Киноафиша Москвы

Фильм «О людях и богах»

Des hommes et des dieux (2010, Франция)

5.5
оценить
0:00 / 0:00
0:00

О людях и богах (фрагмент)

Смотреть трейлер
  • 12+ 2 часа
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Литургия о христианском монастыре в Алжире

Строгий и торжественно-печальный, как церковный ритуал, фильм о французских монахах, которые решили не бросать свою обитель в Алжире, когда в середине девяностых там поднялась очередная волна исламского экстремизма.

Режиссер фильма «О людях и богах»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Васильев
отзывы:
917
оценок:
212
рейтинг:
1694

Литургия о христианском монастыре в Алжире

Строгий и торжественно-печальный, как церковный ритуал, фильм о французских монахах, которые решили не босать свою обитель в Алжире, когда в середине девяностых там поднялась очередная волна исламского экстремизма. В наши дни, когда жизнь в больших городах пошла суетливая и нервная, смотреть такие янсенистские картины — сущий бальзам для нервов; пару лет назад на ММКФ вот также хорошо-спокойно-ясно стало после итальянской ленты о постригах «В память обо мне».

0

Отзывы пользователей о фильме «О людях и богах»

Фото Federika
отзывы:
11
оценок:
14
рейтинг:
24
7

Они жили в мире с собой и с той страной, что приняла их, христианских проповедников, несмотря на иную врожденную культуру. Да собственно, и проповедниками-то их назвать сложно. Монастырь скорее похож на лагерь волонтеров «Красного креста», чем на штаб вооруженных идеологией «слуг Господа». Никто не обличает неверных, никто ни к чему не призывает с колокольни. «Работа с населением» ведется скорее личным примером смиренного повседневного труда и добрососедского отношения, без какого-либо назидания и превосходства. Бог един, а люди – братья. Эту истину никто не озвучивает, но она присутствует в их маленьком мире так же незаметно и естественно, как чистый воздух гор.
А потом приходит беда – словно сорвавшееся с цепи чудовище. Откуда, из каких горных тайников появились эти вооруженные до зубов люди с искаженными злобой лицами и потребностью убивать? Во имя каких идей их набеги так молниеносны и безжалостны?..
Маленькая монашеская община оказывается перед выбором: покинуть утопающую в крови страну, оставив ее разбираться со своими проблемами, и вернуться в родную Францию, или… Или ЧТО?.. Очевидно, что пытаться остановить безумие, захлестнувшее страну, для горстки иностранных монахов было бы слишком самонадеянно.

Картина подкупает прежде всего отсутствием всякого пафоса. Герои не эпичны, а их поступки настолько естественны и понятны, настолько выстраданы сомнениями и простым человеческим страхом, что слова «героизм», «долг» или «честь», так же как и «трусость» и «предательство», кажутся какими-то слишком, до неловкости громкими. Кто-то из них останется, а кто-то решит уехать. У каждого будет свой «последний довод». И никто никого не осудит. Но сердце (и камера) режиссера будет с теми, кто решит не уезжать. И вместе с режиссером мы, зрители, будем страстно надеяться, что Бог им поможет…
Но истинное благословение получит не тот, кто уверен в обязательной победе добра, а тот, кто может "увидеть Господа за каждой бедой"...

0
Фото Igor Sinelnikoff
отзывы:
413
оценок:
413
рейтинг:
362
7

Пройти мимо пятого полнометражного фильма Ксавье Бовуа не представляется возможным. В копилке ленты «О людях и богах» «Сезар» за лучший фильм года, Гран-при Каннского кинофестиваля и номинация на Оскар за лучший фильм на иностранном языке. Собрание наград внушительное, как внушителен и сам фильм. Причина успеха штатного французского режиссера кроется в актуальности цивилизационной темы, поднятой им, и с осторожностью, и с трепетом раскрытой.

В основу сюжета фильма Бовуа положен реальный случай, произошедший в 1996 году в Алжире. Исламистские террористы взяли в плен семерых монахов-бернардинцев с требованием всем иностранцам покинуть территорию страны. Однако их требования не были выполнены, и спустя семь дней об обезглавленных монахах узнал весь мир. Как рассказать об этом, чтобы не были задеты чувства ни христианской, ни исламской стороны, если сам конфликт нацелен на разрушение этого диалога? Ксавье Бовуа находит самый лучший выход, сделав акцент на монашеском братстве, его миссионерской роли, тех людях, которые несмотря на колоссальную разность культур, смогли расположить к себе местных жителей, не навязывая при этом своих верований.

Начальное положение вещей кажется слишком идеалистичным. Бернардинцы молятся, ведут свой быт и принимают сирых и обездоленных, оказывая посильную помощь и лечение. Каждый монах оказывается здесь, вверяя свою жизнь во служение Христу. В этой коммуне всем за пятьдесят, каждый оставил свою мирскую жизнь далеко во Франции, обретя новый дом в Алжире, несмотря на стойко предубеждение со стороны правительства, что все французы — оккупанты. Жители же понимают, что француз французу рознь, и когда отец Кристиан, глава общины, сидит за столом, делая выписки из Корана, к зрителю должно прийти понимание, что эти бернардинцы своей целью ставят не пропаганду христианских идеалов и крещение мусульманских братьев, а поиски точек соприкосновения.

Мирная жизнь монастыря оказывает под угрозой, когда исламские фундаменталисты из «Вооруженной исламской группы» начинают уделять пристальное внимание соблюдению предписаний Корана. Первыми летят головы гасторбайтеров из Хорватии, потом тех, кто призывает к либерализации арабских устоев. Очевидно, что христианская монашеская община, полностью состоящая из «неверных», рискует попасть под удар.

Сценарий, положенный в основу фильма, изначально выигрышен. Название «О людях и богах» очень точно описывает происходящие события. Причем Ксавье Бовуа не зацикливается на какой-то одной теме и не ищет кого-то одного виноватого. Ключевым моментом становится то, что монахи не делают различий между своими посетителями, будь они крестьянами, или убийцами этих крестьян. Каждый живет, как может, а Бог рассудит. Когда судить начинают люди, неважно кто они, те, кто стоят у власти, или те, кто эту власть пытаются захватить, всегда получается насилие и зло. Поначалу позиция бернардинцев кажется не понятной, и даже двурушнической, пока каждый монах, сидящий за столом, не расскажет, почему он решает остаться в Алжире, рискуя распрощаться с жизнью. Так проявляется истинное мужество и, практикуется христианское учение. Ксавье Бовуа показывает то хорошее, что в нем есть, что позабыто и подменено на многочисленные его толкования. Еще Бовуа показывает, как это учение соприкасается с жизнью и способно изменить ее к лучшему, а также, что нет различия между представителями разных религий, за что «О людях и богах» был удостоен приза Экуменического жюри.

«- Режиссер может ярко показать слова людей, монахов, или других людей. Это слова мудрости. Их смысл — просто-напросто не надо бояться друг друга. Не надо бояться говорить друг с другом, тогда всё будет хорошо. Свобода, равенство и братство — это как раз об этом» (Ксавье Бовуа).

Если проводить параллели, то можно вспомнить недавний фильм Клер Дени «Белый материал», события которого также происходили в Африке и касались сегрегации и террора европейских плантаторов. В картине Дени, например, был ярко выражен саспенс. Опасность, нависшая над ее героями, чувствовалась физически, чего нет, к сожалению, в картине Ксавье Бовуа. Многочисленные песнопения и рваный ритм фильма мешают сосредоточиться, и насилие, остающееся за кадром, и по впечатлениям остается где-то там. Но «О людях и богах» имеют свое неоспоримое преимущество: в смысловом плане картина гораздо богаче, глубже и гуманистичнее. Она возникает как великолепный храм, построенный из простого серого камня со многими арками и сводами, куда можно нырнуть и в упоении заблудиться.

0
Фото Султан Усувалиев
отзывы:
75
оценок:
100
рейтинг:
103
9

КоммерсантЪ (8.12.10): Статусный французский фильм "О богах и людях", награжденный Большим призом в Канне и выдвинутый от Франции на "Оскар", вышел на российские экраны минимальным тиражом. Этим мы демонстрируем не только презрение к чужим достижениям, но и превосходство своей духовности над западной, подозревает Андрей Плахов.

И где фильм?

0

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена агентством «Артефакт»

Действие фильма происходит в середине 90-х годов в монастыре, затерянном среди горных вершин Магриба. Уже многие годы здесь в мире и согласии со своими мусульманскими собратьями живут восемь монахов-христиан, приехавших из Франции. Но времена изменились — обстановка в регионе все больше накаляется, страшные вести достигают стен монастыря. Несмотря на грозящую им опасность, герои принимают решение остаться в монастыре, который они привыкли считать своим настоящим домом.