Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Джеки в царстве женщин»

Jacky au royaume des filles (2014, Франция)
7.3
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Джеки в царстве женщин

Джеки в царстве женщин (без перевода)

Смотреть трейлер

Феминистская антиутопия с Шарлоттой Генсбур во главе

Бубун — демократическая республика, в которой победил матриархат. Женщины в строгих френчах читают речи с трибуны толпам мужчин в красных паранджах, а мужчины, в свою очередь, следуют абсурдным правилам (не есть овощей, не слушать музыки), прихорашиваются и наряжаются на бал, где генеральская дочь (Генсбур) должна выбрать себе жениха. Там с ней знакомится миловидный юноша на выданье по имени Джеки, и фильм превращается в гротескный парафраз истории про Золушку, издевающийся над всеми возможными гендерными стереотипами. Сексуальная эксплуатация, тоталитаризм и рабская психология — прекрасная основа для самой неординарной политической сатиры последнего времени.

Актеры

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Наиля Гольман
отзывы:
48
оценок:
59
рейтинг:
470
7

Сатирическая антиутопия сотрудника Charlie Hebdo про матриархальную диктатуру

В Демократической Республике Бубун женщины ходят в армейской форме, правят страной и выкупают юношей для женитьбы за деньги. Бедное население — то есть почти все население — каждый день ест одну и ту же кашу, текущую из специальных труб. Иметь собственный огород, врать и прелюбодействовать запрещено религией, религия в быту сводится к поклонению кобылицам. Джеки (Лакост), симпатичный бедняцкий сын, на которого имеют виды лучшие девушки деревни, преданно влюблен в Полконессу (Генсбур), дочь правящей старухи-генеральши. Всеми правдами и неправдами он пытается попасть на бал, где наследница из тысячи подданных выберет себе мужа, — и в итоге попадает, но совсем не так, как рассчитывал.

«Джеки в царстве женщин» — сатира скорее печальная, чем смешная, хотя сценарий ее рассчитан на то, чтобы веселить. Символика тут на грани политкорректности: мужчины носят красные одеяния, напоминающие бурки с пристегнутыми поводками, а на бал приходят в белом и кружат вокруг невесты, как паломники в Мекке. Карикатурист Риад Саттуф — урожденный сириец, автор журнала Charlie Hebdo, поставивший фильм по собственному комиксу, — прекрасно разбирается в том, что высмеивает. Проблема в том, что он хочет высказаться одновременно по поводу едва ли не всех ключевых проблем современной цивилизации — от гендерного неравенства и неприятия однополых браков до вооруженной диктатуры и продовольственного кризиса (изображенного тут, кстати, в рифму с сорокинской «Нормой»). Может быть, из-за этого фильм у Саттуфа не получился той искрометной комедией, которой силится быть: несмотря на переодевания, гэги, злободневные шутки и хитрую игру слов, в «Джеки» чувствуется неодолимая всем этим весельем драма. И даже когда в этом сказочном парафразе «Золушки» автоматы, как по волшебству, перестают стрелять после фразы «Любовь есть любовь, ничего не поделаешь», никто дальше не живет долго и счастливо.

Надо отдать должное актерам — в опасной ситуации они держатся интеллигентно, спасая фильм от сползания в безвкусный фарс: Шарлотта Генсбур, Венсан Лакост, Дидье Бурдон и Мишель Хазанавичус (в развернутой роли второго плана) деликатно переводят спорные сцены в умеренно шутливый регистр. Это делает им честь, но подчеркивает главное — сравнения с «Интервью» Сета Рогена и «Диктатором» с Сашей Бэроном Коэном, с которыми иные критики поспешили поставить картину в один ряд, не вполне точны. Это другое кино, в нем просто нет соответствующего бесстыдства, которое упомянутым выше весельчакам дается легко за счет того факта, что они живут сильно дальше от объектов своих насмешек, чем Саттуф. «Джеки» же вместо комедии по итогу оборачивается живописным манифестом, почти что программным заявлением. Весьма, впрочем, в этом качестве любопытным.

13

Отзывы пользователей о фильме «Джеки в царстве женщин»

Фото Артур Ваксян
отзывы:
51
оценок:
53
рейтинг:
216
7

Уморительная антиутопия от одного из авторов журнала Charlie Hebdo. В обществе победившего матриархата транспорт - советские "буханки" и ЛИАЗы, интерьеры и мода - из иранского кино, в ключевой роли тоскующей Золушки - благовоспитанный пацанчик в чадре, обязательной к ношению всеми мужчинами в Народно-демократической республике Бубун.
На первый взгляд это всего лишь забавные причуды французской сардонической традиции, смакующей идиотские условности человеческого бытия не первый век. Но удивительным образом именно смещение реальности через абсурдистские бытовые приметы довольно точно очерчивает внешний рисунок современной жизни.
Известный эффект всякой хорошей сатиры - когда как-будто глаза открылись и давно примелькавшиеся вещи становятся очевидными во всей неприглядной полноте - в этом фильме достигает каких-то особенных степеней - в определенный момент возникает ощущение, что смотришь Вести 24. Впечатляющее зрелище. Юноше, обдумывающему житие, - на заметку.

8
Фото Георгий
отзывы:
709
оценок:
857
рейтинг:
2254
9

Каша в ушах стада лошадей как попытка заставить не хулить Бога и царя

По какой-то причине написать об этом фильме собранно и цельно не получается – слишком уж разнонаправлены те эмоции, которые возникают в процессе просмотра: ехидная усмешка, пространное зависание, легкая зевота, феноменальный восторг, некоторое смущение, вот это – супер, а вот это – туфта. Будет ли это какая-то выдуманная страна или совершенно конкретная, предоставится ли зрителю возможность лицезреть телочек или инфантильных мужчинок, сокрушаться относительно отсутствия любых форм свободы или восторгаться аллегорией ваты, которая течет из труб в виде каши, искать аналогии с романами Хаксли и Замятина, пытаться домыслить показанное и найти правильные интерпретации выставленных в кадр предметов: ведь все это – зашкаливающий символизм, совершенно четкие аллегории, которые понятны без слов – потому как говорить о них как-то неловко, демократическое олицетворение принципов Charlie Hebdo – столь избитых, клишированных и превращенных в одну из основополагающих банальностей этого года. Все это едко и сатирично, на грани дозволенного, но при этом смело, вполне свежо и, пожалуй, даже скандально. При этом ценно здесь одно – фильм заставляет размышлять. Ведь информация бесценна.

О Катрин Денев сейчас говорят, что за свою актерскую карьеру она сыграла все мыслимые роли. Ну что ж – такой роли у нее не было. Впрочем, в контексте рассмотрения Belle de jour в современной интерпретации финал этой истории может и не показаться таким уж скандалом года.

6
Фото Александр Залесский
отзывы:
102
оценок:
164
рейтинг:
328
9

Джеки (Венсан Лакост) одет в красную робу, похожую на просторную верхнюю одежду мусульманских женщин (абаю), и носит на голове колпак; он прислуживает в доме своей матери, которая решительно отказывается выдавать его замуж. Джеки заочно влюблён в Полконессу (Шарлотта Генсбур), дочь Генералиссы Бубуны XVI. Полконесса устраивает в столице бал и намерена выбрать среди лучших мужчин государства будущего супруга. Попасть на бал можно лишь за большие деньги, и Джеки сдаёт властям своего дядю-бунтаря (Мишель Хазанавичус), чтобы заполучить билет. Билет у него отнимает хитроумное соседское семейство, и Джеки придётся проявить мужество и смекалку, чтобы приблизиться к Полконессе и завоевать её любовь.

Действие происходит в вымышленной демократической республике Бубун, где в течение как минимум шестнадцати поколений правит династия военных матриархов (Бубуна XVI – глава государства, а Полконесса – её наследница). Все мужчины лишены прав, носят робы ярких цветов, не получают образования и обязаны подчиняться женщинам. Государство существует в условном современном мире и лишено географической привязки. Но схематичная карта Бубуна один в один совпадает с картой Грузии, а столица находится там же, где в реальной Грузии расположен город Тбилиси. Бубун, судя по карте, успешно присоединил и Абхазию, и Южную Осетию, что недвусмысленно указывает на эффективность матриархальной власти.

Диктаторская эстетика составлена из элементов сталинской архитектуры (главная площадь столицы), северокорейских типовых посёлков (родная деревня Джеки) и традиционных мусульманских одеяний (мужчины в хиджабах) с примесью фантастических антиутопичных элементов: всю еду в виде каши распределяют по трубам, при этом употребление любой другой пищи запрещено. Бубун наделён собственной религией: все здесь поклоняются лошадям, а Полконесса держит жеребят в качестве домашних животных. Бубун имеет и внешних врагов: это весь остальной мир, где благодаря равноправию женщин и мужчин процветает разврат и содомия.

Фильм Риада Саттуфа, сирийца и сотрудника Шарли Эбдо, при всей своей дикости и обилии смешных моментов не перестаёт быть серьёзным. Это не совсем антиутопия и в то же время не сатирическая комедия в полном смысле слова; сатира прежде всего направлена на невежество, ханжество и тоталитарные идеологии в целом, но целевую аудиторию этой сатиры достаточно сложно обозначить. Консервативная общественность вряд ли оценит произведение Саттуфа по достоинству: нежданный финал не оставляет шансов на компромисс о пределах допустимого.

С кинематографической точки зрения «Джеки» – яркий и насыщенный событиями фильм с незаурядной актёрской игрой: смена ролей мужчин и женщин воссоздана вполне правдоподобно. Ему не помешал бы бюджет покрупнее, если учитывать массовые сцены и историю о судьбе целой страны. Но не стоит заблуждаться: в Голливуде снять такую картину невозможно в принципе. Американские аналоги (прежде всего комедии Саши Бэрона Коэна, и прежде всего «Диктатор») намеренно исключают актуальную политическую повестку в пользу фарса. «Джеки» же местами выглядит как нравоучительная трагедия. Главные «положительные» герои совершают чудовищные (с обывательской точки зрения) преступления и неизменно выходят сухими из воды.

Пожалуй, авторским голосом здесь служит Жюльен, персонаж Мишеля Хазанавичуса (режиссёра знаменитого немого фильма «Артист»), – бескомпромиссный весёлый бунтарь, который не сдаётся (и не особенно нервничает) даже тогда, когда родственник сдаёт его властям. Дальнейшая роль Жюльена ясно отражает политические взгляды автора: если видите где-то несправедливость, берите автомат, а если в вас начали стрелять – стреляйте в ответ; если умрёте, то умрёте с улыбкой на устах, а если нет (что более вероятно), во всяком случае, посмотрите, как исчезает одна несправедливость и появляется другая. Может быть, меньшая.

4
Фото Евгений  Савойский
отзывы:
25
оценок:
32
рейтинг:
114
9

Золушок

Народная демократическая республика Бубун - это замечательная страна, где живут счастливые люди. Под мудрым руководством генералиссы Бубунны XVI бубунцы лишены всяких бед. Судите сами: еда бесплатно поступает в каждый дом прямо по кашепроводу! Гражданам больше не нужно, как в старые времена, заниматься сельским хозяйством и угнетать природу. Каждый бубунец занимается тем, к чему имеет склонность: мужчины - домашним хозяйством, а женщины - службой народу и государству. И чтобы не говорили завистники и предатели (которых с каждым годом становится всё меньше), никто в этой стране не угнетен. Особенно мужчины. Их жизнь воистину прекрасна. Счастливое детство без нудных уроков и посещения школы. Юность, проведенная в сочинении стихов и ожидании прекрасной невесты. И тот прекрасный миг, когда, после предварительной договоренности матерей, порог дома переступит долгожданная жена, чтобы на поводке (это всего лишь дань традиции, а вовсе не унизительная процедура) увести молодого мужчину в новый дом. Ну, а дальше безоблачная жизнь в браке, где заботами будут лишь уход за женой и детьми. Единственное, что требуют от мужчин - это носить накидку, которая бы скрывала очертания их тела, дабы не смущать и не соблазнять женщин. Ибо красота мужчины должна открываться только его жене. Так и живут счастливые бубунцы, следуя завету Бубунны I: "Ешьте кашу, заводите семьи и молитесь Белым Кобылицам". И вот в этой идиллической стране в живописной деревушке живет юноша Джеки. Он узнает, что всеми любимая генералисса объявила бал, на котором её дочь - красивейшая полканесса Бубунна XVII - выберет себе мужа...

Аллегорическая сказка Риада Саттуфа, журналиста и художник, несколько лет проработавшего в теперь уже всемирно известном журнале "Шарли Эбдо", не только феминистская сатира. Страна Бубун, карта которой на самом деле карта Грузии (даже столица там же, где Тбилиси), это образ любой страны, где господствуют социальные, политические и религиозные предрассудки. Бессмысленность запретов на ношение обычной одежды, обычных блюд, обычных слов и действий ярко проявляются в этой картине. В основе "Джеки" лежит сказка про Золушку, только с перевернутыми гендерными ролями. Но цель вовсе не поднять проблему женской угнетенности, точнее - цель не только в этом. Задача высмеять так называемое "традиционное общество", где старые табу и ритуалы уже просто не соответствую современной жизни. Это сатира над обществом, которое в силу своей зашоренности даже не осознает идиотизма и глупости своего образа жизни. Это сатира над режимами, которые держатся, как за спасательный круг, за так называемые "традиции", которые стали традициями только благодаря этим режимам. Это сатира над людьми, которые сознательно или бессознательно лавируют между нормами общества и своими реальными желаниями или потребностями.

Картина Саттуфа вышла очень смешной, смелой и забавной. Сюжет может выдать вполне неожиданные повороты. Юмор достигается не только за счет придания мужчинам женских черт, а женщинам мужских, а, скорее, из-за общей абсурдности ситуации в вымышленной стране. Хотя тут же ловишь себя на мысли, что всё не так уж и абсурдно. Параллели легко найти не только у соседей, но даже в нашей стране. И именно за счет юмора, дерзости и универсальности поднятых проблем, "Джеки в царстве женщин" становится чрезвычайно интересным фильмом, который нужно посмотреть.

4
Фото влад Кр
отзывы:
168
оценок:
1519
рейтинг:
243
7

хорошая, сочная сатира. бодрая музыка. последние секунды фильма, конечно, удивили :) уметь вовремя остановиться надо уметь, даже если это антиутопия-абсурд :) твердая четверка!

4

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «ПРОвзгляд»

В демократической республике Бубун, где мужчины и женщины поменялись ролями, живет Джеки, идеальный парень на выданье: он отлично готовит, скромно одевается и мечтает попасть на бал, где его обязательно заметит прекрасная Полконесса на белом коне. К своему удивлению, застенчивый жених быстро окажется в центре дворцовой интриги, но на пути к мужскому счастью его не остановят ни коварная родня, ни жестокая диктатура. Режиссер Риад Саттуф — один из ярчайших сатириков современности, карикатурист журнала «Шарли Эбдо» — предлагает по-новому взглянуть на привычный порядок вещей и создает комедию в духе «Монти Пайтон». История зеркального до абсурда мира на глазах превращается в феминизированную «Золушку», где роль прекрасного принца играет Шарлотта Генсбур, а доброй феи — автор оскароносного «Артиста» Мишель Хазанавичус.