Фильм

Фильм Приходит дракон

Ejdeha Vared Mishavad! (2016, Иран), IMDb: 6.6

Выбор «Афиши»
6.9
6.6
1/7

«Настоящий детектив» по-ирански из конкурса Берлинале-2016

Один из самых ярких участников Берлинского кинофестиваля этого года, который уже успели окрестить персидским «Настоящим детективом». Гротескный неонуар на просторах иранской пустыни с молчаливым следователем, абсурдными сценами и подземельем с драконом.

СтранаИран
РежиссерМани Хагиги
Продолжительность1 час 47 минут
Дата выхода1 февраля 2016
Дата выхода в России2 июня 2016
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Приходит дракон»

7Сюрреалистический синефильский детектив из Ирана

В январе 1965 года, через день после того, как террористы застрелили премьер-министра, молодой сотрудник тегеранской тайной полиции Хафизи (Амир Джадиди) отправляется на Кешм, остров в Персидском заливе, куда ссылают политзаключенных. Один из них повесился, и Хафизи на всякий случай должен выяснить обстоятельства. Они оказываются интересными: во-первых, ссыльного явно убили, во-вторых, произошло это на полуразвалившемся корабле, который каким-то образом оказался в каменной пустыне посреди кладбища. Местный житель призывает детектива не ночевать в этом месте, поскольку земля, когда ей скармливают труп, «разевает пасть». Тот не слушается; ночью происходит землетрясение. Вконец заинтригованный Хафизи привозит на остров геолога (Хомаюн Ганизаде) и звукооператора (Эхсан Гударзи).

«В доме моей бабушки прорвало трубу», — сообщает вдруг, глядя в камеру, плотный седой мужчина минуте на пятнадцатой. Только что, после длинного пролога, на экране наконец мелькнуло название фильма, а также надпись «Основано на реальных событиях». Мужчина на экране — Мани Хагиги, режиссер картины, — рассказывает, как в результате упомянутого прискорбного происшествия он нашел таинственную шкатулку, в которой, в частности, была фотография трех мужчин с младенцем на руках. Одного из этих мужчин узнала его жена (она тоже дает интервью): это был помощник звукооператора, работавший на фильме деда Хагиги «Кирпич и зеркало». Он пропал в разгар съемок. Хагиги заинтересовался этой историей. То, что мы видели в прологе — и увидим дальше, — это реконструкция случившегося полвека назад, причем один из актеров-персонажей якобы играет сам себя.

Иначе говоря, один из множества жанров, с которыми экспериментирует «Приходит дракон», — мокьюментари, фальшивая документалка. Разумеется, ни на каких реальных событиях фильм не основан. А впрочем, смотря как понимать это выражение. Иранского премьера Хасана Али Мансура действительно застрелили напротив меджлиса в январе 1965-го. На острове Кешм действительно упокоился знаменитый английский мореплаватель Уилльям Баффин (с которым в фильме связывают появление на суше корабля). Дед Мани Хагиги Ибрагим Голестан, важная фигура иранской «новой волны», действительно снял в 1965-м фильм «Кирпич и зеркало». Многократно упоминаемая и цитируемая книга «Рай» — вполне реальная повесть иранского модерниста Бахрама Садеги. В САВАК, шахском КГБ, наверняка были информаторы оппозиции. И так далее и тому подобное.

Но в этом фильме, полном ненадежных рассказчиков, самый ненадежный — сам Хагиги, который, с невинным видом рассказывая в камеру про бабушку, за кадром плетет клубок из детектива, эзотерики, фольклорных сказок, народной драмы, политической конспирологии и собственной биографии. Больше всего, пожалуй, «Дракон» напоминает работы популярных в свое время аргентинских писателей. Плюс всепожирающая, беспорядочная синефилия, которая в Иране, насколько можно судить, вторая по важности религия. Название (в оригинале — еще и с восклицательным знаком), по-видимому, зачем-то отсылает к последней картине Брюса Ли. Один главный герой наряжен Аленом Делоном, а второй — американским хиппи времен «лета любви». Иногда начинается чистый Дэвид Линч — взять, например, сцену с мистическим верблюдом. Наверняка есть и масса каких-то внутренних иранских цитат — по крайней мере история с младенцем показательно рифмуется с сюжетом «Кирпича и зеркала».

Все это ужасно занимательно — вдобавок «Дракон» крайне живописно снят и еще лучше озвучен. При этом насколько он интригует, настолько же он способен взбесить — своей непроницаемостью, своими уловками, своей адской структурой и восточными двусмысленностями. Хагиги явно что-то имеет в виду, но что — по правде говоря, бог его знает. Как минимум ползающий где-то под сюжетом дракон должен что-нибудь символизировать — режим шаха? — и хотелось бы на полтора часа стать образованным иранским зрителем, чтобы это понять, но увы. А может быть, наоборот, иранец ясно разглядит, что фильм — претенциозная дрянь, нельзя исключать и такой вариант; тогда мы находимся в привилегированном положении. Так или иначе это, кажется, то кино, которое не нужно искать: кого надо, оно найдет само, как мистический верблюд, но уж тогда не разочарует.

1 июня 2016
9

Вам понравились "Девятые врата"? Как говорится - ни буквы больше. Меня в этом фильме больше всего порадовал невероятно крутой звук - он легко, буквально в несколько секунд создает тревожную атмосферу, ощущение иррационального, непоправимого, зловещего, недосказанного. К этому можно добавить по восточному яркий и выверенный визуальный ряд и запутанный не сфокусированный сюжет, являющийся находкой для любителей темных историй и фильмов нуар. Редко бывает настолько химически заряженный фильм, что смотришь, наслаждаясь не просто игрой актеров, сюжетными ходами и прочим, а именно самой атмосферой, так будто Джим Джармуш эмигрировал в Иран.

30 июня 2016
5

Любопытно, конечно. Местная фактура, - индусы, иранцы... сахиб, господин... " мне нужен труп... иначе воспользуемся Вашим, и я не шучу". Слежка на белых улицах за местными , при этом агенты в галстучных костюмах и шляпах... Ревущий белый верблюд..., которого нужно завалить пятью пулями... Трудно понять - сюрреализм это, или бытовая особеность классовой сегрегации на тот период в жизни Ирана. Очевидны страх и уважение по отношению к тайной полиции. Она же носитель знания и морали.
На этом - все. Остальное - выносящая мозг эклектика и унылые попытки умствовать и по-восточному интриговать. Забавно было наблюдать за хитрым и упитанным лицом режиссера-постановщика. Подозреваю, что фильм слаб и с иранской точки зрения... Но , как тема для разговора, наверное, подойдет.

5 июня 2016
9

Сумасшедший шикарный мультижанровый калейдоскоп. Смотрели с открытым ртом. Синефильский праздник. Сложно, красиво, умно, оригинально (несмотря на кучу аллюзий). Это гораздо больше, чем просто заявленный "иранский True Detective". Найти можно почти все, что вам захочется,- и Линча, и Гиллиама, и Тарантино, и Сингха, и классические нуары, и вестерны, и политический детектив, и сюр, и самобытность, и, наконец, настоящий многоуровневый фильм-загадку.

21 января 2017
9

Невероятное ощущение после просмотра этого фильма. Очень красивый, масштабный, загадочный, странный, пугающий, волнующий - вот как можно его описать.
Рекомендуется смотреть в кинотеатре, на первом ряду от экрана, чтобы не пропустить ни одного момента, уловить по возможности все метафоры, все скрытые смыслы, чтобы придумать этот фильм заново после просмотра. Дать развитие собственной идеи продолжения, а потом пересмотреть его еще раз.

4 июня 2016
9

После просмотра этого фильма для меня стало очевидным, какой пласт в кинематографе мной упущен, и что надо срочно восполнять.
Иранское кино - это, как оказалось, всегда эксперимент, часто очень удачный - еще бы: когда тебе надо умудриться обойти всевозможные цензурные препятствия и снять при этом хорошее кино, идеи начинают приходить совершенно невероятные и действительно оригинальные. Даже если фильм был вдохновлен какими-то событиями из реальной жизни, как в "Приходит дракон", то поверьте, вас совершенно точно удивит происходящее на экране и его сюжет. Неспроста, фильм вызвал столько дискуссий и обсуждений после показа на одном из главных кинофестивалей - в Берлине.
Для искушенных кинолюбителей этот фильм станет приятным удивлением. 5/5

6 июня 2016
Все отзывы
Читайте также
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
Какие еще фильмы, помимо «1917», были сняты одним кадром (и даже одним дублем)
35 последних и не слишком известных фильмов с Брюсом Уиллисом
35
последних и не слишком известных фильмов с Брюсом Уиллисом
35 последних и не слишком известных фильмов с Брюсом Уиллисом
11 сериалов в далекой-далекой вселенной «Звездных войн»
11
сериалов в далекой-далекой вселенной «Звездных войн»
11 сериалов в далекой-далекой вселенной «Звездных войн»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость