Рыжего пса Дюшеса вместе полярниками забирает с антарктической станции советский ледокол, где капитаном служит чересчур отзывчивый Петров (Петр Федоров). Сбивая всех с ног, Дюшес тут же устраивает для зрителя экскурсию по кораблю и заодно ворует сосиски, поскольку своим собачьим нутром понимает, что скоро на этом судне дела пойдут худо и порции еды будут урезать вчетверо. Чуйка не подводит пса — на их пути возникает огромный айсберг. Его можно было бы быстро миновать, если бы не неповоротливый хозяин Дюшеса, которого смывает за борт. Капитан Петров, нарушая инструкции и рискуя всем экипажем, тормозит корабль у айсберга, чтобы спасти утопающего. Дюшес тоже кидается в воду, их прыгает спасать герой Александра Яценко, который после этих водных процедур практически на весь фильм лишается голоса (даже в молчаливом фильме Хомерики «Сердца бумеранг» Яценко произносил за весь фильм больше слов). Люди еще немного помыкаются и застрянут во льдах на несколько месяцев в режиме радиомолчания. Дюшес будет наблюдать, как люди постепенно начнут собачиться, а опальный капитан от безысходности побежит в логово морского льва.
Действие разворачивается в 1985 году, на сломе эпох, поэтому неудивительно, что одной из основных тем фильма становится конфликт двух систем руководства: на смену демократическому Петрову (Федоров) приходит новый деспотичный капитан (Сергей Пускепалис). Чехарда с двумя начальниками случается тогда, когда оба капитана остаются на борту по вине неудачливого вертолетчика и по совместительству фаната Цоя в исполнении Александра Паля. Двоевластие, русский бунт моряков, практически путч на борту — разумеется, в заглавном корабле сразу же считывается метафора России. На горизонте за ними гонится, словно кит из «Моби Дика», груз ответственности за гигантскую разваливающуюся страну в виде айсберга, а где-то там по волнам к ним мчится эффективный начальник КГБ (Дмитрий Муляр). Пока главные герои дрейфовали в Арктике и метались между двух капитанов, на родине тоже творилась чехарда с правителями, поэтому к концу фильма они приплывут уже в страну, которую ждет перестройка Михаила Горбачева.
Однако в контексте создания фильма метафору с айсбергом можно рассмотреть и с другой стороны. Вроде как Хомерики собственноручно подкинул идею, чтобы в фильме злополучный кусок льда прозвали Семеном Семеновичем в честь персонажа Никулина из «Бриллиантовой руки», которую главные герои засмотрели до дыр. Семен Семенович, можно сказать, олицетворяет тот гигантский бюджет картины, который сел на хвост скромному режиссеру Хомерики. Ведь в связи с этим фильмом одна из главных интриг для киноиндустрии заключалась в том, как режиссеры из «новой русской волны» справятся с возложенными на их плечи блокбастерами поневоле?
Если в «Дуэлянте», несмотря на весь исторический флер и масштабы, все равно отчетливо чувствовалось авторство Алексея Мизгирева, то в кристальной мерзлоте «Ледокола» обнаружить творческий почерк автора «Сказки про темноту» и «Сердца бумеранга» гораздо сложнее. Лучше всего положение вещей отражает режиссерское камео в фильме — Хомерики в роли американского летчика пролетает мимо застрявшего ледокола. Мол, я тут просто мимо пролетал, смотрю — мертвый корабль стоит. При этом нельзя сказать, что автор не справляется со своими режиссерскими задачами: как раз наоборот — Хомерики отлично работает на своем пятачке, сосредотачиваясь на внутренних, камерных моментах этой истории. Он все так же нашептывает что-то личное актерам на ухо, разливает семейную душевность и делает все то, что у других рецензентов проскальзывает под понятием «теплый ламповый эффект».
Здесь есть что-то от интимности «Как я провел этим летом» с тем же Пускепалисом. Это гораздо слаженнее «Территории» с тем же Петром Федоровым. Однако чувствуется, что всю остальную постановочную часть режиссер отдал специалистам из производственного цеха: больше всего «Ледокол» похож на предыдущий фильм-катастрофу «Метро» той же компании «Профит», продюсерские предпочтения тут ощущаются отчетливее всего. Всей угрюмой добросердечности в свитерах противостоит крикливая натура кино для миллионов, мелодраматические перегибы и прочие обязательные внешние факторы. Поэтому фильм как бы разваливается на два пласта: камерная драма про классных усатых мужиков в консервной банке и зрительские ожидания от жанра фильма-катастрофы. Хомерики как будто специально особо не вчитывается в сценарий, поэтому пропускает важные поясняющие куски, концентрируясь на своей интровертной задаче. Больше всего вопросов вызывает линия с беременной героиней Анны Михалковой, из которой хотели сделать интригу (чья же она жена из всего экипажа на корабле?), а в итоге сюжет выглядит пришитым белыми нитками.
Кстати, о производственном цехе. Фильму крайнее повезло с оператором-постановщиком Федором Ляссом («Оттепель», «Хардкор»). Чего только стоит этот переход от синей тягучести первой части к невероятному оранжевому финалу. Художники приносят в кадр множество милых деталей: портреты Аллы Пугачевой, магнитофонные кассеты группы «Кино», судьбоносный кубик Рубика, радио с «Голосом Америки», игровой автомат с «Морским боем» и даже колготки, которые нужно заказывать мужу-моряку. В итоге умом понимаешь, за какие моменты и уютные шероховатости можно полюбить этот фильм, но чтобы мгновенно влюбиться раз и навсегда — вряд ли. Впрочем, как говорит герой Федорова: «Простите, но вы тоже далеко не Алла Пугачева».

1985 год, ледокол Михаил Громов забирает полярников и идет домой, но по дороге внезапно им встречается айсберг. Ледокол пострадал, капитана сняли, но улететь на вертолете он не смог, так что торчать в режиме радиомолчания экипажу приходится в компании старого капитана - рубахи-парня, нового - сторонника дисциплины, молодого пилота и рыжей собаки. Еды мало, электричество по расписанию, помощь идет долго. Перспективнейшая тема для драмы. Однако вместо славного кино получается лютый набор штампов, все ружья развешаны так демонстративно, что сразу понятно, что будет через пару сцен, кто погибнет, кто выживет, чем закончится вся история. В этих штампах тонут симпатичные истории хмурого нового капитана, старпома и прочих членов экипажа. Зачем в фильме супруга Петрова, так и не поняла, как и весь сюжет с коварным кгбешником. На сцене с разговором кгбешника и жены Петрова я оживилась, уж очень завязка напоминала "Морскую болезнь" нашего классика Куприна, но ожидания мои не оправдались и все пошло своим чередом, чтобы в финале развод отменился.Так же неуклюже вписали и жену второго капитана. Вспоминаю, как смотрелись подобные сцены в "72 метра" и грустно вздыхаю - сожрал все бюджет блокбастера. А еще более грустно мне становится, когда я вспоминаю, что теперь мы снимаем стандартные катастрофы в духе Голливуда, а в Голливуде снимают драмы в лучших традициях советской классики, несмотря на вполне героический сюжет с падающим самолетом ии горящей платформой в океане.
"Ледокол" в ТРЦ "Хорошо!", народа было немного. Ледяной горою айсберг из тумана вырастает и несёт его течение по бескрайним по морям - это почти все, что вы увидите в картине про драму у берегов Антарктиды. Хотя айсберг был больше похож на гренландский. Фильм чем-то напоминает голливудский "Крейсер", даже типы моряков едва ли не те же самые, а вместо торпеды - ледяная гора, и она промахнулась. Все в общем просто, корабль затерло во льдах и моряки ждут у моря погоды, то ли их вынесет на чистую воду, то ли приплывет другой ледокол на помощь этому. Почему два ледокола сильнее одного авторы не поясняют. На ледоколе меняют капитана, новый - просто какой-то феерический злодей, возможный видимо только под тотальным гнётом КПСС, хотя руководящая роль партии в картине совершенно не видна, ни парткома, ни профкома. Зато есть уполномоченный от KGB, жестоко тиранящий жену одного из судоводителей, поскольку перестройка ещё не наступила. Жестокий капитан тиранизирует киснущую от безделья и бескормицы команду, кок рекламирует осетинские пироги, но на всех их не хватает и команда устраивает бунт на корабле. На советском! Тут и начинаются главные отличия от американского фильма: если в Америке справедливый суд с последующей коррекцией приговора, то здесь народ тихо уходит от уголовки и суда на него нет. Зато все живы, сонмищ акул, слопавших две трети команды крейсера, у нас нет, есть морской леопард, да и тот добрый. Фильм-катастрофа вышел катастрофой не очень, а про советских людей советские люди снимали лучше. Хотя попытку вытянуть из дрейфа во льдах хоть что-нибудь можно засчитать, тем более, что и наш фильм, и американский во всем винят верховное начальство. Впрочем, в отличие от голливудских фильмов, снятых по реальным событиям, у нас не стали рассказывать о судьбах прототипов персонажей картины, хотя они наверняка ещё живы. Короче, можно и пропустить.
Типа новый фильм-катастрофа отечественного производства.
Что хорошего может снять про доперестроечную еще историю мужества советских моряков бывший бухгалтер Coca-Cola по фамилии Хомерики, шлифовавший свое режиссерское «мастерство» на деньги французского правительства?
«Прогнивший совок», где старпом стучит на капитана, за то, что тот намереваясь спасти одного из членов экипажа, повредил судно, новый капитан муштрует всех во вполне сталинском стиле (а сам при этом везет кучу ползунков домой), отставленный капитан мечтает призвать на помощь иностранцев по радио, команда состоит почти полностью из недалеких недотеп, КГБшник угрожает жене бывшего капитана, а в больнице в Ленинграде жуткие подоконники не крашеные лет 20.
Добавить «голливудских» спецэффектов в виде стремительно вырастающих из-под воды айсбергов и «жести» в виде драки команды в столовой под крики «Лезгины бьют русских». Смешать, но взбалтывать и очередной опус на тему «Почему у этих русских всегда все так» готов.
Затянутый и достаточно нудный, он примерно также далек от реальных событий 133-дневного дрейфа «Михаила Сомова» в антарктических льдах: http://historylost.ru/2016/02/07/antarkticheskaya-odisseya-mihaila-somova/,
как «Бесславные ублюдки» от истории подпольной борьбы против нацистов во Франции. Но афтары типа и не претендуют на историческую достоверность.
Кроме надоевшего своей вечно страдальческой физиономией, частотой появлений на экране и однообразием амплуа Федорова в роли бывшего капитана, здесь есть два колоритных полу-комических персонажа: положительный украинец и поэт-летчик, сравнивающий себя с Виктором Цоем.
И «зачетная» концовка: пикник спасенной команды на палубе недалеко от Австралии, где старпом одет как завсегдатай гей-клуба, и забавный намек: жить должно стать лучше после назначения Горби генсеком. ;)

Потрясающий фильм, от которого невозможно оторваться. Да он долгий, да вначале скучно и совершенно непонятно, но какие обороты он набирает к середине... это просто невероятно. У меня складывалось такое ощущение, будто я и сама оказалась среди этих моряков. Сама сижу взаперти среди льдов, так еще и с каким то неадекватным капитаном.
Актерский состав шикарный. Петр Федоров, как никогда сыграл первоклассно. Обожаю его и его игру и его харизму. Эта роль будто была создана для него.

Кино о мужчинах и не совсмем в жаннре - катастпофа, с элементами психологической драмы.
Мне больше "Ледокол" понравился, чем сказочный "Экипаж"

Просто кал. Даже не думал, что такое жалкое убожество можно снять. Фильм о том, как айсберг гоняется за ледоколом. И, в лучших традициях западного кино, злобный кгбшник детектед.
Просто убожество.
Оказывается я забыл отзыв написать...
Кратко: рекомендую и очень рекомендую
Во-первых, очень качественно снято.
Во-вторых, все-таки русская душа в фильме она ощущается. Не так, как дубляж голливудского кино...
Эмоции видны.. Слова - на губах актеров. Это очень важно- читать и по губам. И по глазам
Классный фильм. Спасибо
Ps: как же сложно фильмы хорошие делать...поэтому спасибо еще раз
Понравилось. Хотя идея позвать Хомерики ставить дорогостоящий фильм-катастрофу изначально мне казалась очень странной, в итоге он сделал очень симпатичное, умное, цельное авторское кино. Может, это не совсем тот Хомерики, которого все мы знаем и любим, но это и не штамповка "под Голливуд".
Начало, которое явно хотели сделать захватывающим и в чем-то пророческим, пожалуй, можно назвать самым слабым местом фильма. Да, это здорово задумано, еще лучше снято - рыжий пес, бегущий краем палубы, невероятный айсберг, нелепая трагедия, которая ломает уютный, налаженный быт экипажа. Но все же мне показалось это, пожалуй, слишком нарочитым.
А вот дальше Хомерики развернулся и сделал все, как он умеет и любит: экипаж, сотканный из противоречий, личные драмы по-своему хороших и достойных мужчин, комические выходы Паля, Яценко и Хаева, которые чуть-чуть не затмевают собственно главных героев, бережное внимание к каждой детали до плаката с Аллой Пугачевой на мостике... И конечно, грандиозный финал. От наших блокбастеров обычно ничего подобного не ждешь, а оно все-таки случается.