Киноафиша Москвы

Фильм «Железный человек»

Iron Man (2008, США)

7.1
0:00 / 0:00
0:00

Железный человек (Iron Man) - Трейлер

Железный человек (Iron Man) - Трейлер 2

Железный человек (Iron Man) - Трейлер 3

Смотреть трейлер

Экранизация комикса про продавца оружия, занявшегося спасением мира

Очередная экранизация комикса фирмы Marvel. Роберт Дауни-мл. играет изобретателя новых систем вооружения, заковавшего себя в броню и занявшего спасением мира. Для тщательной работы над образом Дауни снял офис по соседству с режиссером Джоном Фавро.

Режиссер фильма «Железный человек»

51 год Фильмов: 27

В 1990-х, до того как стать режиссером, Джон Фавро играл второстепенные роли в не самых кассовых или обласканных критикой фильмах, например, «Неизвестные личности» или «Короли Догтауна». В 2001-м он поставил свой дебютный фильм — «Made». За «Made» последовали еще три фильма, снятые Фавро: комедия «Эльф», детская фантастика «Затура» и супергеройское кино «Железный человек».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Петр Фаворов
отзывы:
263
оценок:
285
рейтинг:
3375
5

Злободневность — редкое качество для экранизации комикса: в этом мире тон до сих пор задают магниевые вспышки, хромированные лимузины и архитектура нью-йоркского модерна. «Железный человек», очередной блокбастер по мотивам приключений героев студии Marvel, расстается с этой традицией и, весело громыхая отрисованными на компьютере взрывами мегатонных ракет, отправляется на войну с террором — туда, где до сих пор в основном встречались высокоморальные нравоучения вроде «Без цензуры» или «В долине Эла». Самое время — в последний год правления президента Буша, а то того и гляди битва с талибаном тоже станет ретро.

В этом смысле бизнесмен Тони Старк (Дауни-мл.), конечно, образцовый герой нашего времени: акула американской оборонной промышленности, гениальный изобретатель новейших систем вооружения, позер, алкоголик и бабник («Правда ли, что вы переспали со всеми двенадцатью девушками с обложек прошлогоднего «Максима»?» — спрашивают у него солдатики. «И да, и нет. С мартовской у меня не задалось, но на рождественском номере, к счастью, были близняшки»). Главное — патриот-неоконсерватор, убежденный, что для общего блага Америка должна не только иметь, но и применять его бомбы, — потому что в вопросе «Нас должны бояться или уважать?» он твердо считает лишним слово «или». Попав в засаду к душманам во время испытаний новой ракеты в округе авиабазы Баграм, он с удивлением обнаруживает в их логове сотни ящиков с логотипом родной фирмы Stark Industries. Тяжелораненый Старк для вида соглашается поработать на своих тюремщиков (политкорректно изображенных кем угодно, от венгров до малайцев, но только не афганцами), а на самом деле прямо у них под носом собирает переносной термоядерный реактор, запитывает от него выкованные практически на коленке бронированные доспехи, разносит к чертям всю их Тору-Бору вместе с оружейными складами и улетает в направлении армейских позиций. Вернувшись в Лос-Анджелес, к вилле над кромкой океана и преданной секретарше по имени Пеппер Поттс (Пэлтроу), он примерно полфильма совершенствует свой костюм, а потом преподносит хороший урок тем, кто ставит личную выгоду выше безусловного тактико-технического превосходства ВС США.

Если учесть, что в комиксе-первоисточнике Старк (в общих чертах списанный с великого авиамагната-психопата Говарда Хьюза) боролся с коммунистами во вьетнамских джунглях, киноверсия «Железного человека» поначалу кажется грандиозной диверсией, пародией на разжигателей войны, снятой вечно левым Голливудом с таким размахом, что склонным к гигантомании Дику Чейни с Дональдом Рамсфелдом даже вроде и пожаловаться будет не на что. Это ощущение, однако, пропадает без следа к тому моменту, когда тщательно подошедший к рисунку роли Роберт Дауни начинает изображать психологический кризис, изменяющий все мировоззрение его героя. Душевные страдания Старка показаны так подробно, а подробности его внутреннего переворота так смехотворны (по результатам, кажется, что-то вроде осознания необходимости не только делать-продавать, но и лично применять свое чудо-оружие), что становится ясно: это не пародия. Все тут всерьез — в том числе и про ответственность ученого за то, что плод его труда попадет в нужные (то есть армейские) руки. Пожалуй, эта серьезность и примиряет с «Железным человеком» — без нее он остался бы не более чем квалифицированно свинченным аттракционом без капли человеческих чувств, которой, как машинным маслом, только и можно смазать скрипучие шестеренки таких автоматов.

Мечтать о супергеройстве — привилегия подросткового возраста, и неудивительно, что самым успешным марвеловским кинокомиксом стал «Человек-паук», фильм про то, как всемогущим стал закомплексованный старшеклассник. На первый взгляд, превращение в супергероя талантливого взрослого мужика — зрелище печальное и противоестественное. Но когда комиксная фабула «Железного человека» как родная ложится на актуальные образы международной политики, в голову сама собой приходит мысль: все это просто потому, что неоконсерваторы — это те же подростки.

38

Отзывы пользователей о фильме «Железный человек»

Фото Walter  Klemmer
отзывы:
96
оценок:
208
рейтинг:
547
5

Хочется поставить "пятёрку" первым двум третям "Железного Человека" и вкатить твёрдый осиновый кол финалу. Впрочем, разочарования как ни бывало: Роберт Дауни-младший - просто молодчина, таких Дэвид Леттерман совершенно справедливо объявляет как one of the finest actors of our time. Благодаря РДм ходульный сценарий обрастает реальностью даже в самых диких сценах (таковых, впрочем, совсем немного), его шутки смешны, персонаж осязаем, действия динамичны. Прибавить несколько ударных сцен без CGI-излишеств и узкую юбку Гвинет Пэлтроу (тоже, уверен, без CGI) - и смотреть "Iron Man" становится одно удовольствие.

Первоначальное впечатление после (исключительно неудачно локализованного) трейлера было - что за тухлый гибрид "Робокопа" будет открывать летний сезон блокбастеров в этом году? Справедливости ради, "тухлым гибридом" фильм только становится на несколько минут финальной битвы, которая по закону жанра должна быть суперспектаклем, но на деле оказывается размазанной по тарелке кашей наподобие "Трансформеров", когда история вдруг свелась к типичному "Жми на кнопку, Пеппер!" - что за кнопка, откуда она там, и как вообще обутая в роскошные Christian Loubutin Пеппер (Пэлтроу) ещё жива во всём этом металлоломе, непонятно. Остальное получилось неплохо: Тони Старк (Дауни-мл. знает как играть алкоголика: мало того что жизненный опыт, так еще если все его последние роли вспомнить - "Чарли Бартлетт", "Сканнер Даркли", "Зодиак" - он вообще из бутылки не вылезал), его ассистентка Пеппер Поттс (Пэлтроу на удивление мила и вообще ноги у нее, надо сказать просто ах - не зря Мадонна её гоняет в спортзал каждый день), совершенно роскошные доспехи ЖЧ, масса комедийнх ситуаций и при всем при этом довольно жестокие (для массового комикса) битвы, - фильм очень развлекает и не даёт зацикливаться на неизбежных штампах. Даже назойливое присутствие всей линейки автомобилей Audi не вредит.

8
Фото hb
отзывы:
4
оценок:
14
рейтинг:
25
9

«И вместо сердца пламенный мотор!»

Заокеанские кинематографисты уже давно снимают лучшие ленты по мотивам советских песенных хитов («Небесный капитан и мир будущего», например, это, как было замечено, про «Первым делом, первым делом самолеты...»). История оружейного магната, который едва не потерял физическое сердце, но вместе со спасительным термоядерным реактором в груди обрел сердце метафизическое, — сказка про железного дровосека наших дней. Стальные руки-крылья для вечных романтиков.

6
Фото Kabal
отзывы:
106
оценок:
109
рейтинг:
716
7

Послеобеденный переезд по афганским пустыням стал завершающим в карьере главного торговца оружием своей страны Тони Старка (Дауни): колонна его сопровождавшая попала в засаду, машины утонули в клубах пламени, а сам Старк, сраженный видом пулевых отверстий в двери, выскочил из внедорожника, но не пробежал и десяти метров – что делать, где-то рядом взорвалась ракета. Чтобы осколки не пронзали сердце, шахиды вшили ему в грудь магнит размером в хоккейную шайбу и подключили к машинному аккумулятору – а затем сказали: «сделай нам боеголовку и мы тебя отпустим». Вместо оружия он сделал себе доспехи из железа и с их помощью вернулся назад. Дома, однако, его ждали новые проблемы, апгрейд костюма, а также верный друг с боевой выправкой (Ховард) и узкая юбка Пеппер Поттс (Пэлтроу).

Все течет - все рано или поздно изменяется. С таким утверждением легко согласиться, если взглянуть на то, как были и как сейчас устроены высокобюджетные фильмы. С одной стороны, масса клише повсюду: темы избиты, сюжеты и герои вторичны. С другой – раз в пятилетку появляются люди, которые в поиске новых идей и течений бескомпромиссно рушат устоявшиеся каноны жанра. В 2002 году Дуг Лиман перевернул страницу шпионского триллера, придумав идеального убийцу в лице Джейсона Борна – человека из толпы. В 2006 Мартин Кэмпбелл частично реанимировал «бондиану», когда против всех правил взял низенького белобрысого Крейга и заставил его чувствовать боль. Свои мини-революции, безусловно, были и в экранизации комиксов, но если отбросить все заигрывания с картинкой (Sin Sity, 300), то единственная и по-настоящему крупная осталась за «Человеком-пауком» с его подростковой романтикой. Вторая, возможно, будет за «Железным человеком» с его взрослыми отношениями.

«Арон Мэн», строго говоря, не самый популярный комикс в марвеловской линейке выпусков, но на сегодня, наверное, самый подходящий. В заглавной роли тут Роберт Дауни мл, который буквально несколькими штрихами рисует коллективный портрет наших современников: эдакого циничного инфантила, беспристрастно прожигающего жизнь в информационном потоке биржевых ставок, денежный переводов и нейротехнологий. В Питера Паркера как в простого человека, который не может трахнуть деваху три серии подряд, можно было верить лишь в силу очередной сценарной условности кинокомикса; в Тони Старка, который больше времени общается с роботами и не замечает прехорошенькую секретаршу у себя под носом, веришь сразу и безоговорочно, потому что узнаешь себя, и вообще в этом, наверное, есть некий символ наступившего завтра. Главная прелесть «Железного Человека» - даже не в чумовом Дауни, не в смешных шутках и не в пиротехнических возможностях режиссера Джона Фавро, который, как и Майкл Бэй, чертовски любит взрывать танки и просто до визга отрывать крылья военным самолетам. Самое сильное во всем этом - невольное осознание того, как хрупки и порой нелепы простые человеческие отношения. В конце концов, из этого 200-миллионного фильма, открывающего в этом году летний сезон блокбастеров, стоит запомнить всего одну сцену и сделать из неё простой в своей очевидности вывод: роботы, железные костюмы, спасение мира - это конечно хорошо, но лишь миниатюрная женственная ручка, как у Гвинет Пэлтроу, способна «заменять заряд» в нашем сердце.

6
Фото BigBigZ
отзывы:
67
оценок:
68
рейтинг:
475
5

Гений-техник Тони Старк, зарабатывает на жизнь тем, что создает самое совершенное в мире оружие, а затем продает его за огромные деньги кому ни попадя. Во время очередной деловой поездки на Ближний Восток, Старка похищают злые дядьки с автоматами, сажают под арест и без единого слова по-английски(американски) заставляют сделать им опытный образец смертоносной ракеты "Иерихон". Оказывается они давно пользуются изобретениями Stark Indastries. Держа в карманах брюк жирный кукиш для своих обидчиков, магнат в неволе сооружает железный костюм и, жертвуя напарником-ученым, сбегает из заточения. Дома он понимает, что его похищение - заговор организованный его компаньоном и старым другом Обадайей Стейном. Усовершенствовав в домашних условиях свой костюм, он задается целью накостылять своим обидчикам и становится Железным Человеком.
Джон Фавро, снявший по моим собственным убеждениям самый глупый комикс-муви современности "Сорвиголова", соткал почти идеальное полотно-блокбастер, временами разочаровывающее только ситуационными глупостями главных героев, постановочными ляпами и безликой Пэлтроу в роли "почтиглавнойлюбви" Старка.
Два начала, две судьбы, две жизни - основа любого характера почти каждого супергероя. Кларк Кент, Брюс Уэйн, Питер Паркер и многие другие - сильно страдали, а иногда и надоедали этим зрителю, от своей дву полярности внутреннего мира. Именно по привычки и готовишь себя к тому, что Тони Старк тоже член клуба "Быть собой - Не быть собой". Ан нет. Плейбой, кутила и по совместительству продавец смерти, влюбляет в себя с первых минут своей расхлябанной индивидуальностью. Роберт Дауни-мл. на экране предельно рационален, строг и решителен. Нет сентиментальных дум, соплей и привязанности. Убежденный сторонник правила: "Если я продаю оружие, то это не значит, что кто-то из него когда-нибудь выстрелит". В отличие от нерешительных Человека-Паука и Бетмена, чувствовавших себя комфортно только облачившись в свое супергеройское одеяние, АйронМен и в обычной жизни остается крутым дядькой. Даже внутренний переворот Старка воспринимается как должное, а не событие(Этим очень "славится" Голливуд). Именно рассудительность и делает Старка по сути самым человечным из супергероев современности, давая смачного пинка подростковым душевным мытарствам Питера Паркера и закрытой двуличности Брюса Уэйна.
Виски, Audi R7 и модели журнала Maxi - три кита Тони Старка. Отныне супергерой - идол не только для детей, но и их родителей.

5
Фото Дмитрий Жигалов
отзывы:
338
оценок:
471
рейтинг:
1425
7

Киборг, но это нормально

- Такого даже человек-паук себе не позволял! - восхищенно заметила моя девушка, когда пошли титры. Немудрено: невероятный Роберт Дауни-младший в роли Железного человека фееричен!

Попавший в плен террористам в Афганистане плейбой-миллионер и оружейный барон Тони Старк сумел спастись благодаря собственному таланту и выдержке. Раненный фактически смертельно, он впаял себе в грудь мини-реактор, примагничивающий циркулирующие в крови мелкие осколки, и создал бронекостюм, чтобы разгромить террористов. Вернувшись к себе на виллу, Старк решает изменить принципы работы своего военпрома – отныне оружие, которое он производит, должно только защищать, но не разрушать мир. И в первых рядах защитников – сам Старк, закованный в усовершенствованный бронекостюм Железного человека.

Превращение в супергероя не очередного закомплексованного подростка, а сорокалетнего Роберта Дауни, обошедшееся Universal и Marvel в 186 миллионов долларов – казалось бы, рискованный ход. Но когда речь идёт о возможности, которую раньше просто никто не видел, это называется другим словом: гениальность.
Циничный плейбой, весельчак и увлеченный конструктор в одном флаконе, – Тони Старк непременно должен стать если не героем нашего времени, то первоклассным образцом нашего техногенного завтра. Он не был ни бедным гением, ни укушенным какой-нибудь дрянью мутантом – Старк сделал себя сам, занимаясь любимым делом и развлекаясь. Он спит с каждой встреченной красоткой и летает по миру в самолете, где есть шест для стриптиза в исполнении роскошных стюардесс, – но слишком обаятелен и благороден, чтобы казаться аморальным. Старк похож на современного Атоса, сердцем прикипевшего к технике: он достаточно живой, чтобы стремиться быть на него похожим, и вполне идеальный, чтобы быть недосягаемым для подражаний.

Как и положено первой серии заявившей о себе новой франшизы, львиная часть «Железного человека» посвящена превращению Тони Старка в супергероя. Героями не рождаются – героями становятся: и Дауни-младший пол-фильма проводит в мастерской, сначала буквально выковывая, затем отлаживая бронекостюм, полный различных шестерёнок. Одухотворение металла завораживает: кажется, можно вечно глядеть, как движутся железные детальки в костюме первого киборга, и с какими забавными происшествиями человек укрощает необузданную механическую мощь.

Конечно, одними приготовлениями дело не обойдется: Железный человек разнесет на жестянки террористов, посоревнуется с истребителями и едва не улетит на Луну. А от финальной пламенной битвы с швырянием машин и спецагентов у меня до сих пор глаза горят, как у ребёнка.

Сращение человека с металлом всегда было одним из любимых сюжетов в мировой фантастике. Железная воля, железная выдержка, железная логика – и Железный человек как совершенный сплав всего этого. Но внешняя твёрдость часто соседствует с непоседливостью и чувствительностью, а стальная оболочка призвана усмирить внутреннюю необузданность.
Самое слабое место Железного человека – тяга к спецэффектам, а запустить пламенный мотор в его груди способна только самая близкая женщина. Пока это так, всё в порядке с героем, занятым совершенствованием своих умений. Пока это так, нет ничего страшного даже во всеобщей киборгизации.

4

Галерея