Киноафиша Москвы

Фильм «Похороните меня за плинтусом»

(2009, Россия)

6.2
0:00 / 0:00
0:00

Похороните меня за плинтусом

Смотреть трейлер
  • 14+ 1 час 56 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Экранизация повести Павла Санаева про мальчика и его спорную бабушку

8-летний Саша Савельев постоянно болеет и живет у бабушки с дедушкой. Те не доверяют воспитание мальчика своей «беспутной дочери, которая променяла ребенка на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой». Бабуля отдалась процессу заботы о внуке со всей возможной страстью, буквально «задушив» ребенка своей любовью, которая со временем все больше напоминает изощренную тиранию...

Режиссер фильма «Похороните меня за плинтусом»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
отзывы:
531
оценок:
507
рейтинг:
11236
5

Страшный фильм про советскую бабушку

80-е, зима, Советский Союз. Маленький мальчик (Дробитько), больной ровно половиной всех неизлечимых болезней, какие есть в медицинской энциклопедии, живет в пыльной номенклатурной квартире c дедушкой, народным артистом (Петренко), и безумной бабушкой (Крючкова). В припадке патологической любви бабушка таскает его по врачам, истязает клизмами и грозится удавить за грамматические ошибки в домашнем задании (в школу мальчик, впрочем, не ходит, потому что там одна зараза). Непутевая мама (Шукшина), проклятая родителями за адюльтер, тем временем сидит в какой-то стекляшке с пьющим сожителем, пытаясь по телефону-автомату вымолить встречу с ребенком. Мальчик мечтает, что мама его когда-нибудь заберет, хотя понятно — этот вариант не сильно лучше.

Известный трюк — почти любой советский фильм про быт легким толчком в спину можно заставить сделать ­пол­шага, отделяющие его от фильма ужасов. «Похороните…», идеально воссоздающий органику отечественного кино 80-х, поступает как раз так: два крупных советских актера легкой сменой ракурса (снизу вверх, глазами ребенка) превращаются в чудовищ, бытовая драма про сиротку — практически в хоррор. Ленинградец Снежкин, в перестройку прославившийся программной сатирой на комсомольцев «ЧП районного масштаба», за прошедшую четверть века почему-то не утратил интереса к оттенкам застойного маразма, пусть с возрастом его взгляд и приобрел некоторую мечтательность (предыдущее заметное высказывание режиссера по теме — сериал «Брежнев» — уже практически элегия). Популярную в 90-х автобиографическую повесть Павла Санаева Снежкин переписал (не то чтобы до неузнаваемости, но в достаточной степени, чтоб огорчить автора), сжал время действия с нескольких лет до двух дней, не слишком тактично добавил туда подробностей чужой биографии (в дедушке безошибочно ­узна­ется В.В.Санаев, знаменитый, кроме ­прочего, ролью полковника Зорина) и в конечном счете склеил из истории конкретного несчастливого детства грубоватую, но доходчивую метафору расставания с советским прошлым. Центральный образ, конечно, слегка поистерся от употребления — грозная тетка разной степени безумия и опасности символизирует родину сейчас в каждом втором серьезном русском фильме. Но что делать, если других метафор жизнь не подсказывает.

20

Отзывы пользователей о фильме «Похороните меня за плинтусом»

Фото Федор Обзоркин
отзывы:
609
оценок:
602
рейтинг:
2050
1

Сергей Снежкин, гореть тебе в аду. То, что Павел Санаев, автор повести «Похороните меня за плинтусом», отказался от съемок экранизации в пользу работы над фильмом «На игре», еще не означает, что надо из отличной книги, номинированной на Букеровскую премию, делать полуартхаусный трэш, недотрагедию, недокомедию, недодраму. То, что DVD с фильмом «утек» в сеть за три (!!!) недели до премьеры, лишь показывает сознательность отдельных граждан, которым надо памятник поставить за то, что не дали разочароваться во время похода в кинотеатр – если уж и смотреть это «кино», то только бесплатно и только дома.

http://obzorkino.livejournal.com/23100.html

Оригинальный сюжет Павла Санаева – мальчик живет с бабушкой и дедушкой, бабушка выжила из ума и пичкает ребенка лекарствами, дедушка бабушке потакает, маму к ребенку не пускают, так как считают ее «потаскухой», в результате сожитель мамы помогает ей вырвать ребенка. Книга пронизана изумительным юмором, который превращает ее в уникальный образец трагикомедии. Сколько изданий пережила повесть – не сосчитать, и, кстати, в декабре выходит новое – с дополненными главами, по словам Павла, нас ожидает три дописанные главы, не вошедшие в первоначальный вариант.

Сюжет от режиссера Сергея Снежкина – мальчик остался, бабушку и дедушку сделали актерами, маму с папой – алкашами. Юмора практически не осталось, драмы практически не осталось. Действие книги (пару лет) втиснули в два (!) дня. Так как не смогли нормально экранизировать книгу, половину фильма составляют сцены вообще не имеющие никакого отношения к оригиналу. Из истории ребенка сделали нечто среднее между социальным фильмом и артхаусной драмой.

Если вы читали книгу, вас ждет множество «откровений». Первое – родители пьют, пьют много и постоянно в каком-то полузаброшенном кафе. Бабушка – реально шизанутая. Не на почве любви, а просто так, для прикола. Дедушка тоже дает жару. Другу матери и вовсе написали роль забулдыги.

Я бы не стал возмущаться, если бы в кино не завлекали тем, что это – экранизация. Написали бы, как водится – «по мотивам» - и вопросов бы не возникло. Но тут мы видим наглую, безапелляционную операцию по изыманию денежных средств у поклонников повести. Страшно даже подумать, что фильм посмотрят те, кто повесть не читали. Наверное, можно будет сравнить это с тем, что некоторые школьники знают «Идиота» Достоевского только по фильму «Даунхаус». Эффект примерно такой же.

Вердикт: режиссер должен гореть в аду. В кино идти не рекомендую, и уж тем более покупать DVD. Лучше потратьте эти деньги на оригинальную книгу.

(с) Обзоркино

39
Фото Денис Захаров
отзывы:
82
оценок:
83
рейтинг:
680
9

АД ДЕТСТВА
«Похороните меня за плинтусом» - трагическая история одного ребенка, как отражение целого поколения детей, которые воспитывались в сложной атмосфере советского быта. Наверное поэтому, депрессия — основное жизненное кредо людей, которым сегодня за тридцать. Им предстоит нелегкая участь — увидеть картину о собственном детстве. В прокате с 3 декабря.

Книга Павла Санаева произвела сенсацию не только среди читателей, но и в книжном бизнесе. Это одна из топовых историй, которая не падает в рейтинге популярности вот уже несколько лет подряд. Роман разбирают как горячие пирожки.
Люди с удовольствием читают книгу не только потому, что страшно интересно, а еще и потому, что это находит живой отклик в душе. Эффект переноса чьей-то истории на свою собственную жизнь — движущая сила популярности «Похороните меня за плинтусом».
В этом смысле, и книга и фильм — прекрасный способ психотерапии в масштабах целой страны.
Наши родители, бабушки и дедушки — порождение советского строя. Какими бы хорошими, интеллигентными они не были, это они добывали питание в эпоху дефицита, это они старались хорошо одеть своих детей, когда в магазинах было пусто. Их нечеловеческими усилиями ковалось наше счастье, в стране, где невозможно было быть счастливым, а потому их чувства к нам, зачастую вершина собственничества и эгоизма. Способ насильно сделать нас счастливыми, согласно их собственным представлениям о благополучии. Осуждать их за это бессмысленно, - они наши родители. Любят, как умеют. Нам остается лишь как-то справляться с этим, лавировать между покорным «да, мама» и «я сегодня останусь у Юли».
Сергей Снежкин сделал хороший, злой фильм. И вовсе не потому, что режиссер недобрый гений или женоненавистник. Просто на зеркало неча пенять, коли рожа крива. В стране, где каждый третий ребенок растет в неполной семье, а женское восприятие мира активно проецируется через детские сады и школы, сложно ожидать проявлений мужественности от залюбленных мальчиков.
Сотни, если не тысячи детей «задыхаются» от эго своих родителей, от их сомовластья над маленькими душами, от лучших побуждений, которыми вымощена дорога в ад детства. Наша трагедия в том, что ни та, ни эта сторона не желает сознаваться и признавать свои ошибки.
Любовь бабушки (Светлана Крючкова) такая же величественная, как и фигура самой женщины — несгибаемой бой-бабы, чья жизнь — сплошное разочарование. Равнодушие деда (Алексей Петренко), как способ противостояния в соперничестве с внуком. Герой Петренко тоже ведь борется за внимание бабушки. Этот клубок чувств, обид, неоправданных ожиданий порождает страшную действительность, в центре которой маленький человек — Саша Савельев в исполнении блистательного Александра Дробитько.
Под лупой отдельно взятой семьи, можно рассмотреть целое явление, которое мы настоятельно не хотим замечать, потому что болит, нарывает, вызывает самые неприятные ассоциации. Выходя из кинотеатра, зрители разделятся на тех, кто найдет параллели собственной жизни в образе этого ребенка, и тех, кому фильм совсем не понравится, ведь узнать себя, значит признать свои ошибки. А на это, увы, способен не каждый.

10
Фото Александр Сыромятников
отзывы:
133
оценок:
159
рейтинг:
136
7

Плашечка для тех, кто тоже не знаком с рукописным-машинопечатным творчеством.

Если воспринимать фильм как отдельное произведение, то получается людоедское во многих своих сценах кино — очень часто хочется развести руками и хоть от кого-то выслушать объяснений, а что же происходит?

Фильм необычно сильный не штампами, а аутентичностью. Если вы не сможете найти в нём хотя бы части свой истории (про родителей, себя и ваши отношения), то вы — счастливый ребёнок. Вот и всё, сходите — попробуйте!

А про книжку забудьте и не обращайте внимания на странноватые баталии на эту тему.

5
Фото Ольга Маклакова
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
5
7

"Похороните меня за плинтусом" - идеи фильма, без эмоций.
Без эмоций, потому, что многие, посмотрев этот фильм, испытают эмоциональный ад. Сейчас не об этом, а о тех идеях, которые режиссер заложил в эту семейную, житейскую историю. Главная героиня бабушка Нина- глубоко несчастная женщина, которая обвиняет в своей несчастной, по ее мнению, жизни всех вокруг: мужа, народного артиста, единственного кормильца в семье, которого ненавидит по страшному, обзывая и унижая чудовищными словами со злобой и ядом, пропитывающим ее и кипящим в каждой ее клетке. Ненавидит дочь Олю, которая, не оправдала ее ожиданий и за это была отлучена от семьи и собственного сына. Ненавидит и измывается над своим единственным внуком, калеча его и физически и психически. А самое главное, ненавидя и проклиная весь мир Нина уничтожает себя. Женщина, в душе которой нет места любви и состраданию, в душе которой ад, и жизнь своих родных, своей семьи она превратила в ад. На примере этой героини четко показано как негативные эмоции напрочь стирают интеллект человека, что приводит Нину временами к сумасшествию и полной потери контроля над собой. В причине такой ненависти к людям и к миру , как это выясняется из истории Нины лежат нереализованные потребности: она была неплохой актрисой, но ремесло свое забросила. Для женщины очень важно, заниматься любимым делом, творчеством, петь и танцевать- это наполняет душу радостью. Женщине важно желать и хотеть, хотеть быть любимой, желать любви и самое главное ЛЮБИТЬ САМОЙ! ЛЮБИТЬ ИЗНУТРИ! ДАРИТЬ ЛЮБОВЬ! НАПОЛНЯТЬСЯ ЛЮБОВЬЮ! Тогда не останется места для злобы и ненависти. Именно от душевного состояния женщины зависит микроклимат в семье, в силах женщины превратить его в ад или рай для себя и своих близких. В фильме, в этой семье атмосфера болезни, болезни атаковали внука, саму Нину, каждый день приходит доктор, которого бабушка Нина тоже не жалует, а за услуги благодарит просроченными баночками черной икры, что говорит о патологической жадности Нины. Болезни любят такую атмосферу, они в ней просто размножаются и не хотят покидать такие места. Напротив в семьях счастливых и радостных, там где люди любят друг друга и живут наполненной полноценной жизнью болезней значительно меньше, дети здоровы, люди живут дольше, до старости сохраняя чувство юмора и ясность ума.
Любопытна фигура мужа Нины, народного артиста Савельева. Он полностью подчинен и зависим, полностью подвержен влиянию жены-монстра. И так, мужчина бессилен перед женской энергетикой. Вот почему подкаблучники практически никогда не уходят от своих жен. Такие жены практически едят своих мужей . Однажды муж Нины все-таки взбунтовался.Это произошло в день рождения внука. Нина подарила внуку шести лет дедушкин японский магнитофон, конечно же, не ставя деда в известность. Произошел бунт, дед возмутился, ведь это его игрушка. Так могут вести себя только незрелые мужчины, мужчины зависимые и слабые. Дед также не способен на отдачу любви и добра, в нем этого нет, страх перед женой давно,
давно все выместил. Давая дочери деньги, упрекает ее, покупая дубленку забирает ее, оставляя дочь мерзнуть, так он ей мстит за свои обиды, дочь зависима от его денег, над ней он еще властен, и при случае это демонстрирует, над женой власти нет, перед ней он кролик.
Дочь Оля, отлучена от сына, живет с пьющим художником, актриса. Не этого ждали от нее родители, не получилось, то что хотели, а какая получилась не нужна. Мы, родители часто мечтаем и строим иллюзии по поводу своих детей мы хотим, чтобы они были такими какими мы желаем их видеть. Удобными. Чтобы меньше доставляли хлопот, а больше радости. Но, так устроен наш веселый мир, чтобы получить от детей любовь и радость, нужно вложить в них свою любовь, подарить им радость, а главное не ждать и не требовать отдачи, научиться любить и принимать их такими, какие получились. Это безумно сложно, увидеть в них свое отражение, увидеть себя. Именно себя Нина не принимает в дочери, и не прощает дочери того, чего так хотелось всегда самой, но не разрешала себе, запрещала, подавляла. Это жить с тем с кем хочу, быть актрисой
, позволять себе любить, жить не по нормам общества, а по своим нормам, жить так как хочу.
Мальчик Саша, которого бабушка называет уродом, придурком, манипулирует внуком, отвешивает подзатыльники, платит бабушке тем же, лишь в силу своего возраста и любви к матери, может не так выражено, но в основном копируя Нину. И вот Нины не стало, монстр себя уничтожил. Происходит закономерное перевоплощение дочери . Из загнанного, зависимого существа, вечно умоляющего и просящего Оля перевоплощается( режиссер нам показал только один момент, и этого достаточно) в мать, и уже шипит сквозь стиснутые зубы, на сына, держа его крепко за руку . Пьедестал занят. Теперь Олин выход. Дочь отыграется и на сыне, и на муже, и на отце. Сценарий, написанный Ниной, повторяется.

5
Фото Евгений Погребной
отзывы:
237
оценок:
4243
рейтинг:
464
7

Бабушка (Крючкова), трагический в молодости потеряв собственного сына, страдает ипохондрией в отношений внука, таскает его по врачам, не пускает в школу, через тиранию проявляя свою бесконечную заботу и любовь, как показывает дальнейшее развитие событий, буквально, до гроба. Дедушка (Петренко) народный артист СССР, чем не пременует пользоваться при разговорах с гаишниками и обсуждении актерских ставок на очередной фильм, но по отношению к бабушке находится в подчиненном состоянии, но только, до поры, до времени. Мать мальчика (Шукшина), со своим новым сожителем (Воробьев) сидит в замерзшей пельменной, попивает коньяк, и ждет возможности хотя бы издалека увидеть сына, ищет в медицинских справочниках названия его болезней, что, хотя бы отчасти, делает их ближе. Сын (Дробитько), затюканный постоянной заботой со стороны бабушки, и знающий наизусть все свои существующие и несуществующие болячки мальчик, просто хочет увидеть маму, и уже совершенно запутался во всех этих отношениях взрослых, мстящих друг другу за прошлые грехи. Лучшие сцены - танец Шукшиной и Воробьева в пельменной под кассетный магнитофон, неудачная попытка бегства мальчика от бабушки и все сцены с Крючковой.

5

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Статский советник»

8-летний Саша Савельев постоянно болеет и живет у бабушки с дедушкой. Те не доверяют воспитание мальчика своей «беспутной дочери, которая променяла ребенка на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой». Бабуля отдалась процессу заботы о внуке со всей возможной страстью, буквально «задушив» ребенка своей любовью, которая со временем все больше напоминает изощренную тиранию...