

Япония начала прошлого века. К юному очкарику Дзиро, который грезит о небе, но слишком близорук, для того чтобы стать пилотом, во сне является итальянский авиаконструктор Капрони и советует направить энтузиазм в сторону самолетостроения. Повзрослевший герой будет целенаправленно строить карьеру и попутно спасет от землетрясения, а затем и полюбит милую девушку Наоко. Тем не менее, судьба и история распорядятся так, что и одержимость идеей создания лучшего самолета в мире приведет к печальным последствиям, и любовь всей жизни закончится трагедией.
Особенность «Ветра» не столько в том, что, по словам самого Миядзаки, это его последняя работа, сколько в решении автора заговорить напрямую со своей взрослой аудиторией. Его фильмография всегда была универсальной и межвозрастной, но здесь, кажется, впервые вместо сказки скорее легкий магический реализм, а в основе — истории вполне реальных исторических фигур. Главный герой «Ветра» делит имя и детали биографии с Дзиро Хорикоси — японским авиаконструктором, чьи лучшие самолеты впоследствии бомбили Перл-Харбор. Небольшими вкраплениями в «Ветер» добавлена линия из одноименного романа соотечественника Миядзаки — Тацуо Хори. Но тема здесь важнее прототипов. Последний мультфильм получился у Миядзаки крайне четким высказыванием даже не о гении и злодействе, а в целом о дуальности бытия — мотив, присутствовавший в доброй половине его работ. Это, казалось бы, довольно патриотическое кино вместе с тем пронизано едва ли не дюжиной отсылок к европейской культуре. Идиллическое до поры до времени повествование как будто пытается не замечать надвигающихся ужасов Второй мировой, тем самым делая их вдвойне заметными. «Ветер» — одна из самых красочных работ Миядзаки: в многочисленных снах и фантазиях главного героя он разворачивается в полную мощь, обнажая суть всего своего творчества. Его фильмы всегда были эффектными и запутанными метафорами вполне реальных вещей, в «Ветре» же он попросту вывел этот прием на передний план. Все по-настоящему хорошие сказки работают, даже если изъять из них фантастический элемент. Под конец карьеры Миядзаки решил продемонстрировать это самым наглядным образом.
В попытке погрузиться в свои собственные сны, я был дважды беспощадно разбужен для того, чтобы попытаться подняться в небо с ними двумя - столь хрупкими и воздушными, сколь обыкновенными и земными, удивительными и когда-то отделенными друг от друга частями единой раздвижной перегородки, будто бы созданной для того, чтобы сепарировать то, что достойно быть скрыто от любопытных завистливых глаз недостойных и неспособных. Не столь метафоричный и контрастный, как его другие метафизические зрительные шедевры, последний фильм Миядзаки, балансируя на крыльях фюзеляжа и порой исчезая между очевидной реальностью и подсознательной проекцией воображаемости, расскажет зрителю красивую историю о вечном.

Да, этот мультфильм многим, кроме преданных фанатов режиссера покажется немного затянутым, менее динамичным и круто придуманным. Но в нем не меньше волшебства, чем в остальных работах самого безбашенного и человечного автора мультиков на свете. Простые мимические жесты героев, случайные движения природы или предметов окружающего мира, обрывки фраз автор превращает во что-то мудрое и простое, а от того очень значимое. Так и рождается его волшебство. Выходя из зала с некоторых фильмов чувствуешь себя другим, за счет только что проведенного над собой экстремального кино-эксперимента. Выходя с Миядзаки, радуешься что остался во много тем же, кем был когда-то раньше, в детстве или юности, вспомнив попутно ощущения радостного волнения от совершенно простых и понятных вещей.
Слово Мастер означает в Японии гораздо больше, чем в европейских странах, ведь Мастер может стать спокойнее и сдержаннее, посмотреть в своем творчестве на мир под другим углом, но не может схалтурить и сделать что-то плохое. И в этом плане это работа настоящего Мастера - обозначенное в синопсисах и аннотациях чувство полета фильм передает играючи легко и делает это почти без каких-либо элементов фэнтези и волшебства. В этом его главное волшебство и заключается.
Пока Герман-старший сокрушается о том, как плох этот мир, а фон Триер строит из себя циника, Хаяо Миядзаки остаётся самым добрым и человеколюбивым режиссёром на свете. В свои 73 года он выпускает свой, как говорит, последний фильм. Некоторые не умеют вовремя уйти, а Миядзаки уходить не должен. Потому что в 73 по-прежнему остаётся большим ребёнком, который не устаёт говорить о том, как хорошо жить в этом мире и как плохо, когда люди ведут войны.
Он незаметно превращает вполне обычный сюжет в чудо. А чудо сегодня на экране происходит редко. Лаконичность и некоторое упрощение повествования завораживают своим вниманием к деталям, тихой стариковской мудростью о самом главном и несложном.
Это один из лучших фильмов последних лет — не мультиков, а именно фильмов. Потому что во время просмотра вы не однажды усомнитесь: а можно ли так нарисовать лес, поле, ветер. Миядзаки и его команда умеют быть трогательными мастерами. Я очень надеюсь, что у них хватит сил и времени снять новый фильм. Мне кажется, такие люди не смогут сидеть без дела.

Это гениальный мультик, вбирающий в себя все идеи, которые когда либо воплотил в своих мультфильмах Хаяо Миядзаки. Он пронизан мечтами о том, что было сделано и о том, что не успелось.
Отрисован шикарно. 2 часа на одном дыхании. Уходишь из кинотеатра с таким мягким облачком теплоты и счастья.
Спасибо мастеру!

ХАЯО МИЯДЗАКИ СНЯЛ АНИМЕ, ПО МАНГА СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ, В КОТОРОЙ ОПИСЫВАЕТСЯ БИОГРАФИЯ ДЗИРО ХИРИКОСИ - ОДНОГО ИЗ ЛУЧШИХ АВИАКОНСТРКУТОРОВ, ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
Мечта – она всегда непредсказуемая. Человек не знает, что на самом деле она под собой «несет», но все равно стремиться к ней. Он не знает, какие будут после нее последствия, но он все равно стремиться к ней: это ведь его мечта. Существует изречение: «Бойся своих сокровенных желаний – они сбываются». Это как раз тот случай. Про главного героя, можно сказать, что он родился не в то время, и не в том месте. Но его совершенно чистый и романтичный характер, устремленный воплотить в жизнь сокровенную детскую мечту, не помешал ему воплотить ее в жизнь, в самые тяжелые для страны и народа времена. Пусть даже эта страна, сотрудничает с фашистской Германией, а его кумир – итальянец, который часто приходит в его сон, и становиться для него, чем-то большим, чем просто человеком, на которого нужно равняться. Все совпало. Очень кинематографичное произведение, которое трудно назвать мультфильмом, очень четко и прозрачно, показывает нам эту драматичную во всех смыслах историю, потому как без этих качеств, в мультипликации невозможно. Судьба одного человека, «невидимыми нитями» связана с судьбой целого народа, в этом очень ностальгическом, и наверняка «очень личном» произведении Миядзаки. И созданный Дзиро самолет – воплощение всего его упорства, труда и желания, в итоге делает картину «патриотическим и прощальным гимном», даже не смотря на то, чем в итоге прославился истребитель Mitsubishi A6M Zero. И любовь – куда-же, без нее: в этом расчетливом и хладнокровном сердце, есть место и для нее. И любовь, и ее последствия – ничто по сравнению с чувством того, что твой самолет стал самым лучшим в мире, хоть и был когда-то придуман, из блокнотного листа.
Вердикт: Очень тонкая и проникновенная драма жизни, японского авиаконструктора.

Аниме о том, как мальчик мечтал построить лучший самолет и открыть людям небо. Во сне к нему приходил итальянский изобретатель, наяву он усиленно учился и работал, и мечтал, и экспериментировал. И даже внимание любимой девушки шло вторым планом, потому что "первым делом, первым делом - самолеты".
Первое, что стоит отметить в этом фильме это, конечно, анимация - она совершенно невероятная, начиная от сцен полетов, просматривая которые и правда кажется, что летишь, и заканчивая сценами землетрясений, очень натуралистично и жутко, честно говоря... Тут же становится очевидным факт, насколько обыденным делом являются землетрясения в Японии. Очень понравился и саундтрек - редко, когда он бывает настолько объемным. И дело даже не только и не столько в музыке, сколько в самих звуках окружающей среды, очень замечаешь это и, конечно, это добавляет к впечатлению от просмтра.
В критических статьях писали, что главный вопрос фильма в том, что если наши создания могут использовать не для того, для чего мы бы хотели, и стоит ли их тогда создавать? Стоит ли работать на армию, если альтернатива этому не исполнение твоей мечты признания? Честно говоря, я при просмотре не почувствовала этого вопроса, как на иболее остро стоящего. Скорее, в этом фильме мне увидилась история профессионала, котрый просто хотел строить хорошие самолеты - быстрые, надежные. Да, он не хотел делать их военными, скорее он мечтал о том, чтобы они перевозили людей и тешил себя надеждой, что даже не смотря на военную ориентацию в настоящем, в будущем все изменится, но нельзя сказать, чтоб его терзало то, что в настоящем их заказывает и собирается применять армия. Он был захвачен процессом, желанием добиться рузельтата, желанием поднять японскую авиацию на мировой уровень, а моральные проблемы и проблемы применения его не особенно заботили. Но нельзя сказать, чтобы это делало его отрицательным персонажем, просто человек был полностью погружен в свое дело и его не интересовала окружающая реальность и мировая картина, и ему в общем-то хтелось верить в светлое будущее. Правильно ли это, и как такое отношение к жизни влияет на остальных - другой вопрос.
Хорошее кино, понравилось.

На самом деле я почти разочарована. Нет, рисовка совершенно потрясающая, фирменная миядзаковская, какие пейзажи, ах, какие механизмы - сказка. Но... но и все. Мультфильм взрослый без всяких допусков. Не потому что там что-то "такое", а потому что банально скучно и бессюжетно. Ни намека на интригу, ни тени волшебства. Если бы не друг Дзиро (не помню, как его зовут), который хоть иногда шутил, я бы заснула, наверное.
Нет, я в курсе, что это история реального Дзиро Хорикоси, но... Просто смотреть два часа "про жизнь" и потом задаться вопросом - на что же стоило, на самом деле, потратить 10 лет этой жизни - на строительство какого-то самолета или на близких людей? Детям было скучно.
С другой стороны, зал (небольшой, правда), был полон, много молодежи ("тинейджеры" - это про них), и вот они смотрели. И потом девочек видела в слезах. Моя вера в человечество возрождается, когда такое наблюдаю, на самом деле.
Прекрасный и грустный, каким и должен быть настоящий мультфильм. Высший пилотаж – волшебство без волшебства. Роман. «Доктор Живаго»…
И весьма ко времени. Ветер крепчает…
Персональный просмотр Миядзаки в "Соловье" состоялся. Дневная выручка кинотеатра на сеанс 13-00 составила 250 р.))
Проза жизни "ВК" все-таки не дала той интриги, благодаря которой у Миядзаки обычно получаются шедевры.
Люди изображены достаточно условно, но живо.
С другой стороны, это вроде как мелодрама, поэтому нет таких фэнтазийных героев, которых нужно было бы вырисовывать с особой тщательностью.
Зато персонажи на экране живые.
Много внимания фонам и деталям.
И на самолетах маэстро оторвался по ходу сюжета.:)
Фильм в традиционном для Миядзаки ключе, однако реальная историческая канва вместо привычного фэнтази его скорее портит. Трудно сопереживать герою, зная что за всем этим стоит нанкинская резня, отряд 731, Перл-Харбор и живительная Хиросима в конце в качестве катарсиса.

"Ветер крепчает" - значит, жить старайся" (c)
Слова французского философа Поля Валери выделены в название мультфильма Хаяо Миядзаки не зря. Девиз главного героя, японца - Дзиро Хорикоси, авиаконструктора, разрабатывавшего японские истребители Второй мировой войны, да и пожалуй, всей Японии, вынесшей непростой ХХ век и поднявшейся от всех своих болей.
Дзиро Хорисоки, главный герой фильма - японский мальчишка, страстно мечтающий о небе. Близорукость не позволяет стать ему пилотом, но разве это может стать преградой для мечты? Для настоящей, пожалуй, нет. И, пожалуй, это то, что не позволит смотреть фильм без эмоций, даже если авиация для вас пустой звук. В будущем Дзиро Хорисоки станет великим японским авиаконструктором, сквозь преграды и режимы воплотивший свою мечту, которые пройдут перед зрителем за 2 часа кино. В "Ветре" сны соседствуют с явью, любовь двоих - с трагедией страны и времени, личные мечты - с общественным долгом. Мальчишка Дзиро воплотит мечту о небе, став великим авиаконструктором своей страны, но в более извращённом виде, мечте, в которой самолёт всё же станет орудием войны, таким безупречен, что, говорят, именно самолёты Дзиро Хорисоки принимали участие в операции Перл-Харбор.
"Ветер крепчает" идеально прорисованный анимационный шедевр - не мультфильм - слишком взрослое это творение, а именно фильм-жизнеописание, где сакура цветёт так, что её аромат чувствуешь через экран вместе с фантазией творца-художника; где любовь побеждает даже смерть, а самолёт - не орудие войны, а лишь воплощение мечты, позволяющее человеку покорить небо.
Это не детское творение Хаяо Миядзаки, чьи детские работы, по признанию мастеров со всего мира, нужно обязательно показывать детям. Ведь даже по взрослому "Ветер крепчает" так хорошо учиться жизни. Здесь при всём отличии менталитетов и кажущихся различий в понимании прекрасного - очень много правильного, такого, как должно быть, или, как минимум, как хочется, чтобы было. Влюбиться и не отпускать - несмотря на тяготы жизни и груз ответственности на службе; уважать старших и заботиться о младших и слабых, верить в мечту и честно дойти до неё, сквозь самые сложные политические системы.
Мир, конечно, очень разный и представление о прекрасном в разных частях света может разниться. Но всё же есть у нас что-то единое, незыблемо правильное. То, к чему, мне думается, ни в одной культуре нет вопросов. Идти за любовью. Делать своё дело хорошо. Уважать старших. Ценить каждое мгновение. Жить стараться.
Если вы не боитесь 2 часа думать о серьёзном под детской маской анимации, - "Ветер крепчает" для вас.

Каюсь... К середине сеанса я решил, что Миядзаки выжил из ума. Где эмоции ? Где борьба - со злодеями или со своими тараканами ? Почему еще такой занудный озвучиватель впридачу попался ?
Чертовы шаблоны - слишком на меня образы Тоторо, Мононоке и пр. давили.
А здесь ... Во второй половине я вдруг заметил, что начал задумываться. Начал размышлять - к чему ведет созданный, или воссозданный с реального, добрый, воспитанный, обучаемый, отзывчивый персонаж. Проникался ужасом, на самом деле- ласково и без криков поданого фатально надвигающегося ужаса катастрофы - и личной и способствовавшей разрушению страны.
Очень поражен в итоге абсолютно серьезному, ироничному к своему народу творению - не поворачивается язык назвать это мультфильмом - это фильм. Тяжелый, скупой на слова и эмоции, с вкраплениями красочных фантазий очень полезный для размышлений фильм.
Очень рад, что сходил и сильно удивился, что в зале не было слышно попкорна и никто, даже поначалу шебутная, а потом притихшая компания гастарбайтеров не вышел до конца сеанса.

«Крепчает ветер!.. Значит, жить сначала»
На большие экраны страны вышел прощальный мультфильм Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает», самое грустное, трогательное и красивое зрелище сезона.
Пускай в борьбе за «Оскар» диснеевское «Холодное сердце» обошло «Ветер», это неважно, ибо Дисней давно поставил свою продукцию на конвейерное производство, а каждый фильм гения японской анимации — рукотворный шедевр. Хаяо Миядзаки — человек, который превратил аниме из странной японской девиации в настоящее искусство, понятное и доступное всем: дети видели в них поразительной красоты и выдумки сказки, взрослые — скрытые за сказочным слоем серьезные драмы. Миядзаки — это человек, выпустивший на свет большого мохнатого Тоторо, страшную колдунью Юбабу, ходячий замок волшебника Хоула и других прекрасных персонажей. Тем более интересно, что его последний фильм получился сугубо реалистичным: в основу его легла биография реально жившего японского авиаконструктора Дзиро Хорикоси.
В начале фильма мы застаем Дзиро совсем еще мальчишкой, каждую ночь пилотирующим сверхсовременные, легкие, как перо, и тонкие, как кость форели, самолеты. Все это происходит в его снах, в реальности же его грезы неосуществимы. Во-первых, на дворе первые декады XX века, и японская авиация находится на достаточно низком уровне. Во-вторых, у мальчика очень плохое зрение: за штурвал такого не посадят. Великий итальянский авиаконструктор Капрони, с которым Дзиро ведет беседы во снах, призывает его пойти по своим стопам, но предупреждает, что люди будут использовать его самолеты для войны.
Весь фильм — это история молодых лет Дзиро: от «моих университетов» до проектирования главного японского самолета во Второй мировой войне. На фоне этого — жизнь Японии тех лет: разрастающиеся города, последствия Великой депрессии, великое землетрясение Канто 1923 года. Кстати, во время него он спасает прекрасную девушку Наоко, которая станет любовью всей его жизни — второй после самолетов. К слову, любовная линия прописана здесь в лучших традициях Ремарка. читать полностью на сайте kulturmultur.com
Бывает так, раз в год примерно, когда нет желания рассуждать о фильме, но хочется посоветовать посмотреть его при первой возможности. Вот тут как раз тот случай. Миядзаки велик, но в последнее время все чаще рассказывал слишком уж бесхитростно-детские истории или перелицовывал Алису в Стране чудес.
Такое впечатление, что ему самому это надоело. Не нужны фантастические метафоры, чтобы рассказать историю двадцатого века, трансформации идеалов, жертвы и прочих базовых ценностей, о которых единственно и стоит говорить. Причем так, что оно понятно и ребеку, и взрослому. Понятно, конечно, по-разному, но в том и смысл хорошего кино, что каждый зритель смотрит свою историю.

Понятно, что, как и со всем остальным, кто-то эти мультики Хаяо Миядзаки понимает, а кто-то нет. Я, например, не люблю Горо Миядзаки, который сын... Но некоторые мысли просто шедевральны!
"Еще один парадокс: чтобы залезть в работу по уши, нужен крепкий тыл и семья".
Или еще одна; и это про Японию, про завод военных самолетов и его передовые разработки! Правда 1932-1939г.г., но сказаны японцем. "Эти быки доставляют готовые самолеты из ангара на аэродром. При скорости 2 км/ч это занимает 2 дня. Наш прогресс меня просто пугает".
Трогательная история, временами смешная, временами - печальная, неизменно затрагивающая самые разные струны души и оставляющая легкий привкус счастья после просмотра. Я познакомилась с миром этих мультфильмов не так давно, но, как и большинство, уже успела безнадежно и навсегда в них влюбиться. О творчестве мастера уже слишком много сказано, чтобы добавлять еще хоть слово, поэтому просто посоветую как можно скорее выделить вечер для наслаждения и отдыха, для глаз и для души.

Как же радуется глаз, такой прекрасной анимации после всех этих компьютерных уродцев, наводнивших экраны! Язык не поворачивается назвать данное творение мультфильмом, это полноценный художественный анимационный фильм.
История о воплощении мечты в реальность, о достижении цели, о любви, о дружбе на фоне становления Японии в ранг мировых держав.
Детям, особенно воспитанных на мультипликационных экшенах с плоскими шуточками, будет неинтересно, впрочем, как и некоторым взрослым. Это размеренная картина с постепенно раскрывающимся сюжетом, не лишенным забавных диалогов и персонажей, трогательных моментов и интересных деталей.
Вышла из зала с приятным теплом внутри и абсолютным спокойствием! Рекомендую!

Лучшая, самая монументальная и самая пронзительная работа Мастера.
Столько же переживаний было еще только в двух случаях: "Дорога" и "Ночи Кабирии" Феллини.
Через все свое творчество пронес Миядзаки свою миссию: сделать людей лучше, чище, научить их любить друг друга и мир, подаренный Создателем.
Эта работа о любви! Впрочем, как все его фильмы.
По художественному уровню тоже превзошел сам себя! Очень красиво! Сказочно захватывающие образы Японии 30х, природы! Невероятно красивые цвета!
Сумел Миядзаки высечь драгоценную слезу из наших, слегка зачерствевших душ =)))
Пол-зала шмыгало носами во время всего просмотра!

Ветерк крепчает потрясающий фильм, о познании жизни, тяги к первооткрывательству и изобретательству. Также есть сюжет и про любовь к работе.

Пересказывать сказки грешно. С фильмами все ясно, а вот со сказкой мы заранее теряем ее очарование.Вот послушайте. Маленький мальчик с плохим зрением мечтает о самолетостроении, путешествуя во сне( теперь понятно как Миядзаки придумывает свои сюжеты).
Мы переживаем его дежавю, его рев звериного пожара после землетрясения, его спасение университетских книг и даже его репрессии….Зато когда появляется “тыл” и сердце наполняется любовью, построенниые им самолеты перестают падать. Мы заново пропустим через себя Ремарковский сюжет туберкулёзной военной драмы. Впрочем скорее это сказка на современный лад, или даже мультипликационный фильм…Вот видите, как слова всё опошляют?
Сказка со временем, уходит из наших мечтаний в наши сны. Но не каждому дано их помнить. Пожалуй, самое замечательное, когда кто то просто умеет поймать для тебя твою шляпу, унесенную крепчающим ветром….а ты для него его самолётик. Поэтому мы и идем смотреть Миядзаки.
Прекрасный фильм! Именно фильм,а не просто мультик, так как Миядзаки затрагивает в своем по-настоящему гениальном произведении действительно важные для каждого человека темы - настоящую любовь, верную дружбу и прекрасную мечту. Честно скажу, на некоторых моментах в горле стоял комок. Рекомендую для просмотра всей семьей. Вы не пожалеете!
Интересно, возможен ли сюжет, который Миядзаки внешне очень простыми приемами не превратит в шедевр и чудо.
Я настолько люблю все работы Миядзаки, что не в состоянии давать "объективные оценки". Но, на мой взгляд, появившиеся отзывы о "лучшей в истории" или хотя бы "лучшей у Миядзаки" работе неверны. На мой вкус, "Замок Хоула" остался непобиваемым. А романтическая линия меня зацепила больше в Порко Россо (почему-то). Хотя я отдаю себе отчет, что это исключительно дело вкуса.
На "завещание мастера" не похоже, про-моему. Я, по крайней мере, на это надеюсь. :)
Да, и еще.
Смотреть "Ветер" на английском - просто крыша едет. Обязательно куплю DVD с родной озвучкой и с субтитрами. Это очень важно, совсем не пустяк. Не знаю, как с русской озвучкой, но английская - чистый бред. Я не о качестве перевода - судить не могу, скорее всего, все там нормально (даже псевдо-немецкий акцент в нужных местах), я о самом принципе.

Абсолютно нехарактерный Миядзаки. Историческая мелодрама, скучная и затянутая. От просмотра становится тоскливо жить.
Из плюсов - красивые самолеты и понимание положения Японии в первой половине двадцатого века как страны технически отсталой но устремленной. То есть совсем не то, для чего ходят смотреть шедевры Миядзаки.