1964 год, Америка, всерьез озадаченная убийством Кеннеди; грядут перемены. Нравы смягчились настолько, что в католической средней школе в Бронксе разучивают босса-нову и завели пухлого чернокожего мальчика (Фостер) — но не настолько, чтобы это не бросалось в глаза. Прогрессивный местный пастор, обладатель подозрительно длинных ногтей (Хоффман), опекает затравленного ребенка. Консервативная директриса (Стрип) видит в этом нечто большее, чем просто христианское человеколюбие. Молодая сестра Джеймс (Адамс), преподающая историю, с ужасом наблюдает, как далеко может завести любовь к детям.
Драматург Шенли, выросший в Бронксе и достигший к описанному в пьесе моменту аккурат четырнадцати лет, получил за «Сомнение» Пулицера и второй раз в жизни стал за камеру (первый забавным образом пришелся на «Джо против вулкана», ромком с молодыми Томом Хэнксом и Мег Райан). И, как это вообще свойственно театральным людям, отдал текст на откуп актерам: привычно великая Стрип выжигает вокруг все живое, Хоффман по-женски эксплуатирует свою внешность, девушка Адамс симпатично сверкает из-за камина мышиными глазками. Режиссура аккуратна, как хоффмановские ногти, и столь же назойливо многозначительна. Черные одеяния рельефно очерчены на фоне снега, в драматически важные моменты камера интеллигентно наклоняется градусов на 30, указывая на манер пунктирных ремарок на душевное волнение. Вовремя гремит гром и лопаются лампочки. Приличная литература на отвлеченные темы, «Сомнение» в паре сцен нагревается, но лопнуть не лопнет: собравшиеся слишком хорошо знают свое дело. Обсудили, покивали, разошлись в разные стороны. К вящему удобству слово, в котором складывается этическая шарада, можно выбрать самостоятельно: то ли страшное «педофил» (в тексте ни разу не употребляемое), то ли нейтральное «паникерша». Не все ли равно; Глеб Жеглов в таких случаях говорил: «Нехай доблестная пожарная охрана разбирается».
"Что вы делаете, когда сомневаетесь?" – с этого вопроса, заданного пастором на проповеди, начинается фильм «Сомнение».
В приходскую среднюю школу Святого Николая впервые приняли чернокожего ученика. Пастор Флинн - обладатель подозрительно длинных ухоженных ногтей и женоподобной внешности – открыто симпатизирует мальчику и опекает его от нападок белых сверстников. Строгая директриса школы – сестра Элозиус – начинает подозревать, что за этой опекой кроется нечто большее, чем просто любовь к ближнему. В этот момент учительница истории сестра Джеймс подкрепляет опасения директрисы рассказом о странном поведении Флинна.
А время – 1964-й год, положение чернокожих в Штатах не такое, как сейчас. Пастор Флинн понимает, что если бы он сделал что-то мальчику, об это вряд ли стало бы известно. И сестра Элозиус тоже это понимает. Между ними постепенно нагнетается неразрешимый конфликт, перерастающий в мировоззренческие вопросы веры и сомнения, и отношения к Богу.
Фильм Джона Патрика Шэнли поставлен по пьесе, получившей в 2005 году Пулитцеровскую премию. Экранизация не менее примечательна – 5 номинаций на «Оскар», 5 номинаций на «Золотой глобус» и еще ворох менее известных наград.
Шэнли изображает приходскую школу в картине как оплот традиции и покоя в беспокойном мире. За окнами бушует ветер, разгоняя желтую осеннюю листву, льют дожди и вообще происходит полная энтропия – а в тишине классов ученикам запрещают писать шариковыми ручками и слушать радио в попытке спасти их души.
Уже сам постер картины выражает её «треугольный» конфликт: носитель свободных нравов отец Флинн, консервативная директриса сестра Элозиус и учительница истории сестра Джеймс, метущаяся в сомнении между ними.
Филип Сеймур Хоффман в роли пастора создает поразительно двоякий образ своего персонажа. Кажется, будто переключатель работает от сцены к сцене: вот пастор Флинн обаятелен и искренен – и ему веришь, вот он чем-то неуловимым заставляет усомниться в чистоте своих поступков и мыслей.
Мэрил Стрип, кажется, способна быть гениальной в любой роли. В «Сомнении» она блестяще выдает «железную» директрису, охраняющую однажды установленный порядок и систему воспитания, но которой не чужды сомнения и человеческие эмоции. Это сложный характер и неоднозначная личность, которая получит полное раскрытие только в самом финале фильма – как звенящий завершающий аккорд.
Эмми Адамс в роли трогательной сестры Джеймс – молодой учительницы с мягким характером – здесь сливается с восприятием зрителя, склоняясь то на сторону пастора Флинна, то на сторону сестры Элозиус в их конфликте. В картине она как маятник часов, заставляющий сопереживать обеим сторонам, катализатор сомнения, то и дело бередящего зрительские души.
Каждый из актеров идеально выбран для своей роли, подтверждением чему служат номинации на «Оскар» для всех троих.
«Сомнение» - камерный фильм, состоящий почти целиком из разговоров. Это интеллектуальное, штучное кино редкого качества, которого совсем не ждешь ни от Голливуда, ни от сценариста и театрального режиссера, для которого это – второй фильм за жизнь.
Картина полностью удалась, как в прошлом году – фильм другого театрального режиссера про бельгийский город. «Сомнение» ни разу не провисает со всеми своими разговорами – наоборот, накал конфликта постепенно возрастает, да так, что лопаются лампочки. Ближе к финалу в моменты потрясений для героев камера незаметно наклоняется градусов на двадцать – так наши убеждения, мировоззрение иногда крениться, будто подставили домкрат.
Помимо философии, в фильме сильная детективная составляющая: как сестра Элозиус постепенно выясняет новые обстоятельства случая с темнокожим мальчиком и отцом Флинном, приближаясь к разгадке. Но впечатляющий финал фильма всё равно оставит каждому своё сомнение.
Конфликт отца Флинна и суровой директрисы приходской школы порождает целый ворох метафор.
Для него вера выражается любовью к ближним – причем неважно в какой форме, лишь бы делать людям хорошо и не замышлять злое.
Для неё вера выражается в соблюдении строгих правил, традиции. Это – настоящий крестный путь: «Когда борешься со злом, делаешь шаг от Бога». Но даже причиняя страдание, Элозиус делает это ради сохранения нравов и, в конечном счете, ради спасения души.
Все эти атрибуты питают веру каждого из них, но сомнение – коррозия, инфекция, которая расшатывает и разрушает веру. Кто более прав? Чей путь к Богу правильней и чище, на чьем пути больше любви? Отчетливо понятно, что уж если веришь во что-то – верь до конца, тут отступать нельзя. Начнешь колебаться – и демоны сомнения одолеют тебя. Вера может быть тонким льдом, по которому движется священник или праведник, а сомнение - оплавляющее дыхание энтропии.
В какой-то момент фильма становится кристально ясно, что у двух главных героев картины не может быть единого бога, и что бог у каждого свой. И это взрывает душу последним и самым разрушительным сомнением.
Драматический детектив Джона Патрика Шенли «Сомнение» затронул немало актуальных проблем. Неоднозначное событие, произошедшее в приходской школе с афроамериканским учеником, становится причиной ярой борьбы между сестрой Алоизией(Мэрил Стрип, за эту роль актриса вновь была заслуженно номинирована на Оскар) и отцом Флинном(Филип Сеймур Хоффман), ставшим главным подозреваемым. Режиссер, умело выстраивая интригу, старается держаться нейтральной позиции, давая возможность зрителю принять одну из сторон, ведь самого преступления зритель не видит, полагаясь на доводы Алоизии, чья правота граничит с фанатизмом.
Фильм затронул проблему не только противоестественных отношений католических священников с детьми(это все-таки данность современного мира, и Ватикан так или иначе это признает), но и универсальную проблему доверия(проповедь отца Флинна на тему сплетен глубоко раскрыла эту тему). Лента Джона Патрика Шенли, оставаясь сугубо жанровым произведением, стала универсальным портретом нынешнего мира, изобличив главные пороки и добавив к ним новый — сомнение. Сомнение Алоизы приобрело разрушительный характер и оттого ее сторону подчас тяжело принять.
Фильм строится как на глубокой интриге, так и на потрясающей актерской игре. После просмотра картина оставляет немало вопросов, при том, что финал остается открытым и загадочным.
Я рекомендую данную великолепную картину всем без исключения, этот мрачный и сильный фильм достоин неоднократного внимания зрителей из-за прекрасной режиссуры, интересной и сложной истории и гениальной игры актеров. И пусть сомнение не терзает Ваши души!
В приходской школе Святого Николая, где царит за стенами смирение, гуляет ветер, бьётся ставень, жизнь обычных людей введена в строгие рамки, подчинена бесшумному ходу времени. Местный священник отец Флинн (Хоффман, номинация на Оскар) во время воскресной мессы гипнотизирует прихожан прочувственными проповедями; монашки учат детей счету и письму; а железный директор школы Алоизи (Стрип, номинация на Оскар), уставшая женщина за пятьдесят, похожая чем-то на кота Базилио, держит учеников в страхе, сживая со света самых негодных из них. Так бы, наверное, все и продолжалось, но в тот день 1964 года вернувшийся от падре расстроенный парниша запустил в голове сестры Джэймс (Адамс, номинация на Оскар) обратный механизм: а что, если священник его совратил?
5 номинаций на Оскар, 5 номинаций на ЗГ, 8 цеховых наград при еще 20 номинациях. При других раскладах, наверное, этот сугубо разговорный фильм пропустили бы многие, ну а теперь, уверен, посмотрит каждый. Все-таки удивительное произведение получилось у театрала Тейли; по форме не столько кино, сколько пьеса, слегка кондовая, где-то по-театральному грубоватая, но в целом изумительно выстроенная и тонко сыгранная. За элементарной несколько хореографической режиссурой (два притопа, три прихлопа буквально-таки) и обманчиво простым сценарием тут скрыт боольшущий социально-этический подтекст, на проблемы расизма, толерантности костями поставлены вопросы религии, нравственности и веры. Извечное противостояние консерватизма и либерализма явлено с обывательской простотой: сёстры-монахини трапезничают почти в гробовой тишине, в то время как отцы-архиепископы непринужденно обсуждают женщин за обедом. Не лишним будет сказать, что жертвой возможных надругательств логичным образом тут становится мальчик, разумеется, чернокожий, естественно, из неблагополучной семьи. Держа все это в голове — понятно, в общем-то, почему эта пьеса в 2005 году получила Пулитцеровскую премию.
С другой стороны, Doubt — интеллектуальная шарада, где детективная интрига — самая настоящая, с клубком противоречий, с расставленными ловушками и ложными путями. На стороне «косвенных улик» подсмотренные из окна сцены, одернутая рука ребенка, подложенная в школьный шкафчик мокрая майка, в качестве допросов — разговоры в кабинете директора. Сигареты, вино, засушенные цветочки в библии и наконец неподстриженные ногти священника — как неуловимые намеки на личность преступника. Филипп Сеймур Хоффман, справедливости ради, одинаково хорош как для роли подлого мерзавца, так и для доброго дяди; у него идеальное лицо — человек с жирными липкими пальцами. Мерил Стрип чуть ли не полфильма дает такого Эркюля Пуаро в юбке. Прекрасная Эмми Адамс в монашеской рясе трогательна настолько, насколько очаровательна была лишь однажды, в спилберговской Catch if You Can Me с брекетами на зубах. Режиссер же Тейли стоит на том, что прямых доказательств виновности или невиновности нет и быть не может. Как сообщает imdb, единственный человек, кто кроме автора посвящен во все детали — актер Хоффман. Всем остальным, включая зрителя, предстоит выстроить свою версию происходящего, встать на чью-либо сторону, подвергнуть сомнению то, что кажется на первый взгляд правдоподобным, истинным.
Перья летят
1964 г. Католическая церковная школа в Бронксе (Нью-Йорк, США). Директор школы, строгая и требовательная монахиня конгрегации сестры милосердия Элоиза Бовье (Мэрил Стрип), теряется в смутных сомнениях относительно отца Флинна (Филипп Сеймур Хоффман), священника церкви, при которой существует школа.
Однажды сестра Джеймс (Эми Адамс), молодая и наивная учительница школы, становится свидетельницей необычно близких, как ей показалось, отношений между отцом Флинном и одним из школьников по имени Дональд Миллер, единственным чернокожим учеником, который также является и одним из алтарников при церкви. Она сообщает о своих подозрениях сестре Элоизе, которая, в свою очередь, начинает собственное расследование и более пристальное наблюдение за отцом Флинном. Она подозревает священника в развращении учеников.
Фильм снят по одноимённой пьесе получившей в 2005 году Пулитцеровскую премию. Актёрский состав признан лучшим - по версии Национального совета кинокритиков США - и этого достаточно, чтобы обьяснить, что Мэрил Стрип - вновь предстаёт одной из лучших актрис нашего времени (даже, некоторую “театральность” - она, как умная и глубокая актриса уводит в напряжённые взгляды и молчания); Филипп Сеймур Хоффман - один из лучших характерных актёров в Голливуде с начала “нулевых”, и только сейчас, после его смерти, мы начинаем понимать - что он - настоящая “актёрская книга” для всех начинающих; Эми Адамс - изумительно сыграла невзрачную и тихую скромницу-учительницу в церковной школе; Виола Дэвис - её героиня-мать “опозоренного” школьника - принимает и понимает сторону сына - как истинная и любящая мать, и красоту этого поступка - не скрыть. Перед нами - действительно, “актёрское” кино - которое и в правду можно таким назвать: мимолетные чувства и волнения между собой, они почувствовали превосходно.
Героиня Стрип - директор и монахиня церковной школы Элоиза - женщина “старой закалки”, которая пожила и знает каждый встревоженный голос своих воспитанников. И не удивительно - её “нелогичное” (в начале) подозрение отца Флинна в “непристойном” поведении. Даже его рассказ притчи во время служения (про то как, одна женщина получила от настоятеля церкви совет, чтобы избавиться от сплетен: выйти на крышу, и порвать подушку: каждое перо - это отдельная сплетня) не подорвал её “устоев”: по сути, это было изречение в воздух.
“Что вас убедило?” - спрашивает отец Флинн в припадке стыда и гнева.
“Это не важно! Я видела как вы взяли за руку мальчика и он отскочил!” - сказала Элоиза один из своих первых доводов.
Дальше, будет речь про “третий приход за 5 лет” у отца Флинна, и что она звонила одной из монахинь из его бывшего прихода.
“Хорошо, знаю: каяться вы не будете! И постригите ногти!” - говорит она уходя.
Отец Флинн убрал два засохших цветка из томика Библии, когда уходил из этого прихода. Местные прихожане, под богословные песни местных учеников, с добрыми и открытыми лицами провожали его. И все пребывали с молитвой в душе.
А был-ли звонок той самой монахине?
Школа при католической церкви. Любое время 20-го века, хотя если кому-то интересно, это 60-е. Тесный мирок, где любое движение, особенно если оно неосторожное, приводит к большим внутренним социальным потрясениями и травмам. Обычные дети. Невероятно строгие сестры. Прогрессивно настроенный священник Флинн (Филип Сеймур Хоффман), который не только мастак анекдот рассказать в кругу коллег, но и к детям находит быстрый подход, что естественно вызывает жесткое сопротивление со стороны сестры Элоизы (Мэрил Стрип), которая всем своим существом ненавидит все современное и прогрессивное, но при этом обладает пытливым умом и сильнейшим характером. Порой даже слишком пытливым и слишком сильным для того, чтобы не вспыхнул пожар.
В школе учится также и темнокожий паренек, сын обычных родителей. Отец Флинн всячески поддерживает в нем все его начинания, делает его служкой при алтаре, с пониманием относится к его желанию стать в будущем священником. Все нормально, казалось бы, но в один момент сестра Джеймс (Эми Эдамс) случайно замечает пару событий, которые вызывают у ней подозрениями. Она тут же делится ими со своей начальственной сестрой Элоизой, у которой это подозрение выливается в сомнение. Дело в том, что некоторые обстоятельства позволяют им подозревать отца Флинна в совращении темнокожего ученика. И, если сестра Джеймс готова быстро принять кажущиеся логичными объяснениями, то сестра Элоиза так просто не сдастся, она поглощена Сомнением, которое вводит ее внутренний мир в психологический коллапс.
Совратил ли отец Флинн ученика или нет – не в этом главный вопрос фильма. Режиссер Джон Патрик Шэнли, уже получавший Оскар, но как сценарист, поставил более глубокую задачку – Что есть сомнение? С проповеди на эту тему и начинается фильм. Эпизоды проповеди являются центральными в фильме. Их читал Филип Сеймур Хоффман, обладающий прекрасным и убедительным голосом. Весь фильм выстроен от одного диалога к другому. Эмоциональный накал нарастает от сцены к сцене, актерская игра великолепна, сценарий постепенно кормит зрителя версиями и подробностями инцидента от каждого участника, за исключением разве что самого «пострадавшего», но окончательного ответа не дает. В конце-концов, это ведь фильм о сомнении, не так ли?
Первый раз вижу, чтобы Мэрил Стрип переигрывала, так отчаянно и безрезультатно. Тут конечно можно винить довольно плоскую и каким-то образом оказывающуюся совершенно невнятной историю неслучившегося обвинения и пошатнувшейся веры + беспомощность и неопытность режиссёра в отношении собственного же материала. А ведь это же Meryl. Она может всё. Но "Сомнение" видимо будет тем исключением, которое только подтвердит правило.
И ещё: вдруг осознал, насколько меня раздражает актриса Эми Адамс. Просто не могу смотреть на неё - и вот нате, у неё со Стрип в 2009-м еще один совместный проект, что ж за напасть такая.
Миллион сомнений обуревает разум, когда смотришь экранизацию камерной пьесы Джона Патрика Шенли, и ловишь себя на мысли, что не можешь, как и герои, дать ответ ни на один из поставленных в фильме вопросов. В обыденном слове «сомнение», оказывается, заключена мощная сила, словно груз, тянущая человека ко дну, и противостоять ему очень трудно. Блаженны те, кто не сомневается никогда, как сестра Элоизия, монахиня с твердыми моральными убеждениями и большим жизненным опытом. У ее уверенности есть обратная сторона — нетерпимость, оборачивающаяся почти средневековыми понятиями, отчаянное сопротивление любым переменам, будь то даже замена перьевой ручки на шариковую. Сестра Элоизия, будто ястреб наблюдает за порядком в приходской школе, за что ее прозвали драконом, и чтобы с высоты ринуться вниз и заклевать жертву, она знает, что нельзя сомневаться ни секунды.
Ее жертвой становится ее же начальник, пастор Флинн, который с самого начала и читает проповедь о сомнении, чем дает повод сестре Элоизии присмотреться к себе. Подозревая в нем кризис веры, она находит то, что искала, то к чему давно уже была готова — противостоянию против дьявола, следы которого сестра Элоизия видит в каждом, но только не в себе. Своих демонов, как ей кажется, она уже поборола. Но чтобы обвинить пастора Флинна, требуются прямые улики, а не пустые домыслы, которые пастор в следующей проповеди прямо назовет сплетнями. И доказательства, казалось бы, нужны кому угодно, но только не сестре Элоизии, уверенной, что священник напоил вином и соблазнил чернокожего ученика.
У сценария фильма, как и полагается адаптированной пьесе, безупречная конструкция, с каждым актом множащая смыслы. И со временем грех отца Флинна отступает на второй план, а сам Джон Патрик Шенли начинает говорить и о борьбе старых и новых порядков, и о сегрегации негров, о добродетели и неутомимом поиске правды. Хотя сюжет и подталкивает нас к тому, чтобы обвинить пастора Флинна в совращении ребенка, но в фильме не дается ни одного повода для однозначного толкования. Будто марионетки, мы наблюдаем за сражение двух сил, и когда почти принимаем сторону одной стороны, то находится повод сочувствовать другой. Оказывается то, что даже, если над ребенком надругались, то так ли чудовищно внимание отца Флинна, если он единственный человек, который заботится об этом ребенке. А если это просто забота, без всяких двусмысленностей, то что за человек, получается, сестра Элоизия? И приходится сомневаться не столько в добропорядочности отца Флинна, сколько в понимании добра и зла, и кто какую роль играет в этой истории.
«Сомнение» — чрезвычайно мощный и глубокий фильм, который не состоялся бы так успешно на экране, не будь в нем задействованы лучшие актеры. Чего стоит лишь игра Мэрил Стрип в роли сестры Элоизии. Она демонстрирует чудеса понимания своего персонажа и наделяет его многочисленными мелкими деталями, целиком раскрывая для понимания личность сестры Элоизии. Не менее понятен и пастор Флинн, чудесно сыгранный Филиппом Сеймуром Хоффманом, неунывающий человек, способный как на добродетельные поступки, так и на прегрешения, что отчетливо читается по его поведению. Третью, но не мене важную роль здесь играет сестра Джеймс, самый сомневающийся персонаж, первый донесший сплетню о сожительстве священника и мальчика. Иногда кажется, что именно за ее душу и убеждения идет война, а не за спасение чернокожего школьника, и именно глядя ее глазами можно ошибиться в выборе, признав зло за добро. Но куда впечатляюще смотрится мать ребенка, готовая принять даже развращение сына, лишь бы у него было все хорошо, и его никто не обижал, а таковых масса, и ей кажется, что любая забота хороша, даже если она и с подтекстом. У Виолы Девис всего один монолог, но за него она получила Оскар, как лучшая актриса второго плана, но опять же, можно сильно ошибиться, приняв за чистую монету ее правду.
Кризис веры охватывает буквально всех, а ветер перемен уже сносит чепчики чопорных монашек, но что несет с собой этот ветер, на этот вопрос уже не может ответить никто.
Производственная драма из жизни церковной школы, зачем-то снятая в стилистике хоррора. Главный упырь, конечно же, - сестра Бовье (гротескный до неприличия портрет от Мерил Стрип), до которой птичка на хвостике (трепетная аки агнец Эми Адамс) доносит противоречивую информацию о пухленьком негритенке, новом любимце церковного пастыря (Сеймур Хоффман с Ногтями). Все чинно, благородно, старомодно камерно и ожидаемо скучно. Исключение - сцена обсуждения рождественского спектакля, которое плавно перетекает в допрос с пристрастием и оканчивается открытой конфронтацией участников. Относительно остального - сплошные сомнения.