Рецензия на фильм «Смерть в прямом эфире»
Фильм «Смерть в прямом эфире» производства National Geographic Channel можно по праву назвать настоящим документальным фильмом. В основном потому, что его композиция — это шаг в сторону от привычной нам схемы тех документальных фильмов, которые мы привыкли видеть в эфире: немного кинохроник из прошлого, если они есть (в ином случае мы довольствуемся лишь художественной реконструкцией), комментарии разных ученых или очевидцев, современные съемки. Этот фильм, не нуждающийся ни в пояснениях, ни в дополнительных комментариях был смонтирован из кусков прямых репортажей американских телекомпаний. Поэтому на экране мелькают то цветные, то черно-белые кадры. С технической точки зрения была проделана колоссальная работа, в этом нет сомнения, ведь стоит только представить, каких усилий стоил монтаж видео, записанного разными операторами с разными камерами из разных точек съемки.
Однако драматическая сторона фильма от этого не пострадала. С самого начала нарастает какое-то напряжение, которое напрямую связано со «знанием конца». Наделенный этим «знанием», зритель уже иначе воспринимает кадры, где Кеннеди и его жена прибывают в аэропорт Далласа, затем отправляются в кортеже в тот самый торговый центр, в котором уже всё готово для приема президента. И мы уже понимаем, что решение поехать в открытом лимузине окажется роковым. Хотя мы уже заведомо знаем, что в Кеннеди будут стрелять, этот момент наступает неожиданно.
Повседневная телепередача для женщин вдруг прерывается сообщением о том, что президент Кеннеди убит. Отсюда начинается гонка телекомпаний Соединенных Штатов за информацией. Каждый канал стремиться уловить хотя бы малейшую новость или подробность о случившейся трагедии. Строятся множество предположений и догадок, среди них теряются факты.
Возвращаясь к композиции фильма, нужно отметить, что взгляд на убийство президента показан с трёх ракурсов: первый, и основной — это взгляд журналистов, затем взгляд политиков, а потом — простых людей. Опустошенное выражение лица обоих супругов Ньюман, непосредственных очевидцев трагедии, трогают гораздо больше, чем слова сильных мира сего о том, что они «будут молиться» о погибшем президенте. Если внимательно посмотреть на фотографию, заснятую в тот момент, когда Линдон Джонсон даёт клятву президента в салоне самолета, можно увидеть гримасу боли Жаклин и улыбающееся лицо жены новоявленного главы страны.
Кроме того, в фильме «Смерть в прямом эфире» можно отследить почти четыре линии повествования — Кеннеди, раненный губернатор Техаса, убийца Освальд и его палач Джек Руби. Вообще, на мой взгляд, композицию фильма можно назвать кольцевой: в начале убит президент, в конце застрелен и сам убийца президента — так же неожиданно, на глазах у множества людей, под прицелом камер...
Фильм «Смерть в прямом эфире» дает понять, какую роль сыграли журналисты в освещении и интерпретации гибели первого человека государства, сколько информации они дали общественности и сколько домыслов породили их неточные факты.
Возможно, это и является одной из причин, почему убийство Кеннеди, при наличии достаточного количества документально материала, не теряет до наших дней своего ореола таинственности.