Киноафиша Москвы

Фильм «Зоология»

2016, Россия, Германия, Франция

6.0
оценить
Смотрите фильм "Зоология" первые 10 дней бесплатно на сайте okko.tv
Без рекламы!
В Full HD
0:00 / 0:00
0:00

Зоология — трейлер

Зоология — трейлер первый

Смотреть трейлер

Русская драма про женщину с хвостом

Нестандартная русская драма «Зоология» о скромной работнице зоопарка, у которой внезапно вырастает большой и своевольный хвост. Второй игровой полный метр молодого российского режиссера Ивана И.Твердовского, известного по хлесткому фильму «Класс коррекции» о школьном романе колясочницы и эпилептика. «Зоология» подхватывает ту же интонацию: технически Твердовский стал мастеровитее, но это все та же горькая и эмоциональная история о людях с особенностями на фоне бесчувственных нравов общества.

Режиссер фильма «Зоология»

30 лет Фильмов: 8

К двадцати девяти годам Твердовский — сын известного документалиста и ученик Учителя (!) — снял целую трилогию о Других: «Класс коррекции», «Зоологию» и «Подбросы» (и это не считая короткого метра и дока). С каждой картиной он удалялся от того провокатора на грани документальности, который очаровал «Кинотавр-2014» (читай — российского Ларса фон Триера), но с окончанием формальной трилогии все может измениться. В противном случае отечественный enfant terrible рискует повторить траекторию Ксавье Долана, который ярко вспыхнул, а теперь, кажется, немного заблудился в хвосте собственной славы.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Антон Долин
отзывы:
79
оценок:
79
рейтинг:
912
7

В мире животных

«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Наташа Медведева обнаружила, что у нее вырос хвост». Так могла бы начинаться «Зоология», будь она не фильмом, а повестью. Или, например, так: «Старший специалист отдела закупок зоосада города N Наталья Медведева проснулась довольно рано и сделала губами «брр…», что всегда она делала, когда просыпалась, хотя сама не могла растолковать, по какой причине».

Подобно Гоголю и Кафке, 27-летний Иван Твердовский не собирается никому ничего растолковывать. Неприлично молодая (для нашего контекста по меньшей мере) звезда современной российской режиссуры, обладатель призов «Кинотавра» за короткий метр и дебютный «Класс коррекции» уже проехал с «Зоологией» по миру и собрал внушительный урожай: его наградили Котбус, Минск, Варшава, Рига, Карловы Вары, Батуми и, собственно, Сочи. Причина успеха столь оглушительного, пусть и не на центральных площадках, — в парадоксальной природе картины, решающей отнюдь не только эпатажные задачи. Дураку ясно, что хвост — не физиологическое отклонение, а метафора. Режиссер вновь после «Класса коррекции» исследует, каково быть и ощущать себя другим, как справляться с участью аутсайдера. И избавляется от эмоциональной манипулятивности своей первой картины, двигаясь от драмы «на разрыв аорты» в сторону поэтически-мечтательного трагифарса. Если раньше Твердовский посматривал на Триера, то здесь вспоминается скорее Линч с его необъяснимыми «Головой-ластиком» или «Человеком-слоном».

Впрочем, несмотря на это, «Зоология» — произведение отчетливо национальное. И вновь доказывающее неоспоримый тезис, который большинство наших режиссеров почему-то игнорируют: самый точный русский реализм — это сюрреализм (cм. Гоголя, Достоевского, Щедрина, Платонова, Булгакова; в кино — Тарковского, Муратову, Сокурова).

Твердовский не столько поддерживает негласный канон несуществующей и вряд ли существовавшей «новой русской волны», сколько открыто измывается над ним. Свинцовые мерзости провинциального быта, знакомые всем если не из жизни, то хотя бы из фильмов кинотавровского формата, воспроизведены им с глумливой, почти пародийной скрупулезностью. Бабульки из очереди в поликлинике транслируют в воздух самые дикие суеверия, коллеги-толстухи жадно давятся картошкой с майонезом, мамаша подсажена на телевизор и постоянно сетует на нехристей из Штатов и Европы. Русский мир — женский мир. Мужчины шугаются от агрессии захвативших власть теток, от них помощи не жди. Лузерша Наташа в свои пятьдесят с хвостиком (не таким длинным, как ее собственный) не имеет ни спутника жизни, ни надежды, ни даже мечты. Все, что ей остается, — это тихо сидеть и глядеть на воду, в сторону недостижимого горизонта. По меньшей мере ей повезло жить в провинции у моря; название собирательного города Твердовский не уточняет.

Но вот является хвост. Катастрофа, он же спасение. Хвост выталкивает тебя из зоны привычного дискомфорта в зону совершенно нового, жуткого и возбуждающего дискомфорта. Неожиданно для себя самой Наташа принимает вызов. Впервые в жизни выпивает, приходит домой позже, меняет прическу и стиль одежды, решается противоречить матери. Позволяет себе засмеяться в голос на мотивационном семинаре, вроде бы предназначенном специально для таких ничтожеств, как она. Влюбляется, наконец.

«Зоология» могла бы стать очередным фильмом о жестоком социуме, не принимающем маргинала и травящем его. Однако окружающие Наташу люди, начиная с врачей, понятия не имеют, как себя вести; они сами ее боятся. На выходе — другое: картина о том, как открыть в себе что-то неожиданное, как откопать в залежах собственных шаблонов незнакомого, по сути, человека. Ну и о том, что именно так — никак иначе — случается любовь. В этом, а вовсе не в опостылевшей чернухе привлекательность причудливого фильма для зрителей за пределами России. Будем надеяться, что и в ее пределах тоже.

Это картина о смелости быть собой: главные препятствия к этому, утверждает Твердовский, не вовне, а внутри. Он их преодолевает весьма эффективно — не каждый успешный, молодой и румяный мужчина найдет альтер эго в помятой женщине возраста, значительно превышающего бальзаковский. Наталья Павленкова, которую Твердовский в «Снеге» и «Классе коррекции» вытащил с театральной сцены в кино, а теперь дал ей главную (и, вероятно, лучшую за всю ее карьеру) роль, запредельно отважна и откровенна; наше пугливое и сексистское кино таких актерских работ не видело давненько. За это ее заслуженно превозносят критики и награждают разнообразные жюри.

Тем не менее особое внимание обращает на себя другой, поначалу невзрачный персонаж фильма: рентгенолог Петя, который первым видит хвост (вместе с ошарашенным зрителем) во всей красе. Дебютант в большом кино Дмитрий Грошев играет удивительно тонкую и сложную роль. Как человек, чья профессия — видеть насквозь, он не испытывает при виде аномалии брезгливости, ужаса или даже удивления. Для него, вовсе не отщепенца или хлюпика, а вполне полноценного молодого мужчины, знакомство с хвостатой Наташей — уникальный шанс сойти с накатанной лыжни, дать выход таящейся в нем самом странности. Дать отрасти своему внутреннему хвосту. Почувствовать себя диковинным животным среди других зверей — и обрадоваться этому.

То же самое предлагается зрителю. Если не испугается.

4
0
24 ноября 2016

Лучшие отзывы о фильме «Зоология»

Фото Елизавета Какашира
отзывы:
47
оценок:
60
рейтинг:
69
1

Жуткий кошмар. Омерзение,ничего,за что можно было бы извинить появление этого фильма. Жаль актеров . Жаль себя. По моему мнению.

3
0
27 ноября 2016
Фото Бондарев Андрей
отзывы:
158
оценок:
891
рейтинг:
195
7

"Зоология" вызывает целый спектр разнообразных эмоций: удивление, грусть, негодование, брезгливость, восхищение, умиление, раздражение, гомерический смех и далее по алфавиту. Это несколько иная интерпретация "Класса коррекции": даже финалы тут схожие. Но если для одного (притом, первого) раза открытый и неоднозначный финал был свеж и интересен, то теперь возникает желание - при суровом, конечно, взгляде - упрекнуть режиссера в несмелости продолжить свою историю, которая, откровенно говоря, уместилась бы и в меньший хронометраж. Напротив, в отсутствии смелости нельзя упрекнуть Наталью Павленкову - исполнительницу главной роли: ее перевоплощения и обнажения в кадре поистине вдохновляют.
Не могу не воспеть и эпизодическое появление в кадре Александра Горчилина: его парикмахерский образ вызвал у меня смеховое извержение.
Музыкальное сопровождение фильма невероятно мило: песни Алены Свиридовой, погребенные под развалами 90-х, рождаются заново, и им хочется подпевать.
Тот факт, что Твердовский занял уверенное место в российском кинематографе, неоспорим. На втором фильме режиссер отточил свое мастерство и только добавил интереса в ожидание его следующего фильма, набросок которого он сделал в интервью "Афише".

1
0
31 декабря 2016
Фото maxilla_k
отзывы:
122
оценок:
122
рейтинг:
167
5

И в хвост, и в гриву.

Все мы знаем, какие хвосты бывают у женщин за 40. Бывают они, разумеется, и у мужчин за 40, кто бы спорил, но для женщин, вероятно, это более острый вопрос. И в фильме Ивана И. Твердовского хвост, разумеется, играет роль иносказательную. Вот живешь ты так, как та кошка, запертая в комнате, и все тебя используют и в хвост, и в гриву. Ведь хвосты-то бывают не только кошачьи, но еще и лошадиные. Все ездят на нашей Наташе всю жизнь, как на лошади, вот у нее и вырос хвост. И тут вдруг люди сразу начинают тебя бояться, уважать, выдумывать про тебя всякие небылицы, и даже родная мать готова от тебя отказаться (впрочем, невелика потеря, судя по всему, детей у нее до сих пор нет как раз из-за мамы)... Петя вот обращает внимание и норовит присосаться к хвосту. А без хвоста обратил бы? То-то. Поэтому рубить хвост или не рубить, - вот, в чем вопрос. Достойно ли безропотно терпеть позор судьбы или нужно оказать сопротивление?! Гамлет, в общем, и Кафка. Кафка и Гамлет.

P.S.
Про фильм Ивана И. Твердовского "Класс коррекции" см. здесь.

1
0
14 декабря 2016
Фото Лисица Театральная
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
15
1

Очень неприятное кино. Отвратительно все. Ни одного персонажа, кто бы мог вызвать симпатию или хотя бы жалость. Звери в зоопарке, где работала дама с хвостом, смотрятся куда эстетичнее, чем это людское сборище, что показано в фильме.
О чем это кино? Да ни о чем! Причем изначальная идея классная, но воплощение ее убивает.
В фильме уродливо все кроме моря и зверей в зоопарке. Обшарпанная квартира, в которой живет не очень красивая, мягко говоря, женщина со старушкой-матерью. Работа у женщины скучная, зарплата маленькая, коллеги страшенные здоровущие немолодые злые тетки. Хвост вырос тоже страшненький. В поликлинике , куда женщина пошла лечиться от хвоста, обстановка заскорузлая, врачи помятые, люди в очереди серые, злые и неприятные.
Все убого и уныло. Даже непонятно, зачем это сняли. Ни с содержательной, ни с режиссерской, ни с актерской стороны нет ничего. Никакой драматургии. Фильм-пустышка с претензией.

1
0
1 декабря 2016
Фото Федор Чесноков
отзывы:
43
оценок:
45
рейтинг:
104
5

Идея была хорошая, супероригинальная - кино про работницу зоопарка, у которой за одну ночь вдруг вырос хвост. Но вот реализация идеи малость подкачала, хотя актеры отличные и образы сочные. Особенно вреднючие тетки-сослуживицы, зло подкалывающие героиню, и доктора из поликлиники, не знающие, чем помочь, кроме рентгена (отрезать хвост почему-то никто не предлагает. Наоборот, самый симпатичный доктор хвостом весьма заинтересован). А церковный батюшка (храм открыт причем в каком-то бывшем магазине под многоэтажкой) не пускает на службу, и по приходу начинают ползти слухи о бесноватой дьяволице.
Но помилуйте, все это экспозиция, моментальный снимок, где же развитие сюжета и характеров? Автор и режиссер словно сам себя бьет по рукам, нарочно обрывая все наметившиеся сюжетные нити. Одно наличие в сценарии настоящего зоопарка со львами, зебрами и обезьянами давало повод хоть к триллеру, хоть к ужастику, а то и к комедии. Симпатия импозантного доктора, неравнодушного пусть не столько к героине, сколько к хвосту, сулила весьма неординарную любовную интригу. Но ничего такого. Рассказанной истории хватило бы разве что на короткометражку, в полном метре кино смотрится затянутым.
Премированная на нескольких фестивалях, «Зоология» часто подается критиками как фильм про наш жестокий мир, не принимающий людей с особенностями. Бессердечный обыватель-де гнобит женщину с хвостом, случайные прохожие разбегаются с криками, и даже родная мать открещивается. В таком случае было бы логично заставить зрителя сопереживать бедняжке. Но эмоции, да и логика во многом, из картины почему-то исключены. Трудно поверить, например, что немолодая, ставшая изгоем и явно обделенная мужским вниманием героиня не глядя оттолкнула бы единственного человека, увлеченного ее хвостом. Или, может быть, артист Дмитрий Грошев слишком здорово сыграл заинтересованного доктора, так, что лишил правды характер Натальи Павленковой.

1
0
25 ноября 2016

Галерея

Информация от прокатчика «Зоология»

Информация предоставлена компанией Arthouse

Наташа живет вдвоем с матерью в небольшом приморском городке. Жизнь ее скучна и размеренна. В зоопарке, где она работает, Наташа уже давно стала объектом для насмешек. Но внезапно с ней происходит странная метаморфоза — ни с того ни с сего у нее вырастает хвост. Ей предстоит пройти через стыд, надежду и отчаяние, чтобы обрести себя.