Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.2

Фильм
Класс

Entre les murs, Франция, 2008
Каннский призер-2008: фильм о французских проблемных школьниках

Синема-верите про школу в неблагополучном районе. «Золотая пальмовая ветвь-2008».

  • Класс – афиша
  • Класс – афиша
  • Класс – афиша
  • Класс – афиша
  • Класс – афиша
Драма
14+
Лоран Канте
24 сентября 2008
4 декабря 2008
2 часа 8 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Лорана Канте

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

5
Мария Кувшинова
32 отзыва, 41 оценка, рейтинг 1117
26 ноября 2008
Дожуем до понедельника

Учитель-словесник Франсуа (Бегодо) вместе с коллегами начинает новый учебный год. Школа — так себе, в классе — ребята из тех, что пару лет назад жгли на окраинах Парижа чужие автомобили. Самый приличный ученик — китаец, который не знает французского. Самый трудный — чернокожий гангста Сулейман. Самая непредсказуемая — Эсмеральда, из местных гопников, не умеет спрягать, но говорит, что читала Платона. Учителя они не слушают, на уроках интересуются: «А вы не гей?» Любить их совершенно не за что. Но Франсуа все-таки любит, скорее по профессиональной необходимости, чем от души. Так — в разговорах о пидорах и l’imparfait de l’indicatif — проходит год.

Школа — это такая точка консенсуса: как пишут в дембельских альбомах, кто не был, тот будет, кто был — не забудет, про нее всегда всем интересно. Но правда заключается в том, что педагогическая поэма Канте не работает без сопроводительного текста, без информации о том, что Бегодо играет сам себя, что «Класс» — экранизация его же книги, а учени­ков набрали по объявлению в неблагополучном районе, чтобы они в течение года проживали перед камерой жизнь других, таких же, импровизируя диалоги. Этот конструкт венчает ­«Золотая пальмовая ветвь» (а скоро, должно быть, увенчает «Оскар»), и критики привычно, устало и вхолостую хвалят его за невероятную достоверность — да и за что еще хвалить? Не исключено, что именно здесь пресловутый неонеореализм доходит до предельной точки, скребет по дну, исчерпав все возможные комбинации связей вымысла и реальности. ­По­ставить камеру в классе, посадить непрофессиональных актеров и заставить их говорить о своем — кажется, у Канте не было другой задачи, кроме как получить комплимент за безмерную правдивость.

Как часто бывает в жизни (и как, по-хорошему, не должно быть в кино), сопереживать всерьез тут некому. Подростки, как им и полагается, невыносимы (см. фильмы Валерии Гай Германики). Но и Франсуа Бегодо далеко не подвижник. У него неприятная физиономия и отталкивающие манеры, он легко срывается в некрасивую истерику. В глубине души он сноб, с тщательно скрываемым чувством превосходства рассуждающий о Сократе перед подростками, равнодушными даже к таблице умножения. Школа, помимо прочего, для него тюрьма (французское название фильма — «Между стен»), и мы почти не знаем, что происходит за ее пределами, — из внешнего мира до нас, как и до Франсуа, доносится только эхо: Сулеймана нель­зя исключать, потому что его могут отправить обратно в Мали, у китайца Вея эмиграционные службы прижали родителей. Но и то, что происходит внутри, слишком дискретно и порой лишено элементарной логики (непонятно, например, как при заявленном уровне бытовой гомофобии в классе выживает арабский паренек с более чем однозначными повадками; забитым он не выглядит).

Можно было бы сказать, что картина разрастается до ­ме­тафоры современной Европы, в которой неврастеничный белый неудачник пытается рассказывать разноцветным варварам про Сократа и Анну Франк, — если бы она разрасталась хоть куда-нибудь. Но «Класс» так и остается «между стен».

Кажется, на Каннском фестивале в этом году победил не худо­жественный фильм, а сумма эстетических и содержательных свойств (реализм, дрожащая камера, мультикультурность, призыв к консенсусу), эталон современного европейского артхауса, место которому в парижской Палате мер и весов, но вряд ли где-нибудь еще.

26
1

Отзывы

9
Kater
165 отзывов, 944 оценки, рейтинг 797
3 декабря 2008

Франсуа - преподаватель французского и классный руководитель в 8-м классе . У него особый метод общения с учениками: он пытается их разговорить, объясняет значение слов, учит выражать свои мысли словами, и объясняться ясно, доступно. Учитель - как священник, он должен быть авторитетом, вызывать доверие. Франсуа ищет контакт со всеми детьми, побуждая их все время думать, искать ответы на вопросы, обучая грамотно задавать новые вопросы.

- Мы встречаемся около Люксембурга, - говорит ученица.
- Какого Люксембурга? Люксембургского сада? - учитель делает вид, что не понимает.
- Нет, около Люксембурга.
- А, страна Люксембург.
- Нет, метро «Люксембург».
Маневрирует, поправляет корректно, даже задорно, как в особенной игре в слова. И главное - учит дискутировать, аргументировать свою позицию и уважать мнение другого человека.

Ну а что же дети? Дети ленятся, дети не хотят читать, дети подозревают Франсуа в неискренности, не желают идти на контакт, пренебрегают вниманием учителя, постоянно бросают ему вызов, упрекая в некорректном отношении к себе. Нынешние дети научились пользоваться своими правами и знают, как манипулировать ситуацией, чтобы развернуть ее в свою сторону. Если ты учитель, то ты не можешь быть «своим». С детьми все время надо быть начеку. Стоит раз потерять бдительность, неожиданно на пустом месте возникает конфликт, и решать его учителю придется в одиночку.

Фильмы про школу и школьников составляют особый жанр. Проблемы подростков и их взаимоотношений друг с другом и со взрослыми действительно очень кинематографичны, и часто привлекают внимание людей искусства. Многие зрители выросли на подростковых драмах, типа «Розыгрыша», «Чучела», «Предательницы», «Вам и не снилось». Любовь к этим и другим фильмам также легко объясняется тем, что в нашей памяти мы постоянно обращаемся к своему детству и личным воспоминаниям о школе. К тому же, человек проводит в классах довольно продолжительную часть своей жизни, и именно в школе учится быть социальным существом.

Французский «Класс» (реж. Лоран Канте, Франция, 2008) отличается от наших, советских, фильмов, во-первых, абсолютной подлинностью (дети ведут себя максимально естественно, ибо они не актеры, а настоящие ученики, да и учитель - тоже не актер, а учитель словесности и автор книги, по которому снят фильм). Документальность, реализм очень существенен, именно такому кино легче всего пробраться в сердце. Нет ни малейшего сомнения в том, что эта ситуация подлинная. И второе отличие - то, что фильм адресован взрослым. Это им решать проблему конфликтов с детьми.

Столкновение учителя с учениками - всего лишь проверка на прочность, испытание для педагога, а для детей - только повод показать зубы. Дети не бросятся вам навстречу. Так получилось, что авторитет взрослого человека в их системе ценностей сильно подорван. Как это случилось, - стоит понять.

В конце фильма показывают футбол между учителями и учениками. Дети выигрывают, радостно вопя. Класс - пустой.

6
0
9
А. Джустов
4 отзыва, 6 оценок, рейтинг 7
6 декабря 2008

«И еще какой-то “Класс”», — сказала девушка у касс кинотеатра своей подруге. Какой-то «Класс», получивший какую-то Пальмовую ветвь. Зрителей в зале не много, для фильма с субтитрами это обычное дело. Да и сюжета, в привычном для массового кино смысле, в фильме нет. Все действие, как и обещают афиши, происходит «между стен» (“Entre les murs”): ответы у доски, родительские собрания и футбол в школьном дворе. Жизнь героев остается за кадром, диалоги вторичны — все это едва ли интересует режиссера, и на то есть свои причины. За что фильм удостоился одной из самых престижных кинонаград становится понятно ближе к середине. Не случайно главный герой Франсуа преподает французский в школе на окраине Парижа, а его ученики читают по-арабски и следят за чемпионатом Африки по футболу. Именно возвращение в Африку грозит одному из учеников за грубое нарушение школьной дисциплины. Учителя собирают комиссию для решения вопроса о наказании (такое происходит в среднем дважды в месяц и каждый раз заканчивается исключением), а одноклассники называют это учительской местью. И хотя слово беспорядки заменяется недостойным поведением, а слово депортация в фильме произносится совершенно в ином контексте, зритель без труда разгадывает режиссерскую метафору. «Если вы находитесь здесь, то извольте соблюдать те правила, которые здесь приняты», — причем не важно, относится ли это к школе, городу или стране. В этом свете и оригинальное название фильма может быть переведено по-другому: «Внутри границ». Отметив тонкость изложения и актуальность (не всеми забыты погромы осени 2005-го), каннское жюри, известное, в том числе, своими социально-политическими предпочтениями, и проголосовало за французскую картину. И если это так, значит, лед тронулся.

3
0
7
Султан Усувалиев
75 отзывов, 116 оценок, рейтинг 104
14 января 2009

Сегодня посмотрел фильм "Класс". Впечатлен.
Картина, в которой практически все действие проходит в классе в одной из парижских школ. Учитель и ученики (13-15 лет). Учителя сыграл Франсуа Бегодо, который сам учитель и сам написал книгу, по которому фильм и поставлен.
Длится кино 2 часа.
Снят в манере документалистики - камера "подглядывает". Ни нотки фальши, все реакции учителей и их подопечных настолько естественны, что я до сих пор под впечатлением - будто рядом сидел, за соседней партой. В текстах о фильме вы заметите слово "подлинность". Оно самое. И вы поймете, как оно точно, если вспомните такие фильмы как "4 месяца, 3 недели и 2 дня", "Дитя"... мы видим тенденцию остросоциального кино, которое востребовано. И ценится. Именно поэтому все эти фильмы получили Золотую пальмовую ветвь. "Дитя" в 2005-м, "4 месяца..." в 2007-м, а "Класс" в 2008-м. Тенденция стиля.

Если появится возможность, посмотрите обязательно. Что творится в школе? Вы получите пищу для размышлений, ведь это относится именно к нам: к нашим детям, к нам самим.

Тем зрителям, которые ненавидят морализаторство и односложность, скажу: ничего такого в фильме нет.

В общем, приятного просмотра

2
0
9
kotbegemot2
87 отзывов, 372 оценки, рейтинг 92
9 февраля 2009

Один из лучших фильмов прошлого года. Совершенный по форме и убедительный содержательно. Вот эта рецензия http://www.cinematheque.ru/post/138535/1 фактически лишает меня возможности развернуть эти тезисы, потому что с некоторыми не существенными оговорками я согласен изложенным в ней и буду лишь повторять уже сказанное. Я ценю произведения, идущие к содержанию через форму, то есть не очень люблю философские рассуждения в исполнении персонажей, потому что законы драматургии требуют, чтобы они не рассуждали, а действовали, чтобы диалоги акцентировали и развивали конфликты, а не транслировали авторские умствования. Так и происходит в фильме и исполнено всё мастерски.
Некоторым именно формальное совершенство и не понравилосьhttp://www.afisha.ru/movie/191741/review/253921/
А некоторые утверждают, что предвидели успех Лорана Канте, потому что, мол, предыдущий его фильм тоже что надоhttp://vz.ru/columns/2008/6/1/173228.html (см. первую треть заметки)

1
0
7
a_napa
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 3
7 февраля 2009

Школьный год – скучный и нудный. Таков и фильм. И это можно ему простить – за реалистичность атмосферы.
Автор не держит в напряжении преувеличенными эмоциональными взрывами. Он медленно вводит зрителя в самый настоящий 8-й класс, где ученики пишут на уроках смски, забывают тетрадь, поправляют языком скобки на зубах и носят кофточки со стразами. Больше, чем учитель, о них не узнаем и мы. В основном - из сочинений: «У меня есть кошка и две сестры, я люблю рэп и гулять с друзьями».
Тема многонациональности школы здесь почти равняется неблагополучности. Вопрос национального самоопределения вроде бы и ощущается постоянно (как в споре двух чернокожих ребят: «Я француз!» «Тогда я вообще с тобой не разговариваю»). Но все это выглядит скорее иллюстрацией к педагогическим лозунгам вроде «Дети разные, люби всех, не топчи индивидуальность».
И вот именно тема затаптывания индивидуальности и другие проблемы самой школьной системой – самые интересные в фильме. Режиссер очень точно отмеряет количество любви учителей к своим ученикам. В списке приоритетов она идет перед кофе-автоматом. Но не такая горячая. «Вы стараетесь нас разболтать, но вам же это не интересно», - говорят Мартинесу ученики. Почему же, ему интересно, но настолько, насколько это входит в его служебные обязанности – иногда чуть больше, иногда чуть меньше. Он хочет работать с ними, давать им интересные задания, «воспитывать личность» и т.п. Впрочем, не готов копать слишком глубоко. В конце концов, урок длится 55 минут «5 минут вы тратите на то чтобы подняться, 5 - рассесться».
Режиссер показывает не самого беспомощного, но и не самого мудрого учителя. Очень много моментов, когда почти всякий зритель подумает: «Вот дурак, я бы по-другому сказал». Наверное, это еще одна галочка в пользу реализма: средний такой учитель.
В любви и нелюбви учителей и учеников – кому как повезет: «У вас на меня зуб». «Мне что, делать больше нечего, просыпаюсь утром и думаю: как бы отомстить Сулейману!» Впрочем, помочь или не помочь Сулейману, они тоже много не будут думать – отчислят большинством голосов. Зато учителя пойдут в суд защищать маму другого мальчика, которую грозят депортировать в Китай.
Но как и в настоящей школе, обиды быстро забываются. Как забывается и отчисленный мальчик. (Куда режиссер дел его работу-автобиографию?!) Да, потому что учителю позволено больше чем ученику, говорит Мартинес.
В конце фильма учителя и ученики вместе переходят на футбольное поле – там-то им позволено одинаково.

1
0

Подборки Афиши
Все