Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
История Дон Фрезер

Dawn!, Австралия, 1979
О фильме
Биография, Драма, Спортивный
Кен Ханнэм
1 января 1979
1 час 49 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Алексей Васильев
908 отзывов, 923 оценки, рейтинг 1625
19 марта 2008

«Я побеждаю их еще до старта. Ведь они думают в тот момент сразу о трех вещах: побить рекорд, обойти Дон Фрезер и получить олимпийскую медаль. А у меня в голове только одно — плыть!» Эти слова всамделишной австралийской пловчихи и героини этого биографического фильма могли бы показаться запальчивыми, когда б в их защиту не выступали четыре золотых медали Дон Фрезер на трех Олимпиадах подряд — в Мельбурне (1956), Риме (1960) и Токио (1964). Она часто дразнила не только журналистскую братию, но и покорных тренерам соперниц, отплясывая и накачиваясь пивом в барах вечером накануне решающего заплыва — и наутро всякий раз первой касаясь победной стенки бассейна. У себя на родине, где в 1950–1960-х спортивное плавание переживало такой же бум, как у нас в 1970-х — фигурное катание, Фрезер с ее талантом побеждать, походя расплевываясь с условностями и не уступая спортивной дисциплине ни пяди своей порывистой натуры, она оставалась самой обожаемой спортсменкой.

Однако не торопитесь с выводами. Насколько Дон была маневренной в воде, настолько же неуклюжей на суше. Дело даже не в по-мужски ширококостном телосложении девчонки из Бальмэна, рабочего пригорода Сиднея, не в ее по-мальчишески задиристых манерах и не в противоречащих представлениям о том, как пристало держать себя девушке, бытовавших в 1950-х, привычках сачковать уроки за сигаретами с окрестными пацанами. Дон ведала только триумфы во всем, что касалось ее дара плавать быстрее всех на свете, но в той большей части реальности, которая не имела отношения к бассейнам и рекордам, она всегда терпела поражения. То, что ей не удалось устроить свою личную жизнь, не самое обидное: в конце концов, как пели Pet Shop Boys, «счастье — это опция», пусть и желанная, может — быть, может — не быть, нечто из сферы сослагательного, предполагаемого. А вот то, что при всем своем олимпийском золоте, славе и доходах от рекламы, она, щедрая душа и транжира, так и не сумела — хотя хотела, видит Бог! — материально помочь своим родителям, еле сводившим концы с концами, по-настоящему разбивает сердце. Играла на виду у всех миф о тотальной победе незнающего компромиссов и условностей таланта, подначивая юные души рвануть в погоню за тем никому неподконтрольным счастьем, что воплощала на публике Дон, а самой себе и своим старикам стелила бетон, чтобы разбиться наверняка, когда в результате одной из своих выходок — на Олимпиаде в Токио она украла национальный флаг — решением австралийского комитета по плаванию она оказалась на 10 лет отлучена от спорта.

Порывы дарований и накатанная колея человеческого общежития, в которую они не вписываются. Можно попечалиться над этим противоречием. Можно подвергнуть Дон психоанализу. Можно прочесть урок. Если Вы узнали в вышеизложенном описании себя, Вам стоит заглянуть на этот скромный, но внятный и складный фильм. Тем более что в нем нет ни йоты домысла, а только правда и ничего, кроме правды: консультантом постановки выступила сама Фрезер, имевшая к моменту создания своей киношной биографии время поразмыслить над прошлым, когда, побывав любимицей всей Австралии, она в итоге вернулась в родительскую хибару и к своему неэффектному юношескому занятию — развозить по магазинам бакалейные товары. Тем более что пафос столь популярного в кино 1970-х образа «незаурядной женщины без тормозов» — вспомните «Леди Каролину Лэм» Сары Майлз, «Несравненную Сару» Гленды Джексон или «Фрэнсис» Джессики Ланж — здесь снят неготовностью и неспособностью центральной исполнительницы ударить по зрительским нервам актерской значительностью: на роль Дон была приглашена пловчиха Бронвин Маккэй-Пэйн, ни до, ни после не участвовавшая ни в кинематографических, ни в театральных представлениях. В сценарии, написанном по следам биографии Фрезер, отсутствуют эффектные драматургические ходы: его писала средней руки телепродюсер Джой Кэвилл. Так что Вам гарантировано наблюдение пристальное и простое, без экивоков. Когда можно, минуя сладкий плен художественных приемов, трезво взглянуть на жизнь одной гениальной и вздорной особы и сопоставить со своей.

Что, впрочем, не означает, будто «История Дон Фрезер» — кино без качеств. У Вас будет возможность насладиться, как всегда, превосходной операторской работой Рассела Бойда, для которого водная стихия — дом родной: его камера особенно вольготно чувствовала себя в «океанских» картинах «Последняя волна», «Галлиполи», «Прилив», да и «Оскара» своего он получил за адмиральскую кинобаталию «Хозяин морей: на краю земли» с Расселом Кроу. А еще Вас ждет замечательная в своей лиричной непоследовательности, а потому так точно попадающая в унисон характеру Дон, музыка Майкла Карлоса, подробности о жизни и творчестве которого Вы можете прочесть на нашем сайте в статье о фильме «Мальчик и океан».

3
0

Подборки Афиши
Все