Фильм

Фильм Я дышу

Respire (2014, Франция), IMDb: 7

6.8
7
1/19

Девочка-подросток жаждет власти

Экранизация бестселлера французской школьницы Анн-Софи Брасм, которая взялась анализировать человеческие отношения и решила разобраться, как работает механизм психологической зависимости — особенно когда тобой манипулирует лучшая подружка.

СтранаФранция
ЖанрыДрама
РежиссерМелани Лоран
Продолжительность1 час 31 минута
Дата выхода17 мая 2014
Дата выхода в России22 января 2015
Возрастное ограничение18+
7Des soupirs feminins

Едва ли следует искать в этом вырванном из жизни эпизоде, который наверняка случался в разных вариациях в школьный период с каждым, какие-то скрытые откровения и философские размышления почему все получилось так, а не иначе. Принимая это во внимание, можно задуматься над актуальностью всего показанного и необходимостью вообще это смотреть. Потерянные в себе, напуганные нерешительностью и одиночеством, с некоторым смущением осознающие просыпающуюся в них сексуальность, не всегда способные правильным образом реагировать на происходящие в их жизни события, они будут спотыкаться о выступы на дороге, по которой им следует двигаться вперед.

PS Очень женский фильм как с точки зрения актерского состава, так и превалирующего эмоционального фона.

PPS Девочки дьявольски прекрасны.

26 января 2015
7Любовь и смерть на почве фанатизма


"У безумия есть своя логика: в первую очередь оно обрушивается на тех безликих существ, которых жизнь обошла своим вниманием." (Анн-Софи Брасм «Я дышу!»)

В далеком 2001 году французский книжный мир очень взволновал выход романа "Я дышу!", автором которого стала 17-летняя девочка по имени Анн-Софи Брасм. Мелани Лоран на тот момент было всего 18 и, вероятно, она, как и многие ее сверстники, тоже впечатлилась этой жестокой и смелой историей, потому как ее киновоплощение, которого пришлось ждать целых 13 лет, получилось намного тоньше и психологичней самого оригинала. Наверное, сказался зрелый (в отличии от автора книги на момент написания) возраст режиссера.

Речь в фильме пойдет о двух девочках. Первая — Шарли, тихая, слегка угрюмая, судя по всему, когда-то сильно любимая обоими родителями, и сейчас тяжело переживающая их разрыв. Вторая — Сара, новенькая в классе, с первого же дня завоевавшая внимание окружающих, яркая, общительная, самоуверенная. Очень скоро девочки становятся лучшими подругами и сначала дружба их представляет собой прекрасное безоблачное чувство, которому можно лишь позавидовать. Сара, пытающаяся казаться более взрослой открывает Шарли мир, а Шарли взамен предоставляет ей тепло и уют собственной семьи, состоящей из мамы и маминых друзей. Но все хорошее, как известно, не вечно, вот и отношения подруг начинают давать трещину. Сначала Шарли начинает поочередно ревновать то Сару к собственной матери, то мать к Саре, то Сару ко всему миру. Саре же, жаждущей перемен и развлечений, быстро наскучивает тихая Шарли, но, чувстуя собачью преданность подруги, Сара не спешит порывать с ней окончательно, и очень скоро Шарли становится Сариным приспособлением для самоутверждения. Обстановка поначалу размеренного и спокойного повествования накаляется до настоящего психологического триллера, и даже тем, кто книгу не читал, становится ясно, ожидать положительно развязки, смысла не имеет.

Удивительно, что получился не очередной фильм о сложностях французской молодежи, и даже не история в духе "Моего лета любви" Павла Павликовского (хотя первая часть очень похожа, да и в концовке есть что-то общее), или "Жизни Адели" (сравнение, по непонятной причине, облюбованное критиками). "Я дышу" сдержанней и вместе с тем более безумен, но безумие это прячется до поры до времени в темных глубинах душ главных героинь. И вообще, назвать этот филь "подростковой историей" язык не поворачивается, хотя он, безусловно, о тех самых существах, которых дети еще не понимают, взрослые уже не способны понять, а сверстники если и поймут, то ни за что этого не покажут. Но после просмотра подсознание, почему-то определяет его в ячейку "психические расстройства, душевнобольные". Ведь есть в поведении героинь какая-то патология. У Сары в меньшей степени, жизнь заставила ее быть жестокой, и, кстати, проблемы с матерью Сары — большой плюс фильма, потому что по книге Сара была просто успешной девчонкой из относительно благополучной семьи (богемная мамаша-подружка, путешествия, мамины друзья), поэтому ее жажда самоутверждаться и манипулировать выглядели не очень понятными. У Шарли же налицо явные психологические проблемы. Она ранима, стеснительна, пытается не привлекать к себе внимание, в обществе часто чувствует себя не в своей тарелке, не может открыться человеку, нуждается в ком-то кто будет ей руководить, возьмет под свое крыло. И здесь выигрывает книжная Шарли, которая заявляет, что причина всего этого в чрезмерной любви родителей, породившей эгоизм. Истоки психоза Шарли в фильме понятны скорее на интуитивном уровне. Но, так или иначе, Сара становится ее идеей фикс, ее наваждением. Шарли до последнего продолжает верить в возвращение подруги, которая сделала ее жизнь невыносимой. Жизнь без Сары бессмысленна и тосклива, с ней — невыносимо удушлива.

И здесь следует, ради интереса, поискать метафизические причины астмы (по сюжету хронического заболевания Шарли). Например известные среди фанатов эзотерики Лууле Виилма и Луиза Хей пишут:

Виилма: "астма — подавленный страх. Боязнь плохого отношения к себе. Отсутствие смелости жить полноценной жизнью."

Хей: "неспособность дышать для собственного блага. Чувство подавленности. Сдерживание рыданий."

И та и другая дают советы по психологическому преодолению болезни, но Шарли выбирает свой собственный роковой способ исцеления.

23 марта 2015
9

Последний длинный план — то, ради чего стоит смотреть весь фильм. Я пересматривала эту сцену раз, потом другой, третий. Тем удивительнее встретить подобную замечательную актерскую игру на фоне непрекращающейся волны рядовых старлеток. Словом, девочки не подкачали — и типажи подобраны верно.
Редкий случай, чтобы в кино подростков показали не бунтующими, не чернушными — а обычными уже-не-детьми, мирно существующими в тихом русле жизни родного городка. Разумеется, у них есть и алкоголь, и сигареты (и еще что на покурить), и ссоры, и вечеринки, и прочее — но все без налета излишней драмы.
Она, тем не менее, разворачивается внутри Шарли — самого спокойного персонажа картины. Однако, несмотря на хорошую игру, в перипетиях сюжета не хватает остроты, которая бы правдоподобно объяснила финал. Несмотря на то, что режиссер сделала героинь более реалистичными, изменив некоторые детали книги (семью Сары, например), некий авторский надрыв повествования и нагромождение подробностей в оригинале в некоторой степени все-таки объясняли итог. В фильме же Шарли копит и носит обиду внутри день за днем, и только под самый занавес её странное поведение становится настолько демонстративным, что это отмечают друзья (и зрители).
Тем не менее, благодаря и актерам, и съемкам, и за общему нежному духу юности и чистоты — хорошо.
P.S. В фильме нет ЛГБТ-темы. Вообще. Никак. Единственный поцелуй, родивший такой недалекий вывод у любителей выискивать второй смысл там, где его нет, говорит лишь о том, что понятие платонической любви/юношеской бесполой влюбленности им неизвестно.

3 августа 2015
9

Всем когда-либо притесняемым в школе или институте посвящается. Даже когда мы давали сдачи и даже когда мы выходили победителями из наших схваток с обидчиками, чувства были те же. Мне уже два раза по столько лет, сколько героиням, а все равно близко. Очень интересно было на них смотреть и приятно. Очень понравилось.

1 апреля 2015
5История «женской дружбы».

При всей своей «легкости», недомолвках, «полусловах», «незримых репликах» и т.д – это кино о «женской дружбе», которое, собственно говоря, чего-то «сверхцельного» из себя не представляет. За исключением, конечно «финала», который подводит черту к чему-то «большему», чем просто «человеческие отношения». Эта картина, по сути, про очень простую, школьную историю, которая наверняка в других подобных лентах, была показана намного лучше. Здесь-же, все построено на каких-то ощущениях, чувствах, переживаниях, которые «гнездятся» не только в головах самих подруг – главных героинь, но и во всем их окружении, которое их в чем-то принимает, а чем-то и нет. В семейном окружении, в котором также есть свои «внутренние недомолвки», и которые еще больше усугубляют ту ситуацию, которая здесь называется «дружбой». Вообще, сложно сказать – что это было между ними: возможно, это была «дружба людей», возможно, что-то «большее», а возможно, даже что-то и совсем «низкое». В самом начале, преподаватель спрашивает у учащихся: «что, по их мнению, означает слово «любовь»? Это плен или не плен, спрашивает он, это свобода или несвобода? По Аристотелю, это что-то, что находиться у тебя не в голове, а в животе: потому как, всем известно выражение «нутром чую». Картина, снятая на очень «минималистичную камеру», направлена не только на самих героинь, но и на все, что их окружает: все эти стены, покрытые солнечным рассветом или желтым закатом, все эти деревья, кустарники на природе, все эти шторы, одеяла, подушки, ванная с блестящим краном и т.д. Это произведение, трудно назвать каким-то «манифестом» (но все-же в ней этот самый «манифест» есть) с первого впечатления, не понятна для чего и для кого она сделана. Потому как, здесь показан, либо самый «начинающий акт» феминизма, либо «начинающий акт» насилия, либо «начинающий акт» светлой и чистой дружбы. Но что-то в ней есть такое, что наталкивает сказать, что здесь есть что-то «большее» нежели просто история двух школьных подружек, которая, как не странно, уже начинается на «школьном пороге».

21 февраля 2015
Все отзывы
Читайте также
11 новых мультсериалов для взрослых
11
новых мультсериалов для взрослых
11 новых мультсериалов для взрослых
Онлайн-премьеры недели: «Дневная смена», «Истории ходячих мертвецов», «Засланец из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Дневная смена», «Истории ходячих мертвецов», «Засланец из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Дневная смена», «Истории ходячих мертвецов», «Засланец из космоса»
Кинопремьеры недели: «Русалка и дочь короля», «Вышка», «Дитя тьмы: Первая жертва» и «Великий „Юнайтед“»
Кинопремьеры недели: «Русалка и дочь короля», «Вышка», «Дитя тьмы: Первая жертва» и «Великий „Юнайтед“»
Кинопремьеры недели: «Русалка и дочь короля», «Вышка», «Дитя тьмы: Первая жертва» и «Великий „Юнайтед“»
Коты быстрого реагирования: рецензии на мультфильмы «Удача» и «Пес-самурай и город кошек»
Коты быстрого реагирования: рецензии на мультфильмы «Удача» и «Пес-самурай и город кошек»
Коты быстрого реагирования: рецензии на мультфильмы «Удача» и «Пес-самурай и город кошек»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость