Киноафиша Москвы

Фильм «Цезарь должен умереть»

Cesare deve morire (2012, Италия)
7.2
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Цезарь должен умереть

Цезарь должен умереть (первый трейлер)

Смотреть трейлер
  • 14+ 1 час 16 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Получивший Гран-при в Берлине фильм братьев Тавиани про то, как в итальянской тюрьме ставят трагедию Шекспира

Получивший Гран-при в Берлине фильм братьев Тавиани про то, как в итальянской тюрьме ставят трагедию Шекспира.

Режиссеры фильма «Цезарь должен умереть»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Наиля Гольман
отзывы:
48
оценок:
59
рейтинг:
470
7

Тюремная постановка Шекспира, главный приз Берлинского кинофестиваля

Полудокументальная постановка Паоло и Витторио Тавиани открывается последним актом трагедии — актеры в красных тогах и с бутафорскими мечами увлеченно доигрывают на сцене шекспировского «Юлия Цезаря». Дальше они переодеваются в спортивные штаны и расходятся по своим камерам, каждого провожают охранники и запирают на засов двойную дверь. Между этим цветным эпизодом и его повторением в конце — черно-белая документация шести месяцев подготовки спектакля в итальянской тюрьме строгого режима.

Репетировать и снимать начали одновременно — в центре фильма, разумеется, не сюжет «Юлия Цезаря» (хотя текст трагедии звучит в кадре почти постоянно), а сами заключенные и самоотверженная затея сделать полноценный спектакль с их участием. Этого достаточно, чтобы провести полтора часа, не отводя глаз от экрана: когда реальные убийца, наркоторговец и член мафии взахлеб обсуждают мотивы выдуманных писателем заговорщиков, ничего не нужно особенно приукрашивать — и так интересно.

К изображению экзотической тюремной фактуры Тавиани подходят аккуратно, с основательным восторгом: любуются своими актерами, каждый из которых говорит на родном диалекте, позволяют им рассказать в кадре свои истории — и все же держат определенную условную дистанцию. Практически ничего личного или двусмысленного, несмотря на богатый на возможности материал, в фильме нет. Каждый неоднозначный момент разрешается мажорным аккордом: то разъяренная толпа римлян оборачивается болеющими за сотоварищей заключенными, то охранники заботливо оставляют трех мужиков во дворе доиграть эпизод. Где-то здесь и проходит эта интересная граница туманного определения «полудокументальный»: создается парадоксальное впечатление, что документальная часть фильма — это собственно работа над постановкой Шекспира, а игровая — каждое бережно срежиссированное столкновение с реальностью. И тут можно вспомнить о том, что обоим братьям Тавиани сейчас больше восьмидесяти лет (горячий фестивальный тренд этого года, между прочим): старики мудро минуют лишние поводы для эпатажа — им достаточно задокументировать то, что их по-настоящему тронуло. Если бы этот сюжет взялся ставить кто-то молодой и дерзкий, из всех зазоров и нестыковок, пожалуй, лилась бы бутафорская кровь или что похуже. И если смотреть «Цезарь должен умереть» с этой точки зрения, то из того, что случается со стареющими режиссерами, в нем представлено, пожалуй, лучшее.

17

Отзывы пользователей о фильме «Цезарь должен умереть»

Фото кино умерло
отзывы:
40
оценок:
57
рейтинг:
101
9

Украл, выпил - …в театр!

Ни камни башен, ни литые стены,
Ни подземелья душные, ни цепи
Не могут силу духа удержать;
Жизнь, если ей тесны затворы мира,
Всегда себя освободить сумеет.
Уильям Шекспир. «Юлий Цезарь»

Кинематографическая карьера итальянцев Паоло и Витторио Тавиани длится уже без малого шестьдесят лет. Всё это время братья стабильно снимают хорошие картины, быть может, без революционных прорывов в форме, или исключительных откровений в содержании, но зато и без кризисов и провалов. «Уже не молодые ребята», как сами режиссёры себя называют, являются любимцами различных киносмотров и заслуженно обладают некоторым количеством наград. Последняя их лента, «Цезарь должен умереть» получила в этом году «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. Надо полагать, жюри было подкуплено мастерским переплетением вечных вопросов и современных социальных проблем, сочетанием высокой поэзии Шекспира и сцены тюремного театра.

Восторженный зал рукоплещет завершившим своё выступление артистам. Потихоньку зрители расходятся по домам, а выступавшие… по камерам. В полудокументальной манере братья Тавиани расскажут нам о том, как заключённые итальянской тюрьмы строгого режима готовились к постановке политической трагедии Шекспира «Юлий Цезарь». Как они проходили кастинг, учили роли, репетировали, наконец, вдохновенно играли на сцене. И всё это в обрамлении камерных стен, решёток на окнах и лояльной, но оттого не менее суровой охраны.

В образе легендарных исторических фигур, Цезаря, Брута, Кассия, Антония и других выступают наркоторговцы, мафиози и убийцы. Некоторым из них не суждено когда-либо вдохнуть воздух свободы. Но это вовсе не означает, что они не люди. Все они персонажи колоритные, каждый обладает уникальным характером, а некоторым и вправду место не за решёткой, а, как минимум, на сцене Бродвея. Они, как могут, привносят в непростые роли собственный опыт, талант и мировоззрение, и параллельно переосмысливают свои судьбы через трагедии героев великого поэта. Оказывается, что и Шекспир, и Цезарь не многим отличались от итальянских уголовников XXI века, поскольку задавались теми же неразрешимыми проблемами совести и морали, и сталкивались с такими же проклятыми вопросами жизни и смерти.

Наблюдая за репетициями заключённых, мы как бы невзначай узнаём о подспудных реальных конфликтах между ними, о вселенской тоске, испытываемой каждым из них по ночам от бесконечного вглядывания в потолок, о том, что у них от тюремной баланды проблемы с желудком, и о том, как тяжко годами напролёт обходиться без женщины. Но Тавиани умышленно предпочитают не копать слишком глубоко. Сопутствующие подготовке спектакля обстоятельства они отмечают лишь лёгкими штрихами. Не давая сюжетного развития повседневным бытовым проблемам, они подчёркивают их эфемерность, возвышая над всем бренным вечные строки Шекспира.

Режиссёры пытаются уловить сложный, длительный, почти незримый процесс перерождения преступников. Конечно, проявляется это лучше всего во время чтения стихов трагедии, когда душегубы и контрабандисты возвышаются до масштабов гигантских исторических персон и наполняются благородными страстями, некогда определившими судьбы мира. Мудрые старцы Тавиани, конечно же, не испытывают никаких иллюзий по поводу чудодейственных сил искусства. На примере заключённых, играющих Шекспира, они показывают, что искусство способно возвысить человека над его бренным существованием, но лишь ненадолго. Искусство не разрушит стены камеры, не снесёт решётки с окон, но оно может поднять человека над этими неудобствами. Искусство не способно осчастливить, скорее даже наоборот, о чём говорит в финале один из заключённых. Но искусство расширяет наш мир, наполняя жизнь, даже если это жизнь за решёткой, значением и смыслом.

Конечно же, тюрьма у Тавиани это не просто заведение, где людей держат под стражей за их прегрешения, это ещё и ёмкая метафора. Метафора ограниченности жизни каждого из нас. Мы все немного заключённые своих пороков, бытовых проблем, и чьей-то внешней воли. Мы не можем вырваться за определённые судьбой рамки, но и в их пределах мы можем очень многое. Даже находясь в тюрьме, герои фильма Тавиани открывают для себя огромный новый мир.

12
Фото Георгий
отзывы:
709
оценок:
857
рейтинг:
2254
3

Агония итальянского кино за решеткой в страстях по Шекспиру

Немолодые классики итальянского кинематографа, не представлявшие зрителю ничего нового уже несколько лет, в этот раз покажут практически документальную историю о поставновке трагедии Шекспира в стенах итальянской тюрьмы. В попытке осветить проблему пенитенциарной системы Итальянской Республики режиссеры показывают реальных осужденных преступников, которым и предстоит воплотить на сцене известные всем роли. Не пытаясь анализировать те символы, которыми наполнен фильм, и что же на самом деле представляет собой тюрьма - актуальна ли она для каждого из нас, замечу, что в финале актерам рукоплещет зрительный зал. Захочет ли к этому флэшмобу присоединиться кинозритель?

4
Фото Maria Maria
отзывы:
28
оценок:
42
рейтинг:
167
9

Мы устроены таким образом, что делим все и вся на категории, не видим полутонов, а замечаем только основные цвета, не умеем искать компромиссы, а идем по прямой. Часто все это играет с нами злую утку, поскольку со временем мозг заключается в узкие рамки и уже не способен к восприятию нового, необычного, другого.
Фильм «Цезарь должен умереть» не со всем об этом, он является мини-инсталляцией нашей жизни, которая часто сводится к минимальным вещам. О том, что искусство бессмертно нам когда-то в школе говорила учительница зарубежной и русской литературы Марья Ивановна, но в силу молодости и неопытности эти слова быстро выветрились через другое ухо.
В своей работе братья Тавиани попытались немного раскрыть зрителю глаза и показать, что испокон веков люди задавались самыми простыми и обыденными вопросами. Они размышляли о дружбе, морали, преданности, власти, и упомянутые в картине Цезарь и Шекспир не стали исключением. Первый поплатился за несгибаемость, а второй увековечил и обрамил в литературную рамку достаточно банальную историю.
А Паоло и Витторио осовременили старый сказ, взяли в качестве подмостка для своего киноспектакля тюрьму, актерами шекспировского творения выбрали самых отъявленных негодяев, па потом показали зрителю, чему последние научились у великого классика и правителя. Для наглядности разделили цветом жизнь заключены, показывая тем самым насколько обычна и сера их будничная жизнь, и как они преображаются, выйдя на сцену.
Очень тонкий и чуткий фильм со своими особенностями.

4
Фото Мишутка Опасность
отзывы:
18
оценок:
273
рейтинг:
19
9

Охрененный фильм! Один из лучших, что я видела в этом году! Всем рекомендую к просмотру эту замечательную картину!

2
Фото Lyla
отзывы:
132
оценок:
276
рейтинг:
244
9

Потрясающая постановка братьев Паоло и Витторио Тавиани трагедии Шекспира «Юлий Цезарь» в тюрьме. Назвать это удивительное действо «фильм-спектакль» язык не поворачивается, это нечто гораздо большее. С трудом верится, что играют непрофессиональные актеры (и вообще-то уголовники, посаженные на долгие годы, а некоторые и пожизненно), настолько они органичны в кадре. В пьесу Шекспира вплетаются воспоминания этих людей и, отчасти, тюремный быт. Братья Тавиани придумали интересный ход – в основном пьесу разыгрывают не на сцене, а в камере, коридоре, тюремной библиотеке, во дворе – каждое пространство прекрасно обыграно. Это и репетиция и сам спектакль, пьеса и жизнь одновременно. Проживая жизнь своих персонажей, настоящие преступники задумываются о том, что они совершили в прошлом. А Сальваторе Стриано, сыгравший Брута был помилован и сейчас играет в театре.

1

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Другое кино»

Заканчивается пьеса Шекспира «Юлий Цезарь», занавес, бурные овации. Гаснет свет, актеры покидают сцену и… возвращаются в камеры римской тюрьмы строгого режима «Ребибия». Камера запечатлела грандиозный эксперимент по постановке спектакля режиссером Фабио Кавалли с заключенными, многие из которых отбывают пожизненный срок. Универсальный язык Шекспира помогает новоявленным актерам понять свои роли, вновь познать дружбу и предательство, власть, обман и насилие — сначала в пьесе, а потом и в своей жизни. И хотя подмостки этой пьесы — тюрьма, в самом фильме она удивительным образом исчезает…