Биография Ника Кейва, снятая в нетрадиционной манере постановочной документалистики. Вместе с художниками Иэном Форсайтом и Джейн Поллард певец инсценирует свой вынесенный в заглавие день на земле, вольно импровизируя на разные темы внутри выдуманного сценария. Кейв рассказывает мнимому психоаналитику про детство, первый секс и наркозависимость, катается по городу с Бликсой Баргельдом и Кайли Миноуг, репетирует «Higgs Boson Blues» и размышляет о творчестве. Кино, как и все, что делает Кейв, местами претенциозное, но красивое и завораживающее; миф в нем важнее фактов.
Документальный, Музыкальный |
16+ |
20 января 2014 |
23 октября 2014 |
1 час 37 минут |
20000daysonearth.com |
Ник Кейв продирает глаза, встает с постели, чистит зубы, одевается, отправляется на студию, а дальше на сеанс к психоаналитику. Камера и не думает притворяться, что снимает подлинного Кейва, — нам ясно дают понять, что чистку зубов сняли с десятого дубля, когда сумели наконец правильно установить свет. Почти сразу начинаешь понимать, что документальный фильм как бы про обыденную жизнь Ника Кейва — фейк. В принципе, это логично: авторы фильма известны в артистических кругах подобными реконструкциями, — правда, не обыденного, а уникального. Иэн Форсайт и Джейн Поллард занимались в 2000-е годы живыми ремейками исторических концертов — вроде последнего шоу Боуи с «Зигги Стардастом», чем заслужили целую главу в книге Саймона Рейнолдса «Ретромания». В фильме, однако, едва ли не главным реконструктором является сам Кейв — один из авторов сценария: где-то к середине диалога с психоаналитиком становится ясно, что это не певец Ник Кейв неловко пытается изобразить самого себя; это Кейв-человек придумывает, как выглядел бы его обычный день, если бы его проживал Кейв-миф. Его мир — это готический нуар с навязчивыми библейскими аллюзиями, в который встроена едва заметная ирония, драма, на которую сам автор смотрит с лукавым прищуром, здесь сражаются Бог и дьявол, но они на колесиках. Если Кейв чересчур театрально вспоминает о ранних концертах The Birthday Party — это не режиссеры лажают, это герой придумал такие правила игры. А потом внутри фильма вдруг что-то начинает пульсировать. Съемочная группа заезжает в студию, и Кейв наигрывает на рояле «Higgs Boson Blues» — РАЗ. В студию приводят детский хор, чтобы записать бэк-вокал для песни «Push the Sky Away» — ДВА. Музыканты The Bad Seeds собираются на репетиции — ТРИ. Музыка становится моментом истины, который прожигает все картонные декорации, она сильнее и подлиннее, чем мир кейвовской обыденности, она и есть его музей (о котором он в шутку говорит, разбирая архивы), который уже построен и всегда открыт. И фильм, который притворялся инсценировкой «одного дня из жизни», оказывается трансляцией главного, что есть в этой жизни, — волшебного светящегося зерна, которое и придает ей смысл и силы которого хватает, чтобы пробить человека насквозь — даже на расстоянии, даже через экран.
В рамках фестиваля рок-музыкального кино состоялся показ псевдодокументалки «20000 дней на Земле» (20,000 Days on Earth), в которой главную роль исполнил Ник Кейв. Сценарий - Кейва, музыка – Кейва и фильм собственно о Кейве. Популярный рокер таким образом распространил информацию о собственной персоне в том ракурсе, в каком, по его мнению, и следует воспринимать феномен Ника Кейва. Музыкант создал руками режиссеров Иэна Форсайта и Джейн Поллард еще один миф о себе и своем творчестве.
Мне фильм очень впечатлил, несмотря на то, что он целиком постановочный продукт. От него не веет неискренностью и глянцем. Видео смотрится на одном дыхании, как будто всё так и было. Актер Ник Кейв прекрасно справился с задачей правильно и убедительно показать музыканта Ника Кейва. Фильм из серии «один день из жизни звезды» не смахивает на кадры реалити-шоу. Скорее, это что-то вроде исповеди и откровения. Ник много говорит, философствует, вспоминает, приоткрывает двери в свою мастерскую и делится секретами. Конечно, далеко не всеми. Очень много тайн вокруг австралийского рокера так остались за кадром повествования. Отлично поработал цензор Ник Кейв, обнародовавший только нужные факты и картинки, не вредящие статусу культового рокера. Помните, у Моэма есть строчки, которые остерегают прикасаться к божеству, чтобы не осталась в руках позолота? Кажется, интеллектуал Кейв это отлично понимал и этим фильмом лишь добавил сусального золота к своему автопортрету.
Звенит будильник. Музыкант просыпается, встает, умывается, садится в автомобиль и едет по своим делам. Зрителей сопровождает закадровый голос рокера, который вводит нас в курс дела. Сегодня 20 000 день на Земле Ника Кейва. Мелькают кадры австралийского детства, школы, первые выступления The Boys Next Door, The Birthday Party, the Bad Seeds...
Отлично придуман ход с психоаналитиком, перед которым Ник изливает душу. Заметьте, он это делает не в церкви, а в уютном «кожанном» кабинете.
- Я могу сказать, что определенная сверхъестественная сила существует в мире, который я придумал. Но в реальности – нет. Знаете, я часто бывал в церкви, когда плотно сидел на наркотиках. Просыпался в ломке, приходил к утренней мессе, выслушивал от начала до конца проповедь и выходил на улицу, к этому времени уже просыпались драгдилеры. Я приходил домой вмазывался и улетал. Жена мне говорит, Ник – какой кошмар, с этим нужно завязывать, ты слетишь с катушек, так жить нельзя… Прекрати ходить в церковь!
Не противоречит себе Ник, когда раскрывает о творческом методе. В основу всех его сюжетов лежит столкновение антонимичных тем и символов. По словам музыканта, происходит столкновение противоположностей, когда искры разлетаются во все стороны. Кейв, проводя такие немыслимые опыты, с удовольствием выступает в роли наблюдателя, который фиксирует происходящее. Пассаж в фильме про церковь и героин – это такой же результат скрещивания полярных по своей сути понятий. Художественный прием.
В течение дня в автомобиле Ника появляются его друзья и коллеги. Музыкант Бликса Баргельд говорит о том, что по семейным обстоятельствам покинул группу the Bad Seeds, а певица Кайли Миноуг вспоминает, как ничего не знала о Кейве до момента записи дуэта «Where the wild roses grow» и как она зачитывалась его биографией перед первой встречей…
В фильме звучит музыка с пятнадцатого студийного альбома «Push the Sky Away», пожалуй, лучшего за последние десять лет. Снят репетиционный процесс, закулисье и собственно волшебство Ника Кейва на сцене.
Посмотрев фильм, я получил большее удовольствие, чем от просмотра большинства художественных фильмов этого года. Ник Кейв с режиссерами не просчитались. Их постановочный документальный фильм бьет в цель, заставляет задуматься над вечными темами. А в целом, приятно, что Достоевский от рок-музыки продолжает работать, неплохо себя чувствует и все также стучит по клавишам старой пишущей машинки.
Лично я дал себе обещание в сотый раз пересмотреть «Небо над Берлином» Вима Вендерса.
Алексей Ульянов