Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Последняя сказка Риты» (Россия, 2012)

7.9
оценить
Фото Анна Сотникова
отзывы:
109
оценок:
108
рейтинг:
1333
9

Элегия о смерти

Женщина в черном (Литвинова) едет через белоснежный лес, выходит у за­брошенного здания и стучится в волшебную дверь. Привратницы с косами ­отправляют ее на задание: забрать чистую и красивую душу Маргариты Готье. Маргарита лежит в разваливающейся больнице, где работает ее спивающаяся ­подруга Надя (Друбич) и куда таинственная незнакомка снисходит под видом медсестры Тани Неубивко. Само собой, в морговое отделение. Маргарита влюблена. Надежда — несчастна. Таня все понимает, но ее не очень волнуют мирские проблемы.

Второй игровой фильм Ренаты Литвиновой, сделанный на ее собственные деньги и под ее полным контролем, выглядит еще стройнее и изящнее, чем «Богиня». Если попытаться кому-то объяснить, как можно снять такое невесомое, почти эфемерное высказывание о природе смерти, кто угодно в лучшем ­случае пожмет плечами в ответ. Да и незачем объяснять. «Последняя сказка Риты» — это, строго говоря, вообще не фильм, это кинопоэзия, где главная героиня — сама смерть, которая умеет оживлять чучело хорька, прикуривать через стекло и принимать сигналы с того света при помощи позаимствованного у Жана Кокто радиоприемника. Сюжет этой притчи разбивается на осколки — так распадается умирающее сознание, лихорадочно выхватывая из памяти обрывки воспоминаний о счастливой любви и хрупкие надежды на то, что все когда-нибудь наладится. Но здесь ничего не наладится: реальность — это убожество, безразличие и грязные больничные стены, заселенные садистами и опасными психопатами, а от несчастья можно скрыться только на предсмертной вечеринке в кафе «Запределье». Встреча Риты с неизбежностью оборачивается макабрическим фарсом, театром абсурда, окутанным сигаретным дымом, — тут курят все, и так много, что Рите по ночам является мать, заботливо укладывающая ее в гроб со словами: «Может быть, хоть тут ты бросишь». С того света она явится в элегантной шляпе из дымящихся сигарет — не потому, что не бросила, а потому, что патологоанатомы уронили окурок в ее вскрытое тело. Но Маргарите уже все равно: теперь она гораздо живее, чем те, кто остался в уродливых руинах объективной реальности, с которой отказывается мириться Рената Литвинова: ее Таня ворчит на то, какими некрасивыми стали здания, а потом уходит сквозь стену в иной мир. Умирать не страшно, жить гораздо страшнее. Ведь смерть приходит в желтом платье и с бокалом шампанского. А дальше — дальше, как известно, титры.

1
0
2 октября 2012
Отзывы по рейтингу пользователя
Фото Елизавета
отзывы:
743
оценок:
1109
рейтинг:
541
9

Шикарный фильм!!! В яблочко для меня сейчас. Восприятие жизни - медицины и спорта и старинных зданий; СССР в себе сейчас. Женского и мужского в стороне сверху снизу и так далее. Про людей и Любовь.

0
0
11 апреля 2014
Фото Вера Хрусталева
отзывы:
178
оценок:
178
рейтинг:
526
7

Философская ирония и традиционная манерность: «Последняя сказка Риты»

Литвинова давно ничего не снимала. Последнее на моей памяти – это «Зеленый театр в Земфире», который при всей своей культурной значимости все же не художественный фильм. Рената притягательна тем, что к ней невозможно оставаться равнодушным – можно очень любить или ненавидеть, считать сумасшедшей, неестественной или гипертрофированной, гениальной, неземной или исключительной, но уж точно не «никакой». У нее есть то редкое, что называется «стиль», и поэтому когда она собрала-таки в охапку свои и Земфирины деньги и в полулегальном формате осуществила свою давнюю задумку – сняла мрачную и в то же время карнавальную сказку про смерть, зрительское внимание она привлекла мгновенно.

http://www.obzorkino.tv/2012/10/09/poslednya-skazka-riti/

В замызганной больнице серого промерзшего города сгорает от неведомой смертельной болезни молодая женщина Маргарита Готье. Любимый человек Николай теряет голову от отчаяния, а лучшая подруга Надя лишний раз старается не встречаться с ней глазами. Единственный, кто относится к Рите с душой и чувством – Таня Неубивко, неунывающая сотрудница больницы. Таня быстро становится Ритиной подругой и старается исполнить ее порой странные пожелания. Только вот никто не знает, что Неубивко на самом деле – сама смерть, которая из уважения к красивой и любящей душе Риты пришла заранее, чтобы подготовить ее к неминуемому событию.

К Ренате Литвиновой можно относиться по-разному, но, посмотрев этот фильм, понимаешь, что все же она однозначно умная и, что гораздо более ценно в современном кинематографе, остроумная женщина. Она называет свою воздушную и неземную героиню, фею из фей, дурацким именем Таня Неубивко и награждает ее свежим шрамом через всю шею, и от этого героиня перестает быть приторной в своей воздушности, а становится интересной в своей противоречивости. Она перемежает декадентские символы откровенными шапито-сценами и внезапно выдает своим знаменитым полушепотом пошлейшие реплики не к месту – это встряхивает зрителя и заставляет следить за периодически теряющейся ниточкой повествования. И что самое главное – она не выдумывает это, не сочиняет, в ее исполнении это так же естественно, как нестерпимо алая помада и ручной хорек, по щелчку превращающийся в чучело. У других – посмотришь и поморщишься, а у Ренаты – а как же иначе?

Литвинова откровенно кокетничает со смертью и посмеивается над ней. Символов увядания, угасания и скорого конца в картине так много, что заметить все практически невозможно. В фильме курят все – курят красиво и выразительно, сигарета за сигаретой испепеляя свою жизнь. Правда, с этим, пожалуй, самым заметным смертельным маркером Рената в итоге переборщила, отправив умершую Риточку к раскаявшейся подруге в дымящейся шляпе из пары сотен папирос. Так откровенно тыкать зрителя в свой режиссерский замысел – это было уже лишнее, все поняли и без того. Но таких перегибов в «Последней сказке» мало, а вот деталей, которые хочется разглядывать и понимать, как раз много. Картинка здесь не менее (а скорее, даже более) важна, чем выкладки сюжета.

В фильме представлены в основном женщины, которые способны гармонично вписаться в антураж шапито-сказки Литвиновой. Прекрасная Ольга Кузина в роли Маргариты Готье, всем своим видом демонстрирующая обреченность, грусть и одиночество Татьяна Друбич в роли подруги главной героини Нади, беспристрастная и холодная Алиса Хазанова в образе заведующей отделением. Но главенствует, безусловно, сама Литвинова в авангардном наряде или белом халате, надиктовывая «дело» покойной Риточки в потустороннем мире или кокетничая с малоприятным мужичонкой у обшарпанных дверей морга – она создает настроение своей сказки.

А сказка ли это? Про дымящих, как паровозы, и живущих, как роботы, врачей разваливающейся больницы, про город, в котором скоро не останется ни одного исторического здания, и про единственного душевного человека, который обречен так рано уйти из этой жизни? Безусловно, это сказка. Про настоящую и трогательную любовь, возможность чудес и про то, что там, наверху, про нас еще не забыли. Вслед за Ренатой хочется верить, что даже в самом мрачном и продажном городе, в самой забытой богом больнице среди ужаснейшего вида людей твою красивую душу все равно видно откуда-то свысока.

Вердикт: смотреть с осознанием всей ироничности и философствования, которые автор вложила в свою сказку.

(c) Обзоркино

6
0
10 октября 2012
Фото Татьяна Таянова
отзывы:
182
оценок:
182
рейтинг:
351
7

Мало какой фильм, особенно современный, особенно на Кинопоиске, обходится без слогана. Ренате Литвиновой он оказался не нужен. Да и к чему в такой (абсолютно не «навстречный» зрителю) фильм зазывалка? Но на секунду представилось, что слоган все же есть. Вот такой подошел бы: Да здравствует смерть, она пробуждает к жизни! Говорит Гагарин и приветливо машет рукой, показывая, куда надо стремиться и жить. В небо, в небо, в небо… Высокоооо!

Кто здоров и понимает смерть как необходимую часть существования, а не суровый довесок к нему или абсурдное недоразумение (или как-то там еще – с дрожью и нехотением), кто здоров, тот в состоянии со смертью – с глазу на глаз и как на духу – поговорить.
Рената Маратовна, чье сюр-режиссерское видение отличают созерцательность (в чистейшем, беспримесном виде) и поэтичность (лучшие слова/картины/интонации/атмосферные всполохи в лучшем порядке), говорит со смертью полукасанием и полушепотом созерцания и поэзии, при этом непрерывно держа в уме правило, которое когда-то сформулировал философ Леонтьев: «Надо поэзию подморозить, чтобы она не сгнила». Функцию этой подморозки выполняют нервно-угловатые и женственно-капризные юмор, ирония и гротеск. Каждый миллиметр ее фильма пропитан нежностью. И каждый миллиметр нежности прикрыт смешным, нелепым, абсурдным. Потому истины, веские и красивые, приходится добывать из глупой болтовни, щемящие открытия - из скуки, крылатую и осмысленную жизнь - из поденки вылинявшего захолустья, смерть возвышенную, честную и красивую - из той, чей имидж составляют опарыши и прочая атрибутика среднестатистических – привычных - похорон (гроб, цветы, процессия – так надо, так надо, так надо…).

Смерть как главная тема в искусстве требует от художника большой смелости. Смотреть в ее бездны не каждому по плечу, не каждый-то в силах и на своих зрачках в зеркале надолго остановиться, вглядываясь в их черную бездонную неизвестность. Но еще больше, чем смелости, она требует такта и вкуса. Это не та тема, где «все позволено», где можно все. Тут ни поз, ни вызовов, ни заскоков не простится. Все должно быть в максимальной искренности, если уж не в простоте. Рената Литвинова абсолютно верно выбрала певуче-задумчивую интонацию полусна, сомнамбулический ход ритма – речей, взглядов, слов, событий, картин, красивых настолько, что иногда кажется, будто смерть у нее – не хлеб насущный, а крем иль торт. Обилие красивостей (и красивых дам) если кому-то и колет глаза наглядностью художественного намерения, все же с лихвой искупается тем, что доводит до логического завершения (понимания зрителем то бишь) главный пафос фильма: торжество над повседневной скукой, заштатным захолустьем дел и дней.
Вот такой он - русский максимализм. Яркое и полинявшее. Красивое и уродливое. Правильная смерть и неправильная жизнь. Плюс обязательная, как у Чехова, как у большинства русских классиков – щемящая нотка невозможности. Сказки. Чуда. И конечно, Конца.
Пронзает. И спасибо за надежду, Рената.
P.S.
Страшно не умирать, страшно не жить.

4
0
30 октября 2012
Фото Виктор Палатник
отзывы:
93
оценок:
601
рейтинг:
324
3

Россыпь талантливых актрис, на фоне которых мужчин совершенно незаметно, это то на что всегда приятно смотреть. Фееричное действо в исполнение Ренаты Муратовны доставляет только положительные эмоции, а в купе с замечательной музыкой Рамазановой это просто праздник какой-то. Но это всё поверхностное...наносное...
Сама кинолента, как произведение, мало чем может заинтересовать.
Героиня Литвиновой на протяжение всего фильма издевается над своим хорьком-рабом "замри,отомри,замри,отомри" и ни разу не проделал такое с Человеком, хотя достойных личностей хватало! Задрот-патологоанатом так и не был достойно наказан, а мразь он приличная! Так и хочется спросить.В чем сила твоя, Мать?
Полтора часа вертепа...курить...бухать...курить...плясать...курить..., а развязку слепить за 5 минут!...как будто случайно вспомнив, что она вообще-то нужна. Под конец, все зрители уже в раздумьях, ну неужели все плохие останутся безнаказанными, а все хорошие, всё как обычно стерпят! и неужели смерть действительно такая сволочь?
Таким произведения обычно ставят 5, а как иначе? Иначе не эстет ты и в кино не понимаешь ни х...
Но если объективным быть, Последняя сказка Риты - российское "артхаусное" кино, каких достаточно выходит ежегодно... Ренате Муратовне спасибо за работу, снимать еще!

5
0
21 октября 2012
Фото Rest
отзывы:
106
оценок:
121
рейтинг:
318
1

Антитабачная кампания от Ренаты Литвиновой
Уныло размазанное на сто минут действо, напоминающее обрывки пронумерованных кошмарных снов школьника, пишущего реферат на тему романа Чернышевского "Что делать" .
Безусловно удачная реклама меховой промышленности. Удачная презентация собственно госпожи Литвиновой - красавицы, личности и человека. Злободневная критика в адрес бывшего московского мэра. И просто блестящая кампания против табакокурения.
Только для кино с претензией -
ЭТОГО МАЛО.

8
0
29 октября 2012
Фото Рабиндранат Тагор
отзывы:
88
оценок:
89
рейтинг:
180
9

Литвинова создает удивительный ни на что непохожий мир. по степени художественного переосмысления реальности этот мир, на мой взгляд, дает фору даже перехваленной реальности Пандоры из кэмероновского "Аватара". в творчестве Ренаты есть что-то от художественных методов Муратовой, что-то от Хамдамова, но эти заимствования в совокупности формируют нечто такое, чего раньше никто никогда не делал. Рената отличается от своих учителей своим уникальным чувством Смерти. Смерть - основной персонаж "Последней сказки Риты" и это не метафора. нет в России больше такого художника, который так остро и неоднозначно мог бы рассуждать на тему смерти. такого художника нет нигде в мире, в этом смысле Рената - явление уникальное. "Последняя сказка Риты" хороша уже одним этим - но немало у нее и других достоинств. восхитительный по красоте визуальный ряд, замечательный саундтрек, остроумные диалоги - все это отличительные черты последнего фильма Литвиновой.

- В этой больнице совсем нет красивых женщин.
- Есть.
- Да, но меня скоро выпишут.

как бы хотелось, чтобы Ренату Литвинову как можно дольше не выписывали из нашей с вами общей больнички...

20
0
13 июля 2012
Фото Екатерина Полежаева
отзывы:
39
оценок:
40
рейтинг:
174
9

Три женщины, три вечные темы: любовь смерть и поиски счастья. На грани полного абсурда, с курящими старыми тетками, с грязными стенами в аварийном здании больницы, но при этом в условиях совершенно реальных, мы наблюдаем за медленной смертью Маргариты Готье (Ольга Кузина). Риточка Готье любила, и была любима, поэтому её душа стала интересна ангелу смерти (Рената Литвинова), который проводил Риточку в последний путь так, как она хотела: в желтом платье и с бокалом шампанского. Бескомпромиссное авторское высказывание, завораживающее и прекрасное, а также великолепная музыка от Земфиры и бесподобные наряды от кутюр – все это и есть новый фильм богини стиля Ренаты Литвиновой.

2
0
29 марта 2013
Фото John Galt
отзывы:
91
оценок:
377
рейтинг:
154
7

Образцовое упражнение начинающего режиссера Литвиновой по работе с восприятием зрителя под личиной фильма о вреде курения.

1
0
22 октября 2012
Фото alex b
отзывы:
72
оценок:
73
рейтинг:
144
5

люблю литвинову, но стоило огромных усилий досмотреть. умом понимаю как то, что человеку, живущему в мутном болоте богемной тусовки, неинтересна жизнь обычных людей с их вечной проблематикой, так и то, что богемная жизнь навевает своеобразный образный и сюжетный ряд. если кто-то видит в них усложненность, утонченность и возвышенность - на здоровье, у меня осталось впечатление сожаления от времени на просмотр хаотичного потока больного сознания. неслучайна тема смерти, пронизывающая фильм - жизни в этом болоте нет и быть не может.
продолжайте бредить и восхищаться своим бредом, господа, а нам надо работать, учиться, выживать, растить детей, словом, мы выбираем жизнь.

3
0
7 февраля 2013
Фото ­
отзывы:
50
оценок:
51
рейтинг:
137
7

Мне кажется, что «Последняя сказка Риты» — это акция протеста Ренаты Литвиновой против всяких инициатив о том, чтобы ограничивать курение в фильмах. Всё остальное в фильме — для отвода глаз.

0
0
22 февраля 2013
Фото Культур Мультур
отзывы:
96
оценок:
96
рейтинг:
126
9

Александр Сергеевич Пушкин, братья Гримм и Шарль Перро нервно курят в сторонке: Рената Литвинова решила рассказать и показать свою сказку.

Смотреть фильмы Ренаты Литвиновой без предварительной подготовки — это практически равносильно тому, чтобы читать Шекспира в оригинале абсолютно не зная английского языка. Как бы велик ни был автор «Ромео и Джульетты», но для осознания красоты его творчества знание языка более чем пригодилось бы.

Возможно, только сама Литвинова-режиссер знает, что она хотела сказать той или иной сценой фильма, произнесенной фразой или созданным образом. Но таково предназначение сказок: через загадочный, почти мифический сюжет раскрывать обыденные темы, уже понятные каждому.

О чем же фильм? Посмотрев картину всего несколько минут, без труда можно понять, что тема смерти в нем доминирует. Но это не фильм ужасов, так что во время просмотра вас обойдут стороной реки крови и зомби, убийцы с заточенными ножами и прочие хрестоматийные элементы жанра. Нам вот Рената Литвинова сообщила, что ее сказка светлая, и это оказалось правдой.

Картину вполне можно было бы начать со строчки «Три девицы под окном…». Раз уж назвались сказкой, то и от «сказочных» штампов никуда не деться. Итак, у нас с вами три героини. Три женщины — три состояния души. Любовь, поиски счастья и, конечно же, смерть.

Главная героиня по имени Маргарита Готье (Ольга Кузина) попадает в больницу со смертельным диагнозом. В этой больнице врачом работает ее давняя подруга Надя (Татьяна Друбич), которая по непонятным причинам даже не заходит в палату Риты и не может ей сообщить, что та скоро умрет. А в аварийном корпусе, в котором и лежит Рита, появляется странная девушка Таня Неубивко (Рената Литвинова). Многие из сотрудников больницы ее видят впервые. Кто же она такая и что здесь делает?
читать полностью на сайте kulturmultur.com

5
0
23 октября 2012
Фото Станислав Б
отзывы:
62
оценок:
103
рейтинг:
114
3

(-) Накурено, надумано, вымучено
(+) Музыка, костюмы, атмосфера
Собственно, получил то, что и хотел: фильм от Р. Литвиновой со всеми вытекающими из этого имени последствиями.

3
0
29 октября 2012
Фото Дядя Рауль
отзывы:
69
оценок:
69
рейтинг:
111
9

Рената Литвинова относится к весьма ограниченному числу российских режиссеров и актеров, каждый фильм которых становится настоящим событием.

"Последняя сказка Риты" - не исключение. Снятая буквально на коленке, она производит куда более сильное впечатление, чем десятки "блокбастеров" отечественного разлива. "Сказка" почти лишена конфликта, зато полна магии - сама Литвинова здесь убедительно играет смерть, принявшую человеческий облик, и весь фильм посвящен таинству смерти. Каким оно бывает в России - обшарпанные больничные корпуса, грызущийся между собой и пропитанный цинизмом персонал, обязательная взятка...

Магическая сказка удивительным образом сочетается у Литвиновой с черной комедией - местами абсурдной, местами сатирической: так, смерть убедительно переживает по поводу разрушения красивых зданий "этими ужасными властями".

Короче говоря, "Последняя сказка Риты" - безумно красивый, грустный и местами даже смешной фильм, который не стыдно назвать в числе лучших в этом, да и не только в этом году. Это подчеркнуто женский и больше того, отчетливо "литвиновский" фильм, но это не делает его хуже или труднее для восприятия - по крайней мере, в зале я видел немало мужчин, и мужчин впечатленных.

3
0
19 октября 2012
Фото Алиса Дурново
отзывы:
60
оценок:
60
рейтинг:
103
9

Фильм не о смерти, а о нашей убогой жизни, в которой больницы - пыточные камеры для некурящих. Медперсонал - даже не ангелы смерти, а убогие фантомы Пустоты. Хороша Друбич, которая играет сомнамбулу - то ли подружку, то ли сокамерницу, но никак не врача. В конце, правда, она взрывается от явного скотства своего коллеги-калеки духовного. А уж Сати сыграла воплощенного Дьявола, дорвавшегося до Власти, вот уж действительно Смерть во плоти.
Кино грустное, очень эмоциональное, женское, что понятно. Музыка замечательная и точная, чувствуется рука профессионала. Всех жалко - и снесённые дома, и умирающих людей, и оставшихся жить. Явно, что наши медики у Ренаты не в чести.
Но последний эпизод с Гагариным - такая оптимистическая точечка, надежда на Чудо. Человеческое кино.

4
0
5 ноября 2012
Фото
отзывы:
33
оценок:
77
рейтинг:
99
7

Сочинение на тему "Кем я хочу стать" ученицы *-го класса Литвиновой Ренаты

Создаётся впечатление, что сценарий к этому фильму был готов у Литвиновой много лет назад, когда она была ещё рядовой девчушкой, но в глубине души уже знала, что в будущем будет одним из немногих честных арт-хаус режиссёров, будет говорить манерно, тихо, проникновенно, картинно ломая пальцы перед зрителями, и смотреть "вот так".

Фильм-сочинение, построенный по классической схеме "экспозиция – завязка – кульминация – развязка – эпилог", показывает нам эпизод из работы Смерти (Литвинова), которой требуется подготовить и сопроводить на "тот свет" некую гражданку Готье (Кузина), пребывающую на паллиативное лечение в аварийный корпус одной из загнивающих московских больниц.
Фильм - 100% артхаус, снятый на деньги самой Литвиновой и её творческой подруги Земфиры Рамазановой, которая по совместительству является автором саундтрека к картине.
Самостийность "Последней сказки..." - его достоинство и его недостаток одновременно, ибо всё снято так и только так, как хотела Литвинова. А это может оказаться сложной задачей для восприятия неподготовленного зрителя, а возможно даже и для зрителя искушённого.

4
0
27 октября 2012
Фото kolobossi
отзывы:
39
оценок:
93
рейтинг:
98
9

подобное сюрреалистическое высказывание в 2012 году можно простить, пожалуй, только Литвиновой. она не играет в жизнеподобие, она играет в Киру Муратову. но очень невесомо, необременительно и изысканно. я почувствовала неизбывную тоску по красоте, по платьям, по прическам из прошлого, которые растворились в миллиардах джинсов и ирокезов. Земфира как всегда бесподобна. настоятельно рекомендую тем, кто не будет кричать: "Люди так не разговаривают!". у Литвиновой свой, хоть и параллельный мир

3
0
24 октября 2012
Фото Антон Командиров
отзывы:
61
оценок:
337
рейтинг:
93
5

теперь стало совершенно ясно что из Ренаты Муратовны Литвиновой режиссер как из серебряной краски пуля.
или вот казалось бы - Литвинова-актриса, да?
но и как актриса она здесь мягко говоря проигрывает ВСЕМ-ВСЕМ-ВСЕМ.
даже чучелу хорька и статуе Ю. Гагарина.
не говоря уже о Татьяне Друбич, Ольге Кузиной и Сати Спиваковой.

в целом "Последняя сказка Риты" образчик даже не трэша, а бессовестного тяп-ляпа.
понятно что на свои деньги снято. понятно что "творческая свобода",
но все эти "замри/отомри", "власти сносят дома, ах-ах" и грустные спецэффекты совсем не то, чего ждешь от третьего худфильма заслуженной артистки (?) РФ Ренаты Литвиновой...
всеми нами (и мной кстати тоже) нежно любимой.

p.s. на уровне пересказа друзьям по телефону фильм неплох.
p.p.s. дорогая Земфира Рамазановна! попробуйте НЕ слушать творчество Тома Йорка в течении хотя бы 2 (двух) лет!

3
0
26 октября 2012
Фото Любовь Градосельская
отзывы:
88
оценок:
100
рейтинг:
92
9

Классный фильм. Очень мне понравился.
Но фильм этот для определенной категории людей. Для не таких. Не для всех. Ну очень классный, суперский!
Тонкий и глубокий. Я плакала.
Рита молодец. Напомнило Балабановске фильмы.

0
0
6 апреля 2013
Фото Dmitry Semenov
отзывы:
21
оценок:
30
рейтинг:
90
5

У меня от фильмов Ренаты Литвиновой остаются смешанные чувства. С одной стороны я понимаю, что второй раз пересматривать ее творения я не готов, с другой стороны, меня привлекает то, в нашем российском кинематографе все-таки есть что-то ярко выраженное авторское. Поэтому редкое появление альтернативы штампованным масс-продуктам заставляет смотреть фильмы Литвиновой. Конечно, ажиотаж, который складывается вокруг новой картины Ренаты, подогревает интерес к нему, но если отвлечься от этой шумихи и все-таки обратиться исключительно к фильму, я бы сказал, что «Последняя сказка Риты» - сказка не для меня. Безусловно, Литвинова как никто другой чувствует женскую природу и все героини фильма как разные грани целого. Каждая героиня несчастна по-своему. Одна из них любит, но ее жизнь уже слишком коротка, другая вроде как живет, но несчастна в браке, а третья ищет любовь, но любовь в ее «несуществующую жизнь» никогда не придет. И мне хочется спросить у автора: «Неужели не бывает счастливых женщин?». Как зритель, я был бы счастлив, если бы фильм был хоть чуточку быстрее, чтобы сцены были не такими затянутыми. Одни герои избыточно манерны, другие статичны и безымоциональны. Вероятно у Литвиновой был какой-то замысел. Может быть, она хотела подчеркнуть однообразие в жизни героев, может быть это тот темп, в котором живет сама Рената и он для нее комфортный. Но скажу честно, в какой-то момент мне показалось, что фильм крадет мое время. Очень остро я это почувствовал, когда в кафе «Запределье» героиня Литвиновой слишком долго поет голосом Земфиры, под невнятные и очень дешево поставленные танцы. Эта сцена сорвала апплодисметы в зале. Но для меня ни та картинка на экране, ни звук не явили собой какое-то великое творение. Честно. Даже (да простит меня Литвинова), казалось, что мне показывают что-то из home video… Мне бы очень хотелось услышать комментарий автора о том, как она оценивает свою работу, поскольку (к сожалению) на мой субъективный взгляд этим фильмом Литвинова как режиссер и как актриса не привнесла чего-то принципиально нового в свое творчество.

8
0
28 июня 2012
Фото Irga
отзывы:
27
оценок:
103
рейтинг:
89
9

«Последняя сказка Риты» — это путешествие в зазеркальный мир Ренаты Литвиновой. Мир белых халатов (она родилась в семье врачей). Мир, где близка смерть (ей приходилось утешать умирающих). Мир «кошмара» на голове (имея ввиду прически некоторых героинь) и «взъерошенности» в головах (а это уже — о депрессии). Мир женщин с ярко-напомаженными губами. Мир несуразных движений. Фатальной музыки Земфиры. Необычных платьев. Мир, где тоскуют по любимым людям или по самой любви. Мир старых, запущенных зданий с оставшимися кое-где признаками былого лоска. Мир, где нет внешних звуков. Где явственно слышны лишь голоса героев. Которые говорят чаще — незначительное, полупустое. А о главном — молчат. В этом мире много курят. И эта «невинная шалость» — привычка курить — превращается в фильме едва ли не в главную героиню, из-за которой разгорается скандал.

Чтобы перестать бояться смерти, нужно думать о ней, писать о ней, снимать кино. Или смотреть его. Странный фильм декадентки Ренаты Литвиновой не покажется слишком уж надуманным лишь для тех, кто однажды умирал сам (но выжил). И для тех, кто принимал смерть у постели умирающего… . Ловил последний вздох близкого человека и прикрывал ладонями веки… Они тоже пожмут плечами от недоумения. Но не так недоумённо, как те, кто не знает, как уходят люди.

В ходе фильма порой возникает впечатление, что Рената морочит всем нам голову. И все же нет… В «Последней сказке Риты» она серьезна, как никогда. И в этом убеждаешься в тот момент, когда патологоанатом бросает окурок в разверстое тело покойной. И Надя, которая была свидетелем этой сценки — понимает после одного видения, что со злом надо бороться. Даже если все, что ты можешь — это кидаться стремглав на подонка со своими слабыми женскими кулачками и пинать его небольно сапожком…

К трупам нужно относиться уважительно. А живых людей — надо любить. Ну а смерть — не так страшна, как вы думаете. Она может придти к вам в виде красивой девушки в прекрасном желтом платье с бокалом шампанского в руках. Или в другом обличьи. Как сами придумаете. — Это все хочет нам сказать Рената.
И говорит.
Будем верить
Р.S. Фильм - исключительно для любителей арт-хауса

4
0
19 октября 2012
Фото Serge
отзывы:
42
оценок:
63
рейтинг:
79
9

Бесконечно красивая и бесконечно печальная "Последняя сказка Риты". Отличный финал и 2,5 песни Земфиры, пробивающие словно пуля - насквозь.
- А почему вы в короне?
- Стилизуюсь под скобяные изделия...

5
0
20 октября 2012
Фото Maria Baker
отзывы:
51
оценок:
81
рейтинг:
68
3

Посмотреть этот фильм, чтобы "быть в курсе последних новинок" - как-то уж совсем по-детски, может по-студенчески, не зрело. Жалко даже не денег на билет, а потраченного времени. Когда мне хочется перформанса или ярких красок, я ищу их на выставках искусства, а не в кино. До кино это шоу теней не дотягивает, и сильно.

5
0
20 октября 2012
Фото RealMatilda
отзывы:
40
оценок:
38
рейтинг:
62
9

Я, тут конечно, страшно пристрастна. Литвинову очень люблю. Что поделать. Меня прежде всего поражает то, какие метафоры, сильные и совершенно ни на кого не похожие, приходят ей в голову. Как она собирает это все по кусочкам в одну целую картину.
И герои у нее такие получаются - смотришь на них и оторваться не можешь. Картинка очень сильная, монологи просто фантастические. Они там у нее все такие не реальные, и оттого, кажутся реальнее нас.
А Литвинова - сама по себе целый театр. Ее игра - что-то невообразимое. Завораживает.
Смотреть можно бесконечно.
Словом, фильм смотреть надо. Очень надо. Ничего подобного вы больше не увидите. Ни у кого.

3
0
25 октября 2012
Фото pumavita
отзывы:
20
оценок:
36
рейтинг:
51
7

Рита уже не молода, но еще и не стара. Но однозначно красива. Есть у неё подруга, Надежда, которая уговаривает Риту лечь в больницу, в которой эта Надежда работает. И все в больнице знают, что Рита - подруга Надежды. Но почему-то Надежда не навещает Риту в больнице, ну не навещает вообще. Нет, один раз все-таки она пришла, ночью, когда Рита спала. Рите снятся сны, в которых все её торопят умереть, Рита не хочет, но её уверяют, что так надо, и что будет очень красиво. Тогда Рита начинает дружить со Смертью. Нет, её зовут, конечно, по-другому, но Рита-то знает. Смерть очень красива (это Рената, конечно), пожалуй, красивее даже, чем Надежда (Друбич)...Однажды они втроем идут в ресторан - все потрясающе красивые - Рита, Надежда, Смерть. Но Надежда сидит и пьет, бокал за бокалом, зато Смерть очаровывает (бенефис Литвиновой). Поет голосом Рамазановой, танцует, немного неуклюже (подкачала Рената), но очень призывно....
Да...еще Любовь. Но это, как ни странно, мужчина). Невнятный Коля (Николай Хомерики, наверно, друг Ренаты, интересный молодой режиссер пробует себя в актерском амплуа), который принес в больницу умирающей Рите невнятную фату - но Надежды при этом не было и близко, зато действие происходило возле морга.
Впрочем, как и все действия.
Если бы меня звали Наташа. Ну, или Оля, Таня, Маша. Может, я бы и не так близко к сердцу все приняла. Но меня зовут Рита. И я - курю. И меня весь фильм уговаривали умереть, потому что я много курю. Вот такой кошмар)
Уверена, что Дмитрий Анатольевич был на премьерном показе. И именно этот фильм натолкнул его на мысль о стремительно принятом законе против курения.
Что тоже - в плюс картине.
*
В общем, посмотреть стоит. Хотя бы, чтобы насладиться игрой трех граций, роскошной музыкой Земфиры, разбудить мозги, ну и просто быть в курсе культурной жизни столицы.
Четверка.

2
0
19 октября 2012