Вальс с Баширом
Кинорежиссер плохо спит по ночам: ему снятся те события, о которых не получается вспомнить наяву. События, случившиеся в Сабре и Шатиле в 1982 году, когда режиссер был пехотинцем Армии обороны Израиля.
Документальный мультфильм: гениальное изобретение. Нет, это не пижонство, а довольно хитрый ход. Когда не хватает кадров хроники, когда речь заходит о вещах слишком страшных, чтобы показывать их во весь экран, обычно режиссеры неигрового кино довольствуются «говорящими головами». Израильтянин Фольман поступил иначе. Он экранизировал собственные и чужие фобии и сны, кошмары и грезы; анимация стерпит то, что в игровом кино могло бы показаться невыносимым или попросту пошлым. «Вальс с Баширом» — увлекательный сеанс психоанализа. Разыскивая по всему миру бывших сослуживцев, автор/герой сталкивается с общим нежеланием говорить от первого лица; именно благодаря этому ему удается восстановить коллективную память. Но дело не в реконструкции страшной резни в Сабре и Шатиле, молчаливыми свидетелями (а значит, и соучастниками) которой были израильтяне, как и не в личности вынесенного в заголовок Башира Жмайеля, избранного президентом Ливана, но не успевшего вступить в президентские полномочия: его гибель во время теракта и спровоцировала массовые убийства. «Вальс с Баширом» — роман воспитания, тема которого — драматическая невозможность иметь индивидуальную судьбу, отдельную от судьбы твоей страны. Родина как огромная нагая женщина, прижимающая к груди жалкого солдата-лилипута. От такой не убежишь, эта любовь — пожизненная и посмертная.
- 5Истина в вине
В период Ливанской войны начала 80-х правохристианские радикалы по прозвищу «фалангисты» в лагерях палестинских беженцев Сабре и Шатиле вырезали мирное население, отомстив таким образом за смерть своего лидера Башира Жмайеля – избранного президента Ливана. Израильский солдат, а ныне кинорежиссёр Ари Фольман там был, но ничего такого не помнит, поэтому он, путём бесконечных бесед с товарищами по оружию и другими свидетелями этих трагический событий, пытается реконструировать события тех лет. В результате получается страшная картина, состоящая из геноцида и бездействия еврейских солдат, которые – чисто теоретически – могли вмешаться в происходящие бесчинство, но – не вмешались.
Премия «Лучший зарубежный фильм» на British Independent Film Award. Лучший иностранный фильм на американском «Золотом голобусе-2009» и французском «Сезаре». 43-й ежегодный приз Национального общества кинокритиков США. Основной конкурсный показ в Каннах-2008. И, под конец, номинация на премию «Оскар». О других, мелких фестивалях говорить, наверное, не имеет смысла, так как в целом картина, в принципе, уже ясна – «Вальс» захвален так, что, кажется, не откопаешь.
Но, что мешает попробовать, если делать больше нечего? В общем, формула успеха «Башира» – это саморазоблачение путём документальных воспоминаний, выполненных в анимационной технике. То есть, сомневаться не приходится, Фольман опросил своих друзей, а потом на их откровения наложил мультипликацию, чтобы, судя по всему, реальность не так сильно кусалась. Действительно, в небе виднеются всполохи ракет, стрельба из танков и по танкам выглядит как убойно, так и жестоко. Много крови, звучит циничный разговор: «Стреляй!». – «В кого?». – «Не знаю. Просто стреляй». – «Может лучше помолиться?». – «Не время». Темп выдержан хоть и рванный, но в тоже время ровный. Час двадцать с небольшим идёт расследования по следам собственной памяти, приводящее к осознанию того, что порой, в силу тяжёлых переживаний, память порой может вытеснить из головы некоторые воспоминания, заменив их новыми или вообще стерев.
Подобная находка, конечно, не открытие, но что-то в этом всё равно есть. Хотя бы часто визуально. Визуально фильм Фольмана прекрасен. Не такой, правда, красивый как «Помутнение» по Филиппу К. Дику, где анимация тоже была наложена на живых людей: голливудских, в частности, звёзд.
Но во внешней красоте «Вальса», как ни странно, скрыт главный подвох фильма. Некоторые критики пеняют на Фольмана как раз за излишний формализм, за не показывающей реальной (как это видно в финальных кадрах, где всё – настоящая видеохроника) боли мультипликацию. Другие наоборот израильского режиссёра за это хвалят, так как кинематографическая плёнка в противном случае, по их мнению, могла бы просто сгореть со стыда. Однако, пианист играет даже не так, как умеет, а так, как его научили. Школа – как видно из праздных, не обременённых перекрёстным огнём солдатских будней – у Фольмана хорошая.
Невооружённым взглядом, во время занятий сёрфингом вояками, виден закос под Френсиса Форда Копполу и его «Апокалипсис сегодня». Там война, как известно, тоже рассматривалась как психоделический опыт. Фольман просто добавил в него анимации. С расчётом или нет, но такой опыт возымел успех. А успех в этом случае должен служить только одной цели: чтобы помнили!
9 августа 2009 - 9
Плохие воспоминания со временем теряют четкие очертания, натуральный цвет и запах и становятся мультфильмами - таково свойство человеческой психики и памяти. Эта работа очень сильно эмоционально воздействует, возможно даже сильнее, чем если бы это были документальные кадры. Глядя на реконструкцию реальности, перемешанную с галлюцинациями, снами, вымыслами участников событий, понимаешь, что самое страшное человеческий мозг предпочел забыть, превратить в мультфильм, отчасти клип, и это не режиссерский расчет и не ограждение от ужасов мягкотелого зрителя. Так на самом деле человек борется со страшными воспоминаниями. Анимационный формат только подтверждает тот факт, что война подобна галлюцинации, мультфильму, ее невозможно принять в ее реальном виде. Такой реальности просто не бывает, не должно быть.
4 июля 2009 - 7
Неоднозначная, но запоминающаяся анимационная картина (именно картина, а не "мультик"!). По стилистике похожа на наш мультик "Полигон" про думающий танк.
Зрелище развивается вовсе не молниеносно, но цепляет за душу. А саундтрек!!!
Очень-очень многим соотечественникам я бы порекомендовал посмотреть этот мультфильм. В качестве отрезвляющего лекарства после безудержного бравурного пойла, которое льется из телевизора.24 июня 2009 - 7
«Вальс с Баширом» не первая анимационная история политического характера. За год до Ари Фольмана Марьян Сатрапи потрясла Канны таким же автобиографическим мультиком «Персеполис», только выполненным в черно-белом стиле. Но если Сатрапи рассказывала о революции в Иране и взрослении восточной девушки между двумя мирами — арабским и европейским — попавшей в ситуацию «я везде чужая», Ари Фольман уходит дальше в документалистику, взявшись за одну из самых больных тем ХХ века — геноцид.
Обычно, когда мы говорим о геноциде, то имеем ввиду Холокост и иногда еще резню армян в Турции, и то из-за многочисленных скандалов по телевидению. Ари Фольман пересказывает в своей исповеди менее известный случай, произошедший сравнительно недавно, почти на пороге нового тысячелетия — уничтожения палестинцев в Ливане в поселениях Сабра и Шатила израильской армией в 1982 году. Причем, что же произошло на самом деле до конца фильма остается загадкой.
Главный герой — никто иной как сам Ари Фольман, ветеран Ливано-Израильской войны, документалист, который не смог найти иного способа рассказать о пережитом им опыте как мультипликация. И вопрос здесь даже не в поисках художественных средств. Многие из тех, кого мы видим на экране дали согласие на интервью лишь с условием, что не покажут их лиц. Ари Фольман сделал раскадровку всего отснятого и с триумфом прокатился по миру.
«Вальс с Баширом» очень поэтичен, начиная с музыкального сопровождения, заканчивая потусторонними сценами с плывущей по морю женщины-матери, укрывшей в своем лоне молодого солдата, сногсшибательная сцена 26 бегущих собак и ключевой для всего фильма сцены вальса с автоматом около портрета Башира Жмайеля. Вообще, осталось чувство, что для самих солдат война напоминает Quake, вернее, никто из них не воспринимает боевые действия как нечто трагичное. Они пьют, с песнями разъезжают на танках и купаются в морских волнах. Они абстрагируются. Но иногда случаются очень настоящие моменты искажающие время и напоминающие холодный душ, будь то стрельба в подростка, танец с автоматом, длящийся может от силы секунд пять, но в глазах боевых товарищей и правда напоминавший вальс в вечности смерти. Военное преступление подобного масштаба становится для Ари больше, чем отрезвлением, его подсознание не выдерживает и вытесняет ее в глубины памяти, чтобы через много лет в далианских снах напомнить о ней, когда нет риска рехнуться. Вопрос в том, а стоит об этом ли помнить, если не он расстреливал мирных жителей? Ан нет. Ари был в первом круге и освещал убийцам небо. Совесть требует взыскать долг, который Фольман отдает всему миру своим уникальным мультфильмом.
Наркотический «трип» завершается документальными кадрами, выводящими зрителя из завороженного состояния музыкальной резни. Это создает довольно сильное впечатление. Ужасный мир оказывается более реальным чем мы думаем. Документалистика с постановочными кадрами давно потеряла легитимность и статус доверия. Ари Фольман необычным приемом подчеркивает ее важность. Сколько мы уже смотрели военных фильмов? Мы даже знаем процедуру съемки батальных сцен. «Вальс с Баширом» отрицает всякую халтуру нечестивых режиссеров, ставя перед ними слишком высокую планку, чтобы хотя бы процентов тридцать из них ее потянули.
Причины войны давно исследованы вдоль и поперек историками, но посттравматические синдромы до сих пор будоражат бывших вояк, да что там, целые нации, от немцев до евреев. О резне в Шатиле и Сабре никто из очевидцев не вспоминал 22 года. Для показа этого феномена в сценарий водится психотерапевт, который всем подробно объяснила, что есть вытеснение по Фрейду.
На сегодняшний день «Вальс с Баширом» чуть ли ни манифест открытого мира, способного к диалогу и обсуждению сложных нелицеприятных тем. К сожалению это пока не совсем так. На планете много еще политических нарывов, которые увеличиваются с каждым годом. Ари Фольман сделал большой вклад в развитие толерантного мира, ничего более убедительного, чем иллюзорная анимация и придумать нельзя.
26 июня 2010 - 7
Фильмо-анимационные воспоминания о том, о чем когда-то давно герои ленты предпочли забыть. О войне. Об убийствах. О грехе на собственных руках.
И вроде переданные без пафосности, без претензии на "Оскар", а просто рассказы, размышления, исполненные в зарождающем интерес с самого начала стиле. Удивительные по качеству, по деталям мелочи наравне с плоскими лицами и застывшей мимикой. Сложно описать особенности этой анимации, но точно одно - она удивительна. Цвет - Свет - Вода - вот наверно самые сильные и порой даже захватывающие дыхание детали.Война всегда страшна и всегда накладывает на произведения с ней связанные, нечто тяжеловесное и гнетущее. Так и здесь - это не фильм-развлечение, это ужасы - прошлого и настоящего.
4 июля 2010 - 9
Осторожнее.
При просмотре этого шедевра мультпликационного искусства вы окажетесь на войне. Причём в самом её сердце. Вы станете простым солдатом, не до конца понимая, против кого и зачем Вы воюете. Вы будете стрелять из пулемёта, вести танк, бояться, ходить по трупам, плыть по ночному морю в поисках спасения, танцевать под свинцовым ливнем... Вам покажут бессмысленный ад на земле, и, если вы не бессчувственная каменная глыба, Вы станете пацифистом.
9 августа 2009 - 7
Нет, Ларс, торжество человеческого безумия - это еще не самый смак. Хуже всего - безумие человеческого торжества. На бойне. И как бы было хорошо, если бы все дерьмо заканчивалось кубриковским "Заводным апельсином", а не открывалось "Цельнометаллической оболочкой", а самым страшным был бы танец в темноте, а не вальс с пулеметом. Увы. "Башир" так же прекрасен, как и тяжел, и пестрота анимации просмотра не облегчает. Отдельная благодарность композитору картины.
13 августа 2009 - 9
Начать, пожалуй, следует с того, что «Вальс с Баширом» — это НЕ мультик и НЕ документальная хроника. Это настоящий художественный анимационный фильм. Потрясающе красиво снятый, великолепно прорисованный, с невероятным саундтреком.
Кадры, созданные замечательным художником Давидом Полонским сменяют друг друга неторопливо мягко. То насыщенные цветом, то почти монохромные. Переплетаются музыкальные темы Макса Рихтера. То плавно нежные, то напряженно резкие. Фильм завораживает, затягивает, оглушает, гипнотизирует. А ведь сделано все на пресноватом документальном материале: большую часть картины составляют интервью — скучные говорящие головы. Но Ари Фольман снимает не обычную хронику событий, составленную из воспоминаний участников. Фильм о другом.
О памяти. Милосердной человеческой памяти. Когда нет душевных сил, чтобы пережить потрясение, память незаметно стирает мучительно болезненные эпизоды нашей судьбы. Подобно тому, как женщина забывает о родовых муках, главный герой фильма вытесняет в бессознательное воспоминания о событиях, участником которых он был.
Ветеран Первой Ливанской войны, Ари Фольман ничего не помнит ни о бомбардировках Сидона, ни о резне в лагерях беженцев на западе Бейрута, ни о детях, выходивших на встречу израильским солдатам с поднятыми руками, ни о горящем взгляде юного снайпера, который стрелял в него почти в упор. Остался всего один эпизод: ночь, пустынный пляж, небо в свете сигнальных огней, золотисто нежное море. Ари поднимается прямо из воды, видит четкие, черные силуэты однополчан, выходящих вместе с ним из моря. Они идут по улицам Бейрута сквозь толпу обезумевших от ужаса женщин... Но на самом деле всего этого не было. Все это лишь фантазия — иллюзия, которую подарила ему милосердная память, чтобы заслонить жестокую бессмыслицу войны.
Фильм предельно автобиографичен и обнаженно откровенен. Фольман слушает рассказы бывших однополчан, встречается со свидетелями этих событий, беседует с психоаналитиком и собирает острые осколки воспоминаний. Фантазии мешаются с воспоминаниями, сон с явью, бред с реальностью, и вот уже память начинает возвращать ему пережитые чувства, мысли, образы. Оглушенные страхом, мальчишки в военной форме не в силах были осмыслить, вместить весь ужас происходящего. Война, которая казалась им веселой игрой в мужество, сотрясает сознание неумолимой жесткостью. Бессмысленной жесткостью. Фольман доходчиво объясняет, ничего глупее войны нет и быть не может. А цена этой бессмыслицы — тысячи и тысячи человеческих жизней. В финале фильма великолепные рисунки Давида Полонского сменяются беспощадными документальными кадрами — и лучшего доказательства отвратительного уродства войны, пожалуй, уже не нужно.
18 июля 2009 - 7
Форма потрясная, а содержание - на любителя
Артхаусный мультик с кучей премий и номинацией на Оскар, основанный на реальных событиях, участником которых был сам режиссер Ари Фольман.
В своем интервью главный художник фильма Дэвид Полонский сказал, что они "рисовали не для кого-то, а так, как им самим нравилось", может, в этом успех и признание картины?
Да, пару моментов просто выносят мозг, смеешься, хотя, вроде, надо плакать, они, кстати, есть в трейлерах на афише, но вырванные из контекста - это уже не то, пропадает вся соль.
Отдельно стоит отметить именно форму, то, как преподнесены события, мультипликация с документальными вставками как раз главная изюминка этого фильма, и она постоянно меняется, когда и почему она разная - в этом тоже своя задумка: новые люди, воспоминания, хаос в голове, разрыв между прошлым и настоящим и т.д., и т.п.
Что касается самой тематики - Ливанская война - меня не цепляет, от меня это очень далеко и кажется почти неправдой, поэтому этот фильм не станет мне близким. Наверное, если обобщить, то станут видны проблемы войны вообще и что она делает с людьми - да, есть над чем задуматься.
И все же, почему именно "Вальс", что тут танцевального? (Внимание, сейчас будет спойлер!) В своем интервью Ари Фольман раскрыл секрет: "Сцена вальса используется для того, чтобы показать, как в ситуации боевых действий искажается время. Я не знаю, как долго мой товарищ находился в центре огневой позиции, никто не знает. Возможно, не больше пяти или десяти секунд. Я хотел, чтобы зрители увидели эту сцену с точки зрения очевидца происходящего, в глазах которого этот солдат провел на тротуаре целую вечность, танцуя и стреляя из пулемета под прицелами снайперов".5 июля 2009 - 9
новая попытка разобраться с резней в сабре и шатиле в первую ливанскую войну.
совершенно уникальный опыт документальной анимации: когда интервью с участниками событий снимается, а потом рисуется.
и очень интересный подход к теме личной и коллективной памяти, а точнее - личной и коллективной амнезии.
не знаю, пойдет ли он в россии - но посмотреть его более чем стоит, особенно во время этой войны.
даже тем счастливцам, которые ничего не слышали про сабру и шатилу.5 января 2009 - 7Освещаем небо?
Трудно представить, что по главной улице вашего города идут танки, всё окружающее занято беспрестанной стрельбой, где огонь и кровь смешались, окрасив пространство в невообразимые цвета войны. Трудно представить себе людей, едущих в танке, представить себе то, что они едут убивать беззащитных, ничего непонимающих, испуганных жителей, пребывая в ещё более напуганном состоянии. О таких мыслях сразу же хочется забыть, твёрдо захлопнуть их у себя в голове и не дать им просачиваться в себя.
Так и главный герой фильма напрочь забыл то, как был участником военных действий в Ливане. А спустя двадцать лет от тех событий у него в воспоминаниях осталось лишь ночное, позолоченное небо, освещаемое боевыми салютами, наблюдаемое с приятного, обволакивающего моря. По кусочкам, по отдельным картинкам военные товарищи, делясь своими воспоминаниями, напоминают о страшной, бессмысленной стрельбе, которую так хочется закрасить тем же прекрасным золотым цветом, но когда картина происходящего вспоминается и осознаётся полностью, сделать это уже не возможно. Потому что война идёт даже в мирной жизни. Она идёт каждую секунду и везде, облачаясь в одеяния эгоизма, лицемерия, лжи, наплевательства и особенно бесконечной человеческой злости друг к другу.
«Вальс с Баширом» премного художественная анимационная документалистика. Отдельно в которой нужно выделить захватывающее, порой (где нужно) издёрганное музыкальное сопровождение. Общее воззвание Ари Фольмана становится предельно ясно, только жаль высушить, всё более разливающуюся, реку крови и огня не получится, даже уже понятно нарисовав её.
1 февраля 2009 - 9
Это лучшее, что я видела за последнее время. Фильм потряс меня всем. И анимацией - тут чисто профессиональный интерес, и самой историей, и так как фильм смотрели на премьере - реакцией зрителей и ответами арт-директора.
Я идти не хотела. В данный момент своей жизни к Израилю и всему, что с ним связано отношусь негативно - мне не хочется поддерживать страну, убивающую детей. На фильм пошла, так как он из разряда тех, что надо обязательно увидеть. Но смотря его, у меня перевернулось вообще восприятие людей. Политика и обычные люди не одно и то же. Фильм про войну. И про то, как это ужасно. И неважно, между кем она - главное, если умирают невинные. Не знаю на счет уж совсем откровенности фильма, но это и так достаточно откровенно. От музыки и красок передается такое глубокое чувство. От того, что фильм нарисован, а люди за кадром - реальные голоса реальных людей, передается ощущение, что это память, сон, бред, который хочется забыть, стереть, чтобы никогда не пришлось пережить подобное.
Судя по очень яркой реакции зрителей - делаю вывод, что фильм трогает самые глубокие чувства в человеке.
Рекомендую тем, кто относится к кино не как к вечеру с подругой и поп-корном. И я готова смотреть его много раз, если смогу - тяжело смотреть на правду, когда знаешь, что все это было, все реально. И главное - до сих пор происходит.19 июня 2009 - 7
Очень странное ощущение от фильма. Суть: участники ливанской войны вспоминают о боевых действиях, и оказывается очень многого не помнят, особенно наиболее кровавых и мучительных с моральной точки зрения эпизодов. Фильм о гуманном устройстве человеческой памяти. Когда душа не справляется - мозг забывает.
В чем странность? Будь это высокобюджетный, игровой фильм о войне и людях, это была бы эпическая драма, способная потрясти психику обывателя, закостенелого от томатной крови блокбастеров. Но это... мультфильм. И тут, лично у меня, срабатывают якоря восприятия движущейся рисованной картинки. Стереотип "мультик = детское" сбивает накал, и удесятиряет пафос, отчего впечатления раздваиваются на отторжения зашкаливающей патетики, но принятие должным образом мучительной и мученической темы.
Пока нахожусь в недоумение. А может так и лучше - показать страдание в виде комикса, травмируя зрителя статикой и медлительностью, убирая суетливые детали человеческого бытия и из всех возможных выражений лица, оставляя только самое больное.
Вердикт: однозначно must see.25 февраля 2009 - 9
«Вальс с Баширом», если рассматривать ассоциативно - это документальная эстетика + ультрасовременная анимация, где вместе встречаются психоанализ, «Прощай,оружие!», поэтика «Тонкой красной линии» и какой-нибудь «Ghost in the shell». При всем при этом «Вальс с Баширом» дышит оригинальностью как ни одно другое кино прошлого года.
Израильский режиссер-главный герой фильма испытывает провалы в памяти, связанные с событиями войны в Ливане, а именно он не может вспомнить, что делал в день резни в Сабре и Шатиле. Для восстановления общей картины он отправляется в путешествие по своим друзьям, сослуживцам и прочим, кто мог видеть и помнить его в это время. У главного героя, как и у многих его друзей, ключевые события войны замещены невероятной красоты сюрреалистическими картинами, которые до этого, пожалуй, по уровню исполнения и уместности редкими жемчужинами появлялись у мастеров аниме.
Документальным в этом кино выступает история войны, рассказанная, как думается реальными её участниками, что выступают в роли говорящих голов и постепенно представляют свои истории, одна другой краше. По ходу фильма с противоположных концов усиливается и поэтика фильма, в виде заградительных фантазий, и общая картина происходившего, складывающаяся из долгих бесед главного героя с сотоварищами, которые помогают побороть амнезию. В качестве топиков выступают следующие темы: юнцы в форме, невозможность убить, горы трупов, невинные жертвы, страх, сомнения, огонь по своим, бездействие, паническое геройство и куча других спутников современного война.
История заканчивается сложенным пазлом резни в Сабре и Шатиле, когда при полном попустительстве израильских войск ливанские фалангисты, не моргнув глазом, вырезали целый лагерь палестинских беженцев. Говорить о том, что этот фильм занимает какую-то определенную сторону не приходится. Анафема в фильме выносится только войне, в том плане, что воевать человеку думающему невыносимо сложно и противоестественно, хотя в данном случае и надо. Более конкретно фильм можно применить к ближневосточному конфликту, в том плане, что у воюющих сторон нет уже никакой памяти, и восстановить точно, кто виноват и что резня стала следствием другой резни, та другой и так далее до бесконечности, можно только громадными рефлексивными усилиями.
Ко всем плюсам фильма добавляется отличнейший саундтрэк, большую часть которого написал неоклассик Макс Рихтер, а в промежутках играют Public Image Limited, OMD и несколько хороших израильских исполнителей.
22 января 2009 - 9
Это фильм-событие-в-жизни.
Идея авторов синтезировать документалистику с анимацией сама по себе хороша, но здесь она стала оружием против Войны как таковой. Мультипликация очень удачно передает то ощущение "неужели все на самом деле? и неужели все это со мной?", всеобщего абсурда, потусторонности войны, которая настолько уродлива, что просто не может быть настоящей. А раз война условна, но ее и не снимешь на камеру. Приходит на помощь анимация, которая умеет показать, как медленно корежится машина под колесами танка, как окрашивается кровью яичница, только что пожаренная на капоте БТРа, как, освещенные сотнями сигнальных ракет, падают беженцы во время ночного расстрела. Заглавная сцена, где персонаж вальсирует с автоматом во время перестрелки - вообще одна из самых сильных, какие я вообще видела.
Не соглашусь, что правильно фильм смогут воспринять лишь те, кто разбирается в истории палестино-израильских конфликтов. Он о любой войне, если сделать несколько обобщений.4 марта 2010 - 7
«Автобиографическая картина о войне, которая служит примером решимости израильских кинорежиссеров и зрителей в исследовании своих ран и своей совести на большом экране»
Анна Азари, посол Израиля в России.Всякий раз, когда событие прошлого или настоящего аппелирует к совести, в памяти включается некий режим самозащиты, воспоминания о таком событии спускаются глубоко-глубоко в потаенные уголки нашего сознания или даже в подсознание и вспомнить их без посторонней помощи уже не представляется возможным.
-А у тебя нету воспоминаний из Ливана?
-Нет. Совсем.
-Ты уверен?
-Я сам не знаю.
-Бейрут, Сабра и Шатила?
-А что с ними?
-Ты был всего в 100 метрах от этой резни!
-Я был в 200 или 300 метрах, однако дело в том,….что это не отложилось в моей памяти.
-И никаких воспоминаний? Ты не когда не думаешь об этом?
-Нет,нет,……..нет.Вот так вот после встречи со школьным приятелем режиссер фильма, ничего не помнящий о событиях 80-х непосредственным участником которых он был, решает вспомнить все, - где и с кем был, что видел и чувствовал.
Фильм представляет собой синтез всех основных форм кинематографического искусства – документальной, игровой, анимационной. Первая часть фильма выполнена в стиле документального кино – герой встречается с доктором психологии, пытаясь разобраться в причинах отсутствия воспоминаний, и беседует со своими «военными» друзьями и другими очевидцами тех событий и постепенно, шаг за шагом, с помощью чужих отрывков собирает полную карту тех событий, вытаскивая наружу свои воспоминания и …………..муки совести.-Я начну с первого дня войны, дня, когда мы вошли в Бейрут.
…
-Я стоял у цифрового табло и как бы выбирал направление путешествия: Лондон, Париж, Нью-Йорк…
…
-Только потом я осознал где нахожусь: в аэропорту было безлюдно, витрины duty-free магазинов были разрушены и разворованы, через стекло на улице я увидел разувеченный обугленный каркас пассажирского самолета линий авиакомпании Air de France, на улице слышались выстрелы, а информация о рейсах на цифровом табло не менялась уже, наверное, месяц…Так вот последовательность мыслей, ощущений, переживаний автора, необычайная реалистичность картинки, даже несмотря на то что фильм анимационный, реалистичность мимики, жестов людей, пыли, пуль, крови вовлекают зрителя в гущу событий, невольным свидетелем и, даже более, участником которых он становится. Все кончается кошмаром, реальными документальными кадрами из разрушенных лагерей палестинских беженцев Сабры и Шатилы, где узкие улочки-аллеи были завалены трупами мужчин, женщин, стариков и детей. Где мирные жители, далекие от политики, подверглись геноциду. Все это уже было в истории, и картины в поселених Сабры и Шатилы невероятно напоминают хроники концентрационных лагерей III Рейха с той лишь разницей, что потомки прошлых заключенных и мучительно убитых евреев здесь предстают соучастниками жестокого преступления.
- Внутри лагеря мы увидели целую груду обломков… Мой глаз заметил руку, маленькую ручку,..руку ребенка, высунутую из под обломков. Я подошел поближе и увидел волосы. Кудрявая голова, покрытая пылью. На это было невыносимо смотреть. Рука и голова. Моей дочери, должно быть, было столько же лет, сколько и этой маленькой девочке. У нее тоже были кудрявые волосы, - вспоминает израильский репортер Рон Бен-Ишай о тех событиях.
Такой ход режиссера, показать документальные хроники, замыкает начатое им, он переносит свои страдания, муки совести на зрителя, пусть хотя бы пока тот находится в кинозале, а вот взывать к совести режиссер просит всегда…
27 августа 2009 - 9
Ливанский Вальс.
Как показать своей девушке из МАРХИ, у которой на уме только проекты, ломография и собственные мысли в молескине, что есть вещи поважнее? Очень просто, покажите ей "Вальс с Баширом". Не говорите ей про военную драму и не надо лекций на тему "История войн Израиля". Просто пусть посмотрит мультфильм, который номинировался на Оскар. И тогда будет эффект.
На самом деле творение Ари Фольмана поражает. Это первый за долгое время фильм о войне, который берёт не ужасающими непотребствами или скандальными фактами, а тонкой передачей чувств. Рисованные герои кажутся реальнее чем люди с кадров документального кино, и вроде атрибуты те же: в нас стреляют, а вот командира убили, а вот свои бомбят, начальство приказало, начальство запретило, фото на память, выпили вместе, а вот воспоминания...но когда, скажем, появляется гигантская женщина, чтобы унести тебя из этого ада и лишить наконец залежавшейся девственности, или стая из 26 собак под прекрасную музыку Макса Рихтера бежит за незадачливым солдатом...вот тогда как раз и замыкаются какие-то контакты восприятия в голове и ты, невольно задаёшь себе тот же вопрос, что и главный герой:"А что я делал, когда ЭТО происходило?"12 июня 2009 - 9
В этом фильме нашлось место переживанию, иронии и ужасу. Необычная анимация, увлекательный сюжет и музыка, создающая атмосферу различных оттенков, не давали оторваться от экрана.
Действие картины(основанной на реальных событиях) развивается спустя 25 лет после военных действий в Ливане. Рассказанный на днях, сон сослуживца, будоражит сознание Ари Фольмана (главного героя и автора картины) и вынуждает признать,что события тех времен скрыты пеленой забвения. Но осознанного или вынужденного? С этого момента "Вальс с Баширом" представляет собой трудоемкую попытку вспомнить забытый кошмар.
Зная несколько имен, герой отправляется в путь по памяти: своей, участников и, можно сказать, по памяти людей живших и для людей, которым предстоит жить. Выбор формы в пользу анимации, можно расценивать как способ донести до зрителя идею иллюзорности воспоминаний человека, войны или же как иллюзорность всего происходящего из-за искажений, которые накладывает память. Как бы то ни было, ни в коем случае не хочу критиковать способ подачи,а молча аплодирую.
Финал ставит жирную и ошеломляющую точку, когда ставшие привычными краски сменяются на кадры кинохроники тех событий. Их появление не долго, а эффект долгоиграющий.P.S. Подобные творения сложно объективно оценивать да и стоит ли? Темы, затрагивающиеся в них трудны и важны. Война и её последствия; человеческая жизнь и её ценность; ценность человека среди того,что принято считать ценным; война и её место в Мире/мире. "Вальс с Баширом" сделан талантливо и с чувством,он достоин высшей оценки или же должен рассматриваться вне каких-либо рамок и условностей.
7 февраля 2015