Киноафиша Москвы

Фильм «Шультес»

(2008, Россия)

6.1
0:00 / 0:00
0:00

Шультес - Фрагмент

Смотреть трейлер
  • 16+ 1 час 40 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Победитель «Кинотавра», неспешное кино про жизнь

Победитель фестиваля «Кинотавр», неторопливое угрюмое кино про молодого человека, живущего по инерции.

Актеры

Режиссер фильма «Шультес»

49 лет Фильмов: 5

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1160
оценок:
783
рейтинг:
18104
7

Победитель «Кинотавра», неспешное кино про жизнь

Тридцатилетний человек без свойств, Алексей Шультес (Читава), живет на московской окраине с мамой, по утрам бегает, по вечерам вполглаза смотрит футбол (не брезгуя и первым дивизионом), иногда навещает брата, отбывающего срочную, и знакомого реаниматолога. Днем он передвигается по городу общественным транспортом — там удобнее всего воровать бумажники. Иногда на заказ тырит ключи от автомобилей. Своей машины у Алексея нет, и домой он возвращается на такси — всякий раз выискивая в блокнотике собственный адрес.

Деньги Шультесу не очень, кажется, нужны — для него это скорее самый доступный способ социализации. Герой фильма — никто, лицо в толпе; ему придумана некая предыстория, раскрывающаяся ближе к финалу, но ее могло и не быть — ее как бы и нет, если разобраться. Шультес потихоньку растворяется в социуме, как таблетка, — и в конце концов пузырьки неизбежно исчезнут. Дебют Бакура Бакурадзе, получивший в июне главный приз на фестивале «Кинотавр», аскетичен до предела: элементарный монтаж, сцены часто сняты равнодушной статичной камерой, музыка — только если в кадре есть ее источник, диалоги, как правило, исчерпываются угрюмым молчанием. Понятно, что это художественный прием. Понятно и то, что это не аскетизм, скажем, Брессона (который неизбежно возникает по ассоциативной цепочке с фильмом «Карманник» — совсем не про то, впрочем) или Мельвилля, последовательно отсекавших в своем кино все лишнее, — а скорее остроумная уловка дебютанта, не вполне уверенного в своих силах. Добивается ли режиссер искомого эффекта? В общем, да. Хотя если уж совсем честно, иногда монотонность — это просто монотонность; что-то из показанного в фильме кажется лишним, а кое-чего из непоказанного все же не хватает.

Бакурадзе сознательно исключает из своего фильма моральный императив, столкновение взгляда сверху и взгляда изнутри — он смотрит сбоку и видит поэтому лишь полую сущность, человекоподобное. Отчего кульминация — отлично придуманная и сделанная — кажется несколько мошеннической. Это, с другой стороны, делает дебют даже более весомым: мало какое умение так пригодится в будущем режиссеру, как ловкость пальцев.

Отзывы пользователей о фильме «Шультес»

Фото Kabal
отзывы:
106
оценок:
109
рейтинг:
716
7

Фильм-медитация про вора-карманника

Россия нулевых, Москва. Тихий приятный человек в дешевом спортивном костюме бежит на одном пятиминутном плане и в зыбком утреннем рассвете решает, что ему сегодня делать. Сначала он будет прокручивать белье в стиральной машине, потом обворовывать торгашей у вокзала, потом жевать беляшики вблизи метро Чертановская и лавировать по чахоточным столичным закуточкам, зажатым между грязными бетонными хрущевками. В конце дня – свернувшись калачиком в электричке, будет ехать через весь город к себе домой, где ждут больная мать и включенный телевизор. Его лицо, как всегда, бесстрастно и непроницаемо – это в значительной степени помогает незаметно шарить по чужим карманам. Он типичный щипач: бумажник и документы выкидывает, деньги – оставляет.

Последнего победителя фестиваля Кинотавр, фильм «Шультес» следует рассматривать не столько как историю городского одиночества (хотя кино и об этом тоже, безусловно), а скорее как набор трагикомических зарисовок в духе картин Роя Андерссона. Печальные московские сумерки здесь соседствуют с грязными рабочими районами, улицы по периметру облеплены какими-то рекламными щитами, ржавыми киосками и игральными салонами «Вулкан Удачи». За бог знает сколько лет Москва в большом кино получила совершенно неожиданный для себя ракурс: город, в котором люди еще не умерли, но уже и не живут. В происходящем на экране нет ни ритма, ни особой пружинистости. Актеры что-то неразборчиво бормочут себе под нос, камера статична, музыка – мелодия из телефона: «Лёша я или не Лёша?».

Основной сюжет начинает раскручиваться примерно на 40-ой минуте картины. До этого момента режиссер Бакурадзе тратит время на то, чтобы мы могли ассоциировать себя с главным персонажем. Даже не конкретно с ним, а с миром, в котором он живет. Внутренний мирок вора-карманника здесь показан с безукоризненной обстоятельностью. Нашлось место и для мрачной истории а-ля «Машинист», и для антероградной амнезии, которой страдал Леонард Шелби еще в нолановском «Мементо» (вместо поляроидных снимков - маленький блокнотик). Но главное отличие Лехи Шультеса в том, что он не ищет правды и не ищет движения. Его жизнь трагически оборвется, но именно на том месте, когда он всем собирался объяснить, почему не хочет быть «подключен» к московским улицам, как Нео в свое время к Матрице.

Фото dimedrolll
отзывы:
3
оценок:
14
рейтинг:
8
7

how to disappear completely

фильм на протяжении полутора часов рассказывает (показывает) нам, как отдельно взятый человек убивает свое время, себя и, косвенно, некоторых людей. ни больше, ни меньше.
субъект с русским именем и грузинской фамилией передвигается по промозглым придаткам мегаполиса, словно навсегда застывшим в трагическом межсезонье. как нож режет воду...
сам того не замечая, он растворяется в окружающей среде. тема растворения, исчезновения, насколько я понял, — центральная в этом фильме. неслучайна мелодия на мобильнике главного героя. "Леша я или не Леша"... разницы никакой. ни на вкус, ни на цвет. нет разницы между добром и злом, между верхом и низом, нет, собственно, вообще никакого верха и никакого низа, — это только слова, нацарапанные на лестнице в обшарпанной парадной... нет разницы между жизнью и смертью, между не-бытием и -бытием. урна с прахом матери растворяется на полке в шкафу среди спортивных кубков...
ну и... не знаю, что еще...
Саша Соколов, если позволите:
"...человек не может исчезнуть моментально и полностью, прежде он превращается в нечто отличное от себя по форме и по сути <...>, то есть исчезает частично, а потом уж исчезает полностью".

Фото Kater
отзывы:
168
оценок:
542
рейтинг:
796
7

На первом плане в процессе просмотра и после самая очевидная мысль: "Твою же мать, сколько опасных уродов ходит по Москве, внешне никак не отличимых от нормальных людей, хорошо, что у меня воровать нечего, а то вот недавно у коллеги случай был..."
Чуть глубже проявляется второй пласт выводов: очевидно режиссер позиционирует Шультеса как нынешнего Героя Нашего Времени. Интерьеры - до одури знакомы: развлекательный центр в Чертаново, станция метро Проспект Мира, электричка на Малоярославец, рынок, Вулкан удачи, Марьина роща. Телевизор - фоном, навязчивым бредом, и все равно, что показывают - футбол, сериал BBC, фильм про пионерлагерь. Время и место узнаваемы - и вот - типичный представитель, со своими законами о морали, нормах, со своими привязанностями и принципами, вполне собранный и аккуратный, немногословный (что с первого момента до последнего кажется плюсом). Что выросло, то выросло. И общество, и врачи принимают его как нормального, значит он нормальный и есть.
А там и третий слой рассуждений вскрывается: Зачем же он супергерой у автора? Провалы в памяти, но будущее видит, "работает" тонко, не поймать за руку. А не пойман - не вор. Многозначительно ли его молчание, несет ли он в себе глобальную идею, которую я не поняла, или ничего не несет? Зачем вообще нам про него рассказывали? Что-то важное мне, как зрителю, не досказали... Мелочи, конечно, но не осознав задачи автора, ради которой снималось кино, невольно возвращаешься к тому, что фильм просто из серии "а вот еще такой случай был.."
А не хотелось бы. Хорошее ведь кино. Жду качественной критики. Зельвенскому, кстати, большое спасибо.

Фото Саймон
отзывы:
7
оценок:
5
рейтинг:
24
9

Отличный фильм. Ни секунды не задумывался, дебют это или не дебют, грузин исполнитель главной роли или не грузин - неважно. Вообще все - неважно. Если половину всего, что происходит в нашей жизни, забыть, ничего не изменится. Для того, чтобы записать координаты вех нашего существования, хватит тощего детского блокнотика и огрызка карандаша, и тщательно зачеркнутые записи в этом блокнотике не вызовут удивления. Леша или не Леша - какая разница, если всегда есть кассирша Лариса, которая не удивлена тому, что ее не помнят. Даже свой адрес можно спросить по телефону, не озадачив при этом таксиста.
И операторская работа вторит основной мысли фильма. Все прочно стоит на месте, как фотография с движущимися фигурками, осуществляющими движение лишь для того, чтобы застыть в следующем кадре с ничего не выражающим лицом.
Справедливости ради стОит сказать, что попытка всколыхнуть болото посланием к любимому, записанным на видео, есть именно то, что и было записано на камеру - подпевание чужой песне. Хочется шультесам, которыми стали все мы, хотя бы раз не убежать от страшной реальности, а развернуться и ввязаться в драку. Но что правда, то правда - после этой попытки будет конец фильма.

Фото Igor Ryzhov
отзывы:
14
оценок:
611
рейтинг:
22
7

"Шультес" ладно скроен и крепко сшит. Бакурадзе четко держит ритм и внимание зрителя. Фильм, мягко говоря не переполненный событиями и диалогами, смотрится на одном дыхании. Возможно, не в последнюю очередь еще и потому, что в нем показан и великолепно передан наш быт. Самый простой современный московский быт. Чертаново. Пражский рынок. Панельные многоэтажки. Метро. Электричка. Такси. Палатки с шаурмой. И вовсе не чернуха, нет, никаких перегибов - жизнь показана так как она есть. Или по крайней мере так как я ее знаю. Содержание фальши 0,0%.
Главный герой - вор-карманник, страдающий амнезией. Однако амнезия здесь совсем не главное. Т.е. она конечно сыграет свою роль в развитии сюжета, но не на ней держится сценарий, поэтому все сравнения с "Мементо" К. Нолана неуместны (с равным успехом можно сравнивать, например, "Затойчи" с "Рэем" из-за того,что в обоих фильмах главные герои - слепые).
Главное же в "Шультесе" собственно сам Алексей Шультес - наш доморощенный современный московский Мерсо, точно также как герой А. Камю не плачущий на похоронах матери и не знающий добра и зла. Он проживает день за днем, делая то, что умеет. А умеет он, причем весьма неплохо, таскать из карманов незадачливых сограждан кошельки да ключи от машин. Как и Мерсо, Шультес вскоре после похорон матери занимается сексом с малознакомой девушкой. Как и Мерсо, вскоре он (возможно) убивает, и (возможно) погибает. Все это он делает без злого умысла, вообще без какой-либо цели и без сожаления.
В линии отношений Шультеса с малолетним подельником Костиком, этаким чертановским Оливером Твистом, С. Соловьев усмотрел чаплинские мотивы, а мне больше припомнился "Совершенный мир " К. Иствуда, хотя Костик в отличие от иствудского Базза такой же злостный и вполне себе добровольный преступник, как сам Шультес.
Главное, что я лично вынес из картины "Шультес", так это то, что не стоит вешать куртку на спинку стула в кафе, а ключи от машины не оставлять без присмотра.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить