Киноафиша Москвы

Фильм «Край»

2010, Россия

6.5
оценить
Смотрите фильм "Край" первые 10 дней бесплатно на сайте okko.tv
Без рекламы!
В Full HD
0:00 / 0:00
0:00

Край

Смотреть трейлер

Мелодрама из послевоенной жизни в русской глуши

Мелодрама из послевоенной жизни в русской глуши.

Актеры

Режиссер фильма «Край»

Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Петр Фаворов
отзывы:
257
оценок:
279
рейтинг:
2265
5

Антитоталитарный эпос про паровозы

В сибирский пристанционный поселок Край прямо от стен Рейхстага прибыва­ет сильно контуженный сержант Игнат (Машков) — бывший машинист паро­воза «Иосиф Сталин», в свое время лишенный прав за превышение скорости. В Крае на лесоповале работают разнообразные пособники нацистов и немец­кие подстилки — из которых победитель Игнат, преодолевая отвращение, выбирает самую красивую, Софью (Пересильд). Проведя некоторое время в гонках на товарняках, драках с аборигенами и распитии самогона из последовательно увеличивающихся бутылок, Игнат отправляется на дрезине в тайгу, где обнаруживает заброшенный паровоз, а в нем — немецкую девушку (Штрехель), не говорящую по-русски и отчего-то ничего не знающую о войне. Вдвоем они наводят железнодорожный мост через неназванную великую сибирскую реку, а потом преодолевают все остальные трудности, встающие на пути их большого чувства, — от закономерного недоумения Софьи и патриотического возмущения остальных предателей родины до немного ленивой жестокости чекиста Фишмана (Гармаш).

Фильмы режиссера Алексея Учителя — от «Дневника его жены» до «Пленного» — воображения не потрясали, но производили редкое для отечественной кинематографии впечатление исключительной добротности продукта, в том числе и, извините, интеллектуального. Попав в руки продюсера Константина Эрнста, Учитель неожиданно выдал нечто совершенно иное, по степени угара больше похожее на «Утомленных солнцем-2», чем на «Прогулку». Судя по всему, он так влюблен в паровозы и пар, что ему совершенно все равно, что снимать, лишь бы на экране вовсю клубилось, шипело и посвистывало. Паровозы — красивые черные звери со звездами на крутых лбах. Паровозы ездят наперегонки, бодаются, перепрыгивают преграды и ошпаривают собачку. В паровозах живут и дерутся. На паровозах жарят яичницу и развешивают шкуры только что задавленных паровозом медведей. Паровоз отрицательного героя извергает черный дым, паровоз положительного — белый. Подлая диверсия против паровоза изображена появлением темного силуэта на клубах пара. Моральное поражение означает поломку твоего паровоза. Единственной разумной альтернативой паровозу является женская баня, где тоже происходит несколько важных сцен. При относительно внимательном разборе весь этот таежный стимпанк оказывается довольно нескладной, непонятно зачем разведенной клюквой — но во время просмотра, на уровне зрелища, увлеченность автора своей темой тащит тебя за собой, как паровоз. Кажется, этот фильм (очень кстати выдвинутый на «Оскар») ждет большой успех в качестве коллекционного Blu-Ray-диска на западном рынке — особенно если его там забудут перевести.

41
0
...
13 сентября 2010

Лучшие отзывы о фильме «Край»

Фото Ольга Григорьева
отзывы:
22
оценок:
35
рейтинг:
92
9

Коротко: Маловато звёздочек для оценки. Один из лучших отечественных фильмов, виденных мной за последнее время.
Смотреть, без вариантов.

Подробно:
Итак, экраны кинотеатров наконец-то озарил "Край", выдвиженец от России на "Оскар" и просто великий фильм.

Не смейте поддаваться никаким предубеждениям, которые в вас могли вселить плакат/ролик/рекламная кампания.
Этот эпос действительно нужно увидеть, прочувствовать и пережить. Мы сделали это ещё на пресс-показе (вместе весело шагать нам с gavro_shikом), но хотелось, чтобы восторги немного улеглись и удалось оценить фильм беспристрастно, без лишних эмоций и убедиться, что мне всё это не приснилось. Потому что все мои опасения относительно "Края" не оправдались.

Не верилось, что Алексей Учитель, режиссёр, которого я считала в большей степени камерным (вспомним "Дневник его жены", к примеру), сможет реализовать столь масштабную идею, ведь "Край" - это именно эпос. Смог, ещё как смог. Любому на зависть.
Владимир Машков великолепен. Игнат не сыгран, а прожит. На пресс-конференции Владимир рассказывал много интересного о том, как велись съёмки: один раз, фактически, в образ вошёл - и так в нём и жил, ел то же, что и герой, спал в той же одежде, да и жизнью рисковал не раз.
Все актёры заслуживают безмерного уважения за то, что им удалось сделать. Удивительная Аньорка Штрехель, милая и обаятельная Юлия Пересильд (очень жаль, что на конференции заметно скучала, но придумать вопрос персонально к ней оказалось непросто).
Гармаш, Горбунов, Баширов - люди проверенные, до ужаса талантливые, в них сомнений и не было, а вот девушки меня приятно поразили.
Сценарист - герой. 105 вариантов сценария, чёрт побери, это ж вам и не снилось.

О чём фильм, спрашивают люди. Ну точнее, чем Учитель, и не скажешь - о том, что нет врагов. О людях. О любви, о жизни, о победителе, о настоящем человеке. В "Крае" есть реализм, есть жизнь во всех её проявлениях, но нет никакой нарочитой чернухи, наоборот, - фильм о лучшем из того, что есть в людях. О высоком, о том, что надо в себе действительно беречь.
И антисоветчины там никакой нет тем более, хотя многие инкриминируют. Не о том вообще речь в "Крае". Ярлыки этому фильму не требуются.
Скажу только вот что: до появления немки у меня шло совершенно отстранённое восприятие фильма, без всякой сопричастности. Только когда пошла линия их взаимоотношений с Игнатом, понеслось сопереживание, - и дальше фильм уже захватил и не отпускал до самого финала. Настолько чистого и светлого - до слёз.

И не могу не сказать о паровозах - люди, какие там паровозы! Действительно - живые. Тот, что жил в Крае - приручённый, подчинённый человеку. Агрессивный и мощный паровоз Фишмана. Одичавший вместе с немкой на острове паровоз "Густав", к которому проникаешься почти такой же любовью, как и к героям фильма...

В "Крае" всё дышит и всё живёт. Это подлинный эпос, и страшно подумать, сколько интереснейшего отснятого материала осталось за кадром. Если когда-нибудь выйдет полная режиссёрская версия, непременно посмотрю.

Все в кино! Я свожу друзей ещё не раз, таким кайфом нужно делиться.
А всех, кто принимал участие в создании "Края", могу только поздравить с такой удачей.

53
0
...
24 сентября 2010
Фото Юрий Борисов
отзывы:
51
оценок:
51
рейтинг:
268
1

Метафорические поезда из фильма громко и, малость, депрессивно шипя прокладывают путь в темное будущее нашего кинематографа. Путь, который наметился, в принципе, уже давно, но окончательно был закреплен в "Утомленных солнцем - 2".

Первое, что бросается в подобных фильмах - абсолютное отсутствие режиссуры. Этот, например, выглядит так, словно его снял Михалков. А может и Кончаловский. Впрочем даже какой-нибудь Андрей Кавун ("Кандагар", "Охота на пиранью") снял бы точно так же. Но вовсе не потому что вышеперечисленные ребята настоящие профи и глыбы одного полета . А просто в бесконечных попытках догнать и перегнать Запад, в попытках к Западу подлизаться и показать "Мы умеем под вас косить! Пока небрежно, но мы научимся, честно-честно!" Российское кино не просто потеряло своё лицо, но и смысл и, в конце концов, благодаря некоторым творцам, достоинство. Пока вы читаете этот обзор в кинотеатрах также идет порождение гениальной мысли - "Цветок дьявола". Но влияние фильма "Сумерки" на наше кино является темой для отдельного поста. А тут, стало быть, мы про "Край".

Второе, что как обычно расстраивает - отличный актерский состав, "погибающий" участвуя в очередном кинобезобразии. Особенно обидно смотреть на окончательно продавшегося Гармаша, исполнившего главную отрицательную роль чекиста, собравшую все штампы жанра и выглядящую предельно курьезно и нелогично. Машков абсолютно сер и уныл. Уж сколько фильмов с ним видел, в большинстве он просто искрится энергией. Тут она у него предельно искуственная, в довершении чего его героя наградили "вьетнамским синдромом", в результате чего он вынужден не к месту периодически хвататься за голову и падать оземь, получая мощные флешбеки и прочие глюки.

Третье, и ,возможно, самое главное - фильм полон ненависти к СССР, к этому вы уже могли привыкнуть и даже поддерживать предлагаемые нас всем образы. Но при всем этом фильм полон ненависти и к русским. Паранойи у меня нет, достаточно просто внимательно посмотреть на предлагаемые нам образы и сцены. Народ изображен как племя варваров, это думаю для многих уже подсознательно нормально - русское быдло только и делает что бухает, тупо шутит, и морально разлагается. Понятное дело никто ими не управляет, т.к. главные люди в поселении изображены подстать народу, тусклые и тухлые.

Другое дело немка, вот уж чей образ выдержан с большой заботой и любовью. А уж когда показывают хронику, тут вообще всё понятно - чистейшие ухоженные немцы, сплошь культура и "Европа" которую авторы фильма боготворят не по-детски. Авторы даже не удержались и изобразили поляка, который говорит по-немецки и получает за это по морде от героя Мошкова. "По-русски говори, понял?!" - зверским тоном говорит он. "Польша" стерпела и эту обиду.

Хроника, то бишь воспоминания о годах войны разных героев фильма, вообще снята крайне безобразна, в мерзких фильтрах и с сериальной подачей. Вероятно это всё должно символизировать мощный документальный эффект. Но уж как тут не проникнуться, когда в одной из хроник даже экранизировали знаменитый анекдот "Пошел мужик в лес пописать. Встретил там медведя - заодно и покакал".

Даже постельную сцену Игната (героя Машкова) и Софьи, влюбленной в него жительницы поселения , авторы изображают как-то... презрительно что ли. "Соси их" - томно шепчет Софья и Мошков, мужественно закусив губу, держится молодцом на протяжении всей длительности полового акта - минуты полторы. Не знаю зачем понадобилась эта сцена вообще, смысла в ней, как и в большинстве сцен фильма, ноль. Уже 2010 год на дворе а постельные сцены у нас до сих пор снимают так, словно их вчера разрешили официальным указом Президента. Я не утверждаю, что нужно определенно брать уроки у Тинто Брасса. Но если не умеешь - не лезь. Впрочем, сцены с немкой не в пример постельной сцене с русской сняты максимально романтичны. Но тут опытные умы конечно скажут, дескать, с немкой настоящая любовь, а с русской так, потрахаться разок. Ну-ну.

Ну а апогей маразма и дикости - сцена с медведем. Поезд случайно сбивает медведя. Софья и сохнущий по ней мужик в диком шоке смотрят на сбитого медведя, а затем решают отвезти его к людям, дабы все они полакомились медвежатинкой. Сцена этого лакомного пира потрясает тем, как мерзко и фальшиво изображено данное варварское действо. В довершении маразма шкуру медведя распинают на голове поезда. Мне кажется тут комментарии излишни.

В целом фильм конечно же не о людях, а о поездах. И штампованной лав-стори на фоне этих поездов. Желание режиссера хотя бы на миг но "лизнуть" Спилбергу понятно - последний в "Индиане Джонсе" чего только не вытворял, вон даже инопланетяне в последней части появились. Но всё равно как-то неприятно передергивает, когда видишь попытки изобразить чуть ли не "стритрейсеров"-машинистов, в самой похабной манере и самыми похабными средствами.

А уж сам процесс изменения отношений немки и героя Мошкова настолько омерзительно типичны, что лишний раз хочется взглянуть на календарь. Нет, действительно, сейчас 2010 год и мы всё еще смотрим подобные фильмы.

Итог. Фильм - ярчайший пример китча и глупости за гранью понимания глупости. Конечно не такой многогранный как "УС-2", но очень рядом. Не рекомендуется никому, но вероятно кому-то да понравится, любят у нас люди смотреть как бичуют твой народ но не тебя персонально. А поезд-электровоз им. Михалкова-Кончаловского победно несет наше кино в сторону "веселого" будущего. Ту би континьюд, дорогой товарищ.

20
0
...
23 сентября 2010
Фото Andrew Butov
отзывы:
60
оценок:
112
рейтинг:
231
3

2 бала только за актеров, и их труд. За сцены и красоту сьемок.
Фильм, бредятина (идеологическая). Это я с позиции учителя истории. Прочитавшего не один мемуар. Это фильм для масс - которые схаваю говно, и не подавятся. Истинного - ценителя, человека который в кино ищет новых чувств, и хорошего отдыха, ищет идею или мысль над которой хочет подумать, этот фильм вряд ли порадует. Не вижу - ни чего веселого в том, что бы наблюдать быдло. С тем же успехом можно в местный кабак зайти, где алкота обитает - там актеры не мирового класса, но свои роли играют не хуже.

Очередная попытка переписать историю, - создать новую идеологию и т.д.
Если верите в то, что ваш дед боролся и погибал зря. А уж тем более, что он быдло. То обязательно сходите на кино. Заплатите за это свои деньги. Оно для вас.

Неужели наш народ, который вкалывал на станках, и строил восстанавливал страну,
быдло? Да жулики были, да были и беспризорники. и другие беды послевоенного времени.
Но чем они отличаются от негритянских кварталов? Да ничем... таже нищета, и таже попытка выжить, когда хочется есть.

Это не фильм, а попытка вылизать яйца, - европейской демократии, и шаг на встречу эстонским - ээсовцам, рушушим наши памятники.

Лучше еще раз посмотреть нюрнбергский процесс, - гораздо захватывающее и познавательнее.

19
0
...
23 сентября 2010
Фото Женя
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
26
1

Пишу в поддержку тех, кто больше двух "звездочек" фильму не ставит.
Роджер! По-моему, бесполезно бороться с "агентами Смитами". Они даже в вашу сверх-издевательскую рецензию привнесли свой ушат гламурной сусальности.
Нас, Смитов ничем не проймешь!
Нам нравится "Край".
Нам нравится Машков, который снимается с подобном "целлофане" уже десять лет (со времен "Мамы" Евстигнеева).
Нам нравился, нравится и будет нравиться "сурьёзный Петросян" - Гармаш.
Нам нравится, когда нам развращают душу.
Нам нравится массаж мозга. Нам нравится Ёпрст...
Пластмассовый мир победил.
Это конец. Край. Быдло как предчувствие...
Веди нас, Учитель!

P.S. Нет, в самом деле край: "пятизвездочные отзывы" пишутся ИСКРЕННЕ!
"Показана и раскрыта душа народа..."
"Человечность, разум, острое чувство, беспомощность, синдром толпы, безысходность, крах, любовь, крайне русская по натуре, - спасибо Учителю, что снимает такие фильмы...".
Фрагменты из эстонских очерков Довлатова.
Несуществующий план Далласа и его реальные результаты...
После "Водителя для Веры", "Сволочей" и "Стиляг" гламурные манкурты получили новое "творческое пособие" по изучению советской истории.

17
0
...
24 сентября 2010
Фото relay
отзывы:
94
оценок:
567
рейтинг:
838
7

В поисках затерянного поезда:
«Индиана Джонс» встречает «Кукушку»

Фильм о беглой немке, которая научилась говорить о России « У НАС»

Если к ссылке на слово «немец» в Викисловаре добавить еще пару предложений про самогон – опиум для советского народа, про медведя- животного умного, осторожного, но непредсказуемого и страшного в гневе и, что самое важное, если перевернуть известную поговорку про русского и немца (в смысле, что если русской бабе контуженый мужик с гонором и закидонами – желанная, но все же обуза, то немецкой, оказывается- безоговорочное счастье), рецензию можно было бы и не продолжать. Однако немалое киноудовольствие, полученное при просмотре картины, обязывает меня добавить еще пару слов.
Трейлер к фильму «Край» вызвал у меня довольно двойственные чувства- с одной стороны он отчаянно ассоциировался со всеми недавними фильмами о 40-вых (особенно с «Утомленными солнцем-2», конечно), с другой- какая-то непонятная, еле уловимая химия между вершинами любовного прямоугольника в нем все-таки чувствовалась. Но если «УС-2» сразу воспринялся как сборник похабных анекдотов о войне, то «Край» выглядит лагерной байкой, местами переходящую в былину. Абсолютная сказочность сюжета и использование глубинных архетипических образов в сочетании с голливудскими приемами, все то, что в «УС-2» казалось фальшивкой и диссонансной какофонией, в «Крае» довольно странным образом почти не раздражает. В картине много условного и невероятного, как в настоящей сказке, и, как в лучших сказках, человеческие чувства подлинны и достоверны. Мутный самогон в огромных бутылях в безбрежной тайге выглядит совершенно естественно, не то, что фальшивая водка в фильме «Солт». Паровозы выглядят такими же живыми, что и постоянно выскакивающие из-за кустов рояли медведи. Гармаш человечен даже в образе злого шерифа НКВД-шника, спившийся индеец чукча в исполнении Баширова и в общем-то добрый рейнджер начальник в исполнении Горбунова отлично его дополняют. Бунт спецпоселенцев, правда добавляет здоровенную ложку дегтя (не самим фактом, конечно, такое и по-настоящему случалось, а исполнением).
Честно наполнив весь фильм продакт-плэйсментом РЖД паровозами , Алексей Учитель основное ударение поставил все же на то, в чем он всегда был силен - на человеческие отношения, фирменный сложный коктейль из страха и бесшабашности, ненависти и любви, ксенофобии и терпимости. Режиссер наглядно показывает в чем сила и секретное оружие русских- не в медвежьем рыке, не в безбашенности, а в умении прощать и любить.
В картине нет однозначно положительных или отрицательных героев, как и однозначного взгляда на то нелегкое послевоенное время. Удивительно негламурный Машков в роли солдата-победителя очень далек от идеала. Откровенно упивающийся своей властью и раздающий направо и налево тумаки Фишман (как оказалось, прозвище, а не фамилия) в лице Гармаша вызывает в конце даже жалость и сочувствие. Героиня Пересильд неожиданно по ходу фильма превращается из вроде бы девушки довольно легкого поведения в страстно цепляющую за свое опять же неоднозначное материнство женщину-Мать. Даже одичавшая Эльза ( Штрехель), в своих флэшбеках ощущающая себя почти ангелом и невинным дитем, наверняка прошла до приезда в Сибирь школу гитлерюгенда. (К тому же в своей черной робе она сама сильно смахивает на немецкого танкиста- переростка.) Да и спецпоселенцев ангелами тоже не назовешь. И даже ни в чем не повинный ребенок кусается, как загнанный в угол зверек, к тому же выглядит маленьким, но уже таким Гансом или Фрицем. Если игра выложившегося в своей роли до физического изнеможения Владимира Машкова воспринимается как что-то закономерное, то игра Юлии Пересильд и Аньорки Штрехель приятно удивляют. Противопоставление женственной, пожертвовавшей многим для обретения сына русской бабы и симпатичной, но с мальчишечными чертами и повадками немецкой фройляйн отлично сыграна. Сцена в бане почти лишена эротической составляющей, настолько она наполнена энергетикой этого противостояния. Невольно, вслед за главным героем, влюбляешься и в по-русски теплую, домашнюю Софью, но и в по-немецки деловитую, резкую Эльзу.
Просто удивительно, как операторская работа Юрия Клименко гармонирует с режиссерским замыслом. Сочные, насыщенные кадры вызывают массу ассоциаций- в чумазых лицах Машкова и Штрехель мерещатся кадры довоенных фильмов и послевоенного «Коммуниста», величественные виды русской природы только подчеркивают винтажную красоту живых паровозов, отличная сцена приезда и речи Фишмана перед строем спецпоселенцев смешна и страшна одновременно. Эльза, похожая на острове на лесную нечисть, чудесным образом преображается в прекрасную девушку, а Павлик снят так, что кожей ощущаешь его чужеродность. Режиссер с оператором мастерски вызывают у зрителя ксенофобские приступы ( русофобские включительно!) по отношению буквально к каждому персонажу (особенно это чувствуется в использовании контраста между русской и немецкой речью, уж насколько последняя неприятна герою Машкова в начале), чтобы к концу картины так же мастерски заставить его полюбить и хамоватого машиниста, и русскую - псевдопредательницу, и «фашистенка», и немку, и даже хитрого чукчу с НКВД-шником впридачу.
Окончание картины – удачное решение дилеммы о совмещении голливудского хэппи-энда с русским несчастливым концом. Фильм, при всей его напускной жесткости, получился неожиданно добрым и теплым, но без розовых соплей. Кого-то он мне этим напомнил… А, ну да, конечно, «Район №9».


16
0
...
2 октября 2010

Галерея
Добавить фото

Информация от прокатчика «Край»

Информация предоставлена компанией «Централ Партнершип»

Осень 1945 года. Игнат, бывший первоклассный машинист, приезжает в далекий таежный поселок с безнадежным названием Край, чтобы начать новую жизнь. Его стремительная и бурная связь с местной красавицей Софьей накаляет страсти обитателей поселка. Но однажды Игнат находит брошенный паровоз, в котором всю войну пряталась девушка-немка. Возвращение Игната с двойным «трофеем» вызывает новый взрыв негодования, а Софья, страстно влюбленная в Игната, понимает, что ее история любви заканчивается и начинается другая... Двое очень разных и очень сильных людей вступают в отчаянную борьбу с окружающим враждебным миром за право быть вместе...