Киноафиша Москвы

Фильм «Generation П»

(2011, Россия)

7
0:00 / 0:00
0:00

Generation П

Generation П

Смотреть трейлер

Экранизация главного русского романа конца 90-х с Владимиром Епифанцевым в роли криэйтора Татарского

Экранизация главного русского романа конца 90-х с Владимиром Епифанцевым в роли криэйтора Татарского.

Актеры

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Петр Фаворов
отзывы:
263
оценок:
285
рейтинг:
3374
3

Не в меру тщательная экранизация Пелевина

Выпускник Литинститута Вавилен Татарский (Епифанцев), типичный представитель самого позднего советского поколения, уже пившего «Пепси», но еще ездившего в пионерлагеря, постепенно втягивается в постперестроечную реальность. Поработав в чеченском ларьке, он становится копирайтером, и дела его идут в гору так же быстро, как меняются его начальники (Григорьев, Гордон, Фомин). В конце концов он попадает в Институт пчеловодства, где под началом Легиона Азадовского (Ефремов) занимается сочинением скетчей для созданного методами компьютерной графики президента Ельцина. На фоне употребления мухоморов, ЛСД и кокаина персонажи в кадре и за кадром зачитывают большие фрагменты текста: рассуждения о поколении «Пепси», домыслы о спящем где-то в России пятиногом псе богини Иштар по кличке Пи…ц и краткое содержание персидской легенды о тридцати птицах, которые искали своего царя Симур­га, пока не выяснили, что Симург и означает «тридцать птиц».

Экранизация пелевинского романа 1999 года — практически личный проект режиссера Виктора Гинзбурга, собравшего в титрах целую обойму светских пер­сонажей от продюсеров Андрея Васильева (бывший главред «Коммерсанта») и Эндрю Полсона (основатель «Афиши») до актеров Гордона, Шнурова, Парфенова и Трахтенберга. Первый из двух часов вышедшее у него болтливое изложение сюжета не то чтобы воодушевляет, но вызывает, при наличии хотя бы остаточных воспоминаний о том времени и том тексте, изрядную долю нежности. Пелевинские книги — не совсем литература, и то, что при переносе Пелевина на экран Гинзбург получает не совсем кино, а скорее адекватный материалу те­леспектакль, вовсе не напрягает. Кроме того, «Generation П», как и всегда у Пе­левина, очень укоренен в своем годе написания, и изрядное сходство с потоком кинопродукции-99 не вредит его экранизации, а только добавляет ей носталь­гического флера. К середине фильма, однако же, рыхлый первоисточник погребает под собой фильм. Авторы, относящиеся к роману уважительнее, чем Гибсон к Евангелиям, кажется, бегают вокруг, подпихивая никуда не лезущие просроченные шутки, претенциозные абзацы и казавшиеся когда-то важными мысли в уже совершенно нелепую кучу кинопленки. Вот, вот, важнейшая теория орануса, куда же без нее, сделаем графику! С какого-то момента проговаривать все становится невозможно, и какие-то ключевые слова просто проваливаются в щели сценария. Самым показательным оказывается финал, где многочисленные Вавилены один за другим уходят к горизонту. Что за бред? Прихожу домой, открываю книгу — там прямо так и написано: «По дороге один за другим идут тридцать Татарских». То есть на словах все понятно, но на экране мы что, считать их должны?

Отзывы пользователей о фильме «Generation П»

Фото Юрий Борисов
отзывы:
51
оценок:
51
рейтинг:
394
5

Мне, как человеку читавшему около 70% всего написанного Пелевиным одновременно и понятно и непонятно, почему именно этот роман (на миллисекунду, написанный аж в 1999-м) выбился "в люди" первым. Пускай я поклонник еще молодого и во многом "сырого" Пелевина (вроде "Омон Ра"), всё же я просто не вижу достаточной силы этой книги в наши дни. В 1999-м такая рекламная психоделия действительно была к месту, но сейчас уже градус не тот и уровень конспирологии демонстрируемый в фильме не шокирует настолько насколько ужасна действительность. Но многим конечно покажется актуальным, особенно тому самому поколению.

Оставим историю создания фильма. Создавался он 5 лет или 10 - неважно. Куда важнее что получилось. Хотя некисло настораживает фигура режиссера. Кто такой Виктор Гинзбург? Может я что-то пропустил и он известен зрителю?! В фильмографии виднеется лишь документальный The Restless Garden, снятый аж в 1994-м в Америке. К сожалению не видел, но судя по постеру произведение явно выдающееся...

На мой взгляд доверить снимать кино по Пелевину можно было даже Меньшову, который в данной картине мелькает в камео средней продолжительности. Ну, выбрали Гинзбурга так выбрали, что ж тут сделаешь. Тем более, что не сказать что режиссура у фильма плохая. Давайте по порядку.

Актерский состав в фильме подобрался в целом неравномерный, но к счастью от провисания спасают несколько по-настоящему классных актеров. Епифанцев в роли Вавилена очень хорош, на мой взгляд это точнейшее попадание в образ и наверное во всем фильме (если не считать Ефремова) лучшее. Проблема и одновременнно вроде как "фишка" фильма в неоднородном кастинге. Профессиональные актеры перекликаются с известными нам тв-персонами, вроде Гордона или Шнурова, плюс куча камео-героев (Тактаров, Литвинова и иже с ними). Особо в фильме отличился, на мой взгляд Ефремов. Субъективно терпеть не могу его одинаковые образы в фильме, от "бухаю, но могу ускориться" до "в завязке уже неделю, помогите братцы". Но в "Generation П" он явно в своей тарелке. Примерно в такой же тарелке был Михалков в "Статском советнике". Образ съехавшего... не с ума, а даже вообще со всего, отлично проработан. А так еще по мелочи радуют душу то Охлобыстин, то тот же Меньшов.

С музыкальным сопровождением, кстати, у фильма могло быть и получше, всё довольно блекло и невыразительно. Коли уж взялись создатели за "стебную" сторону Пелевина, то можно было побольше чего-то запоминающегося вставить, что подчеркнуло бы общий рекламный дух.

Ну и о сюжете. Есть смысл отметить, что из книги взято очень многое, что в наши дни уже кое-что значит. Впрочем сокращений и, напротив, смакований хватает. Гинзбург с удовольствием слово в слово экранизирует сцену с квасным патриотом-бандюгой (в исполнении Тактарова), но трусливо урезает сцену диалога Березовского с Радуевым (которая, кстати, в книге не случайно имеет довольно большую продолжительность). Хотя понятно, что там куча всего опасного, оскорбляющего религиозные чувства и политические. Чего уж там. Эти опасения не помешали урезать уйму роликов-задумок из книги, но оставить и сделать акцент на антиправославных. Пелевин тут, к счастью, не причем - в сценаристах он на самом последнем месте и судя по всему просто для галочки.

Хотя не могу скрывать, что мне понравился как снят финал. Где-то с момента посвящения Татарского. В чем-то он, если не на уровне, то где-то на одной волне по атмосферной составляющей с финалом "Кин-Дза-Дза", как бы кощунственно это не звучало. Просто именно финал отдает духом той самой самобытной фантастики, какой у нас не было и не будет. И какую можно увидеть только в произведениях Пелевина, который обладает редким умением постоянно ходить по краю и смешивать то, что казалось бы невозможно смешать.

"Generation П" неслучайно многие называют книгой, не поддающейся экранизации. Есть писатели, которые придерживаются определенной формы в произведениях. Четкий старт, осязаемая середина, кульминация и финал. У Пелевина как правило сравнительно четки начало и конец, а вот в середине обычно творится черти-что, кульминация вообще может проявиться где-то во второй четверти книги. Варьируется. Или выпендривается, кому как ближе. Хотя "Generation П" в этом плане сравнительно ровная работа, но как, например, можно было экранизировать лекцию духа Че Гевары, объясняющую теорию вау-импульсов?! В фильме она сведена к нескольким предложениям, выдернутым в таком контексте, чтобы дошло даже до самого "одаренного" зрителя и приведена в мульт-форме. Тут уже каждый решает для себя сам, насколько это корректно.

Книги Пелевина по сути несерьезны, хотя написаны специально так, чтобы неадекватные молодые люди могли усмотреть в них уйму космических смыслов и философий. Эдакое двойное дно, почва и для негатива и истеричного фанатизма. Тот же "Generation П" глубоко ироничное произведение. Причем это вовсе не комедия, а именно глубокая черная ирония, которая пожалуй местами нарочито грубовата, дабы постоянно подчеркивать колорит. Авторы фильма "Generation П" преимущественно представляют сюжет как комедию, порой чуть ли не эксцентричную. Нельзя не отметить отличную экранизацию рекламных роликов из книги. Но с другой стороны, когда читаешь сюжет ролика в книге и когда его смотришь - ощущения кардинально различаются и тут визуальное, надо сказать, проигрывает фантазии, или просто ощущению зла и чего-то тягуче неприятного, когда знакомишься с подноготной рекламных идей, пока они еще изложены лишь в тексте.

Получилось ли?! Наверное такой возникнет у вас вопрос, после прочтения моего сумбурного и глубоко субъективного мнения. Я считаю, что получилось лишь частично и лишь в том контексте, который оказался близок авторам фильма. Что и неудивительно. Тем, кто не читал книгу, мне кажется особого смысла посещать это кино нет, хотя не могу сказать, что им точно не понравится - т.к. экранизация получилась во многом атмосферно упрощенная и оттолкнуть может лишь прыгающим "то в лес, то по дрова" сюжетом. И куда сложнее что-то рекомендовать людям читавшим "Generation П". Лично мне кажется, что акценты расставлены может и искусно, но как-то вяло - словно кто-то вознамерился рассказать вам самую интересную историю на свете, но в процессе рассказа внезапно заскучал и дорассказывал уже одной ногой в дверях. Могло быть и лучше. Могло быть и хуже. Вот такая серединка и получилась.

Выражаю большую благодарность кинотеатру "Ростов", организовавшему и пригласившему на допремьерный показ фильма "Generation П".

http://led--zepp.livejournal.com/

Фото relay
отзывы:
94
оценок:
567
рейтинг:
1480
9

Честно говоря, до появления фильма «Generation П» я себе слабо представлял, чем отличается Пелевин от, скажем, Сорокина (за исключением, конечно, факта судебной тяжбы последнего с «Идущими вместе» из-за «Голубого сала»). Книг ни того, ни другого я вроде бы не читал, а если и читал, то как-то не очень пошло, раз не запомнил автора. Поэтому, первый раз наткнувшись на «Афише» на анонс фильма о «поколении Пепси», к которому по возрасту вроде и сам отношусь, с всевозрастающим нетерпением стал ждать его несколько раз откладывающейся премьеры. Правда, кадры с голеньким Епифанцевым и невозмутимым Ефремовым наводили смутные сомнения, однако сообщения о частом употреблении по ходу фильма всяких веществ вроде все объясняли. Будучи более киноманом, чем книгочеем, специально прочитал книгу Пелевина только после просмотра фильма. Для незамутненного восприятия, так сказать. В итоге, как ни странно, решил вместо четверки поставить пятерку. Нет, не за почти дословные цитирования целых кусков произведения (хотя это все-таки лучше «творческой» переработки в голливудском стиле, не оставляющем от оригинала порой не только формы, но и содержания). Тем более, что дословное цитирование как раз зачастую и призвано скрыть творческую импотенцию режиссёра. И не за разнузданный, но занятный стеб над рекламой (её, бедную, ещё Марк Твен не слабо обстебал). А за то, что при чтении книги я только укрепил первоначальное ощущение, которое возникло при просмотре фильма. Пелевин смачно посмеялся не только и не столько над все сжигающей вокруг себя сестрицей рекламой и братцем пиаром, сколько над той самой мистико - конспирологической версии матрицы, которую он сам же с невинным видом читателю и впаривает. Громогласно провозглашая практически конец света (по крайней мере для людей, добровольно перерождающися в «оранусов» под чутким руководством жрецов золотолицей богини), он в тоже время хитро подмигивает, мол, не парьтесь, ребята, все это чушь собачья. На самом деле вся эта суета вокруг дивана просто мания величия хвоста, пытающегося вилять собакой. Достаточно перевернуть телевизор вверх ногами, и злые чары рассеиваются.
Что до актеров, то Епифанцев, Ефремов, Меньшов и Тактаров сыграли отлично. Панин немного вторичен, но все равно хорош. Нематерящийся (!) Шнур в роли буддиста и Охлобыстин в почти камео (отсюда и ложное ощущение слабой игры, ведь особенно добавить ему там и нечего) изрядно позабавили. Медийные же личности (а в таком фильме их привлечение как раз оправдано) сумели хотя бы не испортить своей игрой картину. Гордон неожиданно даже понравился.
И книга, и фильм напоминает собой смесь из таких разных произведений, как« Убик» Филиппа К. Дика и «Понедельник начинается в субботу» Стругацких. Наблюдая за восхождением Вавилена Татарского на зияющие высоты рекламного божка (которая, на самом деле, являются погружением его какой- никакой, но живой души, в смердящую топь части реальности 90-х), потихоньку начинаешь понимать, что сюжет картины, в сущности, тот же, что и у «Фауста» Гёте. К тому же тема поиска многострадальной русской идеи раскрыта полностью.
З.Ы. «Пепси» я один раз в год все-таки зачем-то покупаю, хотя в детстве я пил её раза три, не более, в отличии от замечательного напитка «Саяны». Помните, на основе экстракта левзеи. А вот «Кока» как не взлюбилась сразу, так до сих пор и не идёт.

Фото Андрей Лагунов
отзывы:
40
оценок:
40
рейтинг:
529
9

Поставил бы "пять с плюсом". Или, следуя стилистике фильма, можно сказать, "вау с плюсом".
Не ожидал, что это зрелище меня так порадует. Очень хорошее впечатление, очень.
Согласитесь, приятно, порой, услышать хорошо знакомую мелодию или любимую песню в новом, интересном исполнении другого музыканта или группы. Мне было очень интересно следить за исполнением и очень достойными импровизациями Гинзбурга на тему пелевинского оригинала.
Зал как-то очень тепло и радостно (я бы сказал, даже слишком радостно) реагировал на матерную речь из уст дорогих артистов. Большинство зрителей чуть ли не бурными аплодисментами и громким смехом встретили сцену покаяния Богу вусмерть обдолбанного Татарского... Такое впечатление, что многим это уже хорошо знакомо в состоянии прихода или опьянения.

Было непросто уместить в двухчасовой фильм сложную сюжетную линию книги. Весь тот замес из цинизма, эзотерики, философии, наркоманских галлюцинаций в поисках ответа "о вечном и вообще", сумма которого и приводит Вавилена Татарского к фантастическому финалу. Но Гинзбургу это удалось. А там, где не "поместились" большие куски из книжного содержания, он прекрасно импровизировал (это касается особенно второй половины картины). Поэтому сюжетная и логическая линия фильма осталось достаточно цельной для понимания. Оставаясь, так же, как и книга, насыщенной динамикой, впечатлениями, информацией и юмором, сохраняющим фирменную пелевинскую "усмешку".

Я, буквально, накануне премьеры "Generation P" перечитал книгу и, сидя в кинозале, невольно сверял про себя содержание книги и фильма, и не нашёл к чему "докопаться". Так, что фильму моё "браво" и "ура"))
Единственное и существенное отличие в том, что книга более глобальна по смыслу, а фильм более адаптирован к отечественной реальности и некая потусторонняя мистичность упрощена и сведена к нужному минимуму.

Подбор актёров никого не может оставить равнодушным. "Это просто праздник какой-то.." За это хочется сказать "отдельное спасибо". Лично меня очень повеселил Тактаров в роли Вовчика Малого (попадание просто в "десятку").

Фото Decadance_dance
отзывы:
9
оценок:
13
рейтинг:
20
9

На удивление тщательная экранизация культового романа 90-х, вобравшего в себя стеб над предвыборными технологиями и политическими реалиями эпохи передела собственности и весьма тонкую игру с эстетикой того времени.

На мой взгляд, кино вышло на удивление сбалансированным и точным - почти как учебник по маркетингу, рекламе и современной культуре, только к сложным теориям у Пелевина прибавляется изрядная доля стеба, почти аннулирующего глубокий смысл его выссказываний. А то, что смысл есть, а не пригрезился объевшемуся Мухаморов Вавилену, сомневаться не приходится.
В "Generation П" Пелевин впервые поднял вопросы, которые терзают умы поколения нынешних -летних по сей день.
Что есть русская идея, и почему даже Достоевский отвечает на сакраментальный вопрос невразумительными каракулями? Управляем ли мы телевизором или телевизор управляет нами? Как Че Гевара из символа свободы стал успешным капиталистическим брендом? И почему в рекламе сока обязательно показывают счастливую и многодетную семью? (мы рекламируем не консервы, а патриотизм!).
Что скрывает видимая нам часть мира и как добраться до истинного смысла происходящего, не злоупотребляя мухоморами? Все это смешно, цинично, правдиво и немного грустно, как финальные кадры упомянутого фильма.
И кстати, "ты посланник и ты же послание" (кровавые символы на лбу героя) - это всего лишь перевод классической коммуникативной формулы the media is the message. И кто теперь скажет, что Пелевин не имел в виду ничего такого?

Фото _CyMpaK_
отзывы:
13
оценок:
44
рейтинг:
87
5

Всё лучшее нах..!

Ожидание и предвкушение этого фильма для меня лично сильно затянулось. Каждый год премьера переносилась и переносилась. Картина якобы "шлифовалась" и доводилась "до ума". И вот, перед нашими глазами тщательно и прямо-таки "любовно" отснятый продукт отечественного производства.

Результат не разочаровал и не поразил. Фильма как такового по-моему нет. Получился набор педантично, тщательно и досконально отснятых эпизодов из книги. Смотрелось на одном дыхании, как краткий пересказ произведения. Для тех, кто читал и перечитывал книгу - я думаю ощущение более чем понятное. Я из потока людей, попавших под очарование данного творения Пелевина, и фильм мною не был воспринят как самостоятельное произведение именно по причине излишней дотошности и аккуратности при воспроизведении фрагментов. Каждый из рекламных роликов, показанных в фильме можно выставлять как шикарные короткометражки с абсолютно "черным" юмором. Но общая дефрагментация настолько высока, что человеку далекому от оригинальной книги и вообще творений Пелевина мало что понятно, кроме набора довольно стёбных шуток.

Мои ожидания от данного фильма были немножко другими. Мне было интересно как Гинзбург сможет отразить в фильме свое понимание и видение данной книги, используя мощь собранного актерского состава. А никакой точки зрения не видно и в помине. Слишком всё документально. Конечно, любая точка зрения получила бы мощную порцию критики, ведь Пелевин у каждого свой и мнение и понимание его произведений довольно редко у разных людей совпадает. А здесь, единственная критика, которую можно было услышать от каждого второго выходящего из зала, сводилась примерно к тому, что "как можно было не включить вот этот эпизод, он же самый главный" и "ну да, невозможно впихнуть невпихуемое, книга то большая, а фильм всего два часа".

В общем ни радости, ни разочарования. Хотя понравился Епифанцев. Он не тот "Татарский", которого нарисовал мой мозг во время прочтения, но он как раз показал именно свое видение главного героя, который на мой взгялд, абсолютно органичен и целостен от первого до последнего кадра.

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией rOOm

Основанный на культовом романе Виктора Пелевина фильм «Generation П» во многом строится на галлюцинациях — включая речь Че Гевары о том, почему и как телевидение разрушает человека. Однако через измененную реальность проступает кропотливо восстановленная атмосфера Москвы в 90-е годы, на фоне которой и разворачивается действие картины. Вавилен Татарский, нашедший себя в новой жизни в роли сотрудника рекламного агентства, занимается продвижением западных брендов, адаптируя их под «русскую ментальность». Умный и местами чудовищно смешной, насыщенный спецэффектами и откровениями фильм делает простой и понятной сложную историю о том, как бывшие пионеры стали рекламщиками на службе у богини Иштар, а «поколение пепси» выбрало Coca-Cola.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить