Все развлеченияМосквы

Все отзывы о фильме «Мальчик с велосипедом» (Бельгия, Франция, Италия, 2011)

7.0
оценить
Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1194
оценок:
824
рейтинг:
18448
5

Басня о парикмахерше, приютившей мальчика из детдома

11-летний Сириль (Доре) живет в детском доме, куда его определил не слишком ответственный отец (Ренье). Во время неудачного побега в город мальчик цепляется (в буквальном смысле) за первую попавшуюся женщину (Де Франс), которая оказывается парикмахершей и практически святой — выкупает его любимый велосипед, проданный слабовольным родителем, потом начинает забирать Сириля к себе на выходные, пытается оградить от тлетворного влияния улицы и даже бросает бойфренда, у которого быстро кончается терпение.

Бойфренда, чего уж там, понять в этой неореалистической сказке проще всех (хотя эпизоды с ним — из самых неудачных) — ребенок сносно воспитан, но довольно невыносим. Это, в разной степени, относится ко всем дарденновским протагонистам, но влезть в шкуру бродяжки или наркомана все же проще, чем всерьез, вне гуманитарного контекста, начать переживать за насупленного недоросля. Тем более что Дарденны, в отличие от Трюффо, к примеру, не пытаются проецировать на ребенка сознание взрослого и вообще не склонны наделять его какими-либо чертами, кроме символической любви к велосипеду и интереса к игровым приставкам. Эта фирменная аскетичность придает нервной по рисунку истории необходимую ясность и строгость, но в то же время бельгийцы ближе, чем обычно, оказываются к чистому морализаторству, сентиментальной абстракции — притом что все взрослые в фильме тоже написаны довольно грубыми мазками и единственный сомневающийся персонаж появляется за пять минут до финала. «Мальчик» виртуозно построен на постоянном движении, он теплее, светлее и попросту дружелюбнее к зрителю, чем предыдущие работы Дарденнов, — но в нем то и дело перестает пульсировать нерв; меньше всего хочется, чтобы творческая задача братьев съежилась до высококлассных социальных роликов.

8

Отзывы пользователей

Фото koleso_kolesiko Kolesnikov
отзывы:
6
оценок:
69
рейтинг:
12
9

Яркий пример того, как можно снимать действительно нужное кино вне мэйнстрима безо всяких артхаузных перегибов. Соцреализм без необходимости выворачивать наизнанку типовые многоэтажки, впадать в холодные тона пугающих картинок, ну и так далее по всему, что давно уже не работает в гипер-реалистичных "модных" фильмах. И при том место действия - благополучная Европа, главные герои - типичные средние европейцы (никакого иммиграционного подтекста), и никакого лоска, блеска и нарочитых красивостей. Всё просто, и всё абсолютно реально. И всё это выглядит так, что действие с легкостью можно представить в любом уголке мира, хоть у нас в глубинке, хоть в Санта-Барбаре. Потому что речь идет о непременных ценностях, о главном чувстве, о самых искренних человеческих отношениях, которые лучше всего проявляются сквозь открытый детский взгляд. Кстати, и почти документальная камера отлично работает на это - изображение смотрится легко, краски правдоподобны, и весь фильм меня не покидало чувство присутствия в кадре.
Кино у меня как-то пересеклось по сюжетно-смысловой линии с недавно посмотренным отечественным фильмом двадцатилетней давности "СЭР - свобода это рай". Там тоже паренек примерно того же возраста с тем же упорством прорывается к отцу, который также забыл знать о сыне. После встречи с отцом события в фильмах развиваются абсолютно по-разному, но смысл, по-моему, остается тем же.
Конечно, фильм Дарденнов не ограничивается темой отношения сына к отцу и отца к сыну, и даже больше не об этом. Параллельно возникает необъяснимое чувство простого сострадания и понимания к парнишке со стороны незнакомой женщины, которой на первой взгляд в этой истории ничего и не нужно. Но вскоре обнаруживается то общее, что есть и у маленького Сирила и уже не у юной Саманты: чувства, которым жизненно необходимо выразиться в живом человеке. У мальчика это проявляется в самоотверженном поиске отца или какого-нибудь "старшего брата" в лице молодого перспективного бандита. У главной героини эта потребность выражена спокойнее (что подчеркивает зрелость и силу этого чувства) : просто поделиться чистой любовью с тем, кто в этом действительно нуждается. И делать это с огромным терпением и верой в человека внутри дикого мальчонки.
Мне понравилось, что фильм не давит никакими нравственными установками, что он не затягивает в сложные сюжетные переплетения, что он прост и понятен каждому, и при этом задает непростой разговор. Это как говорить о сложных чувствах с каким-нибудь простым старичком или же с обычным ребенком. Смотрели этот фильм с десятилетним сыном - в этом кино не увидел никаких ограничений по такому возрасту. Так что начиная лет с 8-9, по-моему, можно смело и с детьми смотреть - уверен, такие фильмы хорошо запоминаются детям и помогут им понять, что значит быть человеком.

4
Фото Сергей Самсонов
отзывы:
347
оценок:
352
рейтинг:
263
9

Как квартиру покупаешь с соседями вместе, так и ребенка из приюта берешь вместе с его привычками, друзьями и соответствии подходом к жизни — проблема лишь в том, что бывают случаи, когда ты осознанно идёшь на это, но ведь жизнь нельзя загнать в рамки центрального планирования, и в ней гораздо чаще все определяется другими закономерностями, которые можно определить, как случайности, с нашей, обывательской, точки зрения. Безумный,в общем-то, похож к стоматологу может обернуться перевертыванием жизни с ног на голову, проблемами с полицией, расставанием с людьми, которые, как оказалось, в общем, не так сильно тобой и дорожат и прочим.

Фильм задумчивый и умный, но не самый простой, да и заканчивается слишком быстро. У режиссера нет задачи объяснить, только показать, а показывает он порой странные вещи. И если для среднестатистического человека такие вещи вообще неизвестны, есть многие, кто от этого совершенно серьезно страдает. Роли в фильме у Де Франс и Доре замечательные — играют они хорошо, и я вполне склонен предполагать, что заслуга это не только режиссерская.

1
Фото Джо Дивижн
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
1
5

У меня при просмотре сострадание как таковое в принципе отсутствовало. Вся "драма" преподнесена как-то искусственно - и неправдоподобно. Отношение взрослых к нему как к взрослому (диалоги с отцом, сцена когда его сбивают камнем с дерева) . короче это какое-то католическое кино - не оч. русское. единственный плюс это игра мальчиком самого-себя ( как он гоняет на велике, играет в приставку). не оч. понятно почему все так восхищаются этим кино.... сказка рассказанная в фильме "искусственный интеллект" , как мне кажется намного сильнее.

1
Фото Татьяна Таянова
отзывы:
182
оценок:
182
рейтинг:
348
9

Красота спасет мир.
Идиот

«У меня нет сына. И, пожалуй, слава Богу, что нет. Потому что, если бы у меня был сын, я не знал бы, что ему сказать. Знаете, я всегда представляю себе – хотя на деле это, вероятно, редко случается, - что в шестнадцать – семнадцать лет мальчик может прийти к отцу и сказать приблизительно следующее: «Папа, ты прожил несколько десятков лет, ты много видел и читал, много думал, скажи мне, что такое жизнь? скажи мне, как надо жить?»… Пожалуй, все-таки кое-что я посоветовал бы… Как там сказано: «учитесь властвовать собой»? Так вот, не «властвовать», а «жертвовать»: учитесь жертвовать собой! Не очень собой дорожите, а остальное приложится… Да, приложится, даже если с такими советами, как мои, и умрешь ты где-нибудь под забором, не оставив никакого следа ни на каком «поприще». Вот насчет «поприща» ничего сказать не могу – но ведь ты не об этом спрашивал, не об этом, нет?» (Г. Адамович).

Все, кто уже привит философией успеха (по Адамовичу, «поприща»), конечно же, останутся глухи к этому кино. Фильм Дарденнами не для них сделан. Но о них, это точно.
Философия жертвы (неуспеха), которую тихо и кротко нашептывает образ Саманты, немодная, несовременная (не верю, что таких сейчас много), редкая, как пятый фортепианный концерт Бетховена, что маленькими кусочками-вставками, словно напоминание о чем-то самом главном и забытом, врезается в суетливое мельтешение повседневности, зовет куда-то, где нет нас пока, еще нет, а может быть, никогда и не будет…

Властвующие собой и жертвующие собой в фильме разведены с очевидной ясностью. И узнаешь себя в первых. Мне узнавание-понимание это далось нелегко, довело до ярости, резкости. Тяжело признаваться в трусости, нечувствии, равнодушии, подлости, мелкости, куцем, укороченном понимании справедливости, милосердия и добра, в бесконечной любви к своей шкурке. В том, что чаще человек человеку не волк даже, а бревно.
Учитесь властвовать собой? Умеем, вполне умеем!
Осчастливим мальчика, ударившего по голове битой, холодным пожатием руки.
Толерантно подожмем губы, сделаем деревянным лицо, чтобы никто не заметил брезгливости и презренья.
До копеечки точно пересчитаем убытки (справедливость прежде всего! А 1650 евро – цена справедливости).
Милостиво возьмем компенсацию за ущерб драгоценной шкурке.
Вовремя отшвырнем камень.
Ни в коем случае не тронем свернувшееся на земле тельце.
Вызовем скорую (закон прежде всего!).
И, провожая навсегда мальчика с велосипедом, не побежим вслед, а утешимся: никакой моей вины. Никакой моей вины. Никакой моей вины… «Благодатное» бесчувствие. Тщеславие «своей рубашки». Правота и справедливость бревна.
По-хорошему, образ второго отца (в себе найденный!) должен был бы заставить выть от ужаса и стыда. Кричать, потому что так было и так будет всегда, пока стоит свет, потому что таковы люди. Потому что слепая жестокость равнодушия, «налет чуждости» – в разных пропорциях - живут в каждом. И неискоренимы.

Учитесь жертвовать собой, - как объяснить это первому отцу фильма (предавшему сына и продавшему велосипед), второму отцу (благопристойному родителю и законопослушному продавцу), который, по-моему, ничем не лучше?
Как это себе объяснить? Как самого себя убедить в том, что Адамович прав, что жертвовать надо, даже если от этого «умрешь где-нибудь под забором, не оставив никакого следа ни на каком «поприще»»?

Что ожидает Саманту, когда мальчик, в прямом уже смысле раненный людьми, вернется, прильнет, обожжет своим незаслуженным страданьем, стиснет молчаливой просьбой о жертве, т.е. добре без причин и мотивов?
-Ради тебя!
-Я хочу быть с тобой!
Вот и все мотивировки. Добро беспричинно. Оправдаться ему нечем, и нечем его оправдать, и судить охотников масса.
Рассудочная жизнь так нуждается в мотивировках и оправданиях. В цене, в компенсациях, в подгонках, в правде лжи. В суде справедливости и мести. В перемириях. Но именно рассудок делает мир бессмысленным месивом.

И только мир, где царит Жертва, где все виноваты, каждый по-своему, где всем есть в чем упрекнуть себя, покраснеть, покаяться, где человек человеку – рука и сердце, где мальчик с велосипедом - всем сын, всем, а не только парикмахерше Саманте, только мир, где «сострадание есть главный и, может быть, единственный закон бытия всего человечества» (Ф. Достоевский), только этот мир сможет спасти красоту.

1
Фото Marishu
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
4
9

Удивительное, доброе и непростое кино.
Про трудного ребенка, которого предает самый родной человек - отец, и он до конца не может поверить. А потом по-детски и никому не верит, и ищет себе нового кумира, и хочет быть добрым, и готов махнуть на все рукой.
Про бессильных социальных работников, которые в бельгийском образцово-показательном детдоме только и делают, что ищут на кого бы спихнуть неспокойного подопечного.
Про рохлю - бойфренда главной героини, который сбежал, как только понял, что не вокруг него вращается вселенная.
И про фею, которая вытаскивает паренька из этого кошмара, с удивительной силой и сочувствием переживающая все его стрессы и потери.
И последние 10 минут фильма - момент истины, когда понимаешь, то, через что парень прошел, было не зря. Все изменилось.

1
Фото Егор Королёв
отзывы:
371
оценок:
371
рейтинг:
784
7

Простой, честный, нужный фильм о главном. Дарденны снимают картину о необходимости любви. Люди не должны быть одиноки, тем более не должны быть одни дети. Если хватает подлецов, бросающих своих детей, должно хватать тех, кто сможет подарить любовь и нежность ребёнку.

Сентиментальный фильм - и не стоит обвинять его в этом. Разве в нашем мире много сентиментальности? Её не хватает.

Не хватает таких фильмов. После которых хочется дорожить своими близкими. И хочется стать близким тому, кому этого не хватает. Может быть, когда-нибудь в России исчезнут детские дома.

Дебют Тома Доре... После таких дебютов хочется видеть продолжение. Прекрасные глаза несчастного и упрямого ребёнка. Который хочет, чтобы его любили.

В финале мальчик и женщина катятся на велосипедах. Потом они устраиваются в тени деревьев, достают бутерброды, шутят, задумывают позвать вечером гостей на барбекю. Звонят друзьям, те соглашаются и вечером будет праздник. Придут две кузины... Дарденны говорят о самом главном тихо и без прикрас. Верю

1
Фото Evgeny Azovtsev
отзывы:
71
оценок:
72
рейтинг:
121
7

Знаком с творчеством Дарденнов, по фильму дитя(2005), который оставил у меня положительное впечатление. Мальчик с велосипедом, его прямое продолжение. Напомню в первой части, фигурирует персонаж, который занимался грязными делишками(уличное воровство и тому подобное). В конце концов, он продает свое новорожденное чадо за 5000 евро, но под нажимом своей пассии, которая потеряла сознание узнав о случившимся, горе папаша возвращает младенца. При этом мафия ставит его на счетчик, дела-то темные.
Мальчик с велосипедом переносит нас на 12 лет вперед. Это вариация на тему, какое будущее у такой семьи. Мы видим, что отец не парясь сливает своего сына Сирила в детский центр, интернат. Подросток мешает ему, он слишком финансово обременителен. Для Сирила это ужасный стресс, этот стресс распространяется на всех, кто его окружает. Трудного подростка начинает опекать парикмахерша. Полагаю, что через эту девушку, создатели фильма передали образ Франции. Сюжет завязывается таким образом, что Сирил может пойти по стопам отца(к этому у него большая предрасположенность), связавшись с уличным криминалом, либо зажить, пусть немного скучной, но все таки нормальной жизнью...
Сделав мальчика сиротой, Дарденны пробудили родительские чувства у зрителя. И если первая часть заканчивается на том, что его отец это тупиковый персонаж, то наш юный велосипедист представлен как надежда франкофонии. Пусть еще ничего неясно, он может сбиться с пути, его могут погубить. Но цепкость, энергия, напор юного персонажа оставляют позитивный настрой в этой гонке на выживание.

1
Фото Katya B
отзывы:
12
оценок:
37
рейтинг:
18
9

Мальчик с велосипедом, и с чистой душой

Как так получается, что вот у людей при рождении огромное огромное сердце. Оно даже больше чем он сам. И все, что ему нужно в этом мире это любовь. И за эту любовь он готов задыхаясь бежать, плыть, ехать хоть на край света, жизнь готов отдать...

А потом человек вырастает и забывает эти самые главные ценности своей жизни... и может так никогда больше о них и не вспомнить..

1
Фото Георгий
отзывы:
709
оценок:
857
рейтинг:
2255
5

Маленький принц

На самом деле я люблю смотреть сложные фильмы, затрагивающие неудобные общественные вопросы социальной направленности. Вот и Каннский фестиваль их тоже любит. Но, несмотря на Гран При, впечатление от кинопроизведения братьев Дарденн оказывается каким-то нейтральным и смазанным, подобно нечеткой картинке, или несозревшему персику; должного драматизма почувствовать не удается. Возможно это происходит потому, что история о подростке, которого отец поместил в детский дом, оказалась для меня неактуальной, а может быть и потому, что показанный зрителю реализм всей этой истории, преподнесенный без каких-либо значительных моментов, которые заставляли бы откровенно сопереживать кому-либо из персонажей, все-таки не затрагивает правильные акупунктурные точки. Хотя в целом фильм, подобно книге Сент-Экзюпери, которую можно читать и в десять лет, делая определенные выводы, и лет через двадцать после этого, воспринимая текст совсем иначе, можно смотреть в любом возрасте. Только дело лишь в том, что показано все слишком нейтрально: попробуйте подойти к окну и, не отрываясь, смотреть на проходящих по улице людей на протяжении полутора часов.

0
Фото Short_story
отзывы:
234
оценок:
236
рейтинг:
186
7

Очень пронзительное и трогательное кино, вся сила которого в 12 летнем мальчике от которого отказался отец. Глядя на эти озлобленно сжатые губы и широко раскрытые, все еще детские глаза - сердце сжимается в клубок от той несправедливой боли, которую взрослые могут приносить в мир. Но, не смотря на всю тяжесть происходящего, фильм не оказывается диприссивным, потому что в нем есть место для добра и любви. Он достаточно простой и не очень аккуратно сделан, но цепляет за душу и заставляет еще раз задуматься, что "мы в ответе за тех, кого приручили".

0
Фото Мария О
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
4
9

Эмоциональная психологическая социальная драма.
Главный герой – детдомовский мальчик. Смелый, отчаянный, стремящийся, чуткий. Как любой ребенок искренне верит в то, что родители самые лучшие, и в то, что друзьям надо помогать самоотверженно и бескорыстно.
Отец, для которого сын - пустое место. Не интересующийся, раздражающийся, всячески пытающийся убрать ребенка из своей жизни раз и навсегда.
Милая женщина парикмахер, которая переворачивает свою жизнь ради мальчика, меняет приоритеты и терпеливо пытается понять, почувствовать, помочь, поддержать.
Неизменное зло, в виде подростков, пытающихся использовать мальчика в своих целях.
Очень эмоциональный фильм, с чередой житейских событий, но снят так, что ты чувствуешь все переживания героев кожей.
Проникаешься пониманием к каждому персонажу. Понятны мотивы, понятны побуждения, они искренни. Все люди разные, главное верить и стремиться. Все будет хорошо, вопреки всему.

0
Фото Сергей Ефимов
отзывы:
16
оценок:
221
рейтинг:
6
5

Блестящий фильм. Фильм, в котором нет ни одного позитивного персонажа.
Представьте, что от вас отказался отец, вы социопат, вы отталкиваете даже того единственного человека, который вас любит, вы избиваете людей битой, чтобы украсть деньги, которые вам не нужны. Нравится?
Представьте, что вы отец мальчика, на которого вам наплевать, от которого вы убегаете и которому врёте, что когда-нибудь позвоните. Перспектива на ближайшее время – мешать в кастрюльке карибский соус и откладывать деньги на жильё. Нравится?
Представьте, что вы парикмахерша, на которую с неба свалился какой-то пацан. Этот упырь ударяет вас ножом, говорит, что ненавидит вас, а вы ради него бросаете бойфренда и расплачиваетесь за его преступление. Нравится?
Представьте, что вы юный преступник, возомнивший себя главарём уличной банды. У вас на попечении недвижимая бабуля и пьющий дед, вы подговариваете какого-то мальчика украсть для вас деньги, потому что сами боитесь взять в руки биту и напасть на хозяина лотерейного ларька. Нравится?

Картина показывает, в каком кризисе сейчас живёт Европа, если единственный не вызывающий отторжения персонаж – это мальчик-араб, пытающийся вырвать главного героя из состояния войны против всех и хоть как-то его социализировать.
Ещё в фильме практически нет музыки. Действительно, музыка – это эмоции, воспринимаемые на уровне подсознания. Музыка в фильме должна передавать настроение. А здесь и настроения нет. Смотришь как будто телесюжет о жизни какой-нибудь семьи. Социальный ролик с общим посылом: «Вот так жить нельзя!». Зачем в таком ролике музыка?

Наверное, этим фильм и подкупает, что смотрится необычно на фоне кинематографа супергероев. Это кинематограф суперзлодеев, одним из которых, если прикинуть, можешь оказаться и ты сам.

0
Фото Kab4ik
отзывы:
11
оценок:
11
рейтинг:
31
9

Великолепная работа!
Читала в рецензиях много про социалку.
Я увидела в фильме больше религиозного подтекста.

Смысл - За всё в этой жизни нужно отвечать.

0
Фото Kowal Коваль
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
1
9

Фильм очень интересный, женщина мальчику конечно хорошо подвернулась... Она реально как святая, весь бы наш народ таким был бы... Было бы в целом всё гораздо лучше...

0
Фото Antuan
отзывы:
72
оценок:
88
рейтинг:
156
7

Впечатлило. Обязательно схожу в кинотеатр. Берет за душу, не зря этот фильм отличился на канском кинофестивале. Думаю, никто не должен оставаться равнодушным к подобным картинам.

0
Фото Оксана Иванова
отзывы:
7
оценок:
7
рейтинг:
3
7

История 12-летнего подростка, который хочет найти отца, оставившего его в детском доме. Совершенно случайно он знакомится с Самантой, хозяйкой парикмахерской, которая позволяет мальчику оставаться с ней на выходных.

0