как полета в космос.
Мне вспомнился герой-камео Ивана Урганта в фильме "Мифы" - там тоже показан образ юмориста, который не перестает шутить в личной жизни: но если в "Мифах" это карикатура, причем достаточно низкого сорта, то герой "Юмориста", на самом деле, трагический - и к концу фильма смеяться хочется все меньше и меньше. Казалось бы, говорит один из персонажей, у него есть все - слава, заграничные поездки, деньги, любовь зрителей и страсть поклонниц; но нет свободы. Это разъедает изнутри - и вот она прорывается наружу, без оглядки.
Трансгрессивное кино сейчас повсюду - и если оно не разрушает границы зрителя, то несладко приходится только герою. Слишком много запретов и рамок налагает наше, казалось бы, толерантное и демократичное общество - так, что оно без труда рифмуется со вчерашним тоталитарным.
Я достаточно долго живу на свете и застал СССР 80-х в полном объеме. Предупреждаю сразу - моя резко отрицательная оценка продиктована вовсе не "как они смеют очернять славную советскую историю".
Наоборот - бесит именно лживый перевертыш в изображении этакого "бунтаря без причины". В реальности - настоящей советской реальности - вся эта отечественная попса, эстрада, "юмористы б**** сатирики" (по Довлатову) и прочий бомонд за счастье почитали быть приближенными к "нужным людям". Ведь это - и квартира в центре, и престижная "Волга" без очереди, и путевки в дома творчества, и многое другое, что и во сне не виделось рядовому "советскому труженику". Так что радостно эта братия участвовала и в кремлевских концертах, и фильмы показывала на цековских дачах, и выступала там где надо и перед кем надо.
Но тут наш полностью "упакованный" герой вдруг начинает не просто (как все) хохмить про власть рабочих и крестьян под водочку на кухне, а прямо и ехидно хамить в лицо власть предержащим, которых прямо ненавидит. Такую испытывает личную неприязнь, что аж кушать не может...
Да, были отдельные нон-конформисты (хотя что-то среди тогдашней эстрады не припоминаются такие трагические Давиды, бросающие вызов совдеповскому Голиафу), но их были единицы, и - повторюсь - что-то не припомню никого из наших юмористов среди них. Арьев - образ собирательный, а в жизни такого явления не было, так что получается, что образ в корне лживый. Этакое героическое завиральное фэнтези о том, чего не было.
Единственный правдивый кадр - последний. Как были попса и эстрада продажными приспособленцами, такими и остались.
P.S. А вообще комфортно придумывать такие бескомпромиссно "острые" истории о нелегкой судьбе обласканного властью юмориста в стране, которой почти 30 лет как нет. А слабО на эту тему остро выступить на современном материале?
фильм о том куда мы катимся последнее десятилетие с недвусмысленными параллелями. Поздравляю Режиссёра и всю команду с успехом!
Хороший фильм с горьким послевкусием безысходности.
Снят, срежиссирован и сыгран фильм отлично. Смотреть его очень интересно. Но погружение в мир советской эпохи, в мир жизни тех, кто приподнялся над толпой и уперся в циничную крышу власти - это, конечно, сомнительное удовольствие. И главный герой, отлично сыгранный Алексеем Аграновичем, держит всю эту мерзость, с которой сталкивается «по работе» в себе. Он даже не может поделится с умной и понимающей его женой, ограждая семью от этого адищща. Держит в себе, и его разрывает от невысказанности, от всего этого цинизма беспросветности, в которую он «по работе» вынужден заглянуть одним глазком. И он заливает в себя коньяк литрами, уходит в запой. И все это так хорошо снято и передано, что после фильма складывается тягостное послевкусие, и хочется уйти в запой от безысходности... А сначала я даже порадовался, что в первый день показа зал был битком. И видимо, благодаря удачному участию маркетинге фильма Фейса, в зале было полно молодежи!
То есть спасибо, конечно, Михаилу Идову и всей съемочной группе за сильное кино, но...
Юморист - задуматься о судьбе умного человека в жизни, о Пути и реализации мужчины и творца. Настоящее кино. Тонкая игра, отличная режиссура. Смотреть легко и грустно, послевкусие второй день не отпускает. А для чего мы здесь тогда, если только вот так и возможно...
Пастернака не читал, но скажу. Вот из-за таких Иудов мы потеряли свою страну. Что плохого этому режиссёру сделал СССР, что он так его ненавидит? Разве этот фильм про критику режима? Тогда почему нет положительных персонажей? Это фильм человека, люто ненавидящего всё русское, только таких, к сожалению, и пускают теперь в кинематограф. Сравните бессмертные фильмы времен СССР и то, что снимают сейчас о той стране выродки современности пропагандирующие либеральные как бы "ценности". Фильм либераста для Либерастов. Для людей, чей смысл жизни гадить под себя и искренне возмущаться, почему воняет?

НЕ понравилось категорически! мутная драма без связи в сценарии. хотели рассказать какие случались переделки с артистами в СССР, а в итоге непонятное shit! Сюжет меняется быстро. Герои появляются и пропадают. Освоение очередное бабок, НЕ БОЛЕЕ!
На самом деле купился на песню "далекий млечный путь", но это просто игра на детских добрых воспоминаниях.
Сохраните свои деньги)
Главный герой который по идее должен вызывать симпатии, ничего кроме антипатии не вызывает. Шутки вроде остроумные, но какие-то очень натужные, да и вообще ощущение очень тягостное от этого героя. Его юмор как-бы существует отдельно от него. Есть шутки, но они как-то отславиваются от персонажа, герой совершенно не интересен, какой-то тоскливый гад. Судя по всему Идов очень сильно ненавидит "русских" и все "русское" или пусть совестское. Поэтому тема ущемленных евреев для него видимо крайне актуальна. Фильм откровенно слабый, а самое главное не ясен месседж. О чем он? Он разлагающемся сатирике? О его борьбе с системой? Похоже на какое-то невнятное высказывание на тему советского прошлого. Но высказывания о чем??? По-сути зря потраченное время.

Адовая чушь с потугами на смысл смыслов. Откуда эти люди на экране, видимо родственники владельцев безвестных кинокомпаний, снявших это ... Бездарная тягомотина.
Идов, больше не снимай! Умоляю!!! Верните деньги за билеты!!!

Это один из скучнейших фильмов, котрые я посмотрел за последнее время. Не могу понять мотивацию людей, котрые дают даньги на сьемки такого кино. Распил если только.
Из-за явно заказных отрицательных отзывов на этом сайте чуть было не пропустила такой интересный фильм. Понравилось все: игра актеров, работа оператора, блестящий сценарий, отличное музыкальное сопровождение.
Товарищи, до каких пор нас будут потчевать дерьмом никому не нужные репатрианты, которые только и умеют, что паразитировать на советских комплексах.

При всем моем интересе к теме, к сожалению, вынужден признать, что фильм не получился. Прежде всего слабая режиссерская работа. Видно, что фильм мог бы быть хорош: сценарий, актеры...но в кино многое зависит от режиссера. То ли не хватает школы, то ли мастерства. Получилось неинтересно, слишком от ума, не захватывает.
Мне за 40 и поклонник авторского кино, но даже для меня фильм слишком скучный, и как бы «недоделанный». Ряд сюжетных линий могли бы получить развитие, но чего-то дальше не хватает. В результате нет целостности, нет картины, нет хорошего кино. Но, учитывая, что это дебют, зная, что начинать всегда тяжело, и надеясь, что режиссер «проделает работу над ошибками», ставлю плюс.
История о юмористе (собирательный образ Аркановых, Жванецких, Карцевых и прочих) Аркадьеве страдающего от ласкающей его тоталитарной системе и быдловатых зрителей (то есть нас с Вами). Колесит по стране с одним номером, страдает от тупости народонаселения, а мы все ржем...
Все есть у "бедного" еврея - и слава, и любовницы, и жена умница, и шикарная квартирка в Москве, ан нет... тошно. Тошно среди нас... Сквозь весь фильм сквозит тема "особенности" тонкого и умного еврея изнывающего, как сказал сам герой - Аркадьев, в безвоздушном пространстве.
Он страдает весь фильм... и только в конце, мучаясь от похмельного синдрома решает на бунт - оскорбляет гэбэшного генерала, который умирает обделавшись(да, именно так) у ног сутулого еврея-юмориста. Такая вот победа. Такой вот фильм режиссера Идова - по папе Зильбермана. Одно не понятно, почему если "аркадьевым" тут так плохо, чего они не едут к себе на историческую родину... Ответ знает режиссер Идов-Зильберман... А тут дают денег на фильм. А там бы, с его способностями, ему едва бы доверили управлять трамваем.

Провалившийся в прокате режиссёрский дебют сценариста фильмов «Лето» и «Духless 2» — об обществе современного табу, когда никто не верит иллюзиям, но вот сказать об этом во всеуслышание чревато.
У главного героя ленты — эстрадного сатирика Бориса Аркадьева (Алексей Агранович) — имеется всё, что положено: любящие семья и друзья, восторженная советская публика 80-х, приличный доход. А монолог «Бархатный сезон» — гвоздь его многочисленных выступлений. Но такая, казалось бы, успешная и счастливая жизнь не удовлетворяет Аркадьева. Для себя он неудавшийся писатель, который действует по указке, будь то зрителей или службистов.
И сюжет фильма строится как раз на противостоянии человека (даже искусства) и власти. При этом существенной разницы между ними нет: отсутствует деление на условных «хороших» и «плохих». Сам Аркадьев не шибко приятный персонаж, но и власть имущие, хоть и были показаны патрициями, — мещане, мнящие себя элитой.
Стоит обратить особое внимание на финал — появление уже состарившегося юмориста на сцене концерта «Взлёт-2018». Здесь больше пространства для интерпретирования: то ли это о сходстве советской и постсоветской Россий, то ли о восстановлении «репрессированного» артиста, или о выборе комфорта взамен гонениям.

Такого г... я давно не видел, считаю зря потратил время и деньги, зато реклама такая интересная была. Не рекомендую ходить на этот фильм.
С ужасом читаю все негативные отзывы. С другой стороны, неудивительно. Стране, в которой поголовно фанатеют от «Сватов» и «Елок» (под любым номером), ах забыла, про «Алешу Поповича» - в коем-то веке показали глубокий, потрясающий все жилки фильм «Юморист». Зачем им думать, если нечем.
Идов - новый Соррентино. Это гениальное кино, в котором отлично всё. Мне очень жаль, что наш народ так ничего и не понял.
Очень понравилисся фильм, но убили последние сцены. Плоскую алюзию к мартовски идам в бане можно простить за сцену разговора гбшниклв у забора, но самая последняя сцена настолько показалась не в кассу, что даже обидела и смазала всё впечатление. Такое ощущение что у режиссера было отснято 4 финальные сцены, что бы выбрать потом и он забыл удалить три из них
В конце не понял, что уже концовка. Из-за этого мысли по поводу фильма пришли не сразу, а попозже, когда уже вышел. Как фильм обычный - хорошо. Как прокатный - не знаю. Во всяком случае, такое творчество должно поощряться. Не больше 7 баллов
В день премьеры мне исполнилось 19 и как только я вернулся в Россию с празднования, так сразу пошел на фильм. Я просто невероятно почувствовал своё время через повествование судьбы комика, а главная черта — коньюктурная потуга врать, если точнее, то именно создание параллельной истории. Это так точно показано в фильме: недомолвки с дочкой, недопонимания с женой и сыном, вранье майору и законмерный выплеск накопившейся не-правды на генерала. Вы ражаю свои лучшие поделания Мише Идову: спасибо большое за такое честное ощущение соврпменной почвы и за очередной вклад в намёк на новый застой.