Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6.7

Фильм
Черная Венера

Vénus noire, Франция, Бельгия, 2010
О фильме
Париж, 1817 год. Профессор Королевской академии наук, изучив слепок с тела Саартье Баартман, утверждает, что нет никаких сомнений в том, что особь женского пола, которую он и его коллеги имели возможность изучать, относится к отряду обезьян. Саартье Баартман была привезена из Южной Африки в Лондон своим хозяином Цезарем, которому пришла в голову идея заработать, выдавая темнокожую девушку за представителя нового племени дикарей. Закованная в цепи Саартье становится любимым развлечением бедняцких кварталов Лондона, которым она становится известна под именем Готтентотской Венеры. А вскоре слава о Венере достигает Парижа.
  • Черная Венера – афиша
  • Черная Венера – афиша
  • Черная Венера – афиша
  • Черная Венера – афиша
  • Черная Венера – афиша
Исторический, Драма
Абдельлатиф Кешиш
27 октября 2010
2 часа 39 минут
mk2.com
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Абдельлатифа Кешиша

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

5
Василий Миловидов
102 отзыва, 103 оценки, рейтинг 1464
5 декабря 2011
Историческая драма о большой телом и душой рабыне

В Париже начала XIX века натуралист Кювье умело доказывает перед кафедрой коллег превосходство белой расы над негроидной. Примером служат частично упа­кованные в банки с формальдегидом анатомические особенности чернокожей женщины (Торрес) — большие, чем принято, размеры ряда половых приз­наков, сближающие ее с обезьяной. В предшествующие годы покуда еще целая негритянка будет много страдать, пить и изображать перед европейцами дикое африканское животное, служа немым напоминанием о фашистской сущности всякого белого человека.

Реальная Сара Шарки Бартманн почти два века простояла на виду у людей — сперва в роли ярмарочного фрика и развлечения парижской богемы, а после сме­р­ти — экспонатом антропологического музея; пока пришедший к власти Мандела не договорился с Францией о возвращении ее останков для захоронения на ро­дине. Как и в судьбе героини, проблема этой, казалось бы, близкой Кешишу («Увертка», «Кускус и барабулька») истории кроется в размере — она, по-хорошему, слишком велика, чтобы у нее все сложилось хорошо. Работавший раньше немножко в формате французского Кассаветеса, с мятущейся камерой, импровизированным гамом непрофессиональных актеров и выводами где-то глубоко между строк, в «Венере» режиссер — почти что Спилберг: массовка профессиональных лицедеев, не последний исторический персонаж в центре, на каждом заднем плане несмешной фотожабой маячит мораль. После первых двух, без дураков, мощных сцен дело уже, по-хорошему, закрыто — выводы сделаны, благодарные зрители вытирают слезы. Но история будет длиться, а режиссер включать свою бормашину еще не один час, постепенно превращаясь из морального врачевателя в док­тора Менгеле. Кешиш всегда тяготел к эксплуатации, но когда человеческая трагедия иллюстрировалась злоключениями кастрюли с кускусом — это было в общем о’кей. Бичуя в «Венере» триеровским «показательным примером» самих эксплуататоров, режиссер со всем своим профессиональным мастерством зовет зрителя поучаствовать в представлении, хотя разница между хохотом и слезами в зале на деле не так уж и принципиальна. Кешиш наверняка не дурак, и коммен­тарий фильма о самом себе спрятан под слоем мелодраматических складок намеренно. Но от безусловно правильной, с неприкосновенной моралью «Венеры» в итоге все равно остается почти детская обида — будто тебя отчитали за то, чего ты и не думал совершать.

4
0

Отзывы

9
Igor Sinelnikoff
413 отзыва, 450 оценок, рейтинг 400
21 августа 2011

Француз тунисского происхождения Абделатиф Кешиш уже к своему третьему фильму «Кус-кус и барабулька» был зачислен в ряды выдающихся режиссеров современности. «Черная Венера» — его следующий грандиозный шаг к славному будущему, наделавший шуму на Венецианском кинофестивале в 2010 году. Картина серьезно рассматривалась в качестве претендента на победу, однако Кешиш так ничего и не получил, а ведь «Черная Венера» — это очень зрелая и сильная работа человека, который почувствовал суть кино как симбиоз развлекательного и высокого искусства.

В 2002 году в ЮАР были похоронены останки первой готтентотской женщины, которую увидел Старый свет. Звали ее Саарти Баартман и жила она аж в XIX веке. Выяснять какой вклад внесла она в исторический прогресс бессмысленно. Достаточно знать, что скончалась она от венерической заразы, будучи проституткой. Особенного, по меркам Европы, в ней была лишь огромная задница и не менее огромная вульва, характерные для представителей ее народности. Однако, Абдел Кешиш сумел снять о ней фильм на целых два с половиной часа, причем такой, который и увлекательно смотрится, и в то же время остается остро-дискуссионным.

Мы видим Саарти на сцене театра, где ее демонстрируют в качестве выловленной дикарки с Черного континента. Она в цепях. Неистовствует перед оголтелой толпой. Танцует свои экзотические танцы и дает всем пощупать свой выдающийся зад. Но что-то нам подсказывает, что женщина лишь играет. Это в XIX веке можно было наивно полагать, что у дикаря нет чувств и он столь глуп. Все становится до боли очевидно, когда Саарти покидает сцену и налегает на виски, роняя слезы. Раньше эта женщина имела ребенка и была служанкой у своего антрепренера, а потом, когда ее малыш умер, хозяин предложил ей съездить в Европу и подзаработать на ее внешности. Наивная Саарти не знала, что это начало конца, и чем выше в свет, тем ниже и распущеннее люди.

Абделатиф Кешиш снимает не только длинные фильмы, но и очень подробные. «Черная Венера» разбита на несколько сцен из жизни Саарти Баартман, каждая из которых представляет полное описание мытарств этой женщины. Кешиш показывает целиком театральные номера «Готтентотской Венеры», не упуская не единой подробности, даже психологического свойства. Более того, он показывает целых два номера, в Лондоне и в Париже, чтобы подчеркнуть «прогресс» Саарти, разрастания ее внутреннего надлома и изоляции.

Яхима Торрес, которую Кешиш нашел буквально на улице, вобщем то к готтентотам отношения никакого не имеет. Она — кубинка, и по признанию режиссера с ней было тяжело работать, несмотря на то, что ее роль не предполагала много текста. Яхима долго изучала биографию Саарти, чтобы вжиться в роль, и то, насколько ей это удалось, поражает воображение. По лицу актрисы, не существенно меняющемуся в течение всего фильма, можно прочесть все ее эмоции и переживания. Там, где Саарти сама не может сказать по-французски, за нее говорят глаза. Удивительная актерская работа, право слово. Именно благодаря Яхиме Торрес к этой малопримечательной женщине проникаешься сочувствием. Столь же великолепен и танец, который она демонстрирует публике. Для Кешиша ритмические танцы, кажется, стали своеобразной фишкой, и выступление Саарти в «Черной Венере» превосходит по зрелищности танец живота Рим в «Кус-кус и барабульке».

Стоит отметить и красоту этой полной женщины. То, что в заглавии ее гордо называют Венерой, с определенной долей условности соответствует истине. Кешиш представляет Саарти не только как драматического персонажа, но и как эротического. В фильме много откровенных сцен с ней, декадентского содержания, и Кешиш с их помощью доказывает, что стандарты красоты эфемерны. Женщина, про которую многие сказали бы, что она отвратительна в своей полноте, оказывается прекрасна.

Попробовать так сразу сказать, о чем снял свой фильм Абдел Кешиш решительно невозможно. Он и жестокости людей, и о психологическом и сексуальном рабстве, и о нравах эпохи, и о правах человека, и о самом человеке. Почему-то все ужасы, которые происходят с героиней, в итоге не вызывают такого уж сильного сочувствия, но это не потому, что сердца черствые, или глупая она, сама виновата. Вместе с ней вы адаптируетесь к дикому, и когда происходит что-то похуже, то прошлое дикое оказывается еще нормальным, и так шаг за шагом к трагическому концу, пока Саарти в прямом смысле слова не превратится в вещь. А считать людей за вещи давно уже стало более чем нормальным. Вот примерно об этом и фильм.

6
0
5
Георгий
708 отзывов, 2495 оценок, рейтинг 2304
18 декабря 2011
И кто здесь у нас обезьяна?

Из всей этой истории я вынес для для себя три тезиса:
- животное - это не тот, кого показывают в клетке - истинными одержимыми зверями являются те, кто сидит в зрительном зале, гримаснисает и пытается ущипнуть героиню за зад.
- в недалеком будущем этносы поменяются местами, и в клетке будут держать уже совсем не негресску. Франция и Агнлия, готовьтесь.
- это определенно фильм не для ночного просмотра, не для того состояния, когда безумно хочется спать, и психика пытается переварить два более легких для восприятия, уже отсмотренных фильма. А поэтому такая оценки. И финал остался мне не известен.

2
0
7
Evgeny Azovtsev
71 отзыв, 72 оценки, рейтинг 118
18 декабря 2011

"Черная Венера" создана для того, чтобы вызвать чувство глубокой вины у белого человека. Конечно, надо же как-то оправдывать те баснословные деньги, которые ЕС тратит на гуманитарные программы в Африке.
Хотя фильм произведен усилиями Франции и Бельгии, режиссер тунисского происхождения. Это напомнило мне историю с Зинедин Зиданом, который выступал за сборную Франции, а после окончания карьеры болел за сборную Алжира на чемпионате мира в ЮАР.
Подобное кино, не способствует налаживанию дружеских отношений между европейцами и народами Африки.

1
0
3
parispring
77 отзывов, 154 оценки, рейтинг 294
14 декабря 2011

Есть тяжелые для просмотра фильмы, которые хорошо сняты и сыграны, и их от того и смотрят, чтобы кто-то заглянул в нас так же глубоко, как Фрейд. Но это не об этом фильме. Венеру смотреть не тяжело, а не приятно. Если бы не замечательная игра Торрес, не сомневаюсь, что зрители покидали бы зал до окончания фильма. Примерно так и происходило на показе ММКФ, зрители уходили и возвращались, ведь даже у заводных апельсинов есть лимит насилия. На мой взгляд, самой истории, какой бы трагичной она ни была, не хватает запала, чтобы удержать интерес - все слишком очевидно: и финал и мораль, в результате сидишь и не понимаешь, зачем тебе это показывают? Можно было сказать то же самое в двух предложениях, мы бы с искренним сочувствием вздохнули, вспомнили "О времена, о нравы!" и продолжили жить в нашем не менее мерзком и жестоком настоящем. Есть глупые, бездарные фильмы, про которые здесь не поют, и Венера к ним не относится, но, на мой взгляд, этот фильм не стоит Вашего внимания и времени.

1
0
9
Melodika
480 отзывов, 537 оценок, рейтинг 643
12 декабря 2011

УУУУУхххх как же я люблю такие фильмы - в лоб, красивые и натуралистичные.
Главная героиня подобрана просто-таки идеально, как актриса это находка - 100%

История, разворачивающаяся в Европе в начале 19 века - это то, с чем мы сталкиваемся до сих пор - проблема "белой вороны". Насколько бездушны могут быть люди к тем, кто не похож на них... Просветленная Европа считает себя пиком развития человеческого духа, в тоже самое время творит самые бездушные дела.

История падения африканской женщины не нова, это уже обычно, от чего становится особенно грустно...

Можно долго рассуждать о том, что она сама во всем виновата, но я бы сказала по-другому - уродства общества проявляются во всей полноте благодаря таким историям...К сожалению, надо убить много человек, чтобы начать ценить мир; надо унизить миллион женщин, чтобы потом превозносить их как богинь...

Фильм очень хорош и заслуживает 5-ки.

1
0

Подборки Афиши
Все