Фильм

Фильм Отрыв

2007, Россия, IMDb: 6

6.5
6
1/13

Режиссерский дебют сценариста Александра Миндадзе

Родственники погибших в авиакатастрофе разыскивают виновника гибели своих близких. Режиссерский дебют сценариста Миндадзе — черный ящик, издающий не речь, но скрипы, визги и кряхтение; предельно обнажая эмоции, автор последовательно запутывает нарратив.

СтранаРоссия
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 23 минуты
Дата выхода13 сентября 2007
Дата выхода в России13 сентября 2007
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Отрыв»

7

В провинции из-за ошибки диспетчера падает пассажирский самолет. Виктор (Кищенко), мужчина лет сорока с ледяными глазами, потерял в катастрофе кого-то близкого. Несколько дней он проводит в компании людей, которые стали косвенными жертвами катастрофы, — а жертвами стали все, в том числе и виновники. Вдовец с мягкой улыбкой, похожий на артиста Стеблова; другой вдовец — потеющий толстяк в шортах, обманчиво растерянный; правительственная комиссия, которая что-то скрывает; команда летчиков — то ли животные, то ли ангелы смерти; собственно диспетчер. Единственный человек, который не похож на жертву, — сам Виктор.

В фильмах Вадима Абдрашитова, для которого дебютировавший вдруг в режиссуре Александр Миндадзе тридцать лет писал сценарии, насквозь вроде бы советские производственные и судебные коллизии оказывались материалом экзистенциальных, а фактически экзистенциалистских драм: по Миндадзе, как и по Сартру с Камю, человек по-настоящему раскрывается только в пограничной ситуации, на краю. Дурацкое слово «отрыв» — то ли из сленга, то ли что-то авиационное — туда же, на край. Нервно, почти истерически снятый камерой обычно невозмутимого Шандора Беркеши («Коктебель», «Свободное плавание»), фильм посвящен вопросам, думать о которых не хочется, а расшифровывать неловко: для желающих в новостях подробно освещается дело Калоева. Но определенное бесстыдство — качество, необходимое для режиссера, решившего поговорить о смерти ближних (впрочем, и для режиссера вообще), и Миндадзе, к счастью, им не обделен. «Отрыв» — черный ящик, издающий не речь, но скрипы, визги и кряхтение; предельно обнажая эмоции, автор последовательно запутывает нарратив. Который, впрочем, постфактум кажется более чем внятным. Взявшись в одиночку раскручивать ключевую для дуэта тему мужских отношений, Миндадзе поступил самым радикальным образом: женщин, имеющих отношение к сюжету, он убил еще до начальных титров.

4 сентября 2007
9

Побывала на предпремьерном показе первой режиссерской работы известнейшего сценариста Александра Миндадзе «Отрыв» в прошлые выходные. Фильм не выходит из головы уже неделю. Я все еще его распутываю, я все еще его проживаю и пытаюсь понять, как можно так одновременно четко и тонко мыслить, как можно рассказать личную историю к контексте целого мира. Фильм о том, что человек слаб и грешен и что он все время ищет бога, каждый день своей жизни, но обретает его, только потеряв все, включая себя.

Кто-то, возможно, увидит в фильме историю Калоева, кто-то историю примирения с собой, кто-то рассказ о том, как человек выпутывается из сети своих пороков, кто-то увидит рассказ о мести и возмездии, кто-то рассказ о том, что никто из людей не является тем, кем кажется на первый взгляд, кто-то историю о том, что человек не знает сам себя, ни то, что души других людей, кто-то отчаяние и надежду. Так много красок в этом полотне, так много образов, так много сказано и еще больше не сказано.

Самое главное, что фильм, несмотря на то, что в процессе просмотра от кадра к кадру все страшнее и страшнее, оставляет чувство небывалой надежды на прощение, на то, что ты всегда будешь принят и утешен, если ты действительно хочешь и ищешь этого принятия и утешения. Ни слова о религии, ни слова о боге, только о людях, только о душах и только о каждом из нас персонально.


10 февраля 2008
9

Да... уж... такое кино можно смотреть десятками раз...

Так обычно в рецензиях и строчат: на один раз не рассчитывайте; во время просмотра не отвлекайтесь; если не понимаете, что смотрите - отложите на годик, потом повторите...

Ещё пишут про сумасшедших много. Ещё пишут про сюжетную линию и актёрскую игру...

Что остаётся?! Да о себе написать! Я-то думал, что самый умный, что всё пойму, что другие не могут охватить и переварить в секунду... Чё-то мне нужна помощь посторонних...

Фильм. Представьте ситуацию. Человек потерял, ну, допустим, семью в авиакатастрофе. То есть, он их ждал, а они приземлились носом в поле. Семьи по факту не осталось, даже опознавать никого не приглашали, потому что "нечего опознавать". Вопрос: что делать-то?! Да, а что делать? ЧТО ДЕЛАТЬ? Надо же что-то делать... ЧТО-ТО! Ну, хотя бы понять почему? Как такое могло произойти - авиакатастрофа... Надо найти для себя какую-то отговорку, какую-то вербальную точку, чтобы на неё ссылаться: да вот, пилот там... или - да вот, усталость металла... или - да диспетчер там сонный был... Чтобы другие люди, когда узнают, что собеседник-начальник-подчинённый семью потерял, не имели повода обвинить этого несчастного в том, что он ничего не сделал в память о потерянных ИМ людях. Чтобы себе было что сказать тихим вечером в одиночестве: не виноват я, так получилось уж... Вот и должны наши "родственники" мельтишить по аэропорту и окрестностям в поисках ответа.
Чтобы понятнее было, аналогия: поставьте диагноз плачущему ребёнку, который у Вас на руках явно страдает, но он объяснить ничего не может, он кричит только, больно ему! Надписей никаких на нём не загорается, куда смотреть и где ошибка программы. Родители - вот они, рядом - они порвут в секунду, если что не так или ничего вообще. И ребёнок - вот он, он помереть может в любую секунду - всякое ж может с ним быть! Никогда не пробовали понять ревущего от боли ребёнка? Найти причину боли? Никогда не стояли над врачом-педиатром?)

Вот и тут. Самолёт - в поле хвостом в небо. Вокруг люди жмутся в ожидании. На вопросы и с комментариями - то лопушок в очёчках, то девочка понахальнее. Мужики, понятное дело, по коням - и на объект! Или в морду каждому, кто не угадал, чего говорить надо. Или в ресторан - пить горькую и заедать рыбкой.

И есть среди них один, который молчит и "всё правильно делает". Вероятно, он - герой этой картины. Только под конец фильма впечатление создаётся, что мёртвый он... пилот это был второй, который то ли виноват в аварии лично, то ли так и не понял, как в зёмлю влетел на 900 км/ч и выше... Поэтому он и ходит по земле в поисках своих ответов. Или грехи свои носит, потмоу с такими ни в рай ни в ад не принимают. И что самое странноватое - на земле он таких же много встречает. Он же и машину водит, и в бассейнах плавает, и с людьми общается, и небритость с бородой на нём растёт... Что - кто не принят, отправляется обратно на землю жить дальше? В этом какой-то смысл? То ли жизни, то ли фильма... Ведь он всех нашёл - и комиссию, и экипаж, и стюардессу, и диспетчеров не по одному разу, и отца... И всё ж с нуля, как будто чуял и знал, кто где стоит, кто куда едет, кто куда идёт, кто где пьёт! Всё с нуля ведь...

Так что ж там было, с этой аварией?!

Один диспетчер устал, потому что две смены подряд - в обиходе такое состояние называется "слепой". Особенно смешно в разговоре про авиадиспетчеров... Такие анекдоты чуть не каждый день в новостях травят. Некоторых возбуждённые родственники даже убивают потом, а их оправдывают.
Так вот диспетчер устал:
-Слепой?
-Слепой.
-Иди.
-Ну я и пошёл, лёг. А на него два эшелона направили: мой, нижний, и его, верхний.
В итоге вроде как виноват кто? Кто по должности был обязан в данный момент смотреть в экран слепыми глазами? Или тот, кто его отпустил и за него принял двойную нагрузку? Напарник... Хороший человек. Был.
-Был?
-Все мы теперь "были"...
Итак, на земле виноватый есть. А что было в небе в этот драматичный момент?
Вероятно весьма, что в кабине одного лайнера был пьяный бизнесмен, "хозяин пароходов, фабрик, рек и лесов, любивший порулить". Его жена и дети летели в том втором лайнере, который носом в землю... В том, который не успел отвернуть? Или не успелотвернуть этот, с очкариком в кабине? Тогда кого же подвозит к вокзалу наш герой?! И если он, очкарик, выжил, то как же "новорождённый" экипаж, командир корабля которого успел отвернуть - "мастерство!" - и получил два раза по морде от героя. За что? За то, что выжил, а герой не выжил? Или за то, что не выжил? Зачем тогда очкарик берёт куклу у героя "для дочери", если дочь была в том втором самолёте? Зачем он говорит герою "это ты его, ты..." о задушенном собственноручно диспетчере-"напарнике", если диспетчер на земле, а участники диалога - трупы?! Значит, виноват второй пилот (наш герой), а диспетчер вроде как случился козлом отпущения? Но ведь и второй пилот мёртв;)

А как же тот парень, который составил компанию герою в разработке деталей трагедии? Тот, который на волне ссоры с женой не сел в тот злополучный самолёт? Который летел "В Египет"? Тот, жена которого, столь оплакиваемая, оказывается жива, так как тоже не села в самолёт, а - ВНИМАНИЕ! - прилетела другим рейсом (!) и по сходе с трапа тут же наткнулась на мужа! А разговор жены и героя?! Это чудо...
-Ты меня видела, когда я брал деньги из кармана твоего мужа?
-Когда?
-Когда из телевизора на меня пялилась.
-Это ты на меня пялился, я заметила.
-Ну пялился...
-Что, понравилась?
Как это объяснить?! Да ещё не посмотрев! А посмотрев - очень такая сцена... душевная, что с просмотром, что с разговором... Очень уж дама была... не помятая...

А эта... стюардесса... муж которой тот самый диспетчер-напарник, но за которого она ещё раз собирается выйти!?! Не она разве шлёт герою видеопослание из Египта?! И не она ли расшиблась вместе с самолётом? И не она ли пьёт за своё чудесное спасение с параллельным экипажем?

Всё это так странно, так свежо и непонятно;) что твой ТвинПикс нервно курит в переулке!

А эта сцена в финале, где контуженный старик признаётся отцом героя, хотя в начале фильма он ясно сказал, что старшего сына он схоронил, когда того под Кандагаром, что ли, шарахнуло, а младший - был помощником пилота в этом рухнувшем самолёте...

Вот поди ж ты, вроде круче всех моя теория, но и у меня не срастается!

Так что фильм снят в лучших традициях Прогулки с её рваным ритмом и скачущей камерой, но и в лучших традициях Необратимости - здесь, конечно, 10 баллов за ссылку - та же рваная съёмка плюс непонятное ощущение постепенного отыгрывания назад... И актёры такое ощущение что сначала посмотрели, как оно будет на экране, а потом неплохо повторили оригинала. А и режиссёр, шумят всё, был нехилым сценаристом у другого нехилого режиссёра...

Словом, пропустить такой фильм легко, недосмотреть - тоже легко. Вот посмотреть - дело, а понять, да другому доказать - медаль!

14 сентября 2008
9

Что нам дал 2007 год?
Появление режиссера Первой величины класса Абдрашитова!
Это как Райкин и Жванецкий. Мы говорили Райкин, Райкин, а писал-то все самое лучшее Жванецкий.
Справедливости ради следует отметить, что в сольных выступлениях Жванецкого не хватает Райкина. А вот в сольном фильме Миндадзе отсутствия Абдрашитова даже не замечаешь. Тот же язык, тот же надрыв (Отрыв), та же классная игра актеров. И актеры-то все не раскрученные, что тоже радует.
Блестящая работа для первого шага в режиссуре. И безумно интересно, какой будет второй.

6 февраля 2008
9

Жесткий, страшный, рваный, мужской фильм... Эдакое роуд-муви - путешествие человека кругами своего персонального ада, населенного дикими жуткими чудовищами. Но и человек оказался не из робких... Гениальная актёрская игра!

28 октября 2007
7

Было сложно смотреть: сюжет нелогичный, диалоги рваные какие-то.. Постоянно что-то ускользает..

а потом ТАК было стыдно, что до меня не дошло то, что должно было дойти.
Вот так себя считаешь киноманом, а потом тебе показывают Кино, а ты, как последняя тупица выходишь, и понимаешь, что уровень у тебя далеко еще не тот. А у кого тогда тот? Сколько человек поняли это? Тут вот рецензий - ноль. Из зала люди уходили.. Значит ли это, что фильм плохой? Или это мы не тянем?

Хочется быть умнее. Миндадзе - авторитет. Просто смотри, слушай и пытайся хоть что-то понять, когда тебе такие люди открывают мир. Хочется учиться у таких людей.

30 сентября 2007
Все отзывы
Читайте также
120 главных российских фильмов
120
главных российских фильмов
120 главных российских фильмов
26 сериалов июля
26
сериалов июля
26 сериалов июля
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Исторические фильмы, которые стоит посмотреть
Исторические фильмы, которые стоит посмотреть
Исторические фильмы, которые стоит посмотреть
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость