Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Евразиец

Indigène d'Eurasie, Франция, Литва, Россия, 2010
О фильме
Гена не питает никаких иллюзий относительно своего будущего — «жизнь коротка, все лучшее в ней уже случилось». Он вырос без родителей, в начале девяностых занимался рэкетом, потом торговал наркотиками, кочуя из Литвы через Польшу во Францию и обратно. У Гены нет друзей, зато много врагов, но даже им он, похоже, перестал быть интересен. Когда у Гены появляется небольшой шанс начать нормальную жизнь, он решает за него ухватиться — для этого надо вернуть деньги, которые задолжал один московский «бизнесмен»...
  • Евразиец – афиша
  • Евразиец – афиша
  • Евразиец – афиша
  • Евразиец – афиша
  • Евразиец – афиша
Шарунас Бартас
1 декабря 2010
1 час 51 минута
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Шарунаса Бартаса

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Алексей Васильев
908 отзывов, 923 оценки, рейтинг 1625
22 июня 2010

Режиссер Шарунас Бартас — член жюри нынешнего ММКФ — уже 20 лет как непременный участник параллельных программ главных мировых кинофестивалей вроде каннского «Особого взгляда» или берлинского «Форума». Его место чаще всего определяют где-то на перекрестке творчества Тарковского и Белы Тарра (с книксеном Брессону), а сам он относится к той плеяде режиссеров, которые даже сейчас всё еще пытаются разглядеть с помощью кинокамеры что-то там еще за внешней пеленой мира, как можно пристальнее и дольше вглядываясь в его лица и пейзажи — как Гранрье или Ван Сэнт, когда снимает без денег. В «Евразийце», истории 42-летнего литовского рэкетира времен развала СССР и трансевропейского наркоторговца эпохи Бенилюкса, который рассчитывает стрясти с московского бандита давний долг в 200 000 у.е. и наконец мирно осесть с подружкой в Париже, он со всей этой своей режиссерской машинерией забрался на территорию бандитской драмы с диалогами, связным сюжетом и даже пальбой, что на премьере в Берлине вызвало насмешки. Сочетание и впрямь неловкое. Но корявый фильм, снятый в трех странах, до боли напоминает тех 40-летних знакомых, которые нынче, наверное, есть у каждого: тех, что говорят на трех-четырех языках, но ни на одном — без акцента, живут в самых роскошных столицах мира, но бродят мимо их самых роскошных витрин побитыми собаками, постоянно встречаются с девицами модельной внешности, но так и не обзаводятся семьей, рефлексируют об упущенном времени и все равно делают вид, что все впереди. Они вызывают нежную любовь и жалость — как фильм, вполне им адекватный. Возможно, в контексте творчества и личности Бартаса это прозвучит излишне пафосно, но, похоже, в «Евразийце» он первым из всех создал адекватный текст об этом очередном воистину потерянном поколении, на которое до него не нашлось своего Ремарка.

0
0

Отзывы

9
айнеж
146 отзывов, 207 оценок, рейтинг 526
11 октября 2010

И вот на ММКФ еще один фильм, о котором не грех и порассуждать. Криминальное роуд-муви в лучших традициях первого "Бумера". Трудно не согласиться с тем, что "Бумер" - это явление для российского кино культовое, вопрос в том, сможет ли "Евразиец" стать культовым для кино литовского? Впрочем, этот фильм не только литовский - в аннотации значатся еще Россия и Франция. Большая часть действия происходит в Москве, половина персонажей русские, а финал картины разворачивается в Париже - еще не забыть бы о том, что перед тем как попасть в Париж, главный герой довольно долго плутает в белорусских пущах. Короче, пан-европейское произведение, если уж упрощать, то вообще - евразийское. По-европейски стильное и тонкое, по-русски безжалостное и беспощадное. Вот с беспощадность, кажется, перебрали - финал с контрольным в голову явно лишний, надуманный, правда его тут поперчили европейской красивостью: персонажа убивают в тот момент, когда он звонит своей мертвой любовнице. И вот значит идет гудок, утопленную любовницу выкинуло на берег какой-то смоленской речушки, его друг загнулся в парижском переулке и окровавленный мобильник посылает сигнал в никуда. До боли напомнило заставку недавнего сериала "Школа" - правда, связи между этими двумя кинопродуктами нет никакой.

Герой спешит на запад, прочь из Москвы, в деревню, к тетке, в глушь - но оказывается почему-то в бомжатнике под Смоленском. Он настоящий русский мужик, герой Балабанова и Буслова, он молчит, не проговариваясь ни единой живой душе о своих планах, и гнет свою линию, пока она окончательно не загнется. Он имеет по очереди то блондинку, то брюнетку - и знает, что это правильно. Но его бег - это бег в никуда, попытка уехать на велосипеде от дождя, крути педали, не крути - тебя все равно замочит (в нашем случае - замочат). Фильм именно что о безысходности, о невозможности исправить что-либо тогда, когда уже все потеряно. Когда все потеряно, нужно принять это и успокоится, ибо если не успокоится, можно потерять нечто большее, чем просто "все".

Очень хорошо воссоздана атмосфера фильма - в Евразии зима, в Москве сугробы, в Париже новогодние елки... В таком контексте очень любопятно смотрятся явные несостыковки, связанные с натурой. Если на улицах елки, значит на дворе декабрь. Если белорусские реки не скованы льдом, а деревья голые и без снега, значит либо ноябрь, либо март. И тут в финале звучит фраза "Ведь мое лето только начинается" - начало лета, июнь. Коловращение времен года опять напоминает о безысходности. Здесь уместен Блок:

"Живи еще хоть четверть века,
Все будет так, исхода нет"

И фильм - об этом. Из замкнутого круга - не вырваться, пусть даже за кадром мягкий и умиротворяющий французский шансон (звукое сопровождение поразило - контрапунктом, но в удивительном соответствии). Закадровый голос, повествующий о себе в первом лице, музыка, с подтекстом "сейчас все плохо, но потом будет здорово", а в финале - окровавленный мобильник. Но потом все будет хорошо. Гена и саша едут на разваливающихся Жигулях, и на Сашин вопрос "Зачем... зачем ты это сделал, Гена?" Гена резонно отвечает "Все будет хорошо. Все будет просто прекрасно". Да, все будет хорошо - в парижском проулке и в дебрях Смоленской области, именно там и нигде более...

1
0
5
ОЛЕГ ГУДКОВ
109 отзывов, 426 оценок, рейтинг 262
17 июля 2011

Похоже Шарунас захотел сделать что-то коммерчески успешное, при этом, по возможности, сохраняя свой стиль. Неудачная затея, получилось что-то невнятное и не раз уже виденное. Неприкаянный бандит, которого все кидают, и партнеры и женщины. Знакомый сюжет. И всё это на фоне чернухи российского разлива, видимо, чтобы лучше покупалось на западе. На мой взгляд - явная неудача режиссера, который изменил себе, а может исчерпал себя.

0
0

Подборки Афиши
Все