Фильм

Фильм Безумие короля Георга

The Madness of King George (1994, Великобритания), IMDb: 7.2

Безумие короля Георга – афиша
Предоставлено пользователем: Вячеслав

История английского короля Георга III, который правил своей страной 60 лет (1760-1820), несмотря на то, что страдал болезнью, регулярно доводившей его до приступов полного безумия. Приз Каннского МКФ Хелен Миррен как лучшей актрисе, а также «Оскар» — за декорации.

СтранаВеликобритания
Продолжительность1 час 47 минут
Дата выхода28 декабря 1994
9

Король великой британской империи Георг сошел с ума. В буквальном смысле. Бегает по королевскому замку в исподнем, бросается на служанок, вопит матерные слова. Лечить великого правителя отряжается местный лекарь, который приступает к делу со всем рвением и багажом знаний, что было накоплено классической медициной за несколько лет – кровопускание, рассматривание мочи, обнюхивание кала, примочки, да прочие пиявки. Понятное дело, состояние здоровья на поправку никак не идет, сыновья уже примеряют зады к трону, а некоторые подстрекают правительство объявить процесс передачи короны необходимым уже сейчас – да и лорды с пэрами вроде как не против. Не сдается только один из сыновей, который находит для отца довольно нестандартного по своему времени лекаря, начинающего лечить короля в собственной частной клинике. Блистательная комедия с огромным чувством самоиронии и обилием больших и талантливейших британских актеров.

Фильм ни в коем случае нельзя воспринимать как историческую картину, вопреки тому, что тут много кажущихся правдоподобными исторических деталей, но люди, которые попытаются уличить фильм в каких-то неточностях окажутся в столь же нелепом положении, как физики, высокомерно рассуждающие о гравитационных ляпах в «Звездных войнах». «Безумие короля Георга» - фильм скорее играющий на интонациях классических произведений, цитирующий их, жонглирующий острыми темами – сатирой на высокие правительственные круги, саркастические ухмылки по поводу роли короны в правлении государством и тонкие, трепетные отношения между представителями власти. Иными словами, это практически форменный постмодернизм в лучшем из его проявлений.

«Безумие короля Георга» - фильм, выросший из театральных подмостков и это чувствуется не только в манере постановки фильма, но и в бэкграунде не только режиссера, но и многих актеров, которые играют (а многие из них, в том числе и Хоторн, играли в оригинальной театральной постановке) совсем не по киношному. Кажется сейчас бросят все и начнут цитировать Шекспира (впрочем, однажды это и происходит). Но и актеры тут ах какие – Найджел Хоторн в роли самого короля просто превосходен в своем безумии, а если сравнивать его роль здесь с образом помощника министра из сериала «Да, господин министр», то в совокупности это даст образ огромного таланта актера. Хэлен Миррен в меру обольстительна и мудра в роли королевы. Иэн Хольм, как смелый и немногословный доктор, выглядит, будто знает гораздо больше, чем говорит. Руперт Грэйвз достаточно труслив и коварен одновременно. Джим Картер – колоритен и в некоторых моментах брутально грозен. Даже мелькающий то тут, то там Джулиан Ринд-Тут добавляет определенного света и искорок кадру.

Что интересно, фильм замышлялся как объект для довольно широкого проката, причем не только на территории Британии – ради этого изначальное «Безумие короля Георга III» было переименовано в точно такое же, но без числительного в конце, которое могло спутать потенциального зрителя, подумавшего бы, что это третья часть какой-то франшизы. Задумка была довольно осторожная и аккуратная – бюджета фильму выделили чуть меньше, чем в то время шло на съемки среднего ужастика. Хитом картина так и не стала, но свою прибыль от проката создатели получили сполна.

Главные же награды последовали именно на фестивальной стезе – номинации и победы на Оскаре и BAFTA, победа Хеллен Миррен на Каннах, ряд важных премий от различных гильдий и обществ. Все это оказалось заслуженными дивидендами от блистательной игры актеров, от аккуратно воссозданной атмосферы, от смелого балансирования на грани комедии, фарса и интриги. В конце концов фильм был признан в числе сотни лучших лент в истории кинематографа Британии и вполне по заслугам.

4 мая 2012
7

Обычное дело: фильм, о котором немногие знают, входит в сотню лучших в британском кино всех времен, был признан национальным «фильмом года», получил один «Оскар» и один приз Каннского фестиваля. И, кстати, собрал относительно неплохую кассу. Вывод? Он недвусмыслен. Глупо игнорировать то, о чем ничего не слышал.

Это история о несчастном (хотя в каком-то смысле, и счастливом) короле Великобритании Георге III. Он остался в истории как классический пример безумца на троне. Временами его болезнь обострялась, потом отступала. Вообще-то, Георг был отличным семьянином, отцом 15 детей (некоторые не выжили), забавным типом, склонным к доброй шутке, любителем ланкаширских овец. В общем, оригиналом, у которого случались завихрения. Но однажды королевские выбрыки превратились в норму, и тогда британское политическое болото заколыхалось. Вопрос о том, что делать с королем, стал поводом для жесточайшей схватки вигов и тори в парламенте. И за этим маячила толстоватая фигура принца Уэльского, мечтавшего, чтобы его отца-короля признали недееспособным – и тогда он, принц, станет регентом со всеми удовольствиями жизни.

Любой психиатр скажет вам, что абсолютно нормальных людей нет. И, глядя в глаза иного целителя душевнобольных, видишь там больше безумия, чем у среднестатистического пациента психушки. Вот фильм Николаса Хитнера и показывает эту тонкую грань. Он снят как сложное душеспасительное полотно, где можно отыскать всякое: от политического памфлета до призыва к свободе самовыражения. Семейные ценности, конфликт поколений, роль личности и характера, врачи-коновалы, лошади-предатели… Все смешалось в кучу. И надо обладать ловкостью Хитнера, чтобы из этого выстроить нечто стройное и даже элегантное. Фильм тяжел и весел, красив и неприятен одновременно. Хитнеру удалось сделать очень адекватный слепок жизни, в которой всегда довольно всякого.

Изумительно точная работа Найджела Хоторна была отмечена премией BAFTA, и она того, безусловно, стоит. Каннскому жюри больше понравилась Хелен Миррен в первой для себя роли королевы – и тут тоже не поспоришь. Но Хоторн, все-таки – полный блеск. Одинаково убедительный и в роли монарха, и в роли психбольного, он замечательно иллюстрирует собой как тщету мира, так и величие безумия. То есть – саму жизнь, где все мы немножечко того…

6 апреля 2011
Все отзывы
Читайте также
Онлайн-премьеры недели: «Быстрее пули», «Блондинка», «1703», сериал по «Интервью с вампиром»
Онлайн-премьеры недели: «Быстрее пули», «Блондинка», «1703», сериал по «Интервью с вампиром»
Онлайн-премьеры недели: «Быстрее пули», «Блондинка», «1703», сериал по «Интервью с вампиром»
Кинопремьеры недели: «Решение уйти», «Голиаф», «Далекие близкие» и «Не говори никому»
Кинопремьеры недели: «Решение уйти», «Голиаф», «Далекие близкие» и «Не говори никому»
Кинопремьеры недели: «Решение уйти», «Голиаф», «Далекие близкие» и «Не говори никому»
10 фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
10
фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
10 фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость