Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Квадрат» (Швеция, Германия, Франция, Дания, 2017)

6.6
Фото Константин Шавловский
отзывы:
3
оценок:
1
рейтинг:
10
7

«ИКЕА» для протеста

Кристиан (осторожно, говорящее имя!), сорокалетний и благовидный во всех отношениях куратор музея современного искусства в Стокгольме, озабочен сразу несколькими проблемами. Во-первых, деньгами, которые нужны музею для жизни и новых закупок — с его интервью на эту тему начинается фильм. Во-вторых, промокампанией новой инсталляции «Квадрат», посвященной кризису доверия в современном мире. И наконец, в-третьих — кражей телефона и бумажника, совершенной злоумышленниками с особым цинизмом.

Режиссер Рубен Эстлунд говорит, что отправной точкой для сценария «Квадрата» стал эксперимент по социальной психологии 1973 года — в нем студенты семинарии, прослушав лекцию о притче «Добрый самаритянин», должны были перейти в другой корпус, где им предстояло выступить с докладом. Организаторы эксперимента заранее просили их поторопиться, а по дороге они сталкивались с актером, который изображал человека, которому плохо, — как можно догадаться, только 10% участников эксперимента не проходили мимо.

В начале фильма Эстлунд совершает нравственный кульбит: его герой буквально вынужден остановиться и помочь незнакомой девушке, в результате чего оказывается не героем, а жертвой мошенников. С помощью GPS отследив местонахождение своего мобильного, Кристиан решает вернуть свои вещи сомнительным с этической точки зрения способом. При этом, продумывая хитроумный план мести, он отвлекается от работы, в результате чего промокампания «Квадрата», построенная по принципу вирусного маркетинга, вызывает чуть ли не национальный скандал. Что, в свою очередь, может отпугнуть спонсоров от музея и фактически ставит под удар его будущее.

«Квадрат» — социальная сатира, чем-то напоминающая «Черное зеркало», особенно в части критики современных медиа и в сценах, снятых в публичных пространствах, где показаны толпы разобщенных людей, каждый из которых отграничен от мира квадратом собственного смартфона. Как и полагается сатире, зритель должен узнавать в ней себя, отчего ему попеременно становится то смешно, то неловко. В первой половине фильма этот эффект работает на 100%. И тем сильнее, чем больше Эстлунд вложил личных качеств в самого героя — он сам, как и Кристиан, разведенный отец двух дочерей, а инсталляция «Квадрат» на самом деле его собственный арт-проект, с которым он объездил множество шведских городов. Поэтому те места, где фильм почти скатывается в пародию, объектом которой становится мир совриска, оправдывает личная история режиссера, этому миру отнюдь не чуждого.

Но чем меньше самоуверенности и власти остается у Кристиана, тем больше фильм становится похож на полноценную социальную драму, и «Ave Maria», которая в начале звучит за кадром абсолютно издевательски, ближе к финалу кажется чуть ли не естественным музыкальным сопровождением (если допустить, что это вообще можно использовать в кино в XXI веке). Фильм здесь как будто выходит за собственные границы — как и другой его герой, перформансист Олег (в нем без труда узнается гротескный портрет Олега Кулика), который во время представления настолько входит в роль животного, что буквально перевоплощается в самца гориллы к ужасу участников светского раута в музее. Этот эпизод зеркально повторяет эпизод кражи мобильного — многочисленные свидетели насилия не спешат вмешаться в ситуацию, пока она не становится отчетливо криминальной.

Рубен Эстлунд любит социальные эксперименты не меньше, чем современное искусство. Например, свой фильм «Добровольно-принудительно» он снял, вдохновляясь знаменитым экспериментом Милгрэма 1963 года, участники которого, подчиняясь авторитету проводящего эксперимент ученого, были готовы с помощью электрошока убить своих партнеров. Жестокости социальных экспериментов XX века Эстлунд противопоставляет свой «Квадрат» — проект, находящийся как раз на границе совриска и социальной психологии. В реальности инсталляция Рубена Эстлунда наделала много шума в Швеции, но сам «Квадрат», установленный на центральной площади города Вернаму, стал использоваться не по назначению. Вместо пространства доверия и взаимопомощи незнакомых друг другу людей в нем стали назначать встречи влюбленные, а также проходить акции протеста. «Квадрат» не изменил мир — но мир изменил «Квадрат», приспособив его для своих нужд (так вскрытие в очередной раз показало, что пациент мертв). И в фильме «Квадрат», выпущенном спустя три года после премьеры инсталляции, конечно, сквозит определенное разочарование Эстлунда в мире современного искусства: в музее Кристиана проблема холокоста представлена горстками пепла на полу, границу между человеком и животным исследует русский перформансист, щекоча нервы богачей, а за человечность отвечает загадочный квадрат на центральной площади, который невозможно продать в СМИ в силу его неконкурентоспособности на фоне войн, катастроф и акций ультраправых.

И все-таки разочарование и критика Эстлунда оборачиваются нервными смешками, и вместо ожидаемой ярости он вдруг исполняется сочувствия к герою, чей приступ человечности в финале кажется малоубедительным (так самокритика нередко приводит к жалости к себе). Что же касается современного искусства, то здесь критика носит, похоже, избирательный характер — не случайно воображаемый музей Эстлунд размещает в фильме на месте Королевского дворца в Стокгольме, символически отдавая искусству место власти над обществом. Да и сам Эстлунд вовсе не спешит отказываться от властной позиции — критикуя современный мир с его фальшивыми ценностями, которые позволяют бедным беднеть, а богатым — богатеть, критикуя саму возможность достучаться до богатых с помощью финансируемых ими же критических институций (как тот же музей в его фильме), он спокойно приезжает на Каннский фестиваль за призами.

Правда, по его словам Эстлунда, он вместе с актером Терри Нотари, блестяще сыгравшим перформансиста Олега, хотел повторить эксперимент из «Квадрата» на красной дорожке Канн, испугав зрителей фестиваля, пришедших в вечерних нарядах за критикой современности. Но по легенде, костыли, которые использует артист для перевоплощения в гориллу, застряли в аэропорту вместе с багажом, и перфоманс не состоялся. Так что можно только гадать, как он повлиял бы на присуждение фильму «Золотой пальмовой ветви». И все же автору такого калибра, как Эстлунд, чтобы быть по-настоящему услышанным, стоило бы не бичевать пороки общества, повторяя сколь угодно изобретательно всем известные максимы и получая за это призы в Каннах, а как минимум висеть на занавесе собственного фильма.

6

Отзывы пользователей

Фото Den Papuaskas
отзывы:
30
оценок:
29
рейтинг:
73
3

Если бы фильм не получил Пальмовую Ветвь, я поставил бы "так себе".. А так, учитывая претензию, ставлю "плохо". Честно, еле досидел до титров и вылетел из Пионера, как пробка от шампанского. Есть несколько любопытных сцен и характеров. Например, сцена с русским художником-обезьяной с намеком на Олега Кулика; постельная сцена с борьбой за презерватив с подтекстом, несколько сцен, происходящих в самом музее с сатирой на мир modern art . Есть моменты, которые можно понять только подготовленному зрителю - та же отсылка к Кулику или комичный демонтаж памятника королю, как этап трансформации классического дворца в очередной музей современного искусства. Именно как цельный фильм, "Квадрат" не смотрится. Он как бы "не склеен" и имеет очень рваный ритм. В нем очень много затянутых сцен, на мой взгляд, неоправданно. Как что-то экспериментальное - возможно, но "ветвь" на, в целом, демократичном фестивале и в широкий прокат.. Это смело)

12
Фото BisonRavi
отзывы:
26
оценок:
44
рейтинг:
12
9

Ну вот мы и дождались!

После бесплодных лет наматывания соплей на пальцы европейскими мыслителями относительно Европы, которую они потеряли;
После долгих лет констатации факта, что Европа зашла в тупик -- культурный и социальный;
После стольких лет нытья, что Европа в своём стремлении к лучшему новому миру добровольно устроила сама себе экзистенциальный ад;
После стольких европейских восклицаний и воззваний о помощи в полную пустоту;
Наконец-то из-под европейского пера вышло не нытьё и не рефлексия, но программа -- реальная, манифест настоящий, громкий, ясный и чёткий.

И манифест этот не просто был озвучен. Он был услышан и принят. Европа приняла его, дав "Квадрату" золотую пальмовую ветвь в Каннах в этом году.

Когда смотришь "Квадрат" Эстлунда, то веришь с трудом уже в то, что фильм этот посмел выйти в широкий прокат. А то, что этот фильм ещё и взял золото Канн, это, ребята, настоящая революция, которая происходит с европейским сознанием прямо сейчас, на наших глазах.

Фильм, который не просто высмеивает современное искусство, ущербную политкорректность, экстремистский обратный сексизм, псевдосоциализм, нежелание и неспособность брать ответственность на себя и отвечать за свои поступки. Фильм даёт ответ, что же с этим всем делать.

Бесспорно за названием "Квадрат" спрятано слово "ж%па". Именно она в манифесте и подразумевается.

Так вот, манифест:
1. У нас была старая Европа с привычными человеческими ценностями.
2. В поисках более справедливого, более правильного мира, мы нарисовали себе чёрный квадрат, и вошли в него, решив, что он решит все наши проблемы.
3. Никаких проблем, войдя в квадрат, мы не решили, а наоборот, оказались в неприятной дурно пахнущей темноте.
4. Мы сидим в этом квадрате и вопим "помогите".
5. Но никто нам не поможет,
6. кроме нас самих.
7. Надо просто взять и выйти из квадрата. Перестать заниматься всей этой фигнёй вроде современного искусства, политкорректности и поисков сексизма, монетизации своих грехов и недостатков, перестать заниматься поисками тех, кто решит наши проблемы. А просто нужно самим начать жить нормальной человеческой жизнью, какой живут наши дети. Ведь они смотрят на нас.

Мейнстримом стало добираться в своих рассуждениях до пункта №3.
Экзистенциалисты добрались до пункта №4.
Некоторые мыслители дошли до №5.
Единицы до №6.
Революция "Квадрата" в том, что он, одним из первых в таком массовом виде, добрался до пункта №7.

Революция европейского восприятия в том, что картина эта в ответ не была с позором заклеймена интеллектуалами, грубо освистана или стыдливо проигнорирована. Но получила каннское золото. И я даже не удивлюсь, если зал кинофестиваля аплодировал ей стоя.

Я был на спецпоказе "Квадрата", с обсуждением фильма при участии Олега Кулика. Кулик -- прототип одного из ключевых героев "Квадрата". Это российский акционист, который довёл до логического конца стремление многих (если не всех) художественных школ и направлений полностью погрузить зрителя в произведение искусства, слив оное с реальностью. Кулик искусство и реальность не просто слил, Кулик перехлестнул их между собой. Проходила не так давно выставка советского авангарда второй половины XX века в Третьяковке. Начинаясь смертью Кобы -- смертью истинного соцреализма в искусстве в середине 50-х -- та выставка прослеживала поступательное расслоение эстетики и этики, последовавшее постепенное разложение искусства, заканчивающееся мощнейшей кодой -- видеозаписями акций того самого Олега Кулика в девяностых годах. Кулик это тот человек, который задолго до Войны и прочих своих последователей раздевался догола, приковывал себя цепью, становился на четвереньки и далее совершенно по-настоящему кусал прохожих или лизал им ботинки. На акциях своими действиями Кулик доводил зрителей до взрыва эмоций, зрители били Кулика, по-настоящему, а тот, также по-настоящему, бил в ответ их. Творческий акт Кулика это та точка, в которой зритель и художник не разделены более холстом, экраном или пространством, передающим звуковые волны, эта та точка, где художник и зритель слиты воедино, где они вместе составляют единое "произведение искусства". Мечта стольких поколений художников. Но так ли они себе это представляли, не стала ли реализация этой мечты полной противоположностью их ожиданий об этом идиллическом слиянии?

Парадокс, что в беседе Кулик проявился тонким и глубоким человеком. И такой же парадокс с фильмом: являясь манифестом против современного мироустройства, органично включающего и машинальное преклонение перед современным искусством, "Квадрат" выполнен в нетипичной для массового кино форме, форме, которая соответствует искусству именно современному.

Всякая кинолента предполагает понимание зрителем, а это понимание требует усилия с обеих сторон экрана: художник должен постараться, чтобы полотно было доступным пониманию зрителя, а зритель в свою очередь должен приложить усилие, чтобы понять, что же художник хотел сказать. Но прежде понимания зритель должен поверить автору, принять происходящее. А вот это уже должно быть результатом как бы лишь авторского усилия: если зритель не поверит без усилия в происходящее на экране, то он не будет далее пытаться понимать увиденное, он скорее всего просто встанет и выйдет из зала.

"Квадрат" снят против этого правила. На всём своём протяжении он заставляет зрителя колебаться: верит ли зритель в происходящее на экране или нет. "Квадрат" нарочно снят неправдоподобно, почти каждая сцена рождает в голове мысль "так не бывает". И парадокс в том, что нарочитая фальшивость сцен раскрывает их действительную истинность, чётко очерчивая заложенный в них смысл. Неправдоподобие сцен не повод видеть фальшь в ленте, встать и выйти из зала, но напротив, заставляет верить в происходящее на экране, гипнотизирует и вынуждает смотреть ленту дальше и дальше.

Другой особенностью "Квадрата" является нарочитая затянутость сцен. Каждая сцена передержана, диалоги и эпизоды повторяются и повторяются и повторяются вновь. Если будете смотреть, попробуйте для интереса посчитать, сколько повторов вы увидите: сколько раз пройдёт через экран обезьяна, сколько раз повторит свою шутку женщина, флиртуя с главным героем, и так далее. Мейнстримовое кино так не снимают, это против правил. Но парадокс в том, что при этой затянутости картина воспринимается невероятно динамично, и все два с половиной часа этой ленты пролетают стрелой. Я не знал продолжительности "Квадрата", но когда после окончания показа посмотрел на часы, то сначала подумал, что часы вышли из строя -- после просмотра не можешь поверить, что сидел в зале два с половиной часа.

В "Квадрате" очень много юмора, это очень смешной фильм, смеёшься почти всё время. Но одновременно это очень страшный фильм. Тот самый случай, когда ты вдруг понимаешь, что на тебя смотрит бездна, когда на тебя смотрит доведённый до отчаяния человек, точнее даже не человек, но целое поколение, целое общество, и это то самое отчаяние, которое либо погубит, либо приведёт к настоящему взрыву, полному слому того, что этому отчаянию стало причиной. И это жутко.

Но и радостно за братьев-европейцев. :)

Запасаемся попкорном?

6
Фото Elena Bukhmak
отзывы:
29
оценок:
38
рейтинг:
60
7

Злое, смешное, талантливое кино, работающее сразу на несколько уровней: фильм в равной степени про искусство и обыденность, проблемы общества и кризис отдельного человека. К минусам отнесу общую затянутость - после кульминационного званного приема в стилистике джунглей фильм уже не смотрится, а скорее досматривается. Есть очевидно лишние эпизоды - некоторые мысли высказаны слишком навязчиво, хватило бы пары сцен. Тем не менее, кино не проходное: важные идеи, хорошие актеры, качественная картинка и отличный юмор при должном настроении могут доставить настоящее синемафильское удовольствие.

5
Фото Георгий
отзывы:
709
оценок:
857
рейтинг:
2254
5

Вид изнутри шведской толерантности

Уже достаточно давно с повторением почти каждый год получивший главную награду фестиваля в Канне фильм являет собой тот художественный кинематографический опыт, погрузиться в который бывает полезно нужно, но едва ли интересно. Вот, пожалуй, и в этот раз широкие мазки набрасываемых проблем шведского общества и человеческих пороков многозначительно разбавляются скучными сценами, которые направляют к возможности прекрасно заснуть на несколько минут. Заснуть несколько раз.

2
Фото Андрей Суриков
отзывы:
15
оценок:
11
рейтинг:
34
9

Это шикарный, великолепный, очень тонкий фильм. Я просто от шведов не ожидал. Да, он долгий, да, местами затянутый, но проблема в том, что без знания шведских реалий просто непонятны половина отсылок. Фильм начинается со сцены демонтажа памятника Жану Батисту Бернадоту - он же Карл Юхан, основатель шведской династии. Памятник разваливается на куски, символизируя конец старой-доброй Швеции. Памятник действительно был демонтирован со своего постамента из-за реконструкции площади и развязке на Слюссене, правда, остался цел и невредим. Действие фильма происходит в бывшем Королевском дворце, где находится самый "историчный" музей Стокгольма - правильный, классический музей. Теперь там "Бывший королевский музей", как ярко светят буквы на фасаде, в интерьерах проходят пьяные вечеринки снобистских фанатов "современного искусства". Композиции, например, кучки щебня на полу - это ценные экспонаты, которые, будучи немного "повреждёнными" при уборке должны быть восстановлены только путём научной реставрации (с помощью мешка щебня). Главный герой - в фильме он назван главным хранителем, но это не совсем верно, он, скорее директор музея, хотя у них часто совмещают должности. Зовут его Кристиан (это гораздо более популярное в Дании, нежели в Швеции имя, благодаря Кристиану II), и все вокруг видят в нём датчанина (ненавистного шведами, особенно "понаехавшими", которые, как известно, как любые неофиты всегда святее Папы Римского). Он обычный разведённый белый мужчина, небедный, но, как все шведы, крайне бережливый. У него двое неуправляемых дочерей, которые поочерёдно живут с мамой и папой... Обычная грустная шведская история... Ну а русский "человек-горилла", на которого наши так обращают внимание - это прямая отсылка к известному в Европе "перфомансисту" Олегу Кулику, даже имя они оставили. А ещё с настоящей обезьяной живёт случайная подружка Кристиана... А ещё его помощник - классический африканский (сомалийский?) иммигрант со всеми примочками и особенностями... И цыганка-попрошайка, обнаглевшая до бесконечности, перед которой Кристиан тоже "испытывает вину".... И любители фуршетов после вернисажей узнают себя во всей красе, и "no photo, please". Категорически рекомендуется всем, кто немножко разбирается в современном музейном деле, немножко знает о положении дел в Швеции и хочет увидеть взгляд изнутри на гибель европейской цивилизации без прикрас - честно и по-шведски натуралистично.

2
Фото reginamarina
отзывы:
58
оценок:
60
рейтинг:
333
9

Европа в квадрате.

"Квадрат" снят легко, красиво, с юмором и внятной идеей. "Квадрат" актуален, узнаваем и очень остро проходится по темам современного искусства и общества, любви, семьи и технологий. Класс Банг и Элизабет Мосс делают максимум, чтобы их персонажи остались в истории кинематографа.
Те, кто в последние годы посещал европейские города, уже не шокированы картиной модно одетых людей с дорогими вещами, пьющих кофе за столиками уютных кафе, и сидящих, а то и лежащих у столиков тех же кафе многочисленных нищих со своими нехитрыми пожитками и стаканчиками для сбора милостыни. Наверно, похожая картина была перед революцией 1917 года, а фильм "Квадрат", получивший Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля этого года, по духу чем-то напоминает булгаковское "Собачье сердце. Кино о пределах толерантности или, говоря проще, о пределах человеческой терпимости. Приговор мультикультурализму и вопль о помощи в пустоту, очерченную квадратом лестничной клетки. Как назвать терпимость к тому, кого боишься - доброта или трусость, интеллигентность или предательство? Вместо с главным героем Кристианом Нильсеном - богатым рафинированным интеллектуалом мы обойдем квадрат дважды: раскаяние - уважение - терпимость - равнодушие - страх - толпа - террор - раскаяние. Вместе с альтер-эго Кристиана - диким обезьяноподобным существом, которое разве что не играет на балалайке, пронесемся по квадрату за несколько минут. Как надолго в очередной точке квадрата застряла Европа придется наблюдать непосредственно.

2
Фото Кристина Смирнова
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
2
9

7 сентября в прокат вышел «Квадрат», выпущенный A-One Films , лучшим прокатчиком ever :)
Очень хочется написать большой текст о том, какие неоднозначные эмоции и мысли вызвал у меня этот фильм, но не уверена, что получится обличить всё это в некосноязычную форму. Поэтому, перейдем сразу к сути.
О том, какой «Квадрат» наглый, иронично злой и обличающий современное общество, говорят ещё с майских показов на Каннском фестивале. Где, кстати, картина получила Золотую Пальмовую Ветвь. Но фильм стоит посмотреть не из-за этого. И даже не из-за того, что в декабре «Квадрат» будет в списках у всех, кто составляет десятки лучших фильмов прошедшего года. Не по этому стоит посмотреть фильм «Квадрат». Хотя, я передумала. Этих двух причин достаточно, если вы ничего не слышали про «Квадрат», а если слышали, то бегите же скорее в кино, если ещё не.
Это лишь небольшая часть того, что хотелось бы написать про этот, без сомнения, грандиозный фильм.

2
Фото Гриша Григорьев
отзывы:
12
оценок:
13
рейтинг:
5
9

[ Секс ]

А теперь, когда ты во внимании, ты все равно узнаешь про секс! Потому что в фильме “Квадрат” показан возможно самый, самый, САМЫЙ абсурдный секс, за всю историю кинематографа. Он настолько полон нравственности, что сразу понимаешь – ты смотришь европейское кино. И если так будет продолжаться, то скоро все девушки в Европе примут мусульманство

“Забудь этот шведский политкорректный бред” – говорит один из героев фильма. Давай и мы взглянем правде в глаза. За что же “Квадрат”, который сейчас идет в Доме Кино, получил золотую пальмовую ветвь?

Вкратце, за правду и абсурд. Это хорошее, качественное кино, не смотря на затянутую концовку, в фильме присутствует “ЭЭЭЭ” эффект, когда смотришь и думаешь: what the fuck is going on?! Фильм подкупает своим честным взглядом на жизнь и на тебя! Да, да, он о тебе! Он показывает человеческие пороки, страхи и инстинкты, которые есть в каждом из нас. Он сравнивает человека с животным и поднимает вопрос доверия друг к другу Создатели не пользуются дурацкими приемами раскачки эмоций, типа жалостливой музыки, скорее, наоборот, они ставят зрителя в неудобное положение, показывая на экране его самого. А это ли не высший пилотаж?

1
Фото Люда IR
отзывы:
9
оценок:
13
рейтинг:
10
9

Закат Европы) довольно интересно посмотреть со стороны на их проблемы, т.к. я там не живу. фильм про одного мужика, который работает куратором галереи современного искусства. Хорошо оплачиваемая, непыльная, но абсолютно бесполезная работа, квартира в хорошем районе, дорогая и машина, доступные женщины и т.д. загоняют его ловушку, в "квадрат" собственного благополучия. Вне стен такого квадрата он оказывается беспомощным. Он боится конфликтных ситуаций ( это показано в сцене с разбушевавшимся мужиком в самом начале на улице и в сцене с мальчиком из мира бедных), он давно отвык от них, так как давно не приходилось выживать. Любое незначительное касание извне- это стресс. Считаю этот фильм знаковым и полезным для изучения изменений в обществе. Он показывает, как изменился человек за последние годы.

1
Фото Александр Рогулин
отзывы:
10
оценок:
10
рейтинг:
19
7

Главный герой - моднявый куратор музея современного искусства. Его грабят на улице по дороге на работу. Ему надо разрекламировать новый выставочный проект "Квадрат", для чего он нанимает двух прогрессивных рекламщиков-журналистов. Ему надо посидеть с двумя дочерьми. Ему надо потрахаться, в конце концов. Каннская золотая пальмовая ветвь этого года.
По легенде, молодого Роберта Эстлунда покусал во время перформанса Олег Кулик. Через слюну передалось бешенство современного искусства (реверансом этой истории в фильме есть целая сцена). Поэтому от фильма ощущение схожее как от присутствия на хорошем перформансе: неловко, неуютно, зло, стыдно, страшно. Усиливает сходство и острейший социальный подтекст, порождающий миллион невыносимо неуютных вопросов. Почему двинуть в челюсть легче, чем банально извиниться? Почему так страшно помогать людям? Почему мы такие тупые? Иногда фильм пытается засмеять происходящее, но гомерически нервный смех постепенно перерастает в натянутую улыбку, а, растаяв, та трансформируется в вымученную гримасу отчаяния и растерянности. Знаете, как у банкира в костюме за полляма, который попал в экстренную ситуацию, но пытается отринуть реальность всеми внутренними ресурсами.
В конце концов отчаяние - главная тема фильма. Ода мизонтропии и гуманизму в одном флаконе (как и рекламный ролик проекта), сжатом под давлением в 2,5 часа. Вопрос, который уже давно пора ставить ребром: почему #%*!@ так сложно просто быть человеком среди людей?!?

1
Фото Артур Ваксян
отзывы:
51
оценок:
53
рейтинг:
215
9

Великолепная абсурдистская комедия в лучших скандинавских традициях. Главный герой Кристиан (Клас Банг) — куратор в стокгольмском королевском музее, который уморительным способом переделали в центр современного искусства.
Музелевский человек без свойств, буквальное ничто, но с огромным обаянием, (гениальная работа Класа Банга) ловко перемещается внутри великой европейской пустоты, исполненной космического холода и толерантности. В центре этой пустоты и в основе сюжета фильма - кропотливая работа над инсталляцией пустого квадрата, объявленного пространством альтруизма. Драматургия этого действа настолько захватывает, что в определенный момент перестаешь замечать метафорический абсурд происходящего. И даже перформанс дикого человеко-обезьяны Олега Рогожина на торжественном банкете, кажется обыденным событием. Сильнейший сюрреалистический эффект после просмотра.
Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Канн-2017.

1
Фото sweeney's  love
отзывы:
5
оценок:
6
рейтинг:
10
9

Кажется, что осилить 2 часа может быть непросто, но фильм стоит того!
"Квадрат" — яркий, злой, ироничный. И тут, и там режиссер оставляет пространство для неловкости, да так, что на каких-то сценах непроизвольно начинаешь ёрзать на стуле. Другие эпизоды (сцены с Элизабет Мосс вообще гениальные) — абсолютно самодостаточные, идеально выстроенные, их хочется цитировать, пересказывать (но без Мосс это сделать непросто ;)
Два своих предыдущих фильма Р.Эстлунд тоже представлял в Каннах, но “Квадрат" кажется самой мощной, самой "полнотелой" работой.
Да, это вряд ли "кино для всех", но назвать его одним из выдающимся — будет справедливо.

1
Фото Andrey Tikhonov
отзывы:
4
оценок:
11
рейтинг:
9
9

Пока смотришь - хочешь, чтоб поскорее все кончилось. А как пройдет - думаешь об этом. За это и заслуживают призы.

1
Фото Фархат
отзывы:
32
оценок:
48
рейтинг:
36
9

Неожиданн свежо! Я не могу назвать себя большим ценителем фестивального кино, однако это меня покорила. История добрая и душевная. Она не лишена европейского обаяния и одновременно с этим способна побороться за благосклонность большой аудитории.

1
Фото Александер Молчу
отзывы:
5
оценок:
38
рейтинг:
0
7

Создатели "Квадрата" метко и со вкусом поглумились над современным западноевропейским обществом (и не только). Параллели можно проводить много и с удовольствием. Например, что деньги на выставку подарила пожилая пара. Или что суть и назначение главного экспоната выставки не до конца ясны даже его автору. Да и судьба его не слишком автора волнует...

0
Фото Yulia Hemenes
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
0
9

Невероятно эстетское кино! Глубокий смысл, красота и трагичность каждого кадра, каждой фразы.

0
Фото userplace
отзывы:
16
оценок:
15
рейтинг:
26
1

Фестивальное кино, наполненное актуальными европейскими рефлексиями про нелегальных мигрантов, искусство для богатых и... про Украину. Не намекают ли нам в сцене со зверем, насилующим девушку рядом с потупившими взор богатеями, на агрессию России при молчании Евросоюза?
У нас фильм "не взлетит".

0
Фото Лиза Сигарёва
отзывы:
21
оценок:
22
рейтинг:
29
1

ЧТО. ЗА. ХРЕНЬ. Я. ТОЛЬКО. ЧТО. ПОСМОТРЕЛА.
Знаете такой фильм "Лофт"? Вот этот ещё бредовее, скучнее и бессмысленнее.

0
Фото Rodion Stolyarov
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
30
9

Фильм в целом неплохой, но немного затянутый и оставляет какое то депрессивное ощущение.

Наверное нужно смотреть такое кино, потому что это качественный иллюстративный анализ происходящего в европе и той модели общества у которой мы можем прийти если будем слепо копировать европейские ценности.

0
Фото Галина  Цветаева
отзывы:
167
оценок:
168
рейтинг:
204
7

Непонятно,где комедия, это сатирическая драма о взаимодействии современного искусства с реальной жизнью. Словосочетание "современного искусства" подразумевает что-то временное, сиюминутное, часто напоминающее сюжет"голого короля". Стыдно признаться, что ничего не видишь. Я как-то спросила художника на Арбате про концепцию его работ, на что он презрительно мне ответил, если я ничего не вижу, то бесполезно слепому объяснять, что изображено на картине. Все, что касается темы современного искусства в фильме, замечательно,хорош эпизод с уборщицей, выбросившей "экспонат". Это даже не сатира, это нечто более сильное, обличающее пустоту современного искусства. Современные художники часто рассчитывают на эпатаж,шок.Но, конечно, это же не про все современное искусство.
Эпизод в ресторане сделан очень мощно, я прожила его вместе с героями фильма. Как один ,очень напоминающий Олега Кулика,почти обнаженный, безоружный человек смог подчинить себе стольких умных, интересных людей, держать их в напряжении. Все впали в гипнотическое состояние. Хорошо, что нашелся человек вышедший из столбняка и все очнулись.
А сам герой Класа Банга вызвал у меня большую симпатию. Я буквально прожила его жизнь, испытала с ним горькое чувство потери телефона, дедушкиных запонок, у меня замирало сердце от страха, когда он раскладывал письма, вместе с ним волновалась за его девочек, пересматривала поступки последних дней, испытала чувство раскаяния, желание исправить ошибки, сделать доброе дело. Очень хорошая игра. Было ощущение подсматривания в замочную скважину, иногда фильм воспринимался, как документальный.
Хорош музыкальный ряд. Есть несколько затянутых моментов, но они не сильно влияли на динамичность просмотра.

0
Фото molokko
отзывы:
15
оценок:
16
рейтинг:
20
9

Товарищи! Ну лично я это фильм расценила как явно русофобский, особенно после сцены с арт обьектом- появление в зале дикого неадекватного первобытного человека, близкого к обезьяне с русской фамилией, который бросался на культурных европейцев, явный намек на то, что русские агрессивные и дикошарые. Конечно же у автора этого фильмы были и другие сцены с еще более важными мыслями о проблемамах европейского общества, но это всё как- то менее впечатлило,- по- прежнему толерантность, забота о нищих, осмысление своих ошибок, ибо только осознав всё это культурный человек может жить дальше. Но исключительно европейский! Но вот что еще впжно: главный герой бесподобен, так что ставлю лайк.

0
Фото Андрей
отзывы:
141
оценок:
831
рейтинг:
180
7

Третья вещь из тех, на которые можно смотреть вечно, - это то, как эстетично и с приятной толикой довольства собою проводит дни свои импозантный мужчина в более чем самом расцвете сил - именно поэтому наслаждение смотреть "Сладкую жизнь" или "Великую красоту". Здесь это вечно оказывается прямо пропорционально поставленной мною оценке - иными словами, на пятую часть фильм точно бы стоило сократить.
По настроению эта картина напомнила мне "Тони Эрдманна" - смешно, остро, злободневно, многопланово и умно. Искусство сегодня - говорит нам Эстлунд - это одна из разновидностей товара, который нужно продавать и который должен достучаться до своего зрителя - особенно в ситуации тотальной закрытости каждого человека от других. Но возможна ли в искусстве обратная связь? И есть ли ответственность на художнике, когда он являет что-то миру?
Можно упрекнуть "Квадрат" в том, что он является, по сути своей, набором зарисовок, в каждой из которых центральным вопросом является доверие - Эстлунд подходит к этому весьма со многих сторон - и единственные герои, которые по-настоящему доверяют в картине, - это все же дети. Вторая красной линией проходящая тема - это современное искусство - тут уже режиссер на метафоры не поскупился: и с памятников летят головы, и герой роется в мусорном баке, и кучки гравия теряют свое первоначальное авторство.
Финал все же очень странный: когда в последние полчаса уже ждешь, когда все закончится, с титрами облегчения не наступает. Но главный герой остается притягательным и в повседневной одежде.

0
Фото Pavel VIProperty.ru
отзывы:
19
оценок:
111
рейтинг:
16
9

Внимание, вы должны понимать что это спокойный, медитативный фильм для спокойного просмотра без попкорна! Очень вдумчивый фильм, отлично показавший проблемы современного развитого общества.

0
Фото Аля Панда
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
7
9

Умное, ироничное, дерзкое кино, которое понравится и эстетам, и массовому зрителю. Если хотите чего-то прекрасного, вам сюда.

0