Фильм

Фильм Три кроны для моряка

Les trois couronnes du matelot (1983, Франция), IMDb: 7.1

Предоставлено пользователем: sheva4457
1/2
СтранаФранция
ЖанрыФэнтези
РежиссерРауль Руис
Продолжительность1 час 57 минут
Дата выхода4 октября 1983
7

Лингвистически-юмористическая сюрреалистическая и абсурдная история, которую рассказал один пьяный матрос одному студенту убийце в одном пивной. Студента, вроде как, зовут Тадеуш (Филипп Депланш), учился он у одного ювелира, которого однажды тюкнул по голове и ограбил. Понятное дело, что после такого в городе он оставаться не может, поэтому он пытается найти место на каком-нибудь корабле и под этим предлогом встречает матроса, который в состоянии изрядного подпития готов продать тому место на корабле. Вот только сначала тому нужно обязательно выслушать одну историю. И начинает мучать студентика, а значит, и нас с вами, путанными байками о том, как он будучи еще молодым пареньком послушался совета слепого прохожего, и ушел на корабле в дальние края. А корабль тот был совсем не простой, а с командой из мертвецов. На пути их следования – все прекрасные порты и невиданные страны. Впрочем, ждать какой-то захватывающей пиратской мистической истории не стоит. Студенту некогда, матрос уже пьяный, а зритель, вероятно, не готов сразу вот понять и разобрать все веселые отсылки и цитаты. Впрочем, если постараться, то каждый получит то, чего хотел. По крайней мере, у студента и матроса это получилось. Очередь за вами, ведь на корабле мертвецов всегда должен быть хоть один живой человек.

Самый популярный и самый любимый многими критиками и зрителями фильм Рауля Руиза. Этот факт, впрочем, не мешает самому автору фильм сильно недолюбливать. Однажды он сказал, что самая главная с ним проблема в том, что он стал очень успешным. Если чуть подробнее, то Руиз очень не любил снимать по прописанному сценарию, а этот фильм стал для него лишь постановкой заранее известных сцен. С ним тут спорить не очень хочется. С одной стороны, автору всегда виднее, с другой, у него действительно есть более яркие, более пронзительные и сильные фильмы. Но, да не о таком сейчас говорить не стоит. Все же, так или иначе, а фильм стал яркой точкой в траектории Рауля Руиза по небосклону мирового кинематографа, а также чудесно укладывается в систему, описывающую эволюцию чилийского автора на европейской земле, как режиссера. И уж тем более фильм так и просится для более тщательного анализа.

В первую очередь, конечно, бросается в глаза разношерстность источников, которые Руиз, будто заправский постмодернист, скроил в новый, чуть аляповатый, но захватывающий внимание, сюртук. Тут есть и классическая легенда о «Летучем голландце», и «Сказания о старом мореходе» Колриджа, и «Бессмертная история» Бликсен (которую Орсон Уэллсу весьма здорово как-то поставил). Да и весь материал в целом напоминает этакое варево, сплав уэллсовского нуара, современной безапелляционной в своей сложности прозы, пиратских историй, которые были так популярны в начале 80-х. Сама нарративная система, как и полагается для Руиза, довольно сложна и напоминает один из его самых ранних фильмов «Прерванное служение», где тоже две истории, снятые в разных стилях, были смонтированы в одну и также друг с другом дискутировали. Только в этом фильме Рауль Руиз идет еще дальше и создает еще более многослойную текстуру, перекручивая ее в нескольких плоскостях, выдавливая все возможное из структуры «мез-ан-абим», фильма в фильме.

Таким образом, используя стилистические клише и историю, которая известна заранее многим, Рауль Руиз играет с коллективным подсознанием, контекстным восприятием на лингвистическом уровне. Линейное повествование отброшено в пользу тенденции к повторению, тяготению к цикличности. Идентификация героев затруднена постоянным стремлением спутать образы, что в финале доводится до максимальной точки кипения, погружая героя в Лимб, а зрителей в желание поспорить друг с другом на тему, чем же все-таки закончился рассказ. Есть и другой интересный аспект, помимо литературного. Намек на него содержится даже в названии. Речь идет о всепоглощающей экономической страсти к валютному обмену, что становится чуть ли не ключевой нотой развития сюжета. Более того, именно обмен как таковой в фильме исключен, все денежные потоки должны быть проведены именно в той валюте, в которой начаты. Этакий совсем антикапиталистический принцип монетизации. И тут можно усмотреть не только привычную для Руиза критику капиталистического общества, но и отсылки к работам Клоссовски, с которым режиссер работал на заре своей карьеры во французском кинематографе.

Интересно, что некоторые историки считают этот фильм чилийского режиссера в некотором роде водоразделом в истории латиноамериканского кино. Был привнесен важный аспект постколониальной культуры, который повлиял на дальнейшее развитие кино Латинской Америки. А другие исследователи, наоборот, видят в этой ленте следы непосредственного влияния легенд и приемов континента, где родился и вырос автор. Важным с точки зрения всего творчества Руиза является также и тот факт, что именно с этого фильма появляется момент потери человеком его страны, языка, самоидентификации. Появляется оттенок такого чувства, которое больше напоминает ностальгию, но по месту, в котором не был, или месту, которого нет, и этот факт делает это чувство еще более печальным. Прошлое в терминологии творчества Руиза – это пространство, которое способно быть трансформировано посредством усилий аллегорического характера. В совокупности с настоящей историей самого Рауля Руиза, становится очевидно, что попытки отделить европейские от латиноамериканских черт в творчестве режиссера просто невозможны. И именно в этой точке направление его фильмов делает плавный поворот и влетает в новый период, новую страницу, новую букву.

28 января 2014
Все отзывы
Читайте также
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
15 альтернативных финалов известных фильмов
15
альтернативных финалов известных фильмов
15 альтернативных финалов известных фильмов
7 новых хороших украинских фильмов (и один сериал), которые не покажут в российском прокате
7
новых хороших украинских фильмов (и один сериал), которые не покажут в российском прокате
7 новых хороших украинских фильмов (и один сериал), которые не покажут в российском прокате