Драма |
Леван Когуашвили |
20 января 2010 |
2 сентября 2010 |
1 час 29 минут |
Жизнь в Тбилиси вертится вокруг старой советской школы, до сих пор, видимо, престижной, но жутко обшарпанной. Лет тридцать назад здесь учились Чеки (первая роль художника кино Гуги Котетишвили) и Заза (Шария), соответственно — стремительно опускающийся на дно героинщик и пышущий здоровьем министр неизвестно чего. Теперь сюда же ходят маленький сын Чеки, на обучение которого у его замученной жены (Кобиашвили) вечно не хватает денег, и катающийся на черном лимузине старшеклассник Ика (Рамишвили), избалованный, хоть и добрый министерский сын, которому взбрело в голову достать героина, чтобы прослыть крутым среди одноклассников. Тут же, под окнами, к возмущению статной директрисы в вечно накинутом на плечи пальто, Чеки с приятелями ежедневно шумно обсуждают, где взять дозу. К школе не имеет никакого отношения только вечно попадающая в неприятности опергруппа наркоконтроля, ведущая себя так, как будто хваленой реформы полиции в Грузии не было и в помине.
Первый за 20 лет грузинский фильм в русском прокате (если не считать французских копродукций семьи Баблуани) — фильм стопроцентно грузинский в лучшем смысле этого слова, несмотря на то что режиссер-дебютант Леван Когуашвили окончил сначала ВГИК, а потом Нью-Йоркскую киношколу и только недавно вернулся домой. По теме, типу моральной дилеммы героя и прежде всего по технике «Прогульщики» смотрятся почти диптихом с отрецензированным рядом румынским фильмом «Полицейский, прилагательное» (разве что полицейские тут — явный глагол). Но на румынах особенно не посмеешься, а фильм Когуашвили при всей своей трагичности страшно смешной — не только на уровне до истерики комических поворотов сюжета, но и в тонко уловленной почти в каждой реплике непередаваемой детской интонации грузинской жизни. Эта детскость и связывает «Прогульщиков» с классикой грузинского кино, но там, где прежде (у раннего Иоселиани, скажем) виделся обаятельный художественный прием, Когуашвили жестко формулирует социальную проблему, и это не наркомания: что делать с обществом, в котором мужчины всех возрастов чудовищно инфантильны и даже полицию то и дело только что за уши таскать не приходится? То, что все действие происходит вокруг и внутри школы, — это, может, и чересчур лобовая трактовка ситуации, почти сведение ее к национальным штампам, но ведь и само великое грузинское кино — это тоже один сплошной национальный штамп.
Никакой отсылки к классическому "грузинскому" кино не увидел.
Напротив после просмотра возникает ощущение, что это не Тбилиси, а какой-то провинциальный городок нищей страны, где каждый второй - героиновый наркоман.
И если в той-же чернухе Балабанова всегда были светлые места или персонажи, то здесь нет ничего, сплошной, беспросветный мрак.
Непонятно для чего нужны такие фильмы.
Отличный фильм!
Все что вы хотели узнать о наркотической зависимости и дворах Тбилиси, но боялись спросить.
При этом без натурализма и даже с некоторой теплотой и ухмылкой.
Совсем не то, чего ждешь от фильма про торчков.
Посмотрели ещё 30го августа на "Винзаводе"
Леван Когуашвили определённо гений. Грузинскому кинематографу можно только позавидовать.
Дело не столько в тематике (о наркозависимости и милости к падшим уже достаточно сказано), сколько в подаче материала. О страшных вещах рассказано так, что фильм совсем не кажется тяжёлым, но душу вынимает. И ведь светлый фильм получился, без чернухи, без физиологизма, зато с какой атмосферой. И кончилось-то всё далеко не худшим образом - наоборот, гордость разбирает за главного героя, за то, что он остался человеком в этой совершенно бытовой, но такой дикой истории.
Очень хорошо, что фильм шёл с субтитрами, без дубляжа - понятно, какую нагрузку несут голоса и интонации всех героев. Жаль, что нам, гагарам, было недоступно, о чём в фильме дети пели - какой-то фрагмент авторского месседжа мы из-за этого упустили. Но как же дивно хороши женские персонажи, особенно директриса-истеричка... Впрочем, все удались.
В этом потрясающем фильме, несмотря на его невесёлый сюжет, столько иронии (чего стоят одни только автомобильные номера VAX 001), столько улыбок и смеха (мы смеялись, да, много смеялись). Такое может быть только в грузинском кино. Атмосфера неповторимая, непередаваемая словами.
Сходите, не пожалеете.
Фильм "Прогульщики" не яркий, не достаточно глубокий, он жизненный! Разные дороги развели друзей детства, поставив их на полярные стороны общества. Изгой и фаворит...один постоянно занят решением перманентно возникающих проблем, связанных с наркозависимостью, другой искренне устал от тягот выполняемой им работы на государственной должности. Эпизодические персонажи невероятно четко отражают менталитет народа. Есть некоторое чувство благодарности к режиссеру за то, что он снял фильм не о красоте страны или общеизвестном гостеприимстве, а о панацее, десятилетиями поражавшей Грузию изнутри. Жалкие наркоманы всех возрастов переступают через любые моральные принципы, разбивают семьи, омрачают жизнь всем своим родным. Эту правду нельзя скрывать, ее нужно выставлять напоказ, чтобы "стремление к кайфу" выходило из моды, переставало быть неотъемлемой частью взросления молодежи. Очень запомнился момент, когда пожилой отец наркодилера не вынес позора за неудавшегося сына и выбросился из окна...У большинства героев положительные качества незаметно переплетаются с обилием отрицательных. Радует зрительский глаз и то, что декорации фильма не строятся на контрасте. Камера не покидает трущоб, где люди живут глубоко за чертой бедности. Режиссер не старался показать цветущую и праздную независимую страну, он показал суровую, даже скорее прискорбную действительность. Просмотр фильма не оставляет ярких впечатлений, он укореняетуже сложившиеся образы и наталкивает на мысль о том, что в пучине эгоизма, в которой погрязло сегодняшнее общество, нужно с большим внимание относится к близким, не проходить мимо, когда их судьбы катятся под откос, не отказываться от них, если они оступились и не видят выхода.