Фильм

Фильм Дневник горничной

Journal d'une femme de chambre (2015, Франция, Бельгия), IMDb: 5.5

Выбор «Афиши»
6.1
5.5
Дневник горничной – афиша
1/6

Новая экранизация старого романа про непростую служанку

Рубеж ХХ века, Франция. Своенравная парижанка Селестина приезжает из столицы в глушь и поступает горничной в дом Ланлеров. Люди здесь не самые приятные и не сказать, что утонченные, что не мешает ей плести интриги то с одним, то с другим — и подробно и с изрядной долей высокомерия описывать свои ощущения в дневнике. Наследуя классикам, а в разные годы роман ставили Жан Ренуар и Луис Бунюэль — Бенуа Жако здесь главным образом увековечивает талантливую актрису Леа Сейду, силясь разглядеть в ней современную Жанну Моро.

СтранаФранция, Бельгия
ЖанрыДрама
РежиссерБенуа Жако
Продолжительность1 час 36 минут
Дата выхода7 февраля 2015
Дата выхода в России25 июня 2015
Официальный сайтДневник горничной
Возрастное ограничение16+
3Пыль веков куртуазной чахотки

В действительности и Сейду, и Линдон, и Лакост – все все все волшебным образом переносятся – и телепортируют сквозь века зрителя вместе с тобой – в совершенно удивительную эпоху развратных романов, гудения паровоза и красивых емкостей, расставленных на предметах мебели не грациозно, а скорее экспрессивно. Но фильм постепенно превращается в пыль: все это безумно скучно, тоскливо и куртуазно. Ты будто смахиваешь с томика Стендаля или романа Жорж Санд многовековую пыль, которая порывами ветра в лицо забивает тебе глаза, ноздри и легкие. От этого становится тошно: старофранцузский давит своим возмутительным безразличием и заставляет покинуть зрительный зал в середине фильма.

29 июня 2015
9

Прекрасная экранизация хорошего романа в духе старой школы, да еще и от Бенуа Жако, в свое время снявшего впечатляющий триллер "Прощай, моя королева"! Разумеется, я не могла пройти мимо.

И фильм не разочаровал. Леа Сейду здесь делает еще один шаг к превращению в главную французскую актрису своего поколения, Бруно Куле выдает еще один потрясающий саундтрек, а атмосфера Франции рубежа веков воссоздана так, как ни в одном фильме из виденных мной в последние годы. Превосходно!

26 июня 2015
7

НЕ ПЕСНИ. И О СТРАННОЙ ЛЮБВИ

В 2008 году вышел фильм Кристофа Оноре "Все песни только о любви", наделавший много шума в Европе и России из-за разнообразия показанных на экране форм любви. Не без мучений, но со свободой выбора, которая внушала надежду. Прошло семь лет: проблем стало больше, надежды - меньше. Причем в жизни и кино царит редкое единогласие. Очередным подтверждением этому стало открытие Недели французского кино 23 июня в киноцентре "Родина", организованной Французским институтом в Санкт-Петербурге в рамках "Фестиваля фестивалей". Показали сразу два фильма, оба великолепны и полны "низких истин" вместо "возвышающего обмана".
"Дневник горничной" Бенуа Жако, снятый по одноименному роману Октава Мирбо, в начале XX века очень популярного в России, предлагает интересный вариант любовной истории, полной практицизма и недоверия. Горничная в исполнении Леа Сейду, несмотря на скромное происхождение и трудное детство, с осанкой и чувством собственного достоинства светской дамы, меняет хозяев как перчатки и на фоне большинства из них выглядит королевой. И дело не в том, что она лучше или умнее других. Просто "служить бы рад - прислуживаться тошно". Выход для нее, сильной и внутренне независимой, найдется в виде еще более сильного и жестокого, пусть невольно (c'est la vie!), мужчины, который 40 лет терпел ради мечты, ждал подходящего момента и такую же женщину, чтобы ее реализовать.
"Виолетта" Мартена Прово погружает в мир послевоенной Франции и французской литературной богемы 1950-х - 1960-х годов: Морис Сакс, Жан-Поль Сартр, Жан Жене, Симона де Бовуар, Виолетта Ледюк. Сюжет строится вокруг отношений двух последних дам, очень разных, но поразительно сходных в одном - стремлении найти и дать женщинам полную свободу: быть собой, иметь право на самореализацию и работу, финансовую независимость и сексуальную раскрепощенность. Пресловутый феминизм, который часто обвиняют во всех смертных грехах современного общества. Забывая, что даже в продвинутой по части демократических свобод Франции замужние женщины получили право открывать счета в банках на свое имя и поступать на службу без согласия мужа лишь с 1965 года, а их избирательный голос обрел силу одним из последних в Европе - в 1945-м. Но это к слову, а в фильме речь идет о чувствах, взаимоотношениях, метаниях, не сложившейся женской судьбе и попытках раскрыться через откровенное литературное творчество: Ледюк считается родоначальницей женской эротической прозы.
В целом, современное французское кино, которое мы имеем счастье видеть в концентрированном виде (8 фильмов) до 30 июня в "Родине" на Караванной и кино-досуговом центре "Чайка" на Купчинской, разнообразно, состоит из веселых и грустных, но главное - откровенных, интересных и глубоких историй (см. расписание и аннотации к фильмам здесь: http://www.institutfrancais.ru/…/nedelya-francuzskogo-kino-…). Ни грамма фальши и спецэффектов, только настоящее и человеческое. Что до романтики, последняя американская романтическая лента - "Титаник" - вышла почти 20 лет назад, в 1997-м. Французы продержались до середины 2000-х, за что им огромное мерси.

24 июня 2015
7

Впервые широко представленный в рамках конкурсной программы Берлинского кинофестиваля, новый фильм одного из самых интересных современных французских постановщиков-мультиинструменталистов Бенуа Жако, "Дневник горничной", объективно был обречен на сравнения с более ранними и, чего греха таить, искусными экранизациями одноименного знаменитого романа Октава Мирбо. Наследник традиций Роже Вадима, коим и является Жако, причём наследник по прямой, подчас заимствующий у своего достопочтенного учителя как этику авторской мысли сугубо гуманистического плана, так и нарочито пестроцветную эстетику кадра, Бенуа Жако в своей новой картине, ставшей вторым обращением режиссёра к французской старине после " Прощай, моя королева", увы, находится в крайне невыгодном положении, учитывая несколько архаичный, сугубо традиционалистский подход постановщика к переложению сути книги, преимущественно острокритического антибуржуазного плана, на образный язык кино.
Бесспорно, Бенуа Жако пытается найти собственный ключ к тексту Мирбо, однако его прочтение кажется несколько упрощенным до уровня костюмного мелодраматического триллера, в котором на первый план выдвигается не мысль об ущебности буржуазной прослойки, но весьма тривиальная идея о многоликости и коварстве женщин. Селестина же в картине Жако, в отличии от предыдущих версий Бунюэля и Ренуара, не столько маскирующаяся и манкирующаяся за своей невинностью героиня из иной среды, лишенная двуличности высшего общества, но при этом загодя обреченная на игры страсти, в которые она вступает, впрочем, самовольно, будучи не обремененной никакими узами, обрученная в сущности с собственнным желанием мести, сколь типичная роковая женщина, пришедшая в дом семьи Ланлеров, всеми уважаемой и почитаемой, ради одной цели - разрушить их мир и уйти удовлетворенной. Жако напрочь лишил свой эстетски идеальный костюмный фильм любой нотки пряной критичности, заменив её искрящейся эротичностью и кричащей схематичностью большей части драматургии. Бал здесь правит лишь персонаж Леа Сейду, и именно ей любуется режиссёр, видя в ней, вероятно, свою музу. Потому фильм воспринимается скорее как ода женскому коварному естеству, с которым не умеют совладать ни один из второплановых персонажей фильма. Для Жако роман Мирбо всего лишь очередной повод поговорить о главном, но на старый лад, о главном, заключающемся в том, что буржуазия это так типично для Франции и негоже её судить ныне, и что ослепляющая страсть, опалившая всех, даже саму Селестину в итоге, куда как лучше с точки зрения морали, чем бунт, революция и уничтожение власть предержащих, ведь Мирбо именно сие и подразумевал, а Ренуар с Бунюэлем от этого не отступили. Ни на йоту, кроме масье Жако, который предпочел создать бульварный мелодраматический пастиш, и не более того. Плохо ли это? Увы, нет. В наш век постмодернизма и нигилизма, когда на классику принято харкать кровью, оставаться традиционалистом уже весьма непросто. "Дневник горничной" от Жако лишен претенциозности и тенденциозности, но он априори скучен и предсказуем.

25 апреля 2015
3

Уже во второй раз после "Трех сердец" Бенуа Жако доказывает, что фильм с блистательными актерами и интригующей сюжетной линией можно "запороть". Простите, но во время просмотра хочется делать все что угодно, только не смотреть на экран. Кажется, будто режиссеру самому скучно и совершенно не хочется снимать.
"Дневник горничной" - это история без начала и без конца, в которой обрывается без суда и следствия даже внутренняя, ретроспективная сюжетная линия.
Существует понятие грайндхауса - вторичного кино, которое не доходит до кинотеатров: критики и прокатчики берегут зрителя. Но есть случаи, когда в прокат пробивается откровенный сорняк. И вот думаешь: неужели самому автору это нравится, неужели непонятно, что художественное произведение не состоялось? И неужели его выпускают в прокат только из меркантильности, чтобы хоть немного окупить затраты, не щадя эстетические чувства зрителей? Вот "Дневник горничной" как раз из этих - сорняков...

9 июля 2015
Все отзывы
Читайте также
Онлайн-премьеры недели: «Черная птица», «Мунхэвен», «Морской монстр»
Онлайн-премьеры недели: «Черная птица», «Мунхэвен», «Морской монстр»
Онлайн-премьеры недели: «Черная птица», «Мунхэвен», «Морской монстр»
Звездные дуэты, которые мы хотим видеть на экране чаще
Звездные дуэты, которые мы хотим видеть на экране чаще
Звездные дуэты, которые мы хотим видеть на экране чаще
23 кинопремьеры июля
23
кинопремьеры июля
23 кинопремьеры июля
12 лучших фильмов с Томом Крузом
12
лучших фильмов с Томом Крузом
12 лучших фильмов с Томом Крузом
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость