Французский транзит
































Стильные французы против наркоторговцев
70-е годы, Жан Дюжарден — полицейский следователь, уже много лет он следит за крупнейшей международной схемой наркотрафика, пока красивая жена звонит ему и плачет в трубку оттого, что устала ждать его по ночам. Стильная гангстерская сага, основанная на тех же реальных событиях, что и «Французский связной» Фридкина — только с другой точки зрения.
Середина 70-х. Марсель уже не первое десятилетие — мировая героиновая столица. Морем туда доставляют опий из Турции, потом химики в подпольных лабораториях, принадлежащих корсиканским бандам и итальянской мафии, синтезируют героин, потом его опять же морем перевозят в США. Эта бизнес-схема известна во всем мире как french connection, но власти ничего сделать не могут или не хотят: бандиты кого не убивают, того покупают.
Судью Пьера Мишеля (Дюжарден), который занимается делами несовершеннолетних, переводят в отдел организованной преступности. Мишель энергично — порой пренебрегая юридическими формальностями — начинает сажать мелких участников наркотрафика, но никак не может подобраться к марсельскому крестному отцу, неаполитанцу по имени Гаэтан Зампа (Лелуш).
Французы пару раз подбирались к этой теме, а про судью Мишеля даже была отдельная картина, снятая по горячим следам, но обессмертили french connection, конечно, Уилльям Фридкин одноименным фильмом и Джон Франкенхаймер его продолжением. Правда, первый «Французский связной» (устоявшийся русский перевод названия всегда звучал немного абсурдно) был моментом истины для нью-йоркских криминальных драм и собственно к Франции имел весьма условное отношение — Фридкин даже нанял по ошибке испанца Фернандо Рея изображать француза. Зато сиквел, целиком развернувшийся в Марселе, уже подробнее исследовал тему и отлично использовал парадоксальный колорит портового города: солнце, чайки, запах моря — и смерть, которая прячется в заброшенных фабриках и обветшалых гостиницах.
В фильме Седрика Хименеса, который родился в Марселе как раз во время описываемых событий, тоже много солнца — вопреки традиции полицейского кино считаные сцены происходят ночью. Экспорт героина – бизнес, который хорошо (если так можно сказать про моду 70-х) одетые люди ведут в дорого обставленных квартирах, окруженные красивыми женщинами и приветливыми детьми. Никто ни от кого не прячется, и основные подвиги судьи Мишеля — надо, наверное, оговориться, что во французской системе правосудия судьи активно вовлечены в расследования, — были совершены в мэрии и собственном департаменте, а не где-то на улице. Соответственно, экшена тут, в общем, немного — это больше история про характеры и смачный исторический контекст.
Контекст расписан богато: в «Транзите» есть на что посмотреть и что послушать. Машины и мотоциклы, кожанки и солнечные очки, бачки и квадратные подбородки — любовно воссоздавая эпоху, формалист Хименес (его предыдущий фильм целиком снят на камеры наблюдения) словно возвращается к фетишизму 60-х, отмежевываясь от революционного грязного реализма Фридкина — он смотрит на те события не только с другой стороны океана, но и с противоположной эстетической позиции. При этом француз играет в Скорсезе периода «Хороших парней» и набивает фильм хитами от Blondie до Генсбура; в трогательной сцене бандит пробивается к диджейскому пульту в принадлежащей ему огромной дискотеке и с матом выключает пластинку Ким Уайлд.
Но в том, что касается характеров, а следовательно — и интриги, «Транзиту» трагически не достает веса. Самоирония, которую Дюжарден привносит в свою роль, остается без режиссерской поддержки. Единственное, что придумал Хименес для героя, это губительная страсть к покеру в прошлом — подразумевается, что судья Мишель гоняется за Тани Зампой с таким же азартом. Но это, во-первых, подано слишком в лоб, а во-вторых, сдержанному, обходительному Дюжардену лудомания идет как корове седло. У Жиля Лелуша, впрочем, нет даже такой подпорки: его злодейство оттеняет разве что любовь к семье, показанная с занудными подробностями, как будто бы это что-то необычное для наркобарона из Италии. Хименес явно держал в голове «Схватку»: два харизматичных ровесника по разные стороны баррикад, «мы могли бы быть друзьями» и т.д. и т.п. Но по факту, когда в середине фильма они встречаются ненадолго лицом к лицу, им нечем обменяться помимо каких-то бабских колкостей относительно зарплаты одного и бронежилета другого. Отдельно смешно, что они как будто не замечают, как они похожи в профиль, — к счастью, для этого есть пошляк-оператор и небо, плавно переходящее в Средиземное море.
Широко анонсированный во Франции плакатами на афишных тумбах, неотразимой улыбкой Дюжардана и резким профилем Лелуша, этот фильм едва ли сможет произвести фурор или хотя бы оказаться замеченным русским кинозрителем. И если отсылки к литературным традициям французского детектива и их кинематографическим воплощениям в приглушенных мрачноватых тонах калейдоскопа казалось бы лишенных необходимого экшена сценок, в которых молодые Бельмондо и Делон выскакивают из машины с револьвером и избавляют мир от злодеев, размышления о собственных предпочтениях в данный момент: стакан мутного pastaga или бокал кристального шампанского, уже отмеченная выше улыбка Дюжардана и почти неузнаваемый образ Мелани Дуте, пусть и аккуратные, но все же такие восхитительные виды Марселя семидесятых и панорамные виды лазурных вод с Корниш, аккорды песни Сержа Генсбур, штаны клеш и навсегда утраченный другой Марсель оставляют вас равнодушными, то, возможно, эти два часа вам следует провести иначе. Потому что полар – жанр все же весьма специфический.
Довольно затянуто, вяло и невыразительно. Реанимировать старые боевики с Бельмондо и Деллоном не получилось. И преступный мир, и работа стражей закона показаны уныло, почти нет запоминающихся моментов, ярких характеров, главный герой больше походит на старательного выпускника юрфака. Идти смотреть в кино не стоит точно.
Мощный фильм. Очень атмосферный. И, давно такого не было, вызывающий массу самых разных эмоций. Основная мысль - всё, как всегда. Перфекционизм вреден. Но кто-то должен взять основной удар на себя... И просто жалко, что судья Мишель в исполнении Дюжардена, получился таким удачным... Я имею в виду финал фильма.
Основан на реальных событиях.
Нереально крутой фильм, давно такого не было.
Тяжелый, серьёзный, до мелочей профессионально скроеный.
Качественная французская работа в самых лучших традициях жанра.
Голивудские смурфики нервно курят в стороне и бегут дальше рисовать спецэффекты с летающими форсажами.
Конец торжественен и печален: главные коррупционеры говорят умные речи, себя награждают и чествуют, а пехота лежит в земле.
Так мерзко, что от удовольствия дух захватывает.
Ой, да что ж это я про параллели...!
Аплодирую стоя: даю фильму 12 баллов из 10.
Снято очень стильно, но по смысловому наполнению до лучших образцов жанра все-таки не дотягивает. Впрочем посмотреть стоит, лично мне фильм, несмотря на все его минусы скорее понравился хотя бы тем, что голливудщины тут совсем немного.