Фильм

Фильм Бруклин

Brooklyn, Ирландия, Великобритания, Канада, 2015

Выбор «Афиши»
7.1
7.5
1/12

Ирландская иммигрантка не может выбрать между двумя мужчинами по разные стороны Атлантики

Степенная историческая мелодрама. Ирландская эмигрантка, переехав в Америку, а потом вернувшись на время домой, успевает за это время полюбить двух мужчин на разных континентах. Ирландку играет замечательно повзрослевшая Сирша Ронан, ее кавалеров — Эмори Коэн (в Америке) и рыжий наследник актерской династии Доналл Глисон (в Ирландии). «Бруклин» ведет повествование с такой нарядной старомодностью, что она может показаться даже чуть старше 50-х, в которых разворачивается действие, но это ему идет. Здесь есть все, чего можно ждать от прилежной мигрантской истории: два одиночества, три одиночества — и даже больше. А также программные для Америки, населенной когда-то одиночками со всего света, вопросы и сомнения — в доме, в себе, в близких.

СтранаИрландия, Великобритания, Канада
РежиссерДжон Краули
Продолжительность1 час 51 минута
Дата выхода26 января 2015
Дата выхода в России4 февраля 2016
Официальный сайтБруклин
Возрастное ограничение16+

Самые ожидаемые события

Рецензия «Афиши» на фильм «Бруклин»

9Неотразимая мелодрама про ирландскую девушку в Америке


Начало 1950-х, юная Эйлиш (Сирша Ронан) в скромном зеленом пальтишке и с одним чемоданом уплывает из Ирландии в Америку. Никаких перспектив в родном городке Эннискорти она не видит: подрабатывать приходится в бакалее у старой злюки, потенциальные женихи — зануды из регбийного клуба. В Америке знакомый пастор (Джим Бродбент) организовал визу, работу и жилье. На причале остаются две одинокие женщины — мать и любимая старшая сестра.

Эйлиш устраивается в Бруклине. Днем работает продавщицей в универмаге, вечером ходит на курсы (она мечтает стать бухгалтером), ночует в пансионе для девушек, который держит строгая, но справедливая миссис Кио (Джули Уолтерс). Однажды на танцах с ней знакомится Тони (Эмори Коэн), симпатичный водопроводчик из итальянской семьи.
В романах Ника Хорнби мужской взгляд чередуется с женским, но в киносценариях, похоже, он решил занять более определенную нишу: третий раз подряд англичанин адаптирует чужие книги про девушек. В первых двух случаях источниками служили мемуары («Воспитание чувств» и «Дикая»), в этом — популярный роман, выпущенный в 2009 году ирландским автором Колмом Тойбином. Постановщик Джон Краули — тоже ирландец, прежде всего театральный режиссер, памятный, впрочем, по картине «Мальчик А». «Бруклин» номинирован на три «Оскара», в том числе в главной категории, и оказался крайне успешным фильмом, как в смысле наград, так и в финансовом; в Ирландии это вообще блокбастер.

Ирландскость его не исчерпывается зеленым пальто Эйлиш и задушевной песней на гэльском, которую исполняет на церковном рождественском ужине для бедняков-эмигрантов один из них, пока камера скользит по морщинистым лицам людей, уехавших строить чужую страну. «Бруклин» — история именно про ирландскую идентичность, про разные берега одного океана, про то, как в середине XX века Америка по-прежнему является Новым Светом, а бедная послевоенная Ирландия — безусловно, Старым. В одном месте дом, в другом — будущее, и героиня, когда у нее появляется выбор, разрывается между пляжем на Кони-Айленде и пляжем в Эннискорти, одинаковыми и очень разными. Глобальную культурную альтернативу фильм сводит к предельно конкретным вещам — семье, возлюбленному, работе, но в итоге вновь поднимается на уровень обобщений; дом, так или иначе, там, где сердце. И чем локальнее сюжет, тем он универсальнее: примерить зеленое пальто, конечно, без труда можно в любом конце мира, в котором выбор страны остается одним из самых болезненных частных вопросов.
Вместе с тем это практически Джейн Остин: галерея ярких, сложных и в основном привлекательных женских характеров. Главная героиня всю дорогу окружена женщинами: они учат ее, помогают ей, сватают ее, ревниво тянут ее назад. «Бруклин» полностью создан мужчинами, но транслирует именно женский взгляд на мир. Здесь всего три важных персонажа мужского пола — добрый священник, миляга-водопроводчик с чуть ленивой артикуляцией киноидолов 1950-х и словно вышедший из старого романа герой вездесущего Доналла Глисона, который появляется ближе к концу — и все трое остаются, в общем, в рамках определенных клише. Что сделано, очевидно, специально: они не самостоятельные личности, а проекция ожиданий Эйлиш, ее фантазия — в отличие от реалистичных и потому противоречивых (за исключением выдуманной, опять же, святой сестры) женских портретов.

Фильм живет в отражениях: мы читаем его по лицу Сирши Ронан, которой приходится — и с блеском удается — компенсировать неторопливый ритм и относительно небольшое количество событий, особенно поначалу. Динамика «Бруклина» — прежде всего в тех внутренних изменениях, которые переживает Эйлиш, и Ронан (у которой это к 21 году вторая оскаровская номинация) передает их в тончайших нюансах: она, что называется, меняется у нас на глазах. Пассивная и, в сущности, не очень интересная героиня становится воплощением сдержанной силы и какого-то несуетного оптимизма, который гарантированно сбивает с ног любую аудиторию. В конце концов, эмиграция и любовь — два безотказных способа стать двадцатилетним.

9 февраля 2016
9

просмотрев, подумалось: как же далеко зашел современный кинематограф в промывании наших мОзгов и выбивании из на остатков человеческого, что даже такая вот незамысловатая и достаточно посредственная обычная история об обычных людях воспринимается как глоток свежего воздуха
оказывается, можно снять фильм без луж крови, без чемоданов денег, без плотских утех, без ручьев адреналина, - и он будет смотреться с удовольствием и на одном дыхании
лучший из оскаровского списка этого года

2 февраля 2016
7

Несколько в замешательстве… Представьте, что перед вами ультра-мелодраматическая история девушки, покинувшей в 1950-х ирландскую провинцию в поисках лучшей жизни, и приземлившейся в Нью-Йорке, Бруклин. Она живет в некоем пансионе (там, кажется, все девушки – ирландки), работает в большом магазине (привет «Кэрол») и, наконец, встречает парня, в которого влюбляется. Он итальянец, у него традиционная большая итальянская семья, он ее очень любит. Но – на родине случается семейная трагедия, и героиня возвращается домой, где… встречает другого парня, в которого тоже влюбляется. И который тоже ее любит (только он ирландец, и, кажется, богат).

Формально «Бруклин» - безусловный «дамский роман», очень «женская история», мелодрама как она есть. Снята она в таких классических, традиционных и старомодных формах, что «Кэрол» в сравнении кажется модернистской. Картинки – открыточные, сентиментальные, почти пин-аповские и рекламного ретро-рода. Кажется, перед тобой реклама 1950-60-х годов (и там есть, кстати, одна актриса из "Мэдменов"). Дуглас Сирк встречает Даниелу Стил, не меньше и не больше. Напоминает местами стилистику сериала «Острые козырьки» (он хороший, но ничего особенного). То есть, в конечном счете, «Бруклин» - маленький сериал, прекрасное мыло, и да, «ничего особенного».

Что тут, казалось бы, может быть, живого? И, тем не менее, это самый теплый, даже горячий фильм из «оскаровской» программы. Его трогательность и мелодраматичность – подкупающе просты и односложны. «Бруклин», по-моему, способен растопить самое холодное зрительское сердце. С другой стороны, я не удивлюсь, если найдутся и недоброжелатели.

И вот я не знаю, в чем причина того, что мое сердце растаяло. В необыкновенной художественной силе? В замечательно придыхательной интонации мизансцен? В том, что все актеры, простите за шаблонность, "как живые и настоящие"? Не знаю. И потому – в замешательстве.

Сирша Ронан сыграла свою лучшую роль. Это особенно надо отметить, потому что ее героиня, Элиш Лейси, испуганная мешковато-угловатая скромная ирландка в Большом Городе, не представляет собой ничего особенного. Но какая же она очаровательная и влюбляющая в себя! И там все такие! Хозяйка пансиона и ирландки-соседки героини – восхитительно милые даже в своих заморочках. Итальянская семья показана только лишь во время ужина, когда нашу Элиш итальянец знакомит с родными: но с какой любовью и «мелочной» точностью обрисованы все! Самый замечательный, конечно, мальчик, который с порога заявляет нашей бедняжке, что ирландцев итальянцы не любят и не должны. И когда героиня вынуждена вернуться домой, и дом этот всеми на свете способами пытается зацепить ее, чтобы она-таки бросила якорь в Старой Европе – даже там нет громких минорных нот: все (ну, почти) хорошие, замечательные, добрые и – немного грустные. Как же героини выбирать между тем и этим? Сердцем.

Прелесть «Бруклин», по-моему, нельзя объяснить. Он весь из себя «ничего особенного» и «немного грустный». Совершенно банальный, но сердцу не прикажешь. Сердце говорит, что перед нами очень тонкое и очень доброе кино, которое и не может развернуться во что-то поразительно-новое и сверхъестественно-выдающееся. Его очарование – какое-то человеческое, сердечное, и еще раз простите, задушевное. Удивительно еще то, что в этом, казалось бы, глазированном глянцевом пряничном изначально фильме – нет ни одной фальшивой сцены. Даже самые измызганные и истертые эпизоды – поцелуи, признания в любви, расставания – поданы на удивление просто, «так всегда снимали», и «вот еще одна мелодрама, а то мало их!»

Да, видимо, в ленте нет чего-то исключительного. Но в этом-то и парадокс. Она нежно притягивает тебя, улыбаясь, и заключает в объятия. Как героиня Ронан – на деле простушка, так и фильм – простушка. И, возможно, в безыскусности подачи этих простушек можно найти объяснение его чуда? Опять же – не знаю.

Больше всего хочется, конечно, говорить про Сиршу Ронан, и я бил себя по рукам, чтобы не начать отзыв с гимнов и восторгов по ее поводу. Тем более, ну, как будто, что там играть? Но такая естественность в этой, в принципе, не очень-то и киногеничной девице, не красавице, столько в этой ирландке незаметной поначалу и таящейся от пристального взгляда привлекательности. «Бруклин» не в последнюю очередь благодаря ей – живое и киногеничное чудо, и это чудо – чудесно в самых незначительных мелочах, которые как будто слизаны со всех на свете дамских романов и мелодрам, но здесь – захватывают, и, опять же, привлекают к себе, и – заключают в объятия.

«Бруклин» как бы говорит: я ничего от тебя не хочу, не надо восторгов и фестивально-наградных прогнозов. Посмотри, зато, каких милых людей ты у меня найдешь. И какие живые и настоящие чувства, движения души и «мелочи» жизни». Я – простое кино. Ну, и ладно! Но, разве, часто ты испытываешь чувства такой теплой симпатии к героям? Разве мои герои не достойны того, чтобы понаблюдать за ними два часа? Дай я тебя поцелую, мой милый зритель! И забудь ты про все эти "но", про "слишком много ретро" и "какая старомодность" и "мелодрама, ничего не хочу знать, мелодрама!" Вот я тебя поцелую, и ты забудешь про все, а только порадуешься за мою героиню Эйлиш. Разве она не очаровательна? Да ты только посмотри на нее!

15 января 2016
9Мечта ирландки

Трогательный, душевный и очень жизненный фильм про простые желания, стремления и выбор молодой девушки из Ирландии. С одной стороны зритель окунается в два мира двух разных стран на противоположных берегах одного океана, с другой - на том берегу океана не все так уж и по-другому оказывается. Вначале состояние городка Эннискорти - где, будто все замерло и все друг друга знают. Затем большой многонаселенный Нью-Йорк со своими хитростями и привычками.

На первый взгляд бездействие погружает в атмосферу, а затем настраивает на новый лад. Здесь нет резких контрастов, нет острых приврав из корысти и выгоды, все чинно и мирно. Большинство живут именно так. И хочется попробовать эту жизнь, краем глаза заглянуть и понять, как они жили, как начинали свой путь на другом берегу, когда не было особой возможности связаться, когда каждое письмо было на вес золота, и это то, что многим уже с трудом поддается пониманию.

Отношения с матерью, с сестрой, пастором, с подругой, соседками, с мужчинами – они все разные. От нее все ждут определенного поведения, и ей приходится, сталкиваясь с ними, учиться понимать, что ей нужно, что должно быть правильным, как ей поступать. И делать выбор. Главная героиня больше говорит с нами глазами полными переживаний. Быть ли счастливой? Что лучше: остаться на родине с новой усиленно-рекомендованной работой, мамой и представительным женихом, новонареченной хорошей партией окружающими, или вернутся в новую почти сложившуюся страницу с перспективами, новыми знакомствами и к незамысловатому, но милому, смешному мужу? Героиня снова делает шаг вперед на корабль навстречу сомнениям. Но точно понятно одно, всегда нужно думать, что чувствует сердце и никогда не спешить.

В фильме довольно четкие персонажи, легкочитаемые типажи, но от этого только колоритнее мезансцены. Очень выразительна игра актеров, привлекательна стилистика одежды 50х и музыкальное сопровождение – все гармонично передает дух того времени. Смотрится с интересном, даже когда кажется, будто ничего не происходит. И смотреть, обязательно смотреть! Лучше в оригинале для правильно понимания.

10 февраля 2016
5

Давно заметила, что на Оскар любят выдвигать затянутые и нудноватые фильмы.)) Посмотрела тут "Бруклин". СМИ его так хвалят, так хвалят... Главная героиня симпатичная, но кажется скованной. Ок, можно попытаться не придираться, перенося современные мерки на то время, но даже в классических "Унесенных ветром" Скарлетт стереотипы поведения не мешали быть заразой.))
Действие закручивается лишь с середины. Я не смогла смотреть без перерывов. Можно понять девочку, для которой новая страна стала свежим глотком после душного провинциального города. Но лично мне не хватило в фильме живости, равно, как и в ее эмоциях. От Сирши я ожидала большего, чем застывшее лицо со слезами на глазах в большинстве сцен. Актриса-то вроде неплохая, но более ранние роли выразительнее.
Конец хороший, но для целого фильма этого мало. 2 минуты...

5 февраля 2016
5

"Бруклин" - очень классическая мелодрама и пожалуй поэтому так нравится критикам.
Не только сюжет развивается в 50х, но и сам фильм как-будто из того времени: длинные кадры, неторопливое повествование, расплывчатые диалоги.

В общем неплохо, но есть опасность не включиться в эту историю.

20 февраля 2016
Все отзывы
Читайте также
11 отличных фильмов про эмигрантов
11
отличных фильмов про эмигрантов
11 отличных фильмов про эмигрантов
15 космических триллеров и боевиков
15
космических триллеров и боевиков
15 космических триллеров и боевиков
10 фантастических фильмов, к которым приложил руку режиссер «Аватара» Джеймс Кэмерон (а вы и не знали!)
10
фантастических фильмов, к которым приложил руку режиссер «Аватара» Джеймс Кэмерон (а вы и не знали!)
10 фантастических фильмов, к которым приложил руку режиссер «Аватара» Джеймс Кэмерон (а вы и не знали!)
14 кинопремьер февраля
14
кинопремьер февраля
14 кинопремьер февраля
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость