Киноафиша Москвы

Фильм «Безумие короля Георга»

The Madness of King George (1994, Великобритания)

оценить
Кино: «Безумие короля Георга»
Кино: «Безумие короля Георга»

История английского короля Георга III, который правил своей страной 60 лет (1760-1820), несмотря на то, что страдал болезнью, регулярно доводившей его до приступов полного безумия. Приз Каннского МКФ Хелен Миррен как лучшей актрисе, а также «Оскар» — за декорации.

Лучшие отзывы о фильме «Безумие короля Георга»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
541
9

Король великой британской империи Георг сошел с ума. В буквальном смысле. Бегает по королевскому замку в исподнем, бросается на служанок, вопит матерные слова. Лечить великого правителя отряжается местный лекарь, который приступает к делу со всем рвением и багажом знаний, что было накоплено классической медициной за несколько лет – кровопускание, рассматривание мочи, обнюхивание кала, примочки, да прочие пиявки. Понятное дело, состояние здоровья на поправку никак не идет, сыновья уже примеряют зады к трону, а некоторые подстрекают правительство объявить процесс передачи короны необходимым уже сейчас – да и лорды с пэрами вроде как не против. Не сдается только один из сыновей, который находит для отца довольно нестандартного по своему времени лекаря, начинающего лечить короля в собственной частной клинике. Блистательная комедия с огромным чувством самоиронии и обилием больших и талантливейших британских актеров.

Фильм ни в коем случае нельзя воспринимать как историческую картину, вопреки тому, что тут много кажущихся правдоподобными исторических деталей, но люди, которые попытаются уличить фильм в каких-то неточностях окажутся в столь же нелепом положении, как физики, высокомерно рассуждающие о гравитационных ляпах в «Звездных войнах». «Безумие короля Георга» - фильм скорее играющий на интонациях классических произведений, цитирующий их, жонглирующий острыми темами – сатирой на высокие правительственные круги, саркастические ухмылки по поводу роли короны в правлении государством и тонкие, трепетные отношения между представителями власти. Иными словами, это практически форменный постмодернизм в лучшем из его проявлений.

«Безумие короля Георга» - фильм, выросший из театральных подмостков и это чувствуется не только в манере постановки фильма, но и в бэкграунде не только режиссера, но и многих актеров, которые играют (а многие из них, в том числе и Хоторн, играли в оригинальной театральной постановке) совсем не по киношному. Кажется сейчас бросят все и начнут цитировать Шекспира (впрочем, однажды это и происходит). Но и актеры тут ах какие – Найджел Хоторн в роли самого короля просто превосходен в своем безумии, а если сравнивать его роль здесь с образом помощника министра из сериала «Да, господин министр», то в совокупности это даст образ огромного таланта актера. Хэлен Миррен в меру обольстительна и мудра в роли королевы. Иэн Хольм, как смелый и немногословный доктор, выглядит, будто знает гораздо больше, чем говорит. Руперт Грэйвз достаточно труслив и коварен одновременно. Джим Картер – колоритен и в некоторых моментах брутально грозен. Даже мелькающий то тут, то там Джулиан Ринд-Тут добавляет определенного света и искорок кадру.

Что интересно, фильм замышлялся как объект для довольно широкого проката, причем не только на территории Британии – ради этого изначальное «Безумие короля Георга III» было переименовано в точно такое же, но без числительного в конце, которое могло спутать потенциального зрителя, подумавшего бы, что это третья часть какой-то франшизы. Задумка была довольно осторожная и аккуратная – бюджета фильму выделили чуть меньше, чем в то время шло на съемки среднего ужастика. Хитом картина так и не стала, но свою прибыль от проката создатели получили сполна.

Главные же награды последовали именно на фестивальной стезе – номинации и победы на Оскаре и BAFTA, победа Хеллен Миррен на Каннах, ряд важных премий от различных гильдий и обществ. Все это оказалось заслуженными дивидендами от блистательной игры актеров, от аккуратно воссозданной атмосферы, от смелого балансирования на грани комедии, фарса и интриги. В конце концов фильм был признан в числе сотни лучших лент в истории кинематографа Британии и вполне по заслугам.

0
0
4 мая 2012
Фото Джон Сильвер
отзывы:
198
оценок:
198
рейтинг:
216
7

Обычное дело: фильм, о котором немногие знают, входит в сотню лучших в британском кино всех времен, был признан национальным «фильмом года», получил один «Оскар» и один приз Каннского фестиваля. И, кстати, собрал относительно неплохую кассу. Вывод? Он недвусмыслен. Глупо игнорировать то, о чем ничего не слышал.

Это история о несчастном (хотя в каком-то смысле, и счастливом) короле Великобритании Георге III. Он остался в истории как классический пример безумца на троне. Временами его болезнь обострялась, потом отступала. Вообще-то, Георг был отличным семьянином, отцом 15 детей (некоторые не выжили), забавным типом, склонным к доброй шутке, любителем ланкаширских овец. В общем, оригиналом, у которого случались завихрения. Но однажды королевские выбрыки превратились в норму, и тогда британское политическое болото заколыхалось. Вопрос о том, что делать с королем, стал поводом для жесточайшей схватки вигов и тори в парламенте. И за этим маячила толстоватая фигура принца Уэльского, мечтавшего, чтобы его отца-короля признали недееспособным – и тогда он, принц, станет регентом со всеми удовольствиями жизни.

Любой психиатр скажет вам, что абсолютно нормальных людей нет. И, глядя в глаза иного целителя душевнобольных, видишь там больше безумия, чем у среднестатистического пациента психушки. Вот фильм Николаса Хитнера и показывает эту тонкую грань. Он снят как сложное душеспасительное полотно, где можно отыскать всякое: от политического памфлета до призыва к свободе самовыражения. Семейные ценности, конфликт поколений, роль личности и характера, врачи-коновалы, лошади-предатели… Все смешалось в кучу. И надо обладать ловкостью Хитнера, чтобы из этого выстроить нечто стройное и даже элегантное. Фильм тяжел и весел, красив и неприятен одновременно. Хитнеру удалось сделать очень адекватный слепок жизни, в которой всегда довольно всякого.

Изумительно точная работа Найджела Хоторна была отмечена премией BAFTA, и она того, безусловно, стоит. Каннскому жюри больше понравилась Хелен Миррен в первой для себя роли королевы – и тут тоже не поспоришь. Но Хоторн, все-таки – полный блеск. Одинаково убедительный и в роли монарха, и в роли психбольного, он замечательно иллюстрирует собой как тщету мира, так и величие безумия. То есть – саму жизнь, где все мы немножечко того…

0
0
6 апреля 2011