Киноафиша Москвы

Фильм «Сжечь после прочтения»

Burn After Reading (2008, США, Франция, Великобритания)

6.9
0:00 / 0:00
0:00

Сжечь после прочтения (англ.)

Сжечь после прочтения (англ.) 2й

Смотреть трейлер

Анафема глупости, сатирическое шапито с суперзвездами

Чехарда с секретным церэушным диском, который случайно оказывается у двух идиотов. Братья снова шутят.

Актеры

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
отзывы:
531
оценок:
507
рейтинг:
11235
7

Анафема глупости, сатирическое шапито с суперзвездами

Вашингтонский церэушный аналитик Осборн Кокс (Джон Малкович), уволенный за пьянство и скверный нрав, отказался от пенсионерской должности в Госдепе и решил назло всем написать разоблачительные мемуары. Жена Осборна Кэти (Тильда Суинтон), давно изменявшая ему с бородатым кабинетным шпионом Гарри (Джордж Клуни), именно в этот момент решилась на развод и наняла адвоката. Гарри, женатый на популярной детской писательнице, кроме Кэти спал еще с половиной американской административной столицы, включая непривлекательную Линду (Фрэнсис МакДорманд). Линда знала, что непривлекательна, мечтала о трех пластических операциях и работала в фитнес-центре вместе с подвижным метросексуалом Чедом (Брэд Питт) и влюбленным в нее немолодым Тедом (Ричард Дженкинс). В фитнес ходила качаться толстая секретарша юриста жены Осборна Кокса — она и обронила в женской раздевалке диск с мемуарами, который Кэти украла у мужа, думая что там номера его банковских счетов. Все это могло как-то разрулиться, не будь перечисленные люди (исключая разве самого Осборна Кокса) так апокалиптически, триумфально глупы. Маячащий в каждом втором кадре символ американской государственности — обелиск Джорджа Вашингтона, а также выразительный портрет Путина в российском посольстве, куда приводит героев судьба, изящно встраивают частные проявления идиотии в общемировой политический контекст.

Коэны — как старые друзья семьи, пару лет назад вдруг не вернувшие крупную сумму: обида за их неудачную попытку переквалифицироваться в массовики-затейники с «Невыносимой жестокостью» и «Играми джентльменов», заставляет ждать он них подвоха в любую минуту. Те, кому казалось, что широко разрекламированное возвращение к авторским истокам в прошлогоднем «Старикам тут не место» — лишь отвлекающий маневр перед очередным прыжком в коммерческое болото, в новом фильме получат массу доказательств своей правоты — так по крайней мере может показаться.

С одной стороны все так: «Сжечь» — очевидная попытка по-скорому монетизировать оскаровский триумф «Стариков». Это быстро снятая и, видимо, еще быстрее написанная, предельно популистская комедия, где хохм (слово «шутки» слишком интеллигентно) втрое больше санитарной нормы, а голливудские звезды из первой десятки два часа ведут себя так, как взрослые люди не вели себя на экране со времен «Операции «Ы». Мелированный Брэд Питт скачет козлом, Клуни делает лицо как у бородатой лягушки, нечасто снимающаяся оскаровская лауреатка МакДорманд вообще изображает какого-то обезумевшего пожилого грызуна. Здесь через край фирменного коэновского цинизма, но нет и следа их былого чувства меры и стиля. Тем с большим недоумением приходится признать: этот бессовестный аншлаг-аншлаг не только блестяще продолжает идейную линию, начатую братьями в мизантропических «Стариках», но и чисто стилистически это произведение куда более цельное, чем прошлогодний лауреат четырех «Оскаров».

Коэнов всегда интересовала фигура идиота, в их вселенной идиот — это одновременно причина всех бед и соль земли. Тупая влюбленная из «Просто крови», великий нехочуха Лебовски и просвещенный болван Улисс в «О, где же ты, брат?» — все они находились под покровительством высших сил, братья всегда в решающий момент отводили от них беду, даже если для этого требовалось устроить природный катаклизм. Год назад в «Стариках» случилось невозможное: небесам надоело приглядывать за идиотом, и тот погиб, страшно и глупо. В «Сжечь» идиотия и вовсе показана как бич божий. Это толком понимаешь лишь к концу фильма, но самый отталкивающий фигурант этой сказки — задерганный, орущий благим матом персонаж Малковича — и есть не только единственный положительный, но и единственный сколько-то одушевленный герой, как мороком, окруженный со всех сторон приплясывающими, причмокивающими подобиями с односложным именами. Его крик «Идиоты, я боролся с вами всю свою сраную жизнь!» — разом превращает шутку в быль, а сверхдурацкую комедию в манифест отчаявшегося разума. Эффект цементирует без преувеличения грандиозный постскриптум, в котором два гения эпизода, Дэвид Раше и Джей Кей Симмонс, пытаются подытожить основную мысль только что закончившегося фильма. Коэны, явно чувствуя, что старые формы не адекватны новым реалиям, последнее время много экспериментируют с композицией (например, вынося ключевые события вроде смерти героев за кадр); видимо, поэтому главная мысль данного произведения сообщается нам в эпилоге.

Отзывы пользователей о фильме «Сжечь после прочтения»

Фото Claire Fisher
отзывы:
5
оценок:
5
рейтинг:
27
9

Несмотря на то, что в свое время Биг Лебовски произвел на меня впечатление, фанатом Коэнов я никогда не была. Разве что до этого момента. Последний фильм братцев вызвал во мне столько противоречивых эмоций, что уже за одно это я поставила ему высший балл. Мне было действительно смешно, причем не только "когда Брэд Питт" или какие-то совсем уж в лоб гэги, а почти все время, вплоть до того, как началось "мясо". Вот тогда мне стало страшно, и даже возникло такое противное чувство, что меня обманули: обещали комедию, а комедия раз - и в трагедию превратилась. В конце концов, если была у Клуни пушка, значит... можно и догадаться, мы же люди образованные. Очень странный фильм, потому что все на редкость противные, и даже не совсем идиоты, а просто обычные люди. В американских фильмах мы, как правило, видим стандартное развитие событий: обычный человек попадает в необычные обстоятельства и почему-то вдруг становится супер-героем. Здесь же Коэны берут обычного человека и думают: а с какой стати он должен быть абсолютно положительным (не в меру честным, не в меру умным, офигеть каким сильным и умеющим за себя постоять)! Пусть это будет действительно обычный, средний человечишко, со своими мелочными мотивами и тупым, навязанным СМИ представлением о мире, политике и бла-бла. И если этот не самый положительный столкнется с другими не столь положительными, потому как они на грани безумия, или им просто на тебя наплевать, или... да-да, есть же еще и роковые случайности. В общем, прогноз для обычного человека не столь приятен. Страшно ведь, когда все как в жизни. Когда самая злющая и стервознейшая из всех стерв оказывается вдруг педиатром... какой абсурд, какой гротеск! Но нет. В жизни частенько так оно и бывает, все мы видели таких педиатров. И даже пресловутая финальная фраза ЦРУшника "какого черта это было?" неплохо вписывается в контекст реальной жизни. Америка или нет, а Линда (Френсис Макдорманд) выглядела вполне по-нашенски, особенно в ночнушке и с дисковым телефоном, да и алкоголик с топором в руках - образ отечественный, так сказать. Человек он везде человек, только после таких фильмов звучит это не гордо, а как-то... по-коэновски смешно. ЦРУшники плевать хотели на людишек, которые принимали участие в заварухе с диском, ведь уровень доступа 3-й, пусть там себе побесятся, а нам нечего переживать. Маленький человек мал даже с высоты спецслужб, а что уж говорить о виде из Космоса, с которого начинается и которым заканчивается этот прекрасный фильм...

Фото alzhu
отзывы:
85
оценок:
157
рейтинг:
307
5

С заоблачных высот камера медленно пикирует на штаб-квартиру ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния, окунаясь в броуновское движение земных микробов. Вот Осборн Кокс, маленький физиологически неприятный человек без жизни, но с работой, которую он, впрочем, тут же теряет. Вот его стервозная жена Кэти, владелица нового лексуса, искренне вопрошающая своего мужа, на что же мы будем жить. Вот нервный сотрудник СБ казначейства Гарри, не упускающий случая показать свою большую пушку всем дамам в округе. Вот Линда Лицке, стареющая дуреха из фитнес-клуба, которой нужны деньги на жизненно важные липосакцию, ринопластику, маммопластику и фейс-лифтинг. И которой не нужны лузеры, с которыми она знакомится по интернету, которых приводит к себе домой и терпит на трогательных простынях в цветочек. Вот, наконец, Чад, манерный гей-фитнес-инструктор, которому в руки попадает диск с якобы секретными материалами для книги Кокса, заботливо записанный его женой в свете грядущего развода. В этой чашке Петри цветет пышный промискуитет, за которым лениво наблюдает и неохотно комментирует ЦРУ. По телевизору в это время пропагандируют культ силы и успеха.
Я смотрел этот фильм не совсем в подходящей обстановке - на ночном сеансе в компании аудитории "Гитлер-Капута", которые пришли на комедию и хотели посмеяться. Люди, которые приходят на комедию и хотят посмеяться, на фильмах Коэнов выглядят неуместно, их немного жалко и они действуют на нервы. Все-таки разница между аудиториями картинок на Фишки.Ру и карикатур Нью-Йоркера достигает порой эпических масштабов. В результате я смелся там, где все молчали, и хватался за голову там, где все ржали, - такие киносеансы обычно снятся в кошмарах. На дурной сон похож и сам фильм. У Коэнов крайне специфическое чувство юмора, которое действует только в серьёзных их работах и в малых дозах. Когда они его педалируют, обычно выходит милое недоразумение с Джорджем Клуни. В "Сжечь после прочтения" Коэны не без блеска пытаются совместить свои экзерсисы в легком жанре с более приличными работами, вновь поднимают свою любимую тему совращения простых людей легкой наживой и затрагивают еще ряд актуальных проблем - от социальной сегрегации через всеамериканский культ успеха к роли "большого брата" в регуляции сообщества. Тем не менее. Шпионский триллер, которому не хватает яиц. Ситуационная комедия, которой не хватает лёгкости. Драма отчуждения, которой не хватает живых людей. Неудобоваримый капустник с карикатурами из Нью-Йоркера. Тильда Суинтон в декоративной роли, Брэд Питт дивно играет маленькую собачку, которая до старости щенок, и не выходит из клозета, Клуни харизматично кривляется, Малкович дает Кафку, МакДорманд некрасивая и упоительная, Дженкинс жалкий и трогательный. Смотреть на это безобразие стоит в оригинале, - дубляж убивает атмосферу, а у переводчика нет чувства юмора, зато есть желание подстроить сценарий Коэнов под общероссийскую киноэстетику - "ваще" еще можно стерпеть, но на "морде лица" начинаешь скрипеть зубами.

Фото ers0307
отзывы:
25
оценок:
25
рейтинг:
75
9

Сначала просто очень понравилось. Весь фильм я если не ржал, то хихикал, а если не хихикал, то глупо улыбался. Превосходно, волшебно и гомерически смешно. Убийственный сарказм и издевательство во всем – от поступков персонажей до общей атмосферы. Фразы «ваша хрень у нас» и про окружающий идиотизм меня сразили наповал. Актеры сыграли просто умопомрачительно. Питт в амплуа «можно я сегодня буду дурой?» неподражаем, МакДорманд восхитительна в изображении упертой непрошибаемой тупости, Клуни достоверно изображает больного на голову параноика, Суинтон убедительна в роли злой и стервозной жены и педиатра. Но Малкович – это просто ОООО!!!!!!! Убирает всех. Это песня. Безграничное киноманское удовольствие. Я в полном восторге. Смотрел бы и смотрел. Собственно, показалось, что фильм очень быстро кончился.

А потом, включив телевизор, я понял, что это вечный фильм. Потому что окружающий идиотизм вечен и неизбывен. И образ Малковича в труселях и с топором никогда не сотрется у меня из головы. Смотреть и пересматривать.

Фото Александр
отзывы:
46
оценок:
45
рейтинг:
214
1

Фильм для меня не понятен, видимо был не на волне братьев Коэн.
Если это комедия - то не смешно, если драма с подтекстом - то почему все играют полных и совсем не забавных идиотов? если детектив - ужасно скучно.
Не понимаю что тут могло понравится, видимо только титры с перечислением известных актеров.

Ушли с середины фильма.

Фото Kater
отзывы:
168
оценок:
542
рейтинг:
796
9

"Я знаю, чей ты представитель - окружающего меня идиотизма", - орет герой Малковича, потряхивая пистолетом.
Идиотов и идиотизма в фильмах Коэнов всегда было с лихвой. Люди с неустойчивой психикой и просто глупцы являлись движущей силой историй, но как правило, в конце были повержены, физически или морально.
"После прочтения" - "Фарго" наоборот. Там героиня Фрэнсис МакДорманд являла собой воплощение простоты и честности, и ее человеческие качества помогали ей одолеть преступников и спасти других людей. В новом же фильме простота и исключительная глупость макдормандовской Линды как раз главная разрушительная сила, способная поезда пустить под откос.
О том, что глупость непобедима и есть новый фильм Коэнов. Нет средства от дурака. Правда, внимания идиотов удостаиваются не все. Разумеется, отрикошетить может в каждого, но в первую очередь в зоне риска люди неординарные, нескучные - самолюбивые и истеричные. Остальные просто знают, что дураков следует опасаться, а бороться с ними или спорить бесполезно.
- Она просит заплатить за...
- Ой, да заплати!

Брэд Питт очень смешной. И Клуни прекрасен. "От тебя исходит один негатив!" - это же лучшая сцена. Но все-таки неплохо понимать, что вы идете не на комедию с крашеным Питтом, а на Коэнов, в первую очередь на Коэнов.

Оператор фильма «Сжечь после прочтения»

Фотография Эмманюэль Любецки

53 года

Фильмов: 27

Эмманюэль Любецки

Несмотря на восточноевропейскую фамилию, Любецки (друзья называют его Чиво — Козлик) — мексиканец из еврейской семьи. Родители имели отношения к актерству, продюсированию и психоанализу, а бабушка, сбежав из революционной России, поселилась в Мехико, где играла с мужем в театре на идише. Свою карьеру Чиво начал в местной киноиндустрии: снимал фильмы и сериалы. Его американским дебютом стала инди-драма «Двадцать долларов» про путешествие двадцатидолларовой купюры — такое же захватывающее путешествие на просторах американской киноиндустрии ожидало и самого Любецки. Он снимал для Майка Николса, Тима Бертона, Майкла Манна, братьев Коэн, Мартина Скорсезе, Алехандро Гонсалеса Иньярриту, но больше всего для Терренса Малика и особенно для Альфонсо Куарона (с Куароном они дружны еще со времен мексиканской киношколы — а в фильме «Дитя человеческое» придумали невероятную сцену погони с участием ноги Клайва Оуэна, автомобильной двери и мотоциклиста). Известен своей любовью к стедикаму, длинным планам, широкоугольной оптике и естественному освещению. Первый оператор, получивший подряд три «Оскара» (за «Гравитацию», «Бердмэна» и «Выжившего»), а также попавший на обложку авторитетного журнала о кинобизнесе Variety.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить